ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка 5

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Оценка 5
docx
11.12.2024
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Формирование учебной мотивации младших школьников.docx

Бабак Светлана Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ «Начальная школа-детский сад № 55»

г. Белгород

 

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

        

         Аннотация: статья посвящена проблеме формирования учебной мотивации  младших школьников. Рассмотрена сущность понятия «учебная мотивация» младших школьников. Изучены психологические особенности детей младшего школьного возраста, особенности формирования учебной мотивации младших школьников.

        

         Ключевые слова: формирование учебной мотивации, младший школьник, психологические особенности, учебная деятельность,  эффективность учебного процесса.

 

         Формирование учебной мотивации в школьном возрасте – одна из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена тем, что мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.

           Главная задача учебной мотивации – это организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Поэтому, так важно создавать для школьника ситуации успеха, уделять основное внимание организации целенаправленной учебной деятельности. Учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу.

           Успех учебной деятельности зависит не только от усвоения учащимися знаний, но и от мотивации учения, то есть от стремлений самоутвердиться, достичь высоких результатов. Чем выше уровень мотивации, тем больше факторов побуждают ребенка к деятельности, тем больших результатов он может достичь. Развитие у обучающегося положительной учебной мотивации является основой эффективности учебного процесса. Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности.

         В современной психологии и педагогике учебная мотивация имеет различные определения. Л. И. Божович считает, что учебная мотивация образуется системой мотивов, которые включают в себя потребность в учении, цель учения, эмоции, отношение к учению, интерес.

         Д.Б. Эльконин включает учебную мотивацию в структуру учебной деятельности младших школьников. По его мнению, учебная мотивация – это совокупность мотивов, адекватных задачам учебной деятельности, направляющая действия ученика и определяющая его поведение в системе школьных ценностей.

         Эффективность учебной деятельности напрямую зависит от мотивов, которые побуждают младшего школьника к активности и определяют его направленность. Для формирования интереса и мотивации к учебной деятельности учитель должен развивать именно мотивы учения.

         Мотивы по отношению к содержанию деятельности делятся на:

1. Внешние мотивы - мотивы долга и обязанности; мотивы оценки, достижения успеха, мотивы самоутверждения, мотивы личного благополучия, избегания неприятностей. Они исходят от педагогов, родителей, класса, общества в целом и приобретают форму подсказок, намеков, требований, указаний, понуканий или даже принуждений.

2. Внутренние мотивы - собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного; интерес к содержанию деятельности; к ее процессу; к овладению способами данной деятельности и тем самым к саморазвитию.

        

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

         Младший школьный возраст считается сложным периодом, в ходе которого происходит бурное развитие ребенка, включающее в себе развитие всех психических процессов. Когда ребенок идет в школу, то основной его задачей является обучение, которое не может успешно протекать без наличия положительной школьной мотивации, формирование которой происходит с учетом психологических особенностей младших школьников.

           По мнению Л.С. Выготского, младший школьный возраст – это возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.

           По нашему мнению, А.В. Запорожец справедливо утверждает, что в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам.

           По мнению Л.Ф. Обуховой, младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.

        

Особенности формирования учебной мотивации младших школьников

         При изучении особенностей учебной мотивации детей младшего школьного возраста, следует отметить ее положительные и отрицательные стороны.

           В качестве благоприятных черт мотивации следует отметить: общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любознательность, являющаяся формой проявления широкой умственной активности младших школьников. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для упрочения в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.

           Но мотивация младших школьников имеет и ряд негативных черт, характеристик, препятствующих учению. Так, интересы младших школьников недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность; неустойчивы, то есть ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают утомление); малоосознанны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в данном предмете; слабо обобщены; содержат в себе ориентировку школьника чаще на результат учения, а не на способы учебной деятельности.

           Если говорить о младшем школьнике, то практически каждый ребенок испытывает положительные эмоции при поступлении в первый класс. Но в этом возрасте детей привлекает не сам фактор учения, а внешняя сторона пребывания в школе: новые яркие книжки, тетрадки, ранец. Затем возникает интерес к первым результатам учебного труда и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее к способам добывания знаний.

           Как важен на пороге школы успех в новой деятельности, чтобы ребенок поверил в себя, в свои силы на новом поприще. Но этот успех, выраженный через отметку, таит огромную опасность, потому, что ребенок соотносит ее не столько с конкретным успехом, сколько со своей персоной. Некоторые дети начинают учиться не ради знаний, а ради отметок. Их подгоняет общественный престиж, высокий уровень притязаний.

           Отсюда очень важно, чтобы ученик уже в начальных классах осознавал мотивы учения, так как от этого зависит проявление его интеллектуальной и волевой активности, формирование его отношения к учебному процессу в целом. Основные компоненты развития положительной внутренней мотивации: развитие интереса к изучаемому предмету, теме; организация активной осознанной деятельности; стимулирование обучения.

           .

         Список литературы

1.  Алексеева, М. И. Мотивы обучения учащихся / М.И. Алексеева. – М.: Советская школа, 2011. – 120 с.

2.  Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев – М.: Мысль, 2006.-158 с.

3.  Выготский, Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии, 2011. - №2. - с. 36.

4. Гребнева, В.В. Психология: от теории к практике. Учебно-практическое  пособие / В.В. Гребнева, М.А. Виниченко. – Белгород,  Изд-во «Политерра», 2014.-56 , 55 с.


 

Бабак Светлана Анатольевна учитель начальных классов

Бабак Светлана Анатольевна учитель начальных классов

Д.Б. Эльконин включает учебную мотивацию в структуру учебной деятельности младших школьников

Д.Б. Эльконин включает учебную мотивацию в структуру учебной деятельности младших школьников

Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости

Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости

Основные компоненты развития положительной внутренней мотивации: развитие интереса к изучаемому предмету, теме; организация активной осознанной деятельности; стимулирование обучения

Основные компоненты развития положительной внутренней мотивации: развитие интереса к изучаемому предмету, теме; организация активной осознанной деятельности; стимулирование обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2024