Формирование у обучающихся представлений о здоровом образе жизни на уроках математики
Самое ценное у человека – это здоровье, именно оно обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, выработка навыков здорового образа жизни с раннего детства.
2020 год в Курской области объявлен Годом здоровья. В связи с этим повышаются требования к учителю по реализации здоровьесберегающих образовательных технологий, а также усилению внимания поиску эффективных средств формирования у детей представления о здоровом образе жизни.
Выбор задач на тему «Здоровья» (о правильном питании, пользе занятий физкультурой и спортом, вреда курения и т.д.) играет важную роль в просвещении и распространении здорового образа жизни. Задачи, которые решаются на уроках математики, должны быть основаны на фактическом материале и составлены таким образом, чтобы учащиеся привыкали ценить, уважать и беречь свое здоровье. В ходе решения ученики узнают много новых фактов о своем теле, особенностях его строения и различных этапах развития, сумеют взглянуть на основные жизненные процессы, происходящие с человеком, глазами математики.
1. Средний человек проводит во сне 1/3 своей жизни, еще 50 лет он бодрствует. Какова примерная продолжительность жизни человека?
2. В поясничном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на 7 больше, чем в поясничном, а в шейном отделе – на 5 меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?
3. Содержание фтора в одной чашке чая относится к суточной потребности человека во фторе, как 2:17. Сколько процентов суточной дозы фтора содержится в одной чашке? Сколько чашек чая надо выпить, чтобы обеспечить свой организм фтором?
4. Чтобы получить суточную норму белков, школьнику необходимо съедать в день 0,2 килограммов мяса. Сколько килограммов мяса необходимо съедать в год для нормального развития? Во сколько вес съеденного мяса превышает вес среднего школьника, если он весит 40 кг?
5. Сколько весит воздух в нашем классе, если 1 м3 воздуха весит 1,3 кг? Хватит ли нам имеющегося воздуха на уроке, если каждому человеку нужно 20 литров воздуха в час? Что нужно делать, чтобы воздуха хватило на все шесть уроков работы?
6. Вечерний прием пищи должен состояться не позднее, чем за 2 часа 30 мин до сна. Во сколько нужно поужинать школьнику, если он, соблюдая режим дня, должен утром встать в 7 часов в школу, при этом ночной сон должен длиться 10 часов?
Очень сильное впечатление на обучающихся оказывает информация о вреде курения с числовыми данными, которую учитель может предложить ученикам для превращения её в математическую задачу. Примером может служить следующий текст: «Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 300г. Если у ребенка курит отец, то его вес будет меньше среднего на 125 г., если курит мать – меньше на 300г. Возможный вопрос, сформулированный учащимися на уроке по теме «Проценты»: Сколько процентов теряет в весе новорожденный, если: а) курит папа; б) курит мама. Ответ округлите до единиц.»
Этой проблеме учитель может посвятить отдельное занятие. Рассмотрим пример.
Фрагмент сценария урока в 6 классе по теме «Действия с дробями (о вреде курения языком математики)»
Ребята, а вы знаете, как курение влияет на части тела?
Сердце: курение сужает кровеносные сосуды, делая работу сердца по перекачиванию крови более трудной.
Лёгкие: затрудняет нормальное дыхание, что снижает спортивные результаты.
Уши: поражает нервы и сосуды уха, что может привести к снижению слуха.
Глаза: делает глаза красными и может служить причиной снижения зрения.
Рот: повреждает слизистые оболочки губ, языка, носоглотки; изменяет вкусовую чувствительность; приводит к появлению кашля; неприятного запаха при дыхании.
Кожа: температура кожи падает; раньше появляются морщины.
Итак, при курении ухудшается внешность, теряются зрение и слух, развиваются заболевания дыхательных путей, внутренних органов, повышается раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.
С помощью следующей таблицы вы сможете узнать названия веществ, которые способствуют укреплению здоровья; увеличивают сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям, повышают работоспособность.
|
А |
В |
С |
D |
E |
1 |
а |
е |
л |
с |
ч |
2 |
б |
е |
н |
х |
э |
3 |
в |
з |
о |
т |
я |
4 |
г |
и |
п |
у |
ы |
5 |
д |
к |
р |
ц |
м |
Нужно выбрать из таблицы последовательность букв из следующих клеток: A3; B4; D3;A1; E5; B4; C2; E4
Ученики ищут соответствующие буквы и получают слово «витамины».
Витамины прислали вам задачи.
Витамин А отвечает за состояние зрения, кожи, сокращает длительность заболеваний. Он содержится в молоке, зеленом луке, абрикосах, тыкве, помидорах.
Задача 1. Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеваниями легких. Найдите количество больных, если в селе Колбаны курят около 110 человек.
Витамин В1 способствует росту. Недостаток этого витамина вызывает повышенную утомляемость при умственной работе, боли в конечностях, одышку, бессонницу, усиленное сердцебиение. Он содержится в горохе, фасоли, крупах – овсяной, пшенной.
