Формирование творческого потенциала учащихся на уроках биологии через использования проблемно - поисковых заданий.
Оценка 5

Формирование творческого потенциала учащихся на уроках биологии через использования проблемно - поисковых заданий.

Оценка 5
docx
18.11.2020
Формирование творческого потенциала учащихся на уроках биологии через использования проблемно - поисковых заданий.
Статья Проблемные технологии на уроках биологии.docx

Формирование творческого потенциала учащихся на уроках  биологии через использование проблемно-поисковых заданий.

 

 

            «Нельзя забывать, что ребенок, не испытавший радости от учения, не познавший чувства гордости после преодоления трудности - - несчастный человек. Дать ребенку ощутить радость труда, ... наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства — первостепенная задача педагогики.» В. А. Сухомлинский

            Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности. Они, в частности, касаются особенностей восприятия учебного материала, организации учебно-воспитательного процесса и многого другого.

            Существенной стороной процесса обучения в специальной школе является коррекционно– развивающая работа и создание условий для развития личности ребенка, механизмов компенсации, способствующих адаптации, обучению и социализации.

            Содержание предмета биологии позволяет  решать ряд важных коррекционных задач: развивать аналитико – синтетическую деятельность, учить находить причинно – следственные зависимости, сравнивать, обобщать, классифицировать.

            В настоящее время основной направляющей задачей личностно-ориентированного образования является ребенок. И в качестве ведущей цели рассматривают человека культуры: личность демократичную, гуманную, духовную, творческую. Главное в личности – устремленность в будущее, к свободной реализации своих возможностей, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и свои возможности, для достижения высоких результатов.

            На данном этапе развития современного общества существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших направлений в современной начальной школе. Желание реализовать себя, раскрыть свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к собственному всестороннему развитию, расширению кругозора, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и “я”.

            Исследование зарубежных психологов и педагогов: Дж. Гилфорда, Е.П. Торранса, Л. Термена, Р. Стернберга, М. Воллаха, а так же отечественных: Даниловой В.Л., Гальперина П.Я., Калмыковой З.И., Богоявленский Д.Б., Пономарева Я.А., Пушкина В.Н., Шадрикова В.Д., Тютюнника В.И., Медника С., Алиевой Е.Г., Гнатько Н.М., Дружинина В.Н., Хозратовой Н.В., в области творческого мышления теоретически обоснованы, однако работа над улучшением этого свойства продолжают развиваться. Большое внимание современная педагогическая мысль уделяет выявлению наиболее действенных рычагов творческой деятельности и природы творческого мышления на начальном этапе обучения школьников.

            Творческое мышление – мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового мира с полной реализацией собственных оригинальных идей.

Показателями, характеризующими творческое мышление  школьников, на которые я опираюсь в своей работе, основываться на и следующем: беглость, гибкость и оригинальность мысли.

            Беглость включает в себя два компонента: легкость мышления, то есть быстрота переключения текстовых заданий и точность выполнения задания.

            Гибкость мыслительного процесса – это переключение с одной идеи на другую. Способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи.

            Оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе.

            Развитие совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе постоянного взаимодействия с окружающим миром, посредством овладения в процессе обучения содержания материальной и духовной культуры, искусства. Поэтому есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, о системном формирующем воздействии. Но каковы же условия формирования творческого мышления?

            Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальный этап обучения. Именно в младшем школьном возрасте закладывается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

            Отличительный признак творческой деятельности школьников – субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению “открытие” ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок сам может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя уже существующее.

            В этом случае это уже творческий процесс, основанный на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важна сама логическая последовательность деятельности, в которой формируется умение решать нестандартные задачи.

            Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.

            В своей педагогической деятельности я опираюсь на основные виды проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

            Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемы для учеников. Проблемная ситуация может создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

На уроках я стараюсь создать проблемную ситуацию, направлять учащихся на ее решение, осуществлять поисковую направленность в учении. Таким образом, мои учащиеся становятся в позицию своего обучения и, как результат, у них образуются новые

знания, они овладевают новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому я использую дифференцированный и индивидуализированный подход к детям, независимо от их реальных возможностей.

Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждает школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  • ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;
  • определяет проблемные теоретические и практические задания;
  • ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим). (Приложение 1)

В зависимости от характера взаимодействия учителя и учащиеся выделяю четыре уровня проблемного обучения:

  • уровень несамостоятельной активности – восприятие учениками объяснения учителя, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение учеником самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера, устное воспроизведение;
  • уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением прежних знаний в новой ситуации и участие школьников в поиске способа решения поставленной учителем проблемы;
  • уровень самостоятельной активности – выполнение работ репродуктивно-поискового типа, когда ученик сам решает по тексту учебника, применяет прежние знания в новой ситуации, конструирует, решает задачи среднего уровня сложности, доказывает гипотезы с незначительной помощью учителя и так далее;
  • уровень творческой активности – выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения учебной проблемы, самостоятельного доказательства; самостоятельные выводы и обобщения, изобретения, написание художественных сочинений.

            Эти показатели характеризуют уровень интеллектуального развития школьников и могут применяться как видимые показатели продвижения учащихся в учебном развитии, в качестве основного содержания обратной информации.

Примеры использования технологии проблемного обучения на уроках биологии

6 класс тема « Круговорот воды в природе» Урок начинается с проблемного вопроса «Все вы мыли доску, доска после этого бывает влажной, но через некоторое время она высыхает. Почему? Куда девается вода?» Дети дают противоречивые ответы:

-вода впитывается в доску

-вода испаряется

Дальше я провожу объяснение  темы,  не касаясь этого примера, а разбираем вопрос «Вода, из ручьев течёт  в реки, а реки несут её в моря. Почему моря не переполняются водой?» В результате объяснения нового материала дети приходят к выводу, что вода испаряется с поверхности водоёмов.  В конце урока мы возвращаемся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока. Учащиеся успешно справляются с ним, они сумели перенести полученные знания в иную проблемную ситуацию. (видео)

8 класс Тема « Обобщающий урок по теме «Рыбы»

Чтобы активизировать познавательную деятельность уч-ся привожу интересные факты из жизни акулы. Затем учащимся предлагаю проблемный вопрос «»Почему акулы постоянно двигаются?»

Для ответа на вопрос сильной группе уч-ся для ответа предлагаю воспользоваться учебником, уч-ся средней группы дается подсказка, определяющая направление, в котором следует искать ответ на данный вопрос, слабой группе я дала текст о жизни акул, в этом тексте они должны были найти ответ на данный вопрос.

Созданная таким образом  проблемная ситуация вызывает активную работу мысли  всех учеников класса,  вызывает чувство удовлетворения от конечного результата поиска решения проблемы – ведь дети «сами» смогли найти выход из трудной учебной ситуации.

            Одна из форм умственного поиска - установление причинно-следственных связей.

            Здесь помогают задания типа: тема «пищеварение» 9 класс - многие подростки не вынимают изо  рта  жевательную  резинку на протяжении всего дня. Какой опасности и почему они подвергают себя?

            Почему не все люди  заболевают, когда  в  их  органы  попадают

болезнетворные бактерии?

            На уроке в 9 классе «Внутренняя среда. Значение крови и ее состав» ставлю проблему «Почему почти при любом заболевании делают анализ крови?»

 У  человека в крови появились  эритроциты серповидной формы. О чём свидетельствует этот факт, каковы его последствия? Тем самым я побуждаю школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты. Этот прием способствует развитию общеучебных умений и навыков, логического мышления у ребят.

            Активную  мыслительную  деятельность  учащихся   вызывают вопросы, требующие у ребёнка умения найти  сходства и  различие объекта . Этот прием использую часто  для установления причинно- следственных связей. Например: сравнить строение рыбы и лягушки- далее какие особенности в строении лягушки позволяют ей жить на суше? И т. д

            Самым высоким уровнем познавательной самостоятельности учащихся является исследовательский метод решения учебной проблемы. Его используют при организации лабораторно-практических занятиях, обобщающих уроках, когда учащиеся имеют достойную теоретическую базу и определенный уровень мировоззрения, что позволяет им поставить задачу и найти ее решение.

            Самонаблюдение, например, на уроках биологии в 9 кл для выяснения влияния физических упражнений на сердце, пульс и дыхание.

Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы:

- при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;

- при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу;

- при контроле знаний (творческое применение знаний

Приведу некоторые примеры. При объяснении материала7 класс  тема « Растение – целостный организм». Поспорили однажды корень, стебель и лист, кто из них важнее? Расшумелись, поссорились, решили даже жить отдельно.

