«Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроке немецкого языка».
Оценка 4.8

«Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроке немецкого языка».

Оценка 4.8
docx
20.12.2021
«Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроке немецкого языка».
социокультурная компетения.docx

Тема выступления: «Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроке немецкого языка».

Учитель : Солдатенкова О.Г.

Категория: первая

МБОУ «Ярцевская средняя школа №1»

      Обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой другой страны является одним из базовых принципов обучения этому предмету. Приобщение к культуре другого народа не только делает изучение иностранного языка более привлекательным для учащихся, но и способствует полноценной коммуникации, более точному и адекватному пониманию носителей данной культуры. Это означает, что сегодня требуется выработка такой языковой политики в области иноязычного образования, которая была бы нацелена на удовлетворение и общественных, и личных потребностей человека. Реализация цели современного языкового образования: развитие коммуникативной компетенции учащихся и их готовности к межкультурному общению на иностранном языке невозможна без формирования социокультурной компетенции и без овладения лингвострановедческими знаниями и умениями в контексте диалога культур. Теоретической базой опыта служит технология личностно - ориентированного обучения, представителями которой являются И. С. Якиманская и А. Н. Леонтьев. Положения технологии оказались значимыми для построения учебно - воспитательного процесса, позволяющего формировать интеллектуально деятельную личность с активной жизненной позицией. И. А. Зимняя в своих трудах заключает, что речевое поведение зависит во многом от знания культурно-психологических особенностей носителя языка и социокультурных параметров общения. Ещё одним важным методическим положением в работе является технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Е. И. Пассова, в которой изучение иностранного языка возможно при условии: - язык через культуру и культура через язык. Поэтому, Ведущей идеей образования в современном Мире является формирование социокультурной компетенции как способности понять и принять другую культуру.

 В процессе обучении для формирования социокультурной компетенции учащихся на уроке и во внеклассной работе по предмету мною разработаны материалы: Программа элективного курса для 9 класса «Национальные традиции и праздники Германии», которая дополняет содержание нашего учебника социокультурными знаниями. Целью курса является - развитие познавательной активности, создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся и повышение мотивации в рамках предмета немецкого языка. Данный курс предполагает индивидуальную и коллективную работу над проектами, которая позволяет ребятам творчески реализовать себя, учиться самостоятельно добывать знания и работать в сотрудничестве. Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Примерная тематика для проектов: Празднование семейных праздников в России и в Германии; Праздничные формы приветствия и поздравления; Тематические пословицы и поговорки как отражение национальной ментальности немцев и др. Также мною составлены опросники «WeißtduDeutschland?» для 10-11 классов, которые включают в себя вопросы по географическому положению страны, по истории, о великих людях Германии, о знаменитых городах стран изучаемого языка.

 Разработан КВН для 3-5 классов, содержание которого подводит итоги и проверяет усвоение изученного материала по темам: «Времена года», «День рождения в Германии и в России». Составлена страноведческая игра «Wirreisen», задачей которой является закрепление знаний по теме : «Путешествие». Составлены виртуальные экскурсии - презентации по городам Германии и Австрии, по «Золотому кольцу России». Данный материал построен на аутентичных текстах и аудиоинформации, источниками которых являются: Произведения немецких писателей и поэтов; Журнал и приложение «Первое сентября» (2010-2012гг.); Интернет-ресурсы. Отбирая тематическое содержание, всегда учитываю интересы и возраст учащихся, а также материал должен быть максимально приближён к естественной ситуации.

 Конечно же текст представляет особенную ценность в качестве образца функционирования языка в рамках темы. Работу с любым аутентичным текстом мы начинаем с предтекстовых упражнений. На предтекстовом этапе я использую такие приёмы, как «мозговой штурм», предсказывание/предугадывание, ассоциации с иллюстрацией или заголовком текста, выявление у учащихся знаний по проблемам, затронутым в тексте, ответы на вопросы и т. д. Так, например, перед прочтением текста о Николаусе я предлагаю задания:1) Какие ассоциации возникают у тебя, когда ты слышишь слово «Николаус»? 2) Составь ассоциограмму - картинку по теме «День Николауса в Германии». 3) Послушай и нарисуй рисунок. Следующий этап- текстовый. Мы выполняем упражнения типа: заполнение таблиц, составление плана текста, выбор заголовка к тексту, заполнение пропусков, соотнесение картинок с предложениями текста, логическая перегруппировка предложений, деление текста на параграфы и т. д.  На послетекстовом этапе учащиеся выполняют такие виды заданий, как организация дискуссий, ролевых игр, презентаций, написание письма, сочинения, художественный перевод стихотворений: 1) Убеди своего друга в письме приехать на рождественские каникулывКовров. 2) Представь, что ты в Германии на дне рождения друга. Расскажи о традициях этого праздника в твоей семье. Ученики работают над проектами. Наиболее продуктивной считаю Проектную методику, так как она создаёт уникальную возможность для личностного роста учащихся, ориентирует их на раскрытие творческого потенциала и развитие познавательных интересов. Алгоритм работы по технологии проектов, используемый в учебном процессе: Выдвижение гипотезы – создание проблемной ситуации – анализ проблемы – конкретизация и осмысление – реализация – презентация. Проект - это глубоко личностно - ориентированный вид деятельности, который обеспечивает условия самопознания, самовыражения и самоутверждения. Данная технология эффективна по следующим причинам: В её основе всегда проблема, требующая разрешения; Ученик действует, двигаясь от простого к сложному; Ученик самостоятельно работает над новым материалом; Ученик мыслит, формируя свою точку зрения, своё мнение. Метод проектов позволяет повысить продуктивность обучения и обеспечивает его практическую направленность. Тематика проектных работ имеет социокультурное и культуроведческое звучание в аспекте контрастно - сопоставительного характера. В процессе выполнения проектных работ мои ученики собирают, систематизируют и обобщают богатый оригинальный материал. При этом ученики обращаются не только к различным печатным источникам, но и к источникам в сети Интернет. Тематика проектов имеет социокультурную направленность и отражает разносторонний спектр интересов учащихся: Смоленск - город воинской славы. Золотое кольцо России. Национальные традиции и праздники стран изучаемого языка. По городам Германии и др. Как показывает опыт моей работы, технология обучения в сотрудничестве помогает создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Интерактивное взаимодействие учащихся в парах или в группах обеспечивает практическое использование языка в ситуациях, моделирующих реальную действительность. Данная технология развивает у учащихся потребность постоянно совершенствовать свои речевые и творческие способности.

