Формирование социальных компетенций учащихся через работу школьных музеев

  • docx
  • 21.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование социальных компетенций учащихся через работу школьных музеев.docx

                                                                  Н.В.Ханжина,

 учитель географии и биологии,                                                                                             

                                                                                             директор школьного музея

МКОУ СОШ с. Кулыги

Вятскополянского района Кировской области

 

«Формирование социальных компетенций учащихся через работу школьных музеев»

                                       «Нравственный человек многое делает

                                                                    ради своих друзей и ради Отечества».

Аристотель

         «Теперь, когда мы научились летать по воздуху как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле как люди», – так писал английский драматург и общественный деятель Бернард Шоу еще в середине прошлого XX века. И действительно, за это время люди многого для себя добились. Прогресс, развитие экономики, новые информационные технологии – все поставлено на службу человеку.

Вот уже более десятилетия мы живем в XXI веке. Казалось бы, жизнь должна быть еще спокойнее, увереннее, радостнее. Однако в обществе наблюдается рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полному взаимопониманию между людьми. Это проявляется не только на межгосударственном уровне, но и в повседневном межличностном общении.

          Одной из основных задач современного образования является достижение нового, современного качества образования. Под новым качеством образования понимается ориентация на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, одна из которых – социальная.

          Что же такое социальная компетентность?

          Социальная компетентность характеризуется владением знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина. избирателя и пр.), в социально-трудовой сфере ( права потребителя, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

        

В данную компетентность входят:

-соблюдение социальных и этических норм: развитие чувства гордости, патриотизма к Родине, краю, родному город селу, школе;

-владение приёмами и навыками межличностного общения со сверстниками: готовность к коллективным формам внеклассной деятельности, уважительное отношение к взрослым в школе и вне школы.

-способность принимать собственные решения, проектная деятельность;

-способность делать осознанный выбор;

-стремление к осознанию собственных потребностей и целей;

-создание ситуации успеха, обстановки, вызывающей положительные эмоции.

         Огромную воспитательную  роль в формировании данных компетенций играют школьные музеи.

         В своей работе мы используем опыт школьных музеев г.Лянтор ХМАО и МБОУ СОШ  г.Шатуры.

       Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития..

В нашей школе работает краеведческий музей. Он содержит 3 основные  экспозиции: « История школы», «Боевая славы» и « Русский быт». Экспонаты музея находятся в  2-х кабинетах и на  этажах в широких коридорах.

 Потенциал для становления и развития той или иной компетентности заложен в содержательных элементах образовательной среды школьных музеев.

        Проектно-исследовательская деятельность учащихся.

        Исследовательская работа школьного музея основана на социологическом опросе, интервьюировании. Учащиеся опрашивают знакомых, родственников, старожилов и просто интересных в познавательном плане людей. Это позволяет ребёнку, во-первых, получать возможность непосредственного  общения с ветеранами войны и труда, участниками локальных конфликтов и др., во-вторых, интервью является средством получения данных о состоянии общественного мнения, в-третьих, важное достоинство этого метода – широта охвата разнообразных сфер социальной практики.

Результаты исследований сопровождаются фотографиями, грамотами и газетами  прошлых лет. Собирая материал для школьного музея, дети активно сотрудничают с архивами разных уровней ,школьными музеями ВП района и города Вятские Поляны, районным краеведческим музеем. Помимо исследовательских умений развиваются социальные умения: ставить цель, планировать время,  принимать решение, коммуникативные умения: вступать в диалог, задавать вопросы,  вести дискуссию, находить компромисс.

Юные экскурсоводы в ходе экскурсий приобретают  презентационные компетентности: навыки монологической речи и умения: уверенно держаться во время выступления,  использовать различные средства наглядности при выступлении,  отвечать на незапланированные вопросы.

        Поисково-исследовательская деятельность, это форма работы, которую мы стараемся использовать  в школе. На данный момент эта форма востребована, и мы стараемся как можно шире охватить этой деятельностью учащихся.

         Например,  учитель начальных классов  Суханова Т.А. работала над проектами « Современный облик села Кулыги» и «Шахматисты Кулыжского сельского поселения».  В них вошли материалы классных часов, родительские собрания.  Дети совершали экскурсии, собирали фотодокументы, вместе с родителями создавали презентации и готовили проекты к защите на школьной научно-практической конференции. Учащиеся 3 класса, под руководством  учителя начальных классов Курочкиной Л.В., представили на школьной научно-практической конференции проектную работу «Растем вместе», которую начали еще в дошкольной группе.  (слайд с конференции)

