Формирование универсальных учебных действий с целью личностного развития обучающихся и повышения качества образования через совершенствование методики преподавания предмета технологии
Оценка 5

Формирование универсальных учебных действий с целью личностного развития обучающихся и повышения качества образования через совершенствование методики преподавания предмета технологии

Оценка 5
Педсоветы
docx
технология +1
26.02.2022
Формирование универсальных учебных действий с целью личностного развития обучающихся и повышения качества образования через  совершенствование методики преподавания предмета технологии
XXI век – век высоких технологий. По современным данным, объем научных знаний в мире удваивается примерно через каждые 8–10 лет. Это означает, что как бы школа не старалась успевать за развитием науки, содержание образования, которым овладевают учащиеся, быстро стареет по многим параметрам и нуждается в коррекции. Поэтому на современном этапе для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать главное в море информации, следовательно, результаты обучения должны быть не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
выступление на педсовете.docx

Формирование универсальных учебных действий

с целью личностного развития обучающихся и повышения качества образования через

совершенствование методики преподавания предмета технологии     Слайд 1

1.Введение.

2.Основная часть.

2.1. Роль предмета «Технологии» в формировании УУД

2.2. Формирование УУД на уроках технологии

2.3.Развитие УУД на примере одной из изучаемых  тем  «Пищевые вещества» из раздела «Кулинария" в 5 классе.

2.4.Педагогические  технологии как средства  повышения качества образования

2.5 Оценка результатов УУД

3.Заключение.

 

 

Не пытайтесь объяснить ребёнку то,

до чего он может додуматься сам.

Дайте возможность каждому ребёнку

сделать своё маленькое открытие.

Э.И. Александрова                                                                                                                                                               Слайд 2

I.Введение.

            XXI век – век высоких технологий. По современным данным, объем научных знаний в мире удваивается примерно через каждые 8–10 лет. Это означает, что как бы школа не старалась успевать за развитием науки, содержание образования, которым овладевают учащиеся, быстро стареет по многим параметрам и нуждается в коррекции. Поэтому на современном этапе для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать главное в море информации, следовательно, результаты обучения  должны быть не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

2.Основная часть.

 

            Слайд 3       2.1. Роль предмета «Технологии» в формировании УУД   

 

            Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. При содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата ) достаточно наглядны а, значит, и более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделии на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, четкое создание алгоритмов, умение следовать правилам! необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета.

Слайд 4     2.2. Формирование УУД на уроках технологии

Задачи, которые решаются в процессе преподавания  предмета «Технология», возможны  лишь благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

 

Формирование познавательных учебных действий в курсе технологии осуществляется на основе интеграции интеллектуальной и предметно-практической деятельности, что позволяет ребёнку наиболее сознательно усваивать сложную информацию и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач.

Познавательные универсальные учебные действия включают:   – выделение и формулирование познавательной цели самостоятельно;

– поиск и выделение необходимой информации и источников информации;

– построение речевого высказывания в устной и письменной форме, которое должно происходить осознанно и произвольно;

–контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

При изучении темы в 5 кл. «Свойства текстильных материалов» использую загадки.

Задание. Загадки.  Цель: оценка результатов деятельности.
1. Голубой глазок, золотой стебелек, скромный на вид, на весь мир знаменит, кормит, одевает и весь дом украшает (лён).
2. В высоком дворце маленькие ларцы. Кто их открывает, белое золото добывает (хлопок).

 

            Слайд 5. Чтобы сформировать познавательные универсальные учебные действия,  возможны варианты  использования следующих видов заданий:

·        «найди отличия» (также можно задать их количество);

·        «на что похоже?»;

·        «найди лишнее»;

·        составление опорных схем;

·        создание интеллектуальных технологических  карт;

·        работа с разного вида таблицами;

·        составление и распознавание схем;

·        работа со словарями и др.

