Формирование сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности»
Оценка 4.9

Формирование сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности»

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
Взрослым
14.12.2022
Формирование сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности»
Формирование сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности»
Maximova_Anastasia_Vladimirovna_PPObz_1232_pechat.doc

 «Формирование сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности»

Максимова Анастасия Владимировна

 

Введение

 

       Модернизация современной системы образования отражена в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте начального общего образования II поколения (Далее ФГОС), в котором выражена насущная потребность общества в формировании гармонично развитой личности, способной реализовать себя в обществе на основе сформированных навыков взаимодействия в коллективе. Поскольку в повседневной жизни детей подчас отсутствует возможность общения в детском коллективе из-за чрезмерной занятости, недостаточности свободного времени родителей и их увлеченности достижениями. Это делает современного ребенка одиноким, потерянным, не способным к поиску друзей, оказанию поддержки другим и формированию эгоцентричности. Именно поэтому на первый план работы учителя выходит воспитание учеников в процессе внеурочной деятельности. Современный учитель решает задачи по формированию и развитию умений учеников соотносить свои желания с потребностями и возможностями окружающих людей, то есть умению жить и реализовывать себя в коллективе. Понимание значения этого вопроса  выражено в законодательстве страны и предоставлении всех условий для эффективной реализации требований общества.

       Цель образования в начальной школе – обеспечение процесса разностороннего развития ребенка младшего школьного возраста и  также приобщение его к различным видам деятельности, в том числе к общественно- полезной. Данная проблема нацеливает на необходимость ознакомления с теорией развития коллектива. Различные подходы к анализу проблем, существующих в коллективе младших школьников сводятся к общему мнению значимости влияния воспитательных воздействий коллектива на личность младшего школьника. Данный подход отражается в актуальных исследованиях современных образовательных процессов, происходящих в современной начальной школе. Значительные изменения, происходящие в последнее время в отечественной образовательной системе выявили очевидную необходимость создания в школьных коллективах более комфортного и благоприятного микроклимата. Данные изменения привели к появлению новых ценностей и условий, способствующих развитию системы образования, а также спровоцировали выдвижение обновленных целей образования. Вышеозначенные процессы предъявляют новые требования к понятиям «воспитанность» и «образованность» учащихся младшей школы.

Классный руководитель, работающий в младшей школе должен в полной мере осознавать значимость практических задач по качественному формированию и совершенствованию внутригрупповых отношений, которые способствовали бы сплочению коллектива. Позитивные эмоции, сопровождающие процессы общения младшего школьника в коллективе сверстников, формируют навыки положительных поведенческих реакций. Важной составляющей процесса развития младшего школьника являются чувства, которые он испытывает в процессе коллективной деятельности, такие как позитивизм, удовлетворение от результатов совместного туда, взаимное уважение.

Высокий уровень сплоченности детского коллектива представляет собой важное условие, необходимое для самоутверждения личности учащегося младшей школы. Общая, объединяющая цель, общие мотивы представляют собой неотъемлемую составляющую коллектива, имеющего высокий уровень сплоченности. Показателями высокого уровня сплоченности коллектива могут быть также желания его членов заниматься общественно полезным трудом, их стремление достигать высоких показателей в различных видах совместной деятельности и высокий уровень мотивированности к активному взаимодействию. 

Научные исследования в области развития и формирования коллективов представлены трудами многих выдающихся педагогов и психологов. В исследованиях А.С. Залужного, М.Г. Казакиной, А.С. Макаренко были раскрыты вопросы влияния коллектива на процессы, формирующие многие личностные качества.

Научные работы Т.Е. Конниковой, Т.Н. Мальковской, Л.И. Уманского раскрыли вопросы влияния личности на становление и развитие коллективов.  P. Кричевский, Л.И. Новикова, В. А. Сухомлинский в своих трудах изучали понятия лидерства в коллективах. В указанных исследованиях основой развития коллектива определяется понятие «сплоченности».

Л.Я. Карпенко, В.В. Шпалинский, М.Г. Ярошевский считают сплоченность результатом ценностно-ориентационного единства. А.И. Донцов, Ю.Е. Дуберман, Ю.Л. Неймер определяли сплоченность единством поведения индивидов определенной группы. Сплоченность рассматривается П.И. Третьяков, Т.Н. Шамова рассматривают сплоченность в контексте важнейших характеристик воспитательной деятельности образовательного учреждения.

Однако, несмотря на всю ценность имеющихся в настоящее время научных концепций, проблема формирования сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности является недостаточно разработанной, что приводит к возникновению противоречия между признанием значимости данного вопроса и неразработанностью этой проблемы на программно-методическом уровне.

Это обусловливает проблему исследования - каковы должны быть педагогические условия, обеспечивающие формирование сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности?

Объект исследования - процесс формирования сплоченности коллектива младших школьников.

Предмет исследования - педагогические условия формирования сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности.

Цель исследования - обосновать и экспериментально доказать эффективность педагогических условий формирования сплоченности коллектива младших школьников в процессе внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования: формирование сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, если:

- выявлена сущностная и содержательная характеристика понятия «сплоченность коллектива младших школьников»;

- включен во внеурочную деятельность комплекс упражнений, способствующих формированию сплоченности коллектива младших школьников, построенный на основе эмоциональных элементов межличностных отношений; когнитивной внутригрупповой активности и оптимальном внутригрупповом взаимодействии, которое соотносят с решением групповой задачи.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущностную и содержательную характеристику сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности.

2. Рассмотреть особенности формирования сплоченности коллектива младших школьников.

3. Разработать критерии, показатели, охарактеризовать уровни сформированности сплоченности коллектива младших школьников.

4. Теоретически обосновать и реализовать на практике комплекс упражнений, направленный на формирование сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности.

 

 


Глава I. Теоретические основы формирования сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности

1.1. Понятие «сплоченность коллектива» в отечественной и зарубежной литературе

Процесс формирования и развития личности тесно взаимосвязан с системой коллективного воспитания на всех этапах ее становления.

Толковом словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дает следующее определение интересующего нас термина: «Коллектив - группа лиц, объединенных общей работой, учебой, общими интересами» [33 с. 283]. Философский словарь под редакцией И.Г. Фролова термин «коллектив» рассматривает в нескольких значениях: «Понятие коллектив может быть сведено к следующим признакам:

а) соединение индивидов на основе каких-либо общих задач;

б) совместимость действий и взаимопомощь;

в) постоянство контакта;

 г) эффективная организация.

