ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
Загибалова Надежда Ивановна
СКО. Есильский район. с. Советское.
КГУ «Советская начальная школа»
АННОТАЦИЯ.
В данной статье рассмотрена проблема формирования творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Ключевые слова: личность, творчество, рисование, способности.
«Глубоко убеждена, что все дети неповторимо талантливы и во всех заложен
Божественный дар, и наша с вами задача - обнаружить его и раскрыть»
С. А. Назарбаева
Нет не талантливых детей. Все дети рождаются совершенными. Окружающий мир и воспитание – формирует ребенка. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Самым эффективным средством достижения этого является изобразительная деятельность детей.
Одной из задач образовательной области «Творчество» в ГОСО РК является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и др.) реализация учебной программы развития дошкольников требует от воспитателя постоянного совершенствования своего педагогического мастерства. Выделяется три вида художественной деятельности: изобразительного, декоративного и конструктивного. Развитие творческих способностей осуществляется в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
В ГОСО РК «Дошкольное воспитание и обучение» главной целью дошкольного воспитания и обучения на общенациональном уровне является: развитие личности ребенка, владеющего ключевыми компетентностями, личностной культурой на основе общечеловеческих и национальных ценностей. Одной из задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие у ребенка эстетических чувств, творческих способностей.(1)
Самым главным периодом для развития творческих способностей является дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для ребенка этого возраста характерна усиленная, познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представленных образов и легкость манипулирования ими.
Творческая деятельность основывается на способности мозга к созданию новых образов на базе ранее сформированных представлений. Стремление к сочинительству – это творческая переработка накопленных впечатлений, комбинирование их, построение из них новой деятельности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. (2)
Изобразительная деятельность является одной из самых любимых видов деятельности детей в дошкольном возрасте. Аристотель отмечал, что занятия изобразительной деятельностью способствуют разностороннему развитию ребенка .
Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания: "Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека". Таким образом, К. Д.Ушинский по праву считается основоположником научной педагогики.
Педагогические принципы К. Д. Ушинского
1. Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным.
2. Обучение должно строиться на основе принципа наглядности
3. Ход обучения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представлений к мысли — естественен и основывается на ясных психологических законах человеческой природы.
4. Обучение должно развивать умственные силы и способности учеников, а также давать необходимые в жизни знания.
Творческие способности ребенка проявляются в умении находить необычное в привычном повседневном. Творческие способности формируются на основе творческого воображения и творческого мышления. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство, несущее в себе отражение личностного «я». Слово «творчество» означает искать, изображать нечто такое , что не встречалось раньше, в индивидуальном и общественном опыте. (3)
Чтобы не угас интерес к искусству, к творческой деятельности, важно не пропустить тот период в жизни ребенка, когда формируются основные навыки и умения. Центральное место мы отводим воображению, фантазии, интересу к новому необычному.
Чтобы вовремя обеспечить полноценное развитие ТС детей необходимо, акцентировать внимание на следующих моментах в работе с детьми:
1. Активность
2. Живость ума
3. Фантазия
4. Умение познавать
5. Стремление к познанию
6. Свобода воображения
7. Умение на практике применять полученные знания, опыт
8. Умение находить нестандартное в привычных явлениях и вещах
3-4 года наиболее творческая активность детей. Именно в этом возрасте нужно как можно больше обращаться к упражнениям и играм, развивающим творческие способности. ( портрет из пуговиц, фантазеры, волшебные кляксы, фантастические гипотезы)
Четвертый год жизни – время становления предметного рисунка (узнаваемого не только ребенком, но и взрослыми), изобразительных (выразительных) движений, действий с воображаемым объектами, в основе лежит воображение. Исследование педагогов показали, что воображение проходит ряд этапов (1,3)для младшего дошкольного возраста характерны самые первые действия воображения – «опредмечивание» (наполнение значением, смыслом).наряду со способностью к «опредмечиванию» методом ассоциирования (каракулей, пятен, клякс и пр) появляется возможность к «дополнению» (дорисовыванию, договариванию, дополнению действием)
На занятиях по изобразительного творчества даю те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, чтобы ребенок почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей и наконец , чтобы стал счастливым человеком. Ребенок стремиться выразить свои фантазии, и в этот момент ребенок сам ищет средства выражения, овладевая карандашом, красками.. на первом этапе рисования карандашами или красками ребенка могут постигнуть разочарования, рисунок получается не правильным, не соответствует его воображению, его фантазии. Чтобы процес рисования превратить в увлекательный, завораживающую деятельность, помогут нетрадиционные техники рисования.
И вот именно поэтому мы рисуем пальчиками, ладошками, кулочками, ватными палочками, мелом на стекле. Составляем портреты из пуговиц, которые принесли бабушки моих воспитанников. Дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще знакомятся с разными свойствами материала, предметов – это очень важно в этом возрасте.
На занятиях по рисованию нами используются следующие нетрадиционные техники рисования:
1. Оттсик мятой бумаги
2. Свеча и акварель
3. Рисование зубной щеткой
4. Пластилинография
Развиваются творческие способности детей, активизируется их речевая деятельность.
Приведу фрагмент занятия по ИЗО с использованием нетрадиционной техники рисования «рисование кулочком»
Цель: формирование творческих способностей, развивать память, логическое мышление.
Задачи:
1. Приобщать детей к нетрадиционной технике рисования;
2. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к окружающему миру, желание передавать его красоту;
3. Воспитывать мотивацию к учению, любовь к природе.
Оборудование: бумага белого цвета, гуашь, кисти, вода, салфетки, подставки для кисточек, таз с водой.
Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами совершим маленькое путешествие на зеленый луг. Путешествие будет необычным мы пойдет на луг босиком. Босиком очень полезно ходить. В путь… вдруг пошел дождь. Нам срочно нужно возвращаться в группу, но у нас грязные ножки и мы с вами обязательно оставим свои следы на полу. Сегодня мы с вами нарисуем наши следочки необычным способом «кулочками».
Дети на общем ватмане рисуют кулочками свои следы. Макая в гуашь свой кулачок.
Воспитатель: вам понравился рисунок, который мы выполнили бе кисточки, а своим кулачком?
Такой необычный способ рисования приводит детей в восторг. При этом ребята знакомятся со свойствами красок, их цветом, развивается художественный вкус и пространственное воображение. Но самое главное – они создают простор для детского творчества, о чем писала Е.А. Флерина, выделяя проблему творческого развития как одну из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражением ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании. Отражение которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому» (4)
Таким образом, нет никаких сомнений, что проводимая нами работа на занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию творческих способностей детей. Нетрадиционная техника рисования создает атмосферу непринужденности, открытости, содействует развитию инициативы, самостоятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима. Повторю слова, которые написаны в начале статьи: «нет не талантливых детей. Все дети рождаются совершенными».
Источники:
1. 1.Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения РК- 001-2013. — Астана, 2016г.— 16 с.;
2. Козарезов Наталья Даниловна старший преподаватель кафедры
«Дошкольное воспитание и начальное воспитание»
филиала АО НЦПК«Өрлеу» «ИПК ПР по СКО»
3. Котова Е.В. развитие творческих способностей дошкольников: /методическое пособие/Е.В.Котова, С.В. Кузнецова, Т.А.Романова, ТЦ Сфера, 2010.-128стр.
4. Флерина Е.А. изобразительное творчество детей дошкольного возраста. 1956г – 208стр
5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.