Задача 2. Смертельная доза никотина для человека составляет от 50 до 100 мг. В сигарете содержится 0,9 мг никотина, из которых 70% попадает в легкие. Сколько мг никотина попадает в легкие при курении двух сигарет?
Витамин С предохраняет от простудных и инфекционных заболеваний, ускоряет заживление ран. Он содержится в свежем шиповнике, красном сладком перце, смородине, облепихе, землянике, апельсинах, мандаринах, лимонах, зеленом луке.
Задача 3. Суточная норма различных витаминов, в которых нуждается организм ребенка, составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета уничтожает 20% витаминов. Сколько мг витаминов ворует у себя тот, кто выкурит три сигареты?
Витамин Р. Недостаток витамина Р вызывает слабость, вялость, боли в конечностях. Витамин Р оказывает благотворное влияние на деятельность почек, желудка, кишечника. Он содержится в чае, черной смородине, черноплодной рябине.
Задача от витамина Р.
Задача 4. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6-10 минут в общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15%. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет?
О чувствах человека, оставившего дурную привычку курения, прекрасно написал В. Маяковский.
Я счастлив!
Граждане,
у меня
огромная радость.
Разулыбьте
сочувственные лица.
Мне
обязательно
поделиться надо,
стихами
хотя бы
поделиться.
Я
сегодня
дышу как слон,
походка
моя
легка,
и ночь
пронеслась,
как чудесный сон,
без единого
кашля и плевка.<….>
Я
порозовел
и пополнел в лице,
забыл
и гриппы
и кровать.
Граждане,
Вас
интересует рецепт?
Открыть?
Или…
Не открывать?
Граждане,
вы
утомились от ждания,
готовы
корить и крыть.
Не волнуйтесь,
сообщаю:
граждане –
я
сегодня –
бросил курить.
В. Маяковский
Для убедительной демонстрации полезности занятий физкультурой и спортом целесообразно привлекать к проведению урока детей, занимающихся в спортивных кружках и секциях на личном примере осознавших важность физического развития для укрепления здоровья. Например, ученик может рассказать о туристическом клубе, членом которого он является, о маршрутах новых походов (байдарочном, пешеходном, велосипедном и комбинированном), предложить в качестве домашнего задания задачу на нахождение протяженности каждого из них, а затем пригласить одноклассников принять участие в этих путешествиях.
К уроку геометрии учащийся, увлеченный занятиями спортивными танцами, может подготовить сообщение по теме «Углы. Градусные меры»: «Многие движения, связанные с поднятием ноги, измеряются в градусах. Конечно же, танцор не должен выполнять это движение на точное количество градусов, о них говорят примерно, чтобы у исполнителя было понятие «на сколько поднимать ногу».
В танцах, где участвует пара, иногда используется движение Grandbattement (Большой бросок) через своего партнера. Для того чтобы не ударить партнера ногой по голове, выполняющий движение должен кинуть ногу на нужную высоту, сделав, следовательно, определенный угол.
В танцах в градусах можно измерять не только подъемы ног, но и повороты тела. Пируэт – полный круговой поворот (то есть на 360 градусов) всем телом на носке одной ноги.»
Применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому учителю. В частности, проведение упражнений для глаз не займет много времени, однако, позволит дольше сохранить у ученика хорошее зрение. Например, упражнение для глаз – «Раскрашивание». Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.
На уроках математики вместо карандаша для зрительной гимнастики можно приспособить различные геометрические фигуры. Простейшие упражнения для глаз не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Например:
Упражнение 1. Моргайте на каждый вдох и выдох (моргание полезно при всех видах нарушения зрения).
Упражнение 2. Исходное положение – стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, вниз не изменяя положения головы.
При этом важно убедить ребёнка в необходимости повторять эти упражнения при выполнении домашних заданий, особенно, работая за компьютером.
Как показывают приведённые примеры, уроки математики дают прекрасную возможность для формирования у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение своего здоровья и расширения знаний и навыков по гигиенической культуре, так как практически всё можно описать с помощью чисел, а, следовательно, совместить с математикой.
Задача учителя – в оптимальной мере реализовывать эту возможность при осуществлении воспитательной работы в процессе преподавания математики.
Литература
1. Колягин Ю.М. О прикладной и практической направленности обучения математике // Математика в школе. – 1985. – № 3.
2. Шапиро И. М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. – М.: Просвещение, 1990.Математика.
3. Деловая игра «Проценты в современной жизни». Математика №21/2007. Приложение к газете «Первое сентября».
4. Решение задач о молоке и сыре» Математика №36/1999 г. Приложение к газете «Первое сентября».
5. Энциклопедия для детей Аванта + (любое издание).
6. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. М., 2004.
7. Фрейденталь Г. Математика в науке и вокруг нас. – М.: Мир, 1997.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.