Личность, входящая в состав всякого коллектива, находится в определенных с ним отношениях. Характер этих отношений зависит от социальной среды, в которой данный коллектив функционирует, и от рода и вида его деятельности». Социальная среда в данном случае акцентируется, как определяющий фактор. Словарь социально-психологических понятий под редакцией Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова, дает следующее определение: «Коллектив - это высшая стадия развития организованной общности людей, направленная на достижение социально значимых целей и объединяющая своих членов как самим процессом совместной деятельности, так и ее организацией и системой стимулирования». Коллектив имеет следующие характеристики: высокую сплоченность в различных сферах жизнедеятельности; преобладание товарищеских взаимоотношений; высокие показатели групповой эмоциональной идентификации, доминирование общественного самоопределения над индивидуальным [27, с. 32].

Советский энциклопедический словарь под редакцией A.M. Прохорова характеризует коллектив, как компактную социальную группу, объединяющую индивидов, занятых решением определенной общественной задачи.  Согласно указанному источнику, коллективы бывают: трудовые, учебные, бытовые, военные, спортивные и др. Словарь Рапацевича Е.С. переводит с латинского языка слово «коллектив» (collectivus) как «собирательный», «собранный вместе». Психологический словарь термин «коллектив» рассматривает в контексте нескольких значений, а именно:

а) соединение индивидов на основе каких-либо общих задач;

б) совместимость действий и взаимопомощь;

в) постоянство контакта;

г) эффективная организация.

Личность, которая является составной частью любого коллектива, находится в определенных с ним отношениях. Если вести речь о характере данных отношений, то он напрямую зависит от социальной среды, в которой изучаемый коллектив формируется, и от рода и вида его деятельности [41, с.97].

В соответствии с вышесказанным, можно сделать заключение о том, что социальная среда является определяющим фактором при определении понятия «коллектив».

Теория педагогики содержит исследования о коллективах, их определяющих признаках, организации, структуре, стиле работы, традициях, этике и их роли в области воспитания развивающейся личности. А.С. Макаренко не только теоретически, но и практически доказал возможность создания реальных сплоченных коллективов. По его мнению, коллектив представляет собой контактную совокупность, основанную на социалистических принципах объединения. В своих трудах и в практической деятельности Макаренко говорил о существующих характерных признаках коллектива, а именно, наличие общих и общественно полезных целей, обязательное служение на благо обществу; совместная трудовая общественная деятельность, для достижения данных целей; определенная структура коллектива, наличие в нем органов, координирующих деятельность и представляющих его интерес. Данные постулаты вытекают из тезиса А.С. Макаренко: «Школа должна быть единым коллективом, в котором организованы все воспитательные процессы, и отдельный член этого коллектива должен чувствовать свою зависимость от него - от коллектива, должен быть предан интересам коллектива, отстаивать эти интересы и, в первую очередь, дорожить этими интересами» [24].

Ученные изучающие педагогическую деятельность представляют коллектив как объединение обучаемых, которое имеет следующие черты:

- присутствие общей социально-значимой цели, которая должна совпадать с общественными целями и поддерживаться обществом и государством;

-  наличие общей совместной деятельности, необходимой для достижения поставленной цели и общей организации данной деятельности: члены коллектива отличаются высокой личной ответственностью за результаты совместной деятельности;

- наличие в коллективе ответственной зависимости, когда между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, которые призваны отражать не только единство цели и деятельности, но и единство испытываемых при этом переживаний и оценочных суждений;

- наличие общего выборного руководящего органа. Данный орган управления коллективом формируют в процессе прямого и открытого избрания авторитетных членов коллектива [24].

 Проецируя данные черты на ученические коллективы, необходимо отметить следующую особенность: обучающиеся объединены общими социально-значимыми целями, различными видами деятельности, а также процессом организации данной деятельности. Ученическая группа также может иметь общие выборные органы. При определении данной группы, стоит отметить ее сплоченность, ответственность, взаимную значимость при безусловном равенстве всех участников в правах и обязанностях [15].

Коллектив представляет собой среду постоянного, активного общения, формирующую значимые личностные характеристики каждого ее члена.

 Н.П. Аникеева считает коллектив объединением воспитанников, имеющим важные характерные признаки. К указанным признакам относятся: единая цель, совместная деятельность для достижения цели, организация деятельности, взаимозависимые отношения членов, благоприятный психологический климат. Обратим внимание на тот факт, что вышеперечисленные признаки в полной мере относятся и к коллективу младших школьников [3].

Важнейшей задачей педагогического коллектива образовательного учреждения является создание сплоченного ученического коллектива. Теоретические основы данной проблемы были изучены представителями педагогики, психологии, философии.

В настоящее время главная воспитательная задача любого образовательного учреждения - это создание сплоченного ученического коллектива учащихся младшей школы. Последние годы данная проблема является целью теоретических исследований и ученных и практикующих педагогов, психологов и философов.

Многие авторы определяют сплоченность коллектива, как ведущую коллективистскую направленность. Я.Л. Коломинский предлагает следующее определение сплоченности: идейное, интеллектуальное, моральное, эмоциональное и волевое единство его членов, которое изменяется, основываясь на объективную характеристику, а именно организационное единство[17].

А.Л. Модрус считает, что любой образовательный процесс должен включать в себя не только отношения между педагогом и обучаемым, но и непосредственно между обучаемыми. Необходимо отметить, что культура взаимодействия более успешно формируется в малых группах, в которых учащемуся предоставляется оптимальная эмоциональная поддержка[28].

Факторы сплоченности коллектива учащихся представляют собой проявления динамического развития группы, которое определяет уровень принадлежности к команде её членов. Обозначим явные признаки, характерные для сплоченной группы:

а) наличие достаточного уровня взаимной симпатии во взаимоотношениях участников;

б) определенный уровень полезности группы для её участников.

 По мнению В.С. Лазарева, сплоченность коллектива определяется как характеристика, отражающая способность группы сопротивляться внутренним и внешним воздействиям, оказывающим негативное влияние на эффективность совместной деятельности[22].

Сплоченность коллектива это идейное, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство его членов, которое развивается основываясь на организационное единство[18].

На практике доказано, что явление сплоченности ученического коллектива является достаточно сложным явлением. Доказательством этого являются в том числе исследования А.И. Донцова, проводимые в конце 70–х годов. Он предложил рассматривать сплоченность коллектива в зависимости от акцентировании на следующих составляющих:

– когда главенствуют эмоциональные элементы межличностных отношений;

– когда превалирует когнитивная внутригрупповая активность;

– когда совершается анализ оптимального внутригруппового взаимодействия, коррелирующее с решением групповой задачи [10].

