«Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры»
Оценка 4.6

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры»

Оценка 4.6
doc
15.11.2020
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры»
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры».doc

 «Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры»

 

Своё выступление я хотела бы начать со слов Михаила Михайловича Пришвина

В соответствии с новым Законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования, а это повышает требования к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В Стандарте особое внимание уделяется социокультурному развитию ребёнка. Ключевыми принципами Стандарта являются принципы формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям 

семьи, общества и государства. В соответствии с этим непрерывное экологическое образование предусматривает формирование у дошкольников  способов  взаимодействия с миром природы на основе социокультурных норм. Развитие познавательного интереса  ребёнка – это не только определённые знания и умения, но и осознание своей причастности к миру природы, единства с ней. Освоение окружающего мира  происходит специфично для каждого воспитанника, поэтому так важна индивидуальная работа с каждым ребёнком, для того, чтобы  ребёнок не только узнавал  мир природы и взаимодействовать  с ним на основе социокультурных норм.

Анализ психолого - педагогической литературы, которая частично представлена на экране, помог определить основные направления формирования экологической    культуры детей старшего дошкольного возраста и подобрать средства для их реализации.

Работа по формированию  экологической культуры предусматривает интеграцию всех образовательных областей ФГОС ДО.

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Образовательная область «Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы.

Образовательная область «Речевое развитие»: владение речью как средством общения и культуры, развитие речевого творчества.

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, освоение и использование разнообразных эстетических оценок собственных творческих работ.

Образовательная область «Физическое развитие»: становление ценностей  здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Новизна моей методической разработки заключается в том, что мною было разработано перспективное планирование  по формированию экологической культуры  детей старшего дошкольного возраста, разработана проекты совместной деятельности педагога с воспитанниками старшей и подготовительной групп, конспекты непосредственной образовательной деятельности по теме «Природа и я - большие друзья». А также была переоборудована предметно - пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Основная цель деятельности – это формирование базовых основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Она реализовывалась в процессе решения следующих задач:

Задачи: 1. Формировать представления о том, что человек - часть природы.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость к окружающему миру природы

3. Учить устанавливать причинно- следственные связи и зависимости между природными явлениями.

4.Формировать основы природоохранной деятельности

Были определены следующие этапы работы, которые представлены на экране.

На первом этапе работы необходимо было определить уровень сформированности знаний детей о мире природы, а также выявить умения и навыки взаимодействия воспитанников с миром природы. А самое главное, определить уровень развития и характер проявления отношения к природе.

Мною были использованы методические рекомендации по изучению уровня сформированности основ экологической культуры детей дошкольного возраста Серебряковой Т.А., при составлении которых использован  опыт работы нашего дошкольного учреждения.

Результаты педагогической диагностики представлены на экране

Отмечается высокой уровень знания детей о природе – 68%, сформированы навыки взаимодействия с природными объектами у 67% , вот результаты  отношения детей к окружающей природе показали, что только 26% воспитанников проявляют сочувствие и сопереживание к природным объектам, владеют основами природоохранной деятельности. У 53% отношение к природным объектам неустойчивое. И у 21%  отмечаются негативные проявления к окружающей природе.

На 2- организационном этапе, исходя из результатов педагогической диагностики, я определила следующие задачи:

1. Это, в первую очередь, расширять представления детей о способах взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Вместе с детьми мы учились обращению к любому природному объекту (здоровались, произносили добрые слова, обращались с просьбой, говорили комплименты и т.д.)

2. Обогащался опыт познавательно- исследовательской деятельности, направленной на изучение условий произрастания растений, обитания животных, установление причинно- следственных связей и зависимостей природных объектов и деятельности человека как созидательной, так и разрушительной.

3. Обогащение эстетических чувств при взаимодействии с миром природы, развитие умения выражать своё отношение к природным объектам.

4. Акцент был сделан на формирование основ природоохранной деятельности.

Принципы построения образовательной деятельности  с воспитанниками представлены на экране.