 Изучив  тему «Приготовление холодных и горячих сладких блюд», освоили технологический процесс приготовления и оформления холодных и горячих сладких блюд. Для лучшего запоминания этого материала предлагаю составить технологическую схему на листе. приготовления и оформления холодных и горячих сладких блюд. слайд 6.

 

https://studfiles.net/html/2706/652/html_BgiCfRmSS3.KoqP/img-kkdK6Q.png

Составили  таблицу «Требования к качеству и сроки хранения сладких блюд».

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий в курсе технологии создаются благоприятные условия за счет того, что выполнение заданий требует от детей планирования предстоящей практической работы, соотнесения своих действий с поставленной целью, установления связей между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозирования действий, необходимых для получения планируемых результатов.

Слайд 7. Чтобы сформировать регулятивные универсальные учебные действия,  можно использовать следующие виды заданий:

·        поиск необходимой информации в различных типах источников;

·        взаимоконтроль;

·        взаимный технологический диктант с последующей взаимопроверкой;

·        контрольный опрос по определенной проблеме.

Слайд 8. Задание. Найдите описание к каждому виду оформления оконных проемов.

Цель: закрепить знания по теме «Интерьер» (оформлении окон).

 

Вид оформления оконных проемов

Описание

А

Шторы

1

Занавеси из тонкой прозрачной ткани: органзы, тафты, «нитей дождя» и т.д. Служат для рассеивания солнечных лучей

Б

Ламбрекен

2

Занавеси на двери и окна из непросвечивающейся  плотной ткани

В

Гардины

3

Ряд горизонтальных или вертикальных пластин, соединенных между собой. Пластины могут поворачиваться и пропускать свет

Г

Портьеры

4

Занавеси разнообразных моделей из различной ткани

Д

Жалюзи

5

Отделка в виде оборки или детали сложной формы, которая размещается в верхней части окна

 

Слайд 9. Задание. На рисунке  классификации супов пропущены некоторые термины. Впишите недостающие термины в свой бланк работы под соответствующими буквами. Карточками обмениваются с соседом по парте.

Цель: закрепить знания по теме «Кулинария» (супы), развивать умение оценивать работу товарища.

https://open-lesson.net/uploads/files/2018-11/kartin4.png

Классификация супов

Слайд 10. Задание.  Восстановите текст.

Цель: закрепить знания по теме ««Блюда из молока и кисломолочных  продуктов» в 7 классе.

1.Молочные ___________  подают  в мелких тарелках.

2.Сливочное масло хранят в холодильнике в течение _______ дней.

3.Все молочные продукты не требуют первичной обработки, кроме _________________.

4.Молочные продукты подвергаются следующей тепловой обработке: _________, жаренью, _____________.

5.Молоко и молочные продукты _________ хранить в открытой посуде и при дневном свете.

6.Молочные супы, каши, соусы должны иметь  консистенцию, соответствующую данному блюду: _____________ – жидкие или вязкие, супы – __________, соусы – средней густоты.

 7.В состав молока входят _________, жиры, молочный сахар, ________, __________A,   B2, B12, E, D, K, РР, С, кальций, калий, железо, йод, фосфор и протеин.

8.Молоко, полученное путём нагревания до 120-145 °, то есть до такой температуры, при которой полностью уничтожаются все микробы, называют ____________________.

9.Качество молочных продуктов  определяют  по консистенции, цвету, ____________, вкусу, _________________________.

10.Чтобы предохранить молоко от скисания в домашних условиях,__________________

11. Молоко и мо­лочные продукты ________ хранить в открытой посуде и при дневном свете.

 

Слайд 11. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в курсе технологии обеспечивается целенаправленной системой различных методических приемов. Большинство видов работ направлено на формирование у детей умения формулировать собственное мнение и варианты решения,  выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при собственной деятельности и совместной работы. Всё это постепенно приучает детей в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания.

Чтобы сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, можно использовать следующие виды заданий:

·        «составь задание партнеру».  Мы составляли на уроке тесты по пройденной теме, а на следующем уроке эти тесты раздавали обучающимся другого класса.