Далее представленные аспекты будут рассмотрены в контексте известных теорий малой группы. Во всех существующих теориях затронуты вопросы сплоченности.

Эмоционально-межличностная характеристика сплоченности представлена в аспекте социометрической теории. Когнитивно-оценочный аспект рассматривается с точки зрения теории социального сравнения и в теории деятельностного опосредования межличностных отношений. Поведенческие характеристики рассмотрены в аспекте интеракционизма и социально ориентированного бихевиоризма, в том числе в теории взаимозависимости.

Исследования, изучающие феномен сплоченности, условно можно разделить на три основных направления.

Первое направление объединяет теоретические исследования, посвященные изучению сущности сплоченности. Например, Я.Л. Коломинский говорил о феномене сплоченности, как о существующей в группе взаимной привлекательности ее членов, и наоборот, речь идет о привлекательности группы для составляющих ее участников.  Данный подход характеризуется определением сплоченности как явления чисто эмоционального характера. Сплоченность, согласно данному подходу содержит спектр межличностных расположений и вытекающих из них отклонений. Акцентируется внимание на субъективных предпочтениях, которые имеют ярко выраженную эмоциональную направленность [17].

Л. И. Новикова в своих исследованиях считает эмоционально-интеллектуальные отношения членов коллектива друг к другу как предмет изучения понятия сплоченности. К данным отношениям можно отнести следующие явления: взаимную и невзаимную симпатию, устойчивое или неустойчивое тяготение, а также отрицательные отношения [31].

Используя когнитивно-оценочный подход можно рассмотреть феномен групповой сплоченности проведя анализ социальной перцепции членов коллектива. Аналогичный подход представлен в работах Т.Ньюкома и в его теории деятельностного опосредования межличностных отношений. Так определяющий момент, характеризующий сплоченность группы, это уровень сходства членов коллектива, что можно определить, путем межличностного социального сравнения. Т. Ньюком использует термин «согласие», представляющий существование у двух или более индивидов схожих ориентаций по отношению к значительным для них ценностям. Таким образом интерпретируется само понятие сплоченности [5].

В.Видмеер, Л. Брэули и А. Кэррон считают сплоченность подвижным процессом, отраженным в намерениях членов группы объединиться и оставаться единым целым, в том числе в вопросах достижения общих целей и в процессе удовлетворения эмоциональных нужд ее членов[5].

К. Боллен и Р. Хоул сплоченность интерпретируют как важное личностное чувство, которое индивид испытывает в процессе единения с группой и ощущает при этом духовную целостность с другими членами коллектива [5].

Второе направление научных исследований можно охарактеризовать как определяющее условия, необходимые для процесса формирования сплоченности коллектива.

На данном этапе необходимо выделить три важных подхода к пониманию ресурсов, подразумевающих формирование и проявление групповой сплоченности: когнитивный, аттрактивный, а также символико-интерпретивный.

Теоретики третьего направления акцентируют внимание на то, насколько влияет уровень сплоченности на жизнедеятельность групп, и в более узком смысле – продуктивность данного коллектива.

Сплоченность представляется одним из необходимых условий показателя эффективности немногочисленных коллективов. В данном случае важно выделять разные типы сплоченности, каждый из которых имеет связь с конкретным фактором показателя эффективности того или иного коллектива.

А.В. Сидоренков руководствуясь результатами своих исследований предлагает распределить сплоченность на предметно-деятельностную и социально-психологическую. Согласно мнению этого ученого, предметно-деятельностная сплоченность, сочетаясь с групповой нормой продуктивности, имеет непосредственное влияние на профессионально-предметную результативность коллектива и стабильность процессов, представляющих его совместную деятельность. В то же время социально-психологическая сплоченность влияет на такие показатели, как социально-психологическая эффективность и психологическая целостность и устойчивость коллектива. Чем выше уровень сплоченности в коллективе, тем большая результативность совместной деятельности наблюдается в исследуемом коллективе, в то же время низкий уровень сплоченности коллектива понижает результативность коллективной работы [44].

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о существовании достаточного количества теоретических исследований, освещающих проблемы формирования сплоченности коллектива. Одни из этих исследований направлены на определение понятия сплоченности и классифицируют подходы к пониманию ее природы, другие объясняют факторы, влияющие на процессы формирование и на то, как проявляется сплоченность, третьи обращают внимание на взаимосвязь сплоченности с процессами, происходящими в коллективах.

Анализируя сущность понятия «сплоченность ученического коллектива», можно вести речь о том, что сплоченность, понимаемая как фактор единства действий всех участников группы, в которой единство действия подразумевает выполнение каждым членом коллектива поставленных задач, определяющих общую цель, следовательно, имеется в виду один из видов сотрудничества. Педагог в процессе организации различных видов совместной деятельности в школьном коллективе должен проанализировать систему межличностных отношений в группе, чтобы найти индивидуальный подход к каждому члену коллектива и оказывать необходимое влияние на процессы формирования и развития сплоченного коллектива учащихся.

От позиции каждого члена в коллективе зависят показатели сплоченности данного коллектива. Формированию сплоченного коллектива младших школьников способствуют процессы, влияющие на воспитание чувства коллективизма. Под коллективизмом подразумеваются чувства согласия с группой, процессы, влияющие на осознание себя её частью, а также, готовность выполнять действия, полезные для группы и общества. Педагогические средства, способствующие воспитанию коллективизма в младших классах общеобразовательной школы, представляют собой комплекс различных методов и заключаются в различных видах организации сотрудничества и взаимопомощи в труде, общественно-полезной работе и учебе; в участии обучающихся в культурно-массовых и спортивных мероприятиях. Также необходимо помнить об информировании учеников о возможных перспективах, в случае достижения поставленных целей совершаемой деятельности и совместным участием в процессах их осуществления; активизацией работы детских и юношеских общественных организаций [20].

В настоящее время становятся наиболее актуальными проблемы формирования качеств, способствующих адаптации личности к условиям изменяющегося социума. В связи с чем особый смысл приобретают вопросы взаимодействия личности с группой и обществом в целом. В контексте сказанного одной из значительных проблем становится проблема сплочения коллектива. Далее будут более подробно раскрыты термины «коллектив» и «сплоченность», и их взаимосвязь.

Понятие сплоченности группы является одним из действий коллективной динамики, которое определяет уровень привязанности к коллективу его членов. Исследователи говорят о следующих признаках сплоченности той или иной группы:

- наличие взаимной симпатии в сфере межличностных отношений коллектива;

- уровень полезности коллектива для его членов. 