         Ежегодно большую исследовательскую работу с учащимися проводит учитель русского языка Лопаткина Л.Л. .  Работа «Поколений связующая нить» (об особенностях народной речи жителей Кулыжского поселения ) на региональном и Всероссийском конкурсах исследовательских работ отмечена дипломами 1 степени.  Дипломом 2 степени отмечена  проектно-исследовательская работа « Памятники природы регионального значения Кулыжского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области» на районном конкурсе исследовательских работ учащихся. Работа выполнена под руководством учителя химии Санниковой Л.А. (слайд  тит.листы работ и награды)

        Большую работу провели ребята –активисты школьного музея, занимаясь поиском, организуя встречи и литературный праздник, посвященный поэтическому творчеству земляков. И работа эта перешла из проектно-исследовательской в поисковую.( слайд видио фрагмент поэты читают стихи)

       Ежегодно одной из форм летней работы является поисковая. Выделяем эту работу как одну из главных и ключевых. Прежде всего нас интересуют люди, связанные с нашей школой. Те, кого она  воспитала и образовала. Традиционные праздники не обходятся без  приглашения ветеранов. Школьный музей работает в тесном содружестве с Советом ветеранов Кулыжского сельского поселения, руководит которым Умрилова Раиса Демидовна -наш учитель, долгое время возглавлявшая школьный музей. Она председатель общественного Совета школы. Это воспитание связи поколений, и дети это видят. Материалы об учителях хранятся  в музее истории школы.  (слайд с приглашением Пермяковой Н.М. и Умриловой Р.Д.).

        Интересная встреча учащихся краеведческого кружка прошла в школьном музее с нашим земляком- Сухановым А.М. Он с нескрываемым волнением рассказал детям о поездке в Тверскую область Молодотудское сельское поселение к месту захоронения своего дяди, геройски погибшего во время ВО войны  Суханова Александра Ивановича. Спустя 67 лет он побывал на месте сражения, пообщался со старожилами-свидетелями тех незабываемых боев, поклонился  у монумента защитников Родины, привез горстку земли на Кулыжскую родину, а главное, он выполнил желание отца- Михаила Ивановича –родного брата, который по состоянию здоровья не мог этого сделать сам. Пересматривая экспонаты –фотодокументы школьного музея , Александр Михайлович нашел фотографию дяди, попросил копию и выразил благодарность что в фондах музея храняться «дорогие свидетели» семейных реликвий. (слайд  с А.М. Сухановым в музее).

        Огромную и важную работу провели родители вместе с детьми-  учениками 8 класса :Соковикова Людмила Юрьевна с Виктором и Санникова Наталия Ивановна с Евгением по созданию своих родословных книг.(слайд тит.лист и дипломы). Этот продукт заслуживает особого внимания. Поисково-исследовательские работы Соковиковых и Санниковых об участниках ВО войны «Цена Победы…Как ты дорога!» и «Нет срока давности у нашей памяти» отмечены дипломами 1 степени на Всероссийском и Международном уровнях. Это замечательно, что родители к такой важной теме приобщили своих невзрослых сыновей, а у школы есть такие надежные помощники. Они смогли «прикоснуться» к документам, долгое время находившимся под грифом «совершенно секретно», найти подлинники с описанием подвигов дорогих родственников, места их гибели и нового перезахоронения, проследить боевой путь прадедов-фронтовиков. В этом заключается цена успеха семейного воспитания. При встречах на классном часе и родительском собрании с большим багажом исследований сверстники завистливо вслушиваются в рассказы своих одноклассников, чтобы вовлечь учащихся в практическую деятельность , помогающую им не вырасти «Иванами, не помнящими родства». Подобная работа помогает найти  «поколений связующую нить» и обогатить ребят духовно.

      

  Музейная экспозиция русского быта- предметная связь по истории, русскому языку, литературе, изо.  В связи с переездом нуждается в реставрации, обновлении экспозиций(слайд).

         Новый школьный проект «От мечты к реальности» (благоустройство школьных рекреаций) предполагает создание новых тематических зон музея : «Наши символы», «Учительская слава», «Школьная гордость» и другие.

         Большой интерес представляет экспозиция  выпускников.  Радостные, улыбающиеся лица ребят, получивших свой первый документ в жизнь. Стенды, раскладушки, альбомы   за десятки лет бережно хранятся в музее. Это связь поколений. С большим  интересом приходят выпускники , чтобы вспомнить себя и своих одноклассников. Недавно заходили в школу выпускники 1967 года. С большим трепетом и любовью разглядывали они дорогие сердцу экспонаты той школьной поры. С волнением прошлись по скрипучим половицам музея ( в ту пору это был классный кабинет химии) и с удовольствием прошлись по этажам нового здания школы. (слайд со встречи с Риммой Ивановной  в музее)

       Традиционно выпускники оставляют школе альбомы своего класса. И когда бывают встречи выпускников, они с удовольствием окунаются в атмосферу школьной жизни. Вот из таких встреч и складывается  любовь к Родине, к родному селу, которая когда-то началась с маленького школьного музея.