·        отзыв на работу товарища по парте, оценивали защиту проекта своего одноклассника;

·        групповая работа по составлению кроссворда. Изучили тему «Сладкие блюда, десерт и напитки» в 7 классе. Для лучшего запоминания этого материала предлагаю составить кроссворд на листе формата А4. Предварительно даю инструкцию по составлению кроссворда, разбираем алгоритм его составления, обговариваем критерии оценки. Ребята учатся формулировать суть каждого термина профессиональным языком, четко и лаконично.

·          работа над творческим проектом.  Программой предусмотрено выполнение таких проектов в каждом классе (показать примеры проектов);

·        работа в команде;

в 8 классе по теме «Профориентация» предлагала игры, где ребята делились на команды, выбирали капитанов, название команды;

·         «подготовь технические условия на ...»,

·         «опиши процесс изготовления...», «объясни...», «организуй…» и т. д.

 

Слайд 12. Задание. Игра «Интерьер дома».

Цель: формирование знаний по теме «Интерьер. Кухня». Укрепление межличностных отношений.

Ход игры: Класс разбивается на группы. Ведущим становится либо учитель, либо кто-то из учащихся.

Вопрос для первой команды:
1. Внутренний мир дома, складывающийся из отдельных вещей.

Вопрос для второй команды:
2. Набор столовой или чайной посуды, рассчитанный на определенное количество человек.

Вопрос для третьей команды:
3. Совокупность предметов, которыми обставляют комнату, кухню, прихожую и т. д.

Финалистом становится та команда, которая первая ответит на поставленный им вопрос.

Задания для финалиста:
4. Оформление интерьера, учитывающее размер помещения, его расположение и освещение.

Супер игра: 1. Оригинальное сочетание пропорций и размеров предметов, удобных для проживания в квартире.
2. Единство и взаимосвязь предметов и украшений жилья.

Слайд 13. Для  формирования  личностных универсальных действий, использую   следующие виды практических заданий:

·        участие в индивидуальных и групповых проектах;

·        подведение итогов урока;

·        рефлексия;

·        творческие задания различного типа;

·        мысленное воспроизведение презентации, ситуации, видеофильма, клипа, проекта; самооценка события и т. д.

            Выполнение каждого из вышеперечисленных упражнений может быть направлено на формирование как одного, так и нескольких видов универсальных учебных действий

Примером формирования личностных универсальных учебных действий, может стать любая жизненная ситуация, в которую попадает ваш ученик: выбор продукта в магазине, подбор и пришивание пуговицы к одежде, использование старых предметов по-новому. Например, на уроке кулинарии в 5 классе «Овощи  в  питании. Технология приготовления  блюд  из  овощей» я начала занятие со стихотворения, которое называется «Ода Ролтону»:

 


Уж вечер, все семейство дома,

И день закончен трудовой.

Парит уж «Доширак» с беконом

Среди пластмассы пищевой.

И смотрит вся семья с восторгом,

Дыханье затаив слегка,

Вот кубик «Магги», желтый, твердый,

Бульон творит из кипятка.

И жирно блестками играя

Средь пенопластовых бадей,

Волшебно «Ролтон» набухает

Горой распаренных кудрей!


 

Когда  познакомились с текстом, я подвела их к  беседе и ответам на жизненно необходимые вопросы:

-Полезным ли будет такой ужин для организма человека?

-Какие вещества необходимы человеку для нормальной жизнедеятельности?

-Какие продукты содержат в себе все эти вещества?

            После чего девочки пришли к важному для себя выводу: овощи полезны и необходимы в рационе человека, заслуживают того, чтобы о них говорили и определились с темой урока.

Слайд 14.       Для формирования умения поиска и выделение необходимой информации часто использую прием «свои пpимepы», который помогает ученикам подготовить свои примеры к новому разделу. Каждая из учениц, решая поставленную проблему, проводит собственное исследование по теме. Например, девочки готовят сообщение о своих комнатных цветах к теме «Роль комнатных растений в жизни человека» или подбирают иллюстрации к теме «Стиль в одежде». Этот прием работы можно использовать при изучении других разделов учебной программы: интерьер жилого дома (способы декорирования помещении), изготовление швейного изделия (уроки моделирования), декоративно-прикладное творчество.