 Корень: Я - корень! Всех сильнее я, и очень важен. Что без меня растению не жить, кто с этим будет спорить? Водою я снабжаю всех, и удержаться в почве без меня никто не сможет.

Стебель: Нет, главный — я! Кто без меня даст листьям воду, доставит к свету их и запасти поможет в клубнях пищу людям?

Лист: Но что же будет без меня, ведь это я свет солнечный ловлю и углекислый газ я поглощаю, и очищаю воздух я вокруг, и воду я с растенья испаряю. Так может, я главнее всех?

            Учитель: Вовремя вмешался в разговор человек. Примирил спорщиков. Что сказал человек листьям, стеблям и корням? Это буде темой нашего урока. Как бы вы решили этот спор? (Учащиеся высказывают свою точку зрения)

            Для активизации познавательной деятельности возможно создание проблемной ситуации на основе высказываний или фактов. Предлагаю учащимся прокомментировать высказывания:

1) «Кто не любит природу, тот не любит человека». Ф. Достоевский

2) «Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое дело даром». А. Герцен

3) Известный географ и путешественник А. Гумбольт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый?

4) Великий русский ученый М.В. Ломоносов утверждал: «Умеренное употребление пищи – мать здоровья». Верно ли это утверждение?

5) Древнегреческий философ Аристотель говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное безделье». Обосновать данное высказывание с научной  точки зрения.

            Большой интерес вызывают вопросы, стимулирующие  поисковую деятельность, например, задание на нахождение,  исправление чьих-либо ошибок. Это могут  быть  ошибки  не  только  фактические, но и логические. Выявление их (устно или у доски) полезно не только для активизации умственной  работы, но и воспитания внимательности во время урока. Найди ошибки: Недавно мы проходили семейство пасленовые; к нему относятся томат, картофель, петуния, нарцисс . На уроке мы зарисовывали строение цветка, его формула 4л, 6 т, 1п., Листья у всех пасленовых простые рассеченные,  с параллельным жилкованием,  плод-стручок и коробочка. Семя имеет две семядоли, Это семейство относится к классу двудольные растения?

- При закреплении полученных знаний

Интересной формой групповой деятельности является мозговой штурм. Во время этой работы ученики тренируются кратко и четко выражать свои мысли, учатся слышать и слушать друг друга.

            Ребятам предлагается правильно ответить на  определённое число вопросов, чтобы набрать определённое  количество баллов.

Тема:  «Пищеварительная система» 9 класс

1.Где начинается расщепление пищи?

2.У человека 30 зубов.

3.В желудке расщепляются белки.

4. Начальный отдел тонкой кишки: двенадцатиперстная кишка .            

5. Основная функция органов пищеварения -защитная.

6.Соляная кислота  выделяется в тонком кишечнике.

7.Печень- орган пищеварительной системы.

8. . Слюна   расщепляет углеводы.

9.Всасывание питательных веществ происходит в тонком кишечнике.

            7класс тема «Лист. Функции листа»  В одном из сказочных государств, злой волшебник уничтожил у растений все листья. К чему это может привести? Поясните свой ответ. Этот вопрос вызывает рассуждения ребят. Рассуждения требуют прочных знаний о функциях листа, значении листа для растения.

            Умственно отсталые дети в сотрудничестве с педагогом охотно используют различные способы решения поставленных проблем, учатся строить простейшие объяснительные гипотезы и модели.

            Решение  биологические задачи. Верным является утверждение, что коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача - есть поиск ее решения. -Желая подготовить семена к посеву, ученик поместил их в две пробирки с водой. В одной пробирке семена проросли, а в другой - нет. Как это можно объяснить?

-Дачник-любитель посеял весной семена моркови, но большинство из них не проросли. Как объяснить эту неудачу? Что необходимо было предварительно сделать дачнику?          Выскажите всевозможные предположения.

-Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Потом туда завезли семена и посеяли клевер. Он рос хорошо, но плодов и семян не давал. Затем в Австралию завезли шмелей, и растение стало плодоносить. Объясните ситуацию при изучении темы «Насекомые».

            За сутки одна божья коровка уничтожает до100 тлей. Ее самка за летний период откладывает до 1000 яиц, а каждая личинка до окукливания(40 суток) может уничтожить до 1000 тлей или 3000 их личинок. Рассчитайте, сколько тлей может уничтожить пара жуков и их поколение за летний период (90дней). На основе полученных данных сделайте вывод о значении божьих коровок в регуляции численности тлей.