 В.С. Лазарев определяет сплоченность коллектива как характеристику, отражающую способность данного коллектива противостоять внутренним и внешним воздействиям, отрицательно влияющим на результаты совместной деятельности [22].

В процессе исследования сущности сплоченности коллектива выясняется, что данный процесс можно охарактеризовать как фактор единства действий членов коллектива, а единство действия подразумевает выполнение каждым участником группы необходимых задач, поставленных для достижения общих целей. Достичь единства поведения возможно при соблюдении условий свободного выбора членами коллектива определенных действий из объективно возможных в имеющейся ситуации.

Для педагога, работающего в начальных классах необходимо своевременно определять структуру межличностных отношений в классе, с целью определения индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Данная информация может быть также полезной при разработке системы методов, способствующих формированию и развитию сплоченного, дружного класса. Необходимо отметить значимость данной работы в начальных класса , так как именно в этот период закладываются основы доброжелательного климата в коллективе, в котором дети будут общаться, взаимодействовать, получать знания на протяжении следующих нескольких лет, а иногда и на протяжении всего периода обучения в средней школе.

Психологи отмечают тот факт, что позиция индивида в коллективе обусловлена не только наличием у него тех или иных личностных характеристик, а также характерными отличительными чертами определенного коллектива.

Уровень сплоченности коллектива возможно повысить в случае наличия в данном коллективе организованного актива. В данном случае, под активом имеется в виду положительно настроенное ядро коллектива, на которое классный руководитель может опереться в процессе организации совместных видов деятельности, внеурочных или классных мероприятий.

А.С. Макаренко в практической деятельности искал всевозможные способы для того, чтобы  самостоятельные процессы по формированию ядра группы постоянно развивались, и опирался на них в последующем руководстве коллективом, стремись наделить актив значительными полномочиями, что параллельно подразумевает  и высокую ответственность перед остальными членами коллектива.

Ученые педагоги и психологи указывают на необходимость формирования и накапливания в коллективах позитивных обычаев и традиций, что ведет к усилению позитивного настроя в коллективе и повышению уровня сплоченности. Данные традиции могут помочь в процессе становления общих норм поведения отдельно взятого коллектива, а также развить положительные коллективные переживания [25].

Т.Е. Конникова под коллективными традициями подразумевала существующие тенденции и отношения в конкретном коллективе. Она утверждала, что именно традиции представляют собой показатели общности жизни каждого класса и школы в целом. В вопросах решения классных проблем или разрешения конфликтов, происходящих в процессе жизнедеятельности классного коллектива, они определены как решающий показатель активного принятия происходящей ситуации с позиций обучающихся. Т.Е. Конникова говорила о том, что в процессе создания традиций должны принимать участие большинство членов школьного коллектива. Данный постулат подтверждает представление о том, что процессы формирования обычаев представляют собой становление общего в идее и должны проецировать  общие переживания всех членов коллектива [18].

Детский коллектив, по утверждению А. Макаренко, в своем развитии преодолевает несколько стадий. Рассмотрим далее стадии формирования детского коллектива, основываясь на теорию А.С. Макаренко[24].

На первой стадии речь идет о необходимости формулирования педагогических требований, решительных по форме, ясных по содержанию, с определенными элементами внушения. Данный период позволяет педагогу сформировать ядро актива из учеников, которые хорошо учатся, выполняют требования школьного режима и правила для учащихся, требовательны к себе и к другим, обладают организаторскими способностями. Макаренко говорит об опасности для педагога затянуть данную стадию, что может негативно сказаться на дальнейших этапах формирования эффективного коллектива. Продолжительная зависимость актива группы учащихся от руководства взрослыми, может привести к неспособности данного актива в дальнейшем действовать самостоятельно.

Вторая стадия предполагает выдвижение требований педагогом к активу, в тоже время, актив выдвигает определенные требования к рядовым членам коллектива и к самому себе. Данная стадия характеризуется созданием органов ученического самоуправления. Так как ядро актива еще недостаточно опытно, педагогам необходимо предъявлять к учащимся категорические требования, опираясь при этом на ядро актива. Стоит обращать внимание на случаи невыполнение членом коллектива требований школьного режима и рассматривать данные акты как сознательное противодействие, требующее принятия необходимых мер воздействия. На данном этапе уделяются внимание процессам усвоения органами ученического самоуправления собственных прав и обязанностей, а также поиску эффективных методов работы. По желанию учащихся возможно расширение актива. Исследователи предостерегают о возможности появления второй стадии неофициальной группы, которая может противопоставлять себя активу. Педагог должен координировать деятельность всех участников коллектива и в данном случае привлекать членов актива для предотвращения конфликтных ситуаций в коллективе. В данном случае необходимо использовать весь спектр возможностей индивидуального подхода к каждому члену ученического коллектива.

Для третьей стадии характерны ситуации, в которых требования предъявляет коллектив учащихся. Данная стадия достигается путем сплочения членов коллектива с помощью участия в совместно организуемой разнообразной деятельности. Учитель должен активно сотрудничать с активом, помогать ему завоевывать авторитет среди членов коллектива, контролировать все виды его деятельности и стремиться привлечь в актив как можно больше учащихся, чтобы усилить  его воспитательные возможности. В данном случае требования педагогического коллектива и актива учащихся становятся определяющими при организации любого вида деятельности всего ученического коллектива.

Четвертая стадия характеризуется тем, что отдельно взятый член коллектива воспринимает общепринятые в коллективе требования как требования к самому себе. На данной стадии происходит процесс формирования новых условий для выдвижения более сложных требований, расширения круга прав и обязанностей актива, а также усложняются виды деятельности коллектива.

Все перечисленные стадии развития коллектива учащихся должны представлять для педагогического состава образовательного учреждения базу для формирования чувств сплоченности. Определяющим фактором является система поставленных целей, в процессе достижения которых и происходит процесс увеличения уровня сплоченности коллектива учащихся общеобразовательного учреждения, а также наблюдается процесс перехода от рядового чувства удовлетворения полученным результатом до глубоко осознанного чувства долга.

Стоит отметить особенную важность, так называемых, ежедневных традиций, представляющих собой процесс соблюдения установленных правил поведения в повседневной жизни (например, "в нашем классе не принято опаздывать на уроки ", "ученики нашего класса всегда помогают друг другу" и др.). Классные традиции имеющие позитивную воспитательную направленность, воспитывающие у детей положительные нравственные качества способствуют также формированию у членов коллектива чувства долга, чести, гордости за класс, его успехи в учебе и труде[24].