 В своей работе часто использую уроки, имитирующие путешествие, экскурсию, а также урок-конкурс, урок-викторина и др. Такие занятия очень эффективны для развития социокультурной компетенции. Для её формирования мне на помощь приходит компьютер и связанные с его использованием Новые информационно-коммуникационные технологии. Компьютер, средства мультимедиа и Интернет позволяют моим ученикам перейти к самостоятельным, творческим видам работы, формируют их коммуникативную культуру и развивают умения работы с современными типами источников информации. Наличие соответствующей техники в кабинете немецкого языка делает возможным использование ИКТ на занятиях. Вряд ли стоит доказывать необходимость и важность внеклассной работы по иностранному языку. Г. В. Рогова справедливо отметила, что «Авторитет предмета, престиж иностранного языка находятся в непосредственной зависимости от качества внеклассной работы в школе». Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение воспитательной работы, я уделяю ей большое внимание. Ежегодно, в рамках «недели немецкого языка» мы с ребятами проводим театрализованные представления, страноведческие викторины и олимпиады, конкурсы чтецов, конкурс на лучший поэтический перевод, презентации проектов, игры-викторины, а также участвуем в городских конференциях и фестивалях. Причём, задействованы в работу учащиеся и начальной школы, и старшей ступени . В результате целенаправленной работы над формированием социокультурной компетенции на основе срезовых, промежуточных проверочных работ, анкетирования, тестов, наблюдений мои Ученики показывают хорошие Результаты. Они умеют узнавать в различных типах текстов, аудиоматериалах социокультурные лексические единицы, умеют соотносить лексические единицы социокультурного характера с их визуальным изображением, умеют корректно употреблять социокультурные лексические единицы в соответствии с задачами коммуникации в своей речи на иностранном языке, также умеют социально корректно использовать коммуникативные функции языка (просьба, убеждение, совет и т. д.) и выделять общее и специфичное в культуре родной страны и страны изучаемого языка. Учащиеся владеют знаниями фактической культуры (факты истории, географии, политики и т. д.), знаниями художественной культуры, знаниями о традициях, обычаях, особенностях национального характера.

 Успешная реализация целей и задач формирования социокультурной компетенции подводит к положительным результатам как для учащихся, которые овладевают в полной мере, так и для учителя, который более полно овладевает технологией формирования этой компетенции.


 

Тема выступления: «Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроке немецкого языка»

Тема выступления: «Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроке немецкого языка»

Целью курса является - развитие познавательной активности, создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся и повышение мотивации в рамках предмета немецкого языка

Целью курса является - развитие познавательной активности, создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся и повышение мотивации в рамках предмета немецкого языка

На послетекстовом этапе учащиеся выполняют такие виды заданий, как организация дискуссий, ролевых игр, презентаций, написание письма, сочинения, художественный перевод стихотворений: 1)

На послетекстовом этапе учащиеся выполняют такие виды заданий, как организация дискуссий, ролевых игр, презентаций, написание письма, сочинения, художественный перевод стихотворений: 1)

В своей работе часто использую уроки, имитирующие путешествие, экскурсию, а также урок-конкурс, урок-викторина и др

В своей работе часто использую уроки, имитирующие путешествие, экскурсию, а также урок-конкурс, урок-викторина и др

которые овладевают в полной мере, так и для учителя, который более полно овладевает технологией формирования этой компетенции.

которые овладевают в полной мере, так и для учителя, который более полно овладевает технологией формирования этой компетенции.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2021