Основным методом работы с детьми был выбран метод проектной деятельности. Почему был выбран этот метод? Он  предусматривает совместное творчество ребёнка и взрослого, в ходе реализации проектов дети не получали каких- то готовых знаний от взрослого, а самостоятельно выбирали способы получения этих знаний. Предоставление пространства возможностей для поиска решений, как за счёт высказывания детей, так и за счёт многообразия вариантов, предложенных как одним ребёнком, так и подгруппой детей. Удерживание ребёнка в «проблемном поле», с тем, чтобы он начал в нём действовать, добивался результата. Метод проектной деятельности как нельзя лучше позволяет старшему дошкольнику реализовывать способы взаимодействия как со сверстниками, так и с миром природы. Когда заканчивается проект, ребёнок видит результаты своей деятельности и деятельности сверстников, испытывает чувство гордости от того, что цель была реализована.

Были разработаны следующие проекты:

«Зелёный мир нашего детского сада»

Цель: познакомить с природным окружением участка и территории детского сада, формировать основы природоохранной деятельности воспитанников.

«Люблю берёзку русскую»

Цель: развивать познавательный интерес к берёзе как символу России, воспитывать потребность проявлять заботу о ней, развивать эстетические чувства при взаимодействии с этим деревом.

«Природа моего родного края»

Цель: расширять представления детей о природе Нижегородского края, её многообразие и уникальность, способствовать отражению эмоциональных впечатлений в изобразительном и речевом творчестве, воспитывать бережное отношение.

«Зимующие птицы нашего края»

Цель: воспитывать сочувствие к зимующим птицам, стимулировать желание помочь им. Развивать эмоциональные реакция на проявление отношения к зимующим птицам со стороны взрослых и сверстников. Обогащать способы оказания помощи птицам.

 «Природа и я – большие друзья»

Цель: обогащать способы взаимодействия с  миром природы, формировать основы природоохранной деятельности

«Очистим Автозаводский район от мусора»

Цель: расширять представления о способах утилизации мусора, защите природного окружения, воспитание культуры взаимодействия с природными объектами.

Использовались как краткосрочные, так и долгосрочные проекты.

1 этап погружение в проект: постановка проблемы, создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.  Здесь самым важным было увлечь интересной темой, сформулировать проблему, которая была близка каждому ребёнку. Например, почему растения называют зелёным миром? И какой зелёный мир нашего участка? Почему берёзку называют белоствольной красавицей? Как мы можем помочь зимующим птицам? Как можно дружить с природой? Как сделать наш Автозаводский район красивым и безопасным и т.д. 

2 этап – работа над проектом, воплощение идей проекта, оформление его. Совместно с детьми определяли основные направления работы над проектом. Дети  сами выбирали, кто, чем будет заниматься. Например, работая над проектом «Зелёный мир нашего детского сада» дети сами определили, кто будет исследователем и будет изучать растения, кто будет потографистом и будет на карте отмечать расположение растений на территории, кто будет учёным и определит значение растений, условия их благоприятного произрастания и т.д. Привлекали родителей к совместной проектной деятельности, находили необходимый материал. Затем обсуждали, как можно рассказать о своей работе. Так, работая над проектом «Зимующие птицы» родители представили чертежи изготовления разных кормушек из  бросового материала. Подготовили презентации о растениях, произрастающих на территории детского сада.  Во время работы над проектом «Очистим планету от мусора» были подготовлены презентации о том, какой бывает мусор и способах его утилизации и т.д. Это было настоящим открытием для детей. Когда работали над проектом «Очистим Автозаводский район от мусора», дети выступали в роли фотокорреспондентов, которые  совместно с родителями снимали места скопления мусора на территории района, а затем выпустили газету с обращением к жителям района, это был уже 3- й этап.

3 этап - Презентация результатов деятельности проводилась по- разному. Наряду с коллективными работами:  презентация «Зелёный мир детского сада», где дети рассказывали для своих ровестников о зелёных насаждениях нашего детского сада, их значении для укреплении здоровья человека и природоохранной деятельности, были представлены и результаты индивидуальной творческой деятельности, оформленной в лэпбуки.  Так  воспитанницей нашей группы Ирой Юматовой совместно с мамой оформлена эта книжка, в которой представлена берёза в разное время года, элементы природоохранной деятельности в рубриках «Что любит берёзка», «Что не любит берёзка», запечатлены впечатления ребёнка от общения с этим деревом, подобраны стихи о берёзке.  Детям нравятся такие интерактивные книги. Я представляю вашему вниманию несколько таких книг. Их ценность заключается в том, что информация группируется в зависимости от интересов ребёнка, т.е. он сам решает, из каких рубрик будет состоять его книжка и как он эти рубрики представит, т. е. перенесёт результаты своей познавательной или природоохранной деятельности, выражение своего личного отношения к результатам, выраженного в рисунках, правилах и т.д. 