Принцип параллельного действия, разработанный А.С. Макаренко наилучшим образом закрепляет в коллективе учащихся навыки сплоченности. Согласно данному принципу учащиеся не напрямую предъявляют требования, а через коллектив, что позволяет целому коллективу ощутить ответственность за каждого своего члена. Применение данной методики возможно уже на второй стадии развития ученического коллектива. Подобным целям должна быть подчинена вся система организации организация различных видов коллективной деятельности. Разнообразие проводимых в школе мероприятий делает жизнь детского коллектива интересной и насыщенной, а также, способствует налаживанию отношений между разными классными коллективами в пределах одного образовательного учреждения, позволяет скреплять позитивные отношения между членами и первичных коллективов и сами коллективы между собой на общешкольном уровне. Классному руководителю необходимо четко продумать план внеклассных мероприятий таким образом, чтобы данные мероприятия могли непосредственно заинтересовать учащихся, привлекали и делали активными как можно большее количество членов коллектива, при этом педагог должен помнить о возрастных и индивидуальных особенностях обучаемых. В процессе участия в подобных мероприятиях необходимо акцентировать внимание на самостоятельную деятельность учащихся, на их способность к самоорганизации и воспитание у них ответственности за результаты осуществляемой деятельности, какими бы они не были. Школьный психолог должен принимать непосредственное участие в тех случаях, когда необходимы консультации как педагога, так и самих учащихся. Данное консультирование необходимо в случаях возникновения локальных конфликтов, например, при распределении полномочий, либо тогда, когда ученики не достигли желаемых результатов своей деятельности, что может привести к появлению признаков заниженной самооценки и развитию комплексов.

Стоит уделить внимание феномену общественного мнения, представляющего определенный вес на третьей стадии развития ученического коллектива. Одной из форм его проявления является общее собрание коллектива, на котором могут решаться все важные дела, проблемы, нарушения норм поведения (однако необходимо отметить, что злоупотреблять таким обсуждением не стоит)[24]. Учителю стоит обратить внимание на повышение его авторитета среди школьников, чаще обращаться за помощью к членам ученического самоуправления. При реализации указанных условий учащиеся прислушиваются к ним. На данном этапе существенным будет являться факт вовлечения в работу ученического самоуправления всех членов коллектива учащихся. Стоит задействовать каждого учащегося, поручив ему задание в соответствии с его личностными особенностями, то есть данная организация деятельности детей подразумевает активное использование педагогом индивидуальных форм работы. Выполняя данное ему поручение, школьник должен осознавать значимость своих действий для общего блага. Профессиональная организация досуга всего коллектива, включающая такие мероприятия как коллективное посещение кинотеатра, театра, экскурсии, турпоходы, подготовку и проведение школьных праздников и вечеров отдыха, участие в художественной самодеятельности и других мероприятиях дает возможность классному руководителю объединить учащихся в дружный коллектив.

Если вести речь о сплоченности ученического коллектива, нельзя забывать и о сплоченности в деятельности педагогов образовательного учреждения, а именно, в единстве предъявляемых требований, что не может не сказываться наилучшим образом на функционировании коллектива учащихся. А..С. Макаренко отмечал важность данных показателей, влияющих в целом на сплоченность общешкольного коллектива. Характеризуя сплоченный педагогический коллектив, он говорил о том, что характерными чертами данного коллектива является факт заинтересованности каждого педагога делами и успехами своего класса, и лишь потом, собственными успехами.

Уровень развития ученического коллектива характеризуется мобильностью в выполнении коллективных дел и поручений, стремлением решать сложные задачи, активным участием каждого члена коллектива в их решении; позитивными дружескими взаимоотношениями, внимательностью друг к другу, готовностью помочь более слабому, уважением к достоинствам сверстников, способностью к взаимопониманию; желанием учащихся проводить вместе время, получая удовольствие от общения, жизнерадостностью, бодростью, собранностью, чувством юмора, умением успешно разрешать конфликтные ситуации, готовностью совместно преодолевать трудности, выполнять ответственные поручения; наличием чувства ответственности за коллективные дела; самостоятельным выдвижением общественно значимых целей и достижением их, руководствуясь принципами самоуправления, участием в добровольческом движении.

Важной составляющей является общение, так как процессы сплочения коллектива наблюдаются только при активном общении между собой всех членов коллектива. Только в случаях тесного общения могут возникнуть ситуации способствующие укреплению и совершенствованию коллективных взаимодействие[24].

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что сплоченный ученический коллектив представляет собой один из главнейших факторов воспитания развивающейся личности. Положительное влияние коллектива на отдельных учащихся зависит от степени включения их в деятельность классного коллектива. Перед классным руководителем младших классов стоит определяющая задача – привлечь абсолютное большинство членов коллектива в интенсивную коллективную деятельность, применяя весь спектр методов, и кроме того, личностное воздействие на каждого ученика в отдельности.

 

1.2 Внеурочная деятельность как средство формирования сплоченности коллектива младших школьников

Одной из основных целей преподавательской деятельности является поднятие духовного развития современных подростков, что в будущем сказывается непосредственно на личности подростка. Основу развивающейся личности ребёнка представляет собой психические процессы, развитие которых осуществляется при наличии необходимой поддержки и результативной работы образовательного учреждения.

Таким образом, именно в школе у ребёнка начинают закладываться основные личностные качества. Поэтому компетентность педагогов также способствует развитию личности.

Установлено, что формирование личности напрямую зависит от окружения человека. В школе этим окружением являются сверстники. По большей части, характер человека представляет из себя совокупность влияний внешних факторов, то есть общества, в котором человек прибывает во время формирования его личности.

Необходимо также отметить, что влияние группы наиболее авторитетно, поэтому характер отношений между детьми в школе и умение быстро адаптироваться и найти общий язык со своими сверстниками положительно влияет на каждого ребёнка.

Формирование коллектива в классе осуществляется с момента образования самого класса. Стоит также отметить, что прекрасной возможностью для формирования дружного классного коллектива является встречи во внеурочное время.

Организацию внеурочной деятельности стоит всецело предоставить педагогу.

Практическая деятельность в области применения теоретических и методических вариантов оценивания таких показателей как эффективность, этапы формирования, этапы развития и сплочения коллективов в процессе внеурочной деятельности дают возможность отследить направления объективной оценки результативности данной работы. Наибольшей ценностью в процессе оценки эффективности отдельных элементов нового подхода к педагогическим условиям формирования и сплочения коллектива младших школьников обладают различные способы организации мероприятий внеурочной деятельности.

 Также следует отметить способ, при котором совмещаются воспитательные технологии применения нынешних методов и приёмы работы преподавателя с детьми начальных классов при планировке проведения внешкольных мероприятий. Новые методы внеурочной деятельности, благодаря которым выявляются механизмы эффективной адаптации средств внеурочной деятельности к конкретной учебной группе[47].

