Формирование у учащихся операций контроля в процессе письма.

  • Документация
  • docx
  • 10.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рекомендации12.docx

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ОПЕРАЦИЙ КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПИСЬМА

Письмо, в отличие от устной речи, формируется только в условиях целенаправленной

Деятельности, значит, механизмы письма складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего образования.

Письмо имеет сложную психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль и комплекс лингвистических умений ( способность дифференцировать звуки,звукобуквенный анализ и т.п.).

Сам процесс письма состоит из 6 фаз:

1.мотив(записать слова для закрепления какой-нибудь орфограммы);

2.замысел-отбор и расположение в определённой последовательности информации (выписать слова с изучаемой орфограммой);

3.анализ звукового состава слова, подлежащего записи:

   1 условие-определение последовательности звуков в слове.

   2 условие-уточнение звуков.

Речевой слух-  это  способность  отличать один звук от другого ( физический, музыкальный слух).

Развивается фонематический слух (речевой) чётким проговариванием звуков. Кинестетические раздражения,идущие от речевых органов в кору головного мозга, постоянно связаны со слуховыми, они уточняют и обостряют слух (И.Л.Павлов).

4.перевод фонемы в графему (зрительный образ букв);

5. «перешифровка» зрительного образа в систему последовательных движений, необходимых для записи;

6.грамматический и морфологический анализы.

 

Нарушение взаимодействия между фазами письма, а также недостаточность программирования, регуляции и контроля могут обусловить наличие в письме ребёнка ошибок, ничем не отличающихся от тех, которые традиционно принято считать дисграфическими (за исключением их непостоянного присутствия в письменных работах).

Мы остановимся на нарушении у детей самоконтроля за собственным письмом. Отличительная особенность детей с низким самоконтролем-резко выраженная недостаточность произвольного внимания (произвольное(активное),возникает благодаря нашему намерению,вследствие приложения нами усилия воли).Такая недостаточность обуславливает повышенную отвлекаемость детей, трудность сосредоточения на процессе деятельности, неполноценности концентрации и распределения внимания.

Внимание-необходимое условие успешной деятельности. Оно является специальной функцией контроля.

П.Я.Гальперин выделил три вида контроля:

-упреждающий,т.е. определяющий программу того, «как я будуделать»;

-текущий, сопровождающий запись и осуществляющий формулу: «так ли я делаю,как наметил?»;

-фиксирующий.

Приёмы работы по формированию контроля.

Упреждающий контроль

 

1.Метод ритмизованного чтения (на основе методики Т.Г.Визель).

Чтение предложения со слоговым ритмом, т.е. с делением слов на слоги и равномерным произношением их в орфографическом варианте-так,как они пишутся. Это послоговое «орфографическое» ритмизованное произнесение слов и фрах осуществляется в следующих вариантах:

-повтор за учителем ритмизованного слова(предложения), а затем его запись;

-повтор по слогам «со слуха», когда учитель произнесёт предложение обычным способом;

- «со зрения», ритмизованно прочитайте текст.

2.Анализ и составление схемы слова.

В моделях звуковой и слоговой структуры слова заложена информация о количестве слогов, границах слога, указаны гласные звуки, обозначены согласные звуки, место твёрдого и мягкого знаков:

-актуализация смысла слова;

-ритмизованое повторение слова;

-обозначение согласных звуков точками в схеме слова;

-обозначение места твёрдого и мягкого знаков в схеме слова;

-чтение слова в соответствии со схемой по слогам.

После того, как ребёнок составил схемы двух-пяти слов, что зависит от состояния его слухоречевой памяти и возраста, слоговой структуры слов, нужно предложить записать слова по памяти  с опорой на модель слова. Это задание позволяет расширить линейный объём слухоречевой памяти ребёнка.

 

Текущий контроль.

Письмо с проговариванием вслух:

-проговаривание и одновременная запись лексического материала учеником.

 

У учащихся первых классов (второе полугодие) чётко выявляется роль проговаривания в письме( текущий контроль). Ученик проговаривает слова сначала вслух, затем шёпотом и,наконец, скрытым внутренним голосом(регистрация тонких движений гортани, сопровождающих письмо,показывает, что при развитом навыке письма эти движения продолжают ещё учавствовать). В случае запрещения проговаривания письмо становится хуже, число ошибок ,связанных с пропущенными буквами,увеличивается.

 

 

Фиксирующий контроль.

 

-проверка с отчеркиванием слогов, маркированием гласных точками;

-комментированное письмо;

-ритмизованное чтение своей работы.

 

Операцию контроля за собственным письмом нужно формировать специально.

Рекомендуется формировать контроль в соответствии с общим порядком поэтапного формирования умственных действий:

-введение ребёнка в задание;

-формирование умственных действий во внешнем плане;

-плане громкой речи;

-шепотной речи;

-внутренней речи.

В результате поэтапного формирования у детей самоконтроля это предметное действие совершенствуется и присоединяется к основному производительному действию.