Формирование творческого мышления в процессе работы над музыкальным материалом
Оценка 4.9

Формирование творческого мышления в процессе работы над музыкальным материалом

Оценка 4.9
doc
30.04.2020
Формирование творческого мышления в процессе работы над музыкальным материалом
творческ.мышление.doc

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧЕНИКА

В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Как известно, творчество невозможно без участия таланта и высокоразвитого мышления. Развивая мышление, педагог одновременно развивает творческую способность ученика, умение создавать новые художественные ценности. И, наоборот, создавая условия для свободного и соответствующим  образом организованного творчества, педагог стимулирует необходимую мыслительную деятельность. Необходимо создавать условия для формирования мышления созидающего, отличающегося большой самостоятельностью, направленного на поиск нового, борьбу с неизвестным, на преодоление незнания и неумения.

          С чего необходимо начинать работу над новым сочинением? Оказывается, молодой исполнитель не утруждает себя предварительным знакомством с нотным текстом, не обращает внимания на указания и пояснения композитора, на обозначенный автором темп пьесы или концерта; каков характер (во многом подсказанный с помощью общепринятой терминологии на итальянском языке).         Вряд ли стоит говорить в этом случае о динамике, о понимании содержания, формы, стиля музыки или немалом количестве неточных нот.         

            Почему это происходит? Причина в том, что ученик не был научен при работе над репертуаром опираться на три главных познавательных уровня: текст, подтекст, надтекст. При работе над текстом речь идет о вникании в смысл выставленных композитором условных обозначений. Между тем примером для подражания здесь может послужить опыт выдающихся музыкантов.

              И.Гофман, вспоминая свои занятия с А.Рубинштейном, сообщал: «Рубинштейн часто говорил мне:”Сыграйте сперва то, что написано; если вы полностью воздали этому должное и затем вам захочется что-нибудь добавить или изменить, сделайте это.”» При работе над текстом исполнитель должен иметь в виду, что в совокупности нотных знаков проявляется личность композитора, его духовные устремления. Именно в результате глубокого постижения всех составляющих нотного текста возникают первичные образы музыки, пока еще несовершенные представления о ее художественном содержании и технических особенностях, на основе чего рождаются замыслы будущих интерпретаций. Текст произведения, при всей важности заключенной в нем информации, не существует сам по себе, а неразрывно связан с «подтекстом» и «надтекстом». «Основная задача исполнителя заключается именно в выявлении подтекстовых и надтекстовых структур через творческое раскрытие нотного текста.» (В.Григорьев) «Подтекст» выступает как умение использовать в творческих целях многие факторы: личностный опыт исполнителя, его жизненные впечатления, эмоции, пробуждение необходимых ассоциаций. В «надтексте» концентрируются мироощущения композитора и исполнителя, их мировоззренческие позиции.

          Каждый исполнитель проделывает работу над текстом по-разному. Одни стараются вникнуть с помощью воображения в то, что скрыть в тексте («подтексте», «надтексте»), всматриваясь, вчитываясь в нотные знаки, сопутствующие указания, осмысливая и озвучивая их в своем сознании до игры (П.Казальс, Л.Оборин). Другие разбирают сочинение за инструментом, опираясь на свой богатый творческий опыт и уже выработанные и проверенные в действии технико-выразительные приемы (Э.Гилельс, Г.Гинзбург). Главное, что всех их объединяет, заключается в том, что они умеют постигать-умом, сердцем, интуицией- не только то, что лежит на поверхности нотной записи, но и «подтекст» и «надтекст».

          Возможность полноценного прочтения содержания музыкального произведения зависит от общего уровня профессиональной подготовки исполнителя, от богатства эстетических впечатлений, эмоционального и жизненного опыта, от наличия специальных знаний (например, представления о законах композиции).

           У учеников восприятие музыки несовершенно: слушая музыку, многого не слышат, а если и слышат, то не самое существенное. Если педагог хочет воспитывать творческое мышление учеников, то следует начинать работу с воспитания навыков полноценного художественного восприятия идейно-образного содержания музыкального произведения. И делать это надо уже в тот момент, когда ребенок соприкоснулся впервые с музыкой. Й.Иоахим говорил: « После первых же упражнений ученик должен познать элементы фразировки для того, чтобы как можно раньше понять, что сознательное выражение и исполнение органически связаны. Привлечение сравнений из родственных искусств и литературы значительно облегчают задачу развития художественного мышления…»

             Вторым признаком гармонично развивающегося музыкального мышления является способность исполнителя создавать замысел будущей интерпретации. Уметь определить свою точку зрения на то, что предстоит сыграть, убедительно аргументировать ведущую идею своего подхода. И.Гофман на уроке останавливал своих учеников в самых неожиданных местах вопросом: «Почему вы этот эпизод играете так, а не иначе и что намерены делать дальше?» Таким образом, он заставлял ученика ежеминутно знать, где он находится, куда идет, четко определять свои намерения.

              По поводу значения интеллектуального начала в исполнительском искусстве существует множество суждений видных музыкантов. «Музыка сильна мыслью, концепцией, обобщением,-утверждал Д.Шостакович.- Ее могущество ярче всего проявляется в раскрытии внутренней, духовной сущности жизни. Это свойство музыки сближает ее с поэзией и философией.» Формирование полноценного художественного восприятия предполагает у исполнителя не только высокоразвитого интеллекта, но и тонко воспринимающей эмоциональной сферы. « На языке искусства познавать- значит прежде всего чувствовать,»-утверждал К.Станиславский.

        Любое произведение искусства отражает характер эмоциональной наполненности творца, тончайшие оттенки его чувств и переживаний. И главной задачей артиста является проникнуться  настроениями и образами произведения. А главное- воспроизвести их со всей доступной экспрессией. Н.Паганини заключил эти мысли кратко в тезисе:» Для того, чтобы заставить публику чувствовать, артист должен сам сильно чувствовать.»

          Чем талантливей и содержательней исполнитель, чем больший круг жизненных явлений охватывает его творчество, тем более напряженную работу он должен проделать. Больших успехов достигает тот, кто обладает развитым эмоциональным интеллектом, тот, у кого эмоциональная палитра более богата и разнообразна.

           «Чем больше выразительных средств имеет в своем распоряжении музыкант, тем больше он найдет им применений.»-говорил Ф.Бузони. Если педагог хочет достичь полноценности мыслительного процесса у учеников, создать условия для роста творческой способности, необходимо постоянно сталкивать их с проблемой выбора, тренировать их аналитическую деятельность, формировать активное

отношение к исполняемой музыке.

 

 


ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Как известно, творчество невозможно без участия таланта и высокоразвитого мышления

Как известно, творчество невозможно без участия таланта и высокоразвитого мышления

Основная задача исполнителя заключается именно в выявлении подтекстовых и надтекстовых структур через творческое раскрытие нотного текста

Основная задача исполнителя заключается именно в выявлении подтекстовых и надтекстовых структур через творческое раскрытие нотного текста

Уметь определить свою точку зрения на то, что предстоит сыграть, убедительно аргументировать ведущую идею своего подхода

Уметь определить свою точку зрения на то, что предстоит сыграть, убедительно аргументировать ведущую идею своего подхода

отношение к исполняемой музыке.

отношение к исполняемой музыке.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020