Внешкольная деятельность - это часть занятий учащихся в школьных учреждениях. Внешкольная деятельность даёт возможность школьнику научиться самостоятельно распоряжаться своим личным временем. Как правило большинство учеников во внешкольное время посещают различные спортивные занятия, творческие кружки, участвуют в конкурсах, олимпиадах, ходят в походы или посещают библиотеки.

В наше время основная цель российских преподавателей - это поиск наиболее эффективных способов формирования воспитательных коллективов. Функциональное развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нём, разработка педагогической деятельности коллектива также являлись частью исследований [49].

Признаками сплоченного коллектива младших школьников, являются:

1.Общая социально-значимая цель. Цель коллектива младших школьников, обязательно должна совпадать с общественными целями.

2.Общая коллективная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Каждый младший школьник, должен проявлять активную позицию и проявлять себя в коллективной деятельности. Должна быть общая организация коллективной деятельности. Детей, входящих в коллектив отличает высокая личная ответственность за коллективную деятельность.

3.Отношения ответственной зависимости. Между младшими школьниками устанавливаются отношения, которые не только отражают единство цели и деятельности, но единство связанных с ними переживай и суждений.

4. Сплоченность коллектива. Очень важная особенность, отражающая атмосферу внутри класса, психологический климат, отношения между младшими школьниками.

Создавая и объединяя коллектив младших школьников, необходимо помнить о необходимости выполнить ряд воспитательных действий, способствующих скорому объединению группы людей. Педагогу необходимо выделить методы, сфокусированные на увлечении эффективности сплочения коллектива.

Среди таких методов можно выделить:

1. Продемонстрировать проработанность методов объединения и сближения людей, находящихся в данном коллективе, а также способы улучшения самого коллектива.

2. Предоставить методики, благодаря которым появится возможность проведения внешкольных мероприятий с учениками. Основной целью данных методик будет развитие внутри классной деятельности, что приведет к развитию самого коллектива, а следовательно, будет способствовать объединению людей в группе.

 Для повышения продуктивности формирования коллектива во время внешкольных мероприятий и достижения поставленных целей можно использовать несколько методов.

Необходимо также исследование наиболее распространенных методов, позволяющих формировать дружелюбный коллектив среди учащихся начальных классов, во время внешкольной деятельности.

Разбор всех приемов для продуктивного общения с учениками поможет обнаружить креативные способности детей, задействовать их ранее неизвестные таланты, при образовании дружного коллектива во время внешкольной деятельности.

Стоит также отметить, что вовремя внесенные правки в программу по воспитательной работе, положительным образом повлияют на образование дружного коллектива среди учеников начальных классов.

 Основной целью исследования является поиск наиболее эффективных путей воспитательно-образовательного процесса для педагогов, потому что современный социум склонен к постоянным неожиданным изменениям. Это является основной причиной, по которой необходимо искать наиболее продуктивные методы для сплочения коллектива.

К одним из рациональных вариантов можно причислить совокупность общепедагогических данных, которые помогут при формировании и объединении коллектива начальных классов. Например: планирование и распоряжение свободного времени учеников в школе, во время внеурочных занятий, а также дома; предоставление возможности ученикам совместить урочную и неурочную деятельность.

Также нельзя не обращать внимание на совершенствование направлений внешкольной деятельности, так как это один из важнейших факторов для достижения целей по образованию дружного коллектива. Так как большинство видов внешкольной деятельности позволяет ученикам развиваться в самых различных областях.

Для достижения вышеперечисленных целей необходимо использование результативных видов внешкольной деятельности, которые позволят выявить таланты учеников, а также обнаружить какие-либо особенности их характера. Возникновение у ребёнка любопытства к разным видам деятельности также позволит быстро приспособиться к жизни в коллективе.

Выделяют направления внеурочной деятельности: спортивно–оздоровительное, художественно–эстетическое, общеинтеллектуальное, духовно–нравственное, социальное[47].

Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество, социальное творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная[47].

Разнообразие способов организации внешкольной деятельности важный критерий. Также при организации деятельности учеников необходимо руководительство педагогов, которые будут наблюдать за соблюдением всех правил и требований при создании коллектива.

Формирование и сплочение коллектива во внеурочной деятельности на практике направлено на работу, в соответствии с воспитательным планом и включением в программу внеурочной деятельности.

Не следует забывать о каких-либо особенностях учеников начальных классов, а также определенных личных особенностях учеников. Необходимо образовывать моральные чувства и любознательность учеников в коллективе, а также начинать готовить их к будущей семейной жизни. Стоит выделить особый подход по отношению к детям младших классов при образовании умений коллективного взаимодействия.

Также поощряется использование наиболее продуктивных способов внешкольной деятельности, которые позволят раскрыть индивидуальные особенности учеников.

Данный комплексный разносторонний подход позволяет сформировать у учащегося ценностное отношение к одноклассникам и к коллективу в целом, [47].

В процессе работы над формированием ученического коллектива педагог должен проводить объективный анализ эффективности используемых педагогических технологий, способствующих развитию индивидуальных особенностей учащихся. Согласно Н.П. Фетискину, необходимо каждый этап формирования дружного коллектива сопровождать специальным комплексом, включающим методики оценки уровня эффективности воспитательной и образовательной деятельностей, используя при этом сравнительный способ и эмпирические методов, такие как беседа, анкетирование, тестирование. Необходимо также применять методы педагогического анализа организуемых педагогом мероприятий, который выполняется в виде учёта результатов, полученных в процессе наблюдений и анкетирований [48].

Оценка показателей нравственного воспитания проводится при обязательном учете сведений о том, насколько у учащегося развиты стойкость, целеустремленность, убежденность. Стоит напомнить также, что высокий уровень развитости у учащегося прилежания, успешности свидетельствует о присутствии у него природных способностей и высоких нравственных качеств. С позиции прилежания и успешности, возможно оценить любую деятельность обучающегося, например, образовательную деятельность, трудовую деятельность, общественную работу, общение, внеурочную деятельность, творческую деятельность.

