ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ОПЕРАЦИЙ КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПИСЬМА
Письмо, в отличие от устной речи, формируется только в условиях целенаправленной
Деятельности, значит, механизмы письма складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего образования.
Письмо имеет сложную психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль и комплекс лингвистических умений ( способность дифференцировать звуки,звукобуквенный анализ и т.п.).
Сам процесс письма состоит из 6 фаз:
1.мотив(записать слова для закрепления какой-нибудь орфограммы);
2.замысел-отбор и расположение в определённой последовательности информации (выписать слова с изучаемой орфограммой);
3.анализ звукового состава слова, подлежащего записи:
1 условие-определение последовательности звуков в слове.
2 условие-уточнение звуков.
Речевой слух- это способность отличать один звук от другого ( физический, музыкальный слух).
Развивается фонематический слух (речевой) чётким проговариванием звуков. Кинестетические раздражения,идущие от речевых органов в кору головного мозга, постоянно связаны со слуховыми, они уточняют и обостряют слух (И.Л.Павлов).
4.перевод фонемы в графему (зрительный образ букв);
5. «перешифровка» зрительного образа в систему последовательных движений, необходимых для записи;
6.грамматический и морфологический анализы.
Нарушение взаимодействия между фазами письма, а также недостаточность программирования, регуляции и контроля могут обусловить наличие в письме ребёнка ошибок, ничем не отличающихся от тех, которые традиционно принято считать дисграфическими (за исключением их непостоянного присутствия в письменных работах).
Мы остановимся на нарушении у детей самоконтроля за собственным письмом. Отличительная особенность детей с низким самоконтролем-резко выраженная недостаточность произвольного внимания (произвольное(активное),возникает благодаря нашему намерению,вследствие приложения нами усилия воли).Такая недостаточность обуславливает повышенную отвлекаемость детей, трудность сосредоточения на процессе деятельности, неполноценности концентрации и распределения внимания.
Внимание-необходимое условие успешной деятельности. Оно является специальной функцией контроля.
П.Я.Гальперин выделил три вида контроля:
-упреждающий,т.е. определяющий программу того, «как я будуделать»;
-текущий, сопровождающий запись и осуществляющий формулу: «так ли я делаю,как наметил?»;
-фиксирующий.
Приёмы работы по формированию контроля.
Упреждающий контроль
1.Метод ритмизованного чтения (на основе методики Т.Г.Визель).
Чтение предложения со слоговым ритмом, т.е. с делением слов на слоги и равномерным произношением их в орфографическом варианте-так,как они пишутся. Это послоговое «орфографическое» ритмизованное произнесение слов и фрах осуществляется в следующих вариантах:
-повтор за учителем ритмизованного слова(предложения), а затем его запись;
-повтор по слогам «со слуха», когда учитель произнесёт предложение обычным способом;
- «со зрения», ритмизованно прочитайте текст.
2.Анализ и составление схемы слова.
В моделях звуковой и слоговой структуры слова заложена информация о количестве слогов, границах слога, указаны гласные звуки, обозначены согласные звуки, место твёрдого и мягкого знаков:
-актуализация смысла слова;
-ритмизованое повторение слова;
-обозначение согласных звуков точками в схеме слова;
-обозначение места твёрдого и мягкого знаков в схеме слова;
-чтение слова в соответствии со схемой по слогам.
После того, как ребёнок составил схемы двух-пяти слов, что зависит от состояния его слухоречевой памяти и возраста, слоговой структуры слов, нужно предложить записать слова по памяти с опорой на модель слова. Это задание позволяет расширить линейный объём слухоречевой памяти ребёнка.
Текущий контроль.
Письмо с проговариванием вслух:
-проговаривание и одновременная запись лексического материала учеником.
У учащихся первых классов (второе полугодие) чётко выявляется роль проговаривания в письме( текущий контроль). Ученик проговаривает слова сначала вслух, затем шёпотом и,наконец, скрытым внутренним голосом(регистрация тонких движений гортани, сопровождающих письмо,показывает, что при развитом навыке письма эти движения продолжают ещё учавствовать). В случае запрещения проговаривания письмо становится хуже, число ошибок ,связанных с пропущенными буквами,увеличивается.
Фиксирующий контроль.
-проверка с отчеркиванием слогов, маркированием гласных точками;
-комментированное письмо;
-ритмизованное чтение своей работы.
Операцию контроля за собственным письмом нужно формировать специально.
Рекомендуется формировать контроль в соответствии с общим порядком поэтапного формирования умственных действий:
-введение ребёнка в задание;
-формирование умственных действий во внешнем плане;
-плане громкой речи;
-шепотной речи;
-внутренней речи.
В результате поэтапного формирования у детей самоконтроля это предметное действие совершенствуется и присоединяется к основному производительному действию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.