Дифференцированный подход в процессе проектной деятельности

Организуя работу с детьми, учитываю особенности их развития, их индивидуальные интересы. Реализуя любой проект, стараюсь заинтересовать каждого ребёнка, помочь найти тот путь реализации проекта, который ему интересен. Если возникают трудности, то оказываю необходимую помощь, но самое главное, стараюсь, чтобы ребёнок сам нашёл этот путь. В реализации проектов  важно, как взаимодействуют дети, как договариваются и распределяют  обязанности. И, конечно, любое проявление внимательного отношения к результатам труда сверстниками не остаётся без внимания. В представлении результатов проектной деятельности принимают участие все дети, причём стараюсь организовать работу так, чтобы дети сами договаривались, кто и как будет представлять проект. Особое внимание детям, у которых отмечалось равнодушное или негативное отношение к природным объектам.

Преобразование предметно- пространственной среды происходило с учётом требований ФГОС ДО. Предметно- пространственная среда строилась так, чтобы каждый ребёнок мог найти для себя интересное занятие. Акцент был сделан на взаимодействие ребёнка с миром природы, в частности с природными окружающими объектами. У каждого воспитанника есть «Дневник добрых дел», в которых дети отражают значимые для себя события по отношению к взрослым, сверстникам, миру природы и предметному миру. В нашей группе есть индивидуальные посадки: растения, укрепляющие здоровье – это лук, чеснок; растения, украшающие нашу группу – комнатные растения, растения – санитары (очищающие воздух), растения- доктора и т.д. Есть фоторепортажи о природоохранной детской деятельности, где представлены фотографии, как дети кормят птиц, вешают новые кормушки, ставят запрещающие знаки на территории детского сада и т.д. Всё большую популярность приобретают лэпбуки, которые дети изготавливают совместно с родителями. В группе создана медиатека по ознакомлению с природой нашего края, нашей страны и планеты Земля.

Сотрудничество с родителями

Родители моей группы – мои единомышленники. Совместно с ними мы создали видеотеку  по формированию экологической культуры ребёнка,  где наряду с презентациями, скачанными из интернета, есть презентации, которые создали сами родители. Родители всегда принимают активное участие в природоохранной деятельности: озеленении территории детского сада, приобретении посадочного материала, подготовке плакатов природоохранной деятельности.. Большой популярностью пользуется сетевая переписка с родителями.

Трансляция опыта работы

Свой опыт работы представляла на семинарских занятиях в рамках работы районной опорной площадки по теме «Формирование социокультурных норм в образовательном процессе ДОУ», где представляла непосредственно образовательную деятельность с детьми по формированию основ экологической культуры, представляла предметно- развивающую среду по социокультурному развитию. Выступала на Педагогических советах, где знакомила с опытом работы, показывала организацию совместной деятельности с воспитанниками по теме «Природа и я - большие друзья», делилась своим опытом работы в сетевом сообществе.

Благодарю за внимание!


Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры»

Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры»

Образовательная область «Физическое развитие»: становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами

Образовательная область «Физическое развитие»: становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами

Обогащался опыт познавательно- исследовательской деятельности, направленной на изучение условий произрастания растений, обитания животных, установление причинно- следственных связей и зависимостей природных объектов и деятельности человека как…

Обогащался опыт познавательно- исследовательской деятельности, направленной на изучение условий произрастания растений, обитания животных, установление причинно- следственных связей и зависимостей природных объектов и деятельности человека как…

Природа и я – большие друзья»

Природа и я – большие друзья»

Что не любит берёзка», запечатлены впечатления ребёнка от общения с этим деревом, подобраны стихи о берёзке

Что не любит берёзка», запечатлены впечатления ребёнка от общения с этим деревом, подобраны стихи о берёзке

Большой популярностью пользуется сетевая переписка с родителями

Большой популярностью пользуется сетевая переписка с родителями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2020