Правоустанавливающие документы, регламентирующие деятельность образовательной организации, такие как устав школы, законы Российской федерации предъявляют ряд основополагающих требований к учащимся школы. Опираясь на основные документы классному руководителю необходимо обобщить имеющуюся информацию и составить нравственный портрет каждого ученика. Данная технология позволяет выстроить процесс динамических изменений нравственного развития ребенка. Процессы развития нравственных качеств обучающихся оцениваются по четырехбальной шкале (примерный, хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный). Подразумевается, что педагог будет оценивать учащихся не только по поступкам, которые не всегда адекватно показывают реальную картину наличия тех или иных нравственных качеств, а данная оценка будет основываться на общей направленности личности, что позволит объективно отобразить уровень нравственного развития ребенка. Нравственная направленность личности выражается в поведенческих актах, в процессе взаимоотношений между сверстниками, в выражаемых учащимися суждениях и мнениях. В процессе проведения анализа личностных позиций в коллективе необходимо учитывать полный спектр сведений, отображающих реальные результаты проведенных мероприятий, осуществляемых контактов в процессе учебной деятельности, внеурочных мероприятий и актах ученического самоуправления.

Необходимо осветить вопросы, касающиеся адаптации учащихся с признаками девиантного поведения. Процессы адаптации таких учеников в коллективе должны быть заранее продуманы, оснащены дополнительными мероприятиями, подготовленными с привлечением школьных психологов, что позволит улучшить показатели сплоченности коллектива на каждом уровне диагностики. Так формы коррекционной работы, призванные помочь трудным детям реализовать их собственный потенциал могут быть следующего характера: уроки с элементами этики, беседы о нравственности, консультации имеющие индивидуальный характер. Классный руководитель должен отслеживать результаты проводимой работы, проводя беседы с родителями и их анкетирование, содержащее вопросы об изменениях в детско-родительских отношениях. Стоит отметить о субъективном характере данных форм работы, однако они необходимы для прояснения обозначенных вопросов. Также можно проводить беседы с учителями-предметниками, ведущими уроки в отдельно взятом классе.

Данное исследование подразумевает определение уровня воспитанности учащихся с помощью специальной диагностической методики, имеющей в основе диагностические программы, включающие диагностику уровней сформированности изучаемых личностных качеств младших школьников[46].

Методика оценки распределения внимания между существующими видами деятельности производится по 10-балльному оценочному континиуму, который включает оценку концентрации, устойчивости и переключаемости внимания учащихся младших классов[46].

Уровень духовного развития оценивается степенью усвоения учащимися таких понятий как духовные ценности, развитием их интеллектуального, творческого и этического потенциалов. При оценивании результатов развития в области духовно-нравственного воспитания следует ориентироваться на реальные поступки учащихся и их выражения отношения к окружающим. Существует несколько методов диагностики позволяющих определить степень сформированности духовно-нравственных качеств учеников начальных классов, а также то, насколько родители готовы к активному взаимодействию с педагогическим коллективом образовательного учреждения. К данным методикам можно отнести диагностику уровня межличностных отношений, используемую при изучении представлений ребенка о себе и своем «Я». Как вариант, возможно использование данных диагностик в процессе изучения присутствующих типов отношений в коллективе, выявления толерантных отношений между одноклассниками. Обладают ли учащиеся такими качествами как милосердие, желание оказывать помощь нуждающимся, на данные вопросы возможно ответить, применив в коллективе школьников методику диагностики уровня воспитанности учащихся, включающую оценку таких показателей как: поведенческие характеристики в классе и в семье; уровень доверительных отношений между родителями и детьми; отношения обучаемых в коллективе сверстников; их поведение на улицах и в общественных местах; уровень самооценки. Следующие показатели, требующие констатации в процессе применения диагностических методик, это эмоциональный компонент нравственного развития. Он используется для анализа развитости показателей нравственно-духовного компонента, которые включают процессы исследования когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственного развития.

В процессе оценки учащихся по параметрам представленных методик и обобщая данные, педагог реально сможет увидеть позитивные изменения, происходящие в классном коллективе, что даст ему возможность объективно проанализировать эффективность применяемых воспитательных мероприятий. Отметим также, что педагог должен быть заинтересован в том, чтобы каждое мероприятие привлекалось бы к решению как можно большего количества воспитательных задач. Учитель начальных классов, стремящийся повысить эффективность своей работы в процессе проведения мероприятий по воспитательной работе должен проанализировать полученные результаты с профессиональной точки зрения, чтобы при необходимости корректировать те или иные мероприятия составляющие план работы классного коллектива. В данном случае допустимо актуализировать методы и формы проводимой работы, обязательно учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности обучающихся в младшей школе, что несомненно должно улучшить показатели результатов в воспитательной деятельности образовательного учреждения [46].

 


Выводы по I главе

 

Анализа теоретических исследований по изучаемому вопросу показал, что сплоченность представляет собой ведущую коллективистскую направленность.

Под сплоченностью коллектива понимают идейное, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство его членов, которое развивается на основе объективной характеристики, как организационное единство.

Проблемы формирования сплоченного, дружного коллектива, имеющего общую цель, воспитание ценностного отношения к коллективу одноклассников и учебному коллективу, как к единому целому, обозначенные задачи возможно решить, применяя различные формы внеурочной деятельности как необходимые средства повышения уровня сплоченности коллектива учащихся младшей школы.

Внеурочная деятельность представляет собой достаточно значимую составляющую школьной жизнедеятельности, требующая ответственного подхода к планированию и непосредственной организации со стороны классного руководителя. Что касается других видов деятельности младших школьников, как самообслуживающий труд, участие в кружках и спортивных секциях, в конкурсах, олимпиадах, диспутах, в школьных и классных вечерах, в играх и походах, занятий в библиотеке, данные виды деятельности не всегда эмоционально окрашенные, как в случае с мероприятиями внеурочной деятельности. Исследуемый вид деятельности младших школьников, организуемый и направляемый педагогами, представляет собой важное средство воспитания школьников.

Именно разнообразные формы внеурочной деятельности предоставляют возможность проводить систематическую и целенаправленную работу по повышению уровню сплоченности детского коллектива. Классный руководитель профессионально спланировав мероприятия по внеурочной деятельности на протяжении четырех лет начальной школы в состоянии вывести коллектив младших школьников на высокий уровень его сплоченности. Педагогу необходимо учитывать особенности данного возрастного периода и личностные особенности каждого члена коллектива в отдельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Формирование сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности»

Формирование сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности»

Данный подход отражается в актуальных исследованиях современных образовательных процессов, происходящих в современной начальной школе

Данный подход отражается в актуальных исследованиях современных образовательных процессов, происходящих в современной начальной школе

Научные исследования в области развития и формирования коллективов представлены трудами многих выдающихся педагогов и психологов

Научные исследования в области развития и формирования коллективов представлены трудами многих выдающихся педагогов и психологов

Цель исследования - обосновать и экспериментально доказать эффективность педагогических условий формирования сплоченности коллектива младших школьников в процессе внеурочной деятельности