Подобные задания позволяют интегрировать материал с другими предметами: математикой,  географией и т. п.

            Есть виды растений, цветки которых опыляются животными в ночное время, когда становится темно. Какие биологические особенности должно иметь это растение?

Почему в сосновом лесу можно встретить молодые ели, а в еловом лесу молодые сосны не растут? Дайте обоснованный ответ.

            Два человека поскользнулись на льду и упали. Один из них сломал ногу, а другой отделался ушибом. Предположим, что сила удара при падении его направление были одинаковыми. Можно ли предположить возраст этих людей? Ответ обоснуйте.

Подобные задания позволяют интегрировать материал с другими предметами: математикой,  географией и т. п.

            В аквариуме, где очень много водных растений, ночью могут погибнуть все рыбы. Этого не произойдет, если в сосуде с таким же количеством рыб находится меньшее количество растений. В аквариуме же без растений  может наблюдаться гибель рыб, как и в первом случае. Объясните эти странные факты, основываясь на своих знаниях о фотосинтезе дыхании растений

            Таким образом, в ходе решения задач можно определить, умеет ли учащийся использовать свои знания и насколько успешно он это делает. Опираясь на них, решать многочисленные задачи, которые ставит перед нами жизнь. Но самое главное - это не просто правильно решить задачу, а понять путь к ее решению. Задача – это тренажер мыслительной деятельности. Самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа.

            Вывод: Рассмотренные выше методы позволяют активизировать мыслительную деятельность обучающихся, осуществлять коррекцию высших психических функций, прививают умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации, тем самым формируют творческий потенциал учащихся

Всем ли учащимся доступно проблемное обучение?

Практически всем. Однако уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от степени их обученности методам проблемного обучения и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.                  В.Оконь.Основы проблемного обучения. М., “Просвещение”, 1968 г.

2.                  М.И.Махмутов. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975 г.

3.                  И.Г.Коноваленко. Создание проблемных ситуаций на уроках биологии. “Биология в школе”, 1971 г., №2.

  1. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения.– Тула: “Родничок”, 1999.
  2. Кемп П. Армс К. Введение в биологию. – М.: “Мир”, 1988.
  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.Н. Не совсем обычный урок. Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону: издательство “Учитель”, 2001.
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.Н. Совсем необычный урок: практическое пособие.– Ростов-на-Дону: издательство “Учитель”, 2001.
  5. Маркосян А.А. Вопросы возрастной физиологии.– М.: “Молодая гвардия”. 1986.
  6. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл. Методическое пособие. – М.: “Дрофа”, 1996.
  7. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 кл. Методическое пособие. – М.: “Дрофа”, 1997.
  8. Сухова Т.С.Уроки биологии : технологии развивающего обучения. – М.: “Вентана-Графф”, 2001.

Скачано с www.znanio.ru

Формирование творческого потенциала учащихся на уроках биологии через использование проблемно-поисковых заданий

Формирование творческого потенциала учащихся на уроках биологии через использование проблемно-поисковых заданий

Но каковы же условия формирования творческого мышления?

Но каковы же условия формирования творческого мышления?

Приложение 1) В зависимости от характера взаимодействия учителя и учащиеся выделяю четыре уровня проблемного обучения: уровень несамостоятельной активности – восприятие учениками объяснения учителя, усвоение образца…

Приложение 1) В зависимости от характера взаимодействия учителя и учащиеся выделяю четыре уровня проблемного обучения: уровень несамостоятельной активности – восприятие учениками объяснения учителя, усвоение образца…

На уроке в 9 классе «Внутренняя среда

На уроке в 9 классе «Внутренняя среда

Большой интерес вызывают вопросы, стимулирующие поисковую деятельность, например, задание на нахождение, исправление чьих-либо ошибок

Большой интерес вызывают вопросы, стимулирующие поисковую деятельность, например, задание на нахождение, исправление чьих-либо ошибок

Почему в сосновом лесу можно встретить молодые ели, а в еловом лесу молодые сосны не растут?

Почему в сосновом лесу можно встретить молодые ели, а в еловом лесу молодые сосны не растут?

Литература: 1. В.Оконь

Литература: 1. В.Оконь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2020