           

Слайд 15.     2.4.Педагогические  технологии как средства  повышения качества образования

     Для повышения качества образования   в своей работе я использую следующие педагогические технологии: игровые, групповые, технологии проблемного обучения,  технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, информационно-коммуникативные технологии. Тем самым предмет «Технология» во многом становится опорным для формирования системы универсальных учебных действий в общеобразовательной школе.

Слайд 16.   2.5. Оценка результатов УУД

 

            Для оценивания результатов УУД  использую следующие инструменты:

·        тестирование с вариантами ответов;

·        викторина;

·        опрос при помощи системы карточек;

·        лабораторные и исследовательские работы;

·        творческие работы;

·        защита проектов;

·        конкурсы;

·        практические работы

 

Эти виды контроля  использую как на каждом занятии, так и  периодически (по этапам, по разделам). Выполнение проверочных заданий провожу после изучения больших разделов программы «Технология».  На современном этапе при оценке знаний в большей степени используется такая  форма контроля, как тестирование.  При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.  

Заключение

 

            Коли я являюсь руководителем ШМО, то основная задача нашего методического  объединения - повышать грамотность педагога через освоение современных образовательных технологий. На каждом заседании один из вопросов обязательно по методике преподавания наших предметов, а так же специфика работы обучающихся с целью их личностного развития и повышения качества образования (создание проектов, исследовательских работ и участие в олимпиадах).

            Слайд 17. Об этом говорят их результаты: 2018-2019 учебный год за олимпиады 7 призовых  мест по технологии , 3-МХК, за конкурсы проектов 9 призовых мест и 4  за исследовательские работы. 2019-2020 учебный год за олимпиады  4 по технологии и 6 по МХК.

В заключении хочу отметить: формирование УУД – это реалии нашего времени, поэтому мы должны ежедневно работать над этим вопросом, повышать уровень своего педагогического мастерства, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию ученика в атмосфере успеха, уверенности в своих силах и способностях.

В заключении хочу отметить: формирование УУД – это реалии нашего времени, поэтому мы должны ежедневно работать над этим вопросом, повышать уровень своего педагогического мастерства, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию ученика в атмосфере успеха, уверенности в своих силах и способностях.

Слайд 18. Заканчиваю свое сообщение словами Уильяма Уорда - британского политика и яхтсмена, бронзового призёра летних Олимпийских игр 1908:   

«Посредственный учитель - излагает.

Хороший учитель - объясняет.

Выдающийся учитель - показывает.

Великий учитель - вдохновляет».

 

 

           

 

            .

           

 

 

 

 


 

Формирование универсальных учебных действий с целью личностного развития обучающихся и повышения качества образования через совершенствование методики преподавания предмета технологии

Формирование универсальных учебных действий с целью личностного развития обучающихся и повышения качества образования через совершенствование методики преподавания предмета технологии

Слайд 4 2.2. Формирование

Слайд 4 2.2. Формирование

Составили таблицу «Требования к качеству и сроки хранения сладких блюд»

Составили таблицу «Требования к качеству и сроки хранения сладких блюд»

Слайд 9. Задание. На рисунке классификации супов пропущены некоторые термины

Слайд 9. Задание. На рисунке классификации супов пропущены некоторые термины

Чтобы сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, можно использовать следующие виды заданий: · «составь задание партнеру»

Чтобы сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, можно использовать следующие виды заданий: · «составь задание партнеру»

Например, на уроке кулинарии в 5 классе «

Например, на уроке кулинарии в 5 классе «

Технология». На современном этапе при оценке знаний в большей степени используется такая форма контроля, как тестирование

Технология». На современном этапе при оценке знаний в большей степени используется такая форма контроля, как тестирование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2022