Цель исследования - обосновать и экспериментально доказать эффективность педагогических условий формирования сплоченности коллектива младших школьников в процессе внеурочной деятельности

Глава I. Теоретические основы формирования сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности 1

Глава I. Теоретические основы формирования сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности 1

Советский энциклопедический словарь под редакцией

Советский энциклопедический словарь под редакцией

Макаренко говорил о существующих характерных признаках коллектива, а именно, наличие общих и общественно полезных целей, обязательное служение на благо обществу; совместная трудовая общественная деятельность, для…

Макаренко говорил о существующих характерных признаках коллектива, а именно, наличие общих и общественно полезных целей, обязательное служение на благо обществу; совместная трудовая общественная деятельность, для…

Ученическая группа также может иметь общие выборные органы

Ученическая группа также может иметь общие выборные органы

А.Л. Модрус считает, что любой образовательный процесс должен включать в себя не только отношения между педагогом и обучаемым, но и непосредственно между обучаемыми

А.Л. Модрус считает, что любой образовательный процесс должен включать в себя не только отношения между педагогом и обучаемым, но и непосредственно между обучаемыми

Далее представленные аспекты будут рассмотрены в контексте известных теорий малой группы

Далее представленные аспекты будут рассмотрены в контексте известных теорий малой группы

Аналогичный подход представлен в работах

Аналогичный подход представлен в работах

А.В. Сидоренков руководствуясь результатами своих исследований предлагает распределить сплоченность на предметно-деятельностную и социально-психологическую

А.В. Сидоренков руководствуясь результатами своих исследований предлагает распределить сплоченность на предметно-деятельностную и социально-психологическую

От позиции каждого члена в коллективе зависят показатели сплоченности данного коллектива

От позиции каждого члена в коллективе зависят показатели сплоченности данного коллектива

Исследователи говорят о следующих признаках сплоченности той или иной группы: - наличие взаимной симпатии в сфере межличностных отношений коллектива; - уровень полезности коллектива для его…

Исследователи говорят о следующих признаках сплоченности той или иной группы: - наличие взаимной симпатии в сфере межличностных отношений коллектива; - уровень полезности коллектива для его…

Уровень сплоченности коллектива возможно повысить в случае наличия в данном коллективе организованного актива

Уровень сплоченности коллектива возможно повысить в случае наличия в данном коллективе организованного актива

Детский коллектив, по утверждению

Детский коллектив, по утверждению

Педагог должен координировать деятельность всех участников коллектива и в данном случае привлекать членов актива для предотвращения конфликтных ситуаций в коллективе

Педагог должен координировать деятельность всех участников коллектива и в данном случае привлекать членов актива для предотвращения конфликтных ситуаций в коллективе

Классные традиции имеющие позитивную воспитательную направленность, воспитывающие у детей положительные нравственные качества способствуют также формированию у членов коллектива чувства долга, чести, гордости за класс, его…

Классные традиции имеющие позитивную воспитательную направленность, воспитывающие у детей положительные нравственные качества способствуют также формированию у членов коллектива чувства долга, чести, гордости за класс, его…

Данное консультирование необходимо в случаях возникновения локальных конфликтов, например, при распределении полномочий, либо тогда, когда ученики не достигли желаемых результатов своей деятельности, что может привести…

Данное консультирование необходимо в случаях возникновения локальных конфликтов, например, при распределении полномочий, либо тогда, когда ученики не достигли желаемых результатов своей деятельности, что может привести…

А..С. Макаренко отмечал важность данных показателей, влияющих в целом на сплоченность общешкольного коллектива

А..С. Макаренко отмечал важность данных показателей, влияющих в целом на сплоченность общешкольного коллектива

Перед классным руководителем младших классов стоит определяющая задача – привлечь абсолютное большинство членов коллектива в интенсивную коллективную деятельность, применяя весь спектр методов, и кроме того,…

Перед классным руководителем младших классов стоит определяющая задача – привлечь абсолютное большинство членов коллектива в интенсивную коллективную деятельность, применяя весь спектр методов, и кроме того,…

Организацию внеурочной деятельности стоит всецело предоставить педагогу

Организацию внеурочной деятельности стоит всецело предоставить педагогу

Признаками сплоченного коллектива младших школьников, являются: 1

Признаками сплоченного коллектива младших школьников, являются: 1

Для повышения продуктивности формирования коллектива во время внешкольных мероприятий и достижения поставленных целей можно использовать несколько методов

Для повышения продуктивности формирования коллектива во время внешкольных мероприятий и достижения поставленных целей можно использовать несколько методов

Для достижения вышеперечисленных целей необходимо использование результативных видов внешкольной деятельности, которые позволят выявить таланты учеников, а также обнаружить какие-либо особенности их характера

Для достижения вышеперечисленных целей необходимо использование результативных видов внешкольной деятельности, которые позволят выявить таланты учеников, а также обнаружить какие-либо особенности их характера

Данный комплексный разносторонний подход позволяет сформировать у учащегося ценностное отношение к одноклассникам и к коллективу в целом, [47]

Данный комплексный разносторонний подход позволяет сформировать у учащегося ценностное отношение к одноклассникам и к коллективу в целом, [47]

Процессы развития нравственных качеств обучающихся оцениваются по четырехбальной шкале (примерный, хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный)

Процессы развития нравственных качеств обучающихся оцениваются по четырехбальной шкале (примерный, хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный)

Данное исследование подразумевает определение уровня воспитанности учащихся с помощью специальной диагностической методики, имеющей в основе диагностические программы, включающие диагностику уровней сформированности изучаемых личностных качеств младших…

Данное исследование подразумевает определение уровня воспитанности учащихся с помощью специальной диагностической методики, имеющей в основе диагностические программы, включающие диагностику уровней сформированности изучаемых личностных качеств младших…

Следующие показатели, требующие констатации в процессе применения диагностических методик, это эмоциональный компонент нравственного развития

Следующие показатели, требующие констатации в процессе применения диагностических методик, это эмоциональный компонент нравственного развития

Выводы по I главе Анализа теоретических исследований по изучаемому вопросу показал, что сплоченность представляет собой ведущую коллективистскую направленность

Выводы по I главе Анализа теоретических исследований по изучаемому вопросу показал, что сплоченность представляет собой ведущую коллективистскую направленность

Педагогу необходимо учитывать особенности данного возрастного периода и личностные особенности каждого члена коллектива в отдельности

Педагогу необходимо учитывать особенности данного возрастного периода и личностные особенности каждого члена коллектива в отдельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2022