Формирование успешности у обучающихся 9 класса с помощью проектной деятельности на примере создания социально-психологического проекта
«Успешный человек в современном мире»
Для старших подростков, которые обучаются в 9-10 классах, очень важна тема успешности. Совместная работа над проектом «Успешный человек в современном мире» помогла подросткам раскрыть свой потенциал, более глубоко разобраться в способах и методах достижения успеха и ощутить свою личную успешность и найти способы, помогающие развитию собственной успешности.
В ходе работы над проектом и после его успешной защиты школьниками, педагогами было замечено, что повысилась успешность учащихся, улучшились коммуникативные навыки, изменилось отношение к школе, процессу овладения новыми знаниями. Подростки стали чаще проявлять инициативу в учебных и внешкольных мероприятиях.
Предлагаю текстовую часть нашего проекта, а картинки, фотографии, музыкальное сопровождение и слайды педагог, заинтересованный в развитии успешности у учащихся, подберет сам вместе с учащимися, что позволит повысить мотивацию к учебе и будет стимулировать учащихся к достижению успеха.
В подготовке и защите данного проекта участвовали обучающиеся 9 класса.
ТЕКСТ ПРОЕКТА:
В школе и дома мы часто слышим, что хорошо учиться, хорошо вести себя, помогать окружающим нужно для того, чтобы стать успешным в жизни. Нам стало интересно, что же такое успешность и что мы, школьники, можем сделать для её достижения? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы подготовили проект «Успешный человек в современном мире»
Цель проекта: исследовать качества успешного человека для практического применения.
Задачи проекта:
* Выявить механизмы и способы повышения успешности.
* Разработать серию мини-плакатов в помощь школьникам для развития успешности.
Методы исследования:
* Социологический опрос.
* Метод наблюдения.
* Социологический скрининг.
Какого человека можно назвать успешным?
Основных качеств успешной личности 4:
• Энтузиазм - это качество необъяснимым образом заряжает человека на успех.
• Осознанность выбора – успешный человек осознает свой выбор и делает его с полным пониманием всех обстоятельств.
• Целеустремленность – успешный человек точно знает, чего он хочет достичь и каким образом это осуществить.
• Настойчивость абсолютно необходима, чтобы преуспеть.
ОПРОС (если проводится опрос, здесь приводятся его результаты)
Если человек стремится к успеху, для него очень важно желание сделать дело, несмотря на его кажущуюся трудность.
Когда человек надеется на успех, он думает:
- Мне это по силам, я справлюсь, я уверен в себе
Если надежда на успех сформирована, человек :
· Ставит цели средней трудности
· В реализации цели устремлен
· Имеет реалистическую самооценку
· Не боится ситуаций, в которых нужно себя проявить
· Причины неудач видит в самом себе
· Обязательно проводит анализ полученного результата
· Если не получилось, не опускает руки, ищет иные способы достижения цели
В отличие от него, человек в ситуации избегания неудач:
· Ставит очень высокие или слишком простые цели
· Боится конкуренции
· Избегает ситуаций, в которых нужно себя проявить
· Трудности не преодолевает, а уходит от них
· Причины неудач видит во внешних обстоятельствах
Ученики находятся в школе большую часть своего времени. А большую часть времени в школе занимают уроки. Мы решили выяснить, может ли помочь учитель ученикам почувствовать себя успешными?
И нашли интересные советы:
1. Снятие страха
- помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих:
2. Авансирование успешного результата
- помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справится с поставленной задачей,
- внушает ребенку уверенность в своих силах и возможностях:
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности
- помогает ребенку избежать поражения,
- достигается путем намека, пожелания:
4. Внесение мотива
- показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения:
5. Персональная исключительность
- обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности:
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение
- побуждает к выполнению конкретных действий:
7. Высокая оценка детали
- помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали:
Каждый человек может быть успешным. Для этого очень важна правильная психологическая «Установка на успех»
Цели достижения успеха ставит сам человек, неважно – большой или маленький
Как же стать успешным? Мы предлагаем вам ознакомиться с семью шагами к успеху:
* 1 шаг: найти и определить свою планку потребностей;
* 2 шаг: сделать анализ своих способностей и возможностей, того, что имеешь и что можешь сам изменить к лучшему (могут помочь кружки и секции в школе);
* 3 шаг: развивать чувство собственного достоинства и при этом избавиться от заниженной или завышенной самооценки;
* 4 шаг: самовоспитание, самоконтроль, самоорганизация, самообразование:
* 5 шаг: найти методы готовности к успеху и самому мотивировать себя, радоваться за себя «здесь и теперь», за каждый свой шаг вперед;
* 6 шаг: развивать позитивное мышление, способность превращать неудачу в успех;
* 7 шаг: работать над своим духовным содержанием, без соблюдения духовных законов путь к успеху закрыт.
О духовной составляющей человека можно говорить долго. Многие века ученые, мыслители, служители церкви составляли заповеди, в которых говорили о том, каким же должен быть настоящий человек. А мы думаем, что духовный смысл человека заложен в «Заповеди» Р. Киплинга:
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
He забывая, что их голос лжив.
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен все воссоздавать c основ.
Умей поставить в радостной надежде,
Ha карту все, что накопил c трудом,
Bcё проиграть и нищим стать как прежде
И никогда не пожалеть o том,
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело
И только Воля говорит: "Иди!"
Останься прост, беседуя c царями,
Останься честен, говоря c толпой;
Будь прям и тверд c врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются c тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье
Часов и дней неуловимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь как владенье
Тогда, мой сын, ты будешь Человек! Перевод - М. Л. Лозинского
Невозможно стать успешным, если не двигаться вперед и не действовать!
Мы подготовили цикл мини-плакатов, которые помогут подросткам достичь успеха:
ДЕЙСТВИЕ = ИЗМЕНЕНИЯ
ИЗМЕНЕНИЯ = НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
ДЕЙСТВИЕ = УДАЧА
УДАЧА = СЧАСТЬЕ
ДЕЙСТВИЕ = УСПЕХ
УСПЕХ = ПРИЗНАНИЕ
ДЕЙСТВИЕ = СВОБОДА
СВОБОДА = МЕЧТА
ДЕЙСТВИЕ = БОГАТСТВО
БОГАТСТВО = НЕЗАВИСИМОСТЬ
ДЕЙСТВИЕ = ЖИЗНЬ
ЖИЗНЬ = ДЕЙСТВИЕ
ПРЕКРАТИ ПОСТОЯННО РАЗДУМЫВАТЬ!!!
ТАК ТЫ ТОЛЬКО ТРАТИШЬ СВОЕ ВРЕМЯ ВПУСТУЮ !!!
ПЕРЕСТАНЬ БОЯТЬСЯ!!!
90 % ТВОИХ СТРАХОВ НИКОГДА НЕ СУЖДЕНО СТАТЬ РЕАЛЬНОСТЬЮ !!!
ПРИМИ РЕШЕНИЕ !!!
ТЫ БУДЕШЬ ЗНАТЬ, В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ НАДО ДВИГАТЬСЯ !!!
НАЧНИ ЖИТЬ ПРЯМО СЕЙЧАС !!!
ДЕЙСТВУЙ!!!
Итог нашего проекта:
Для создания ситуации успеха необходимы:
* радость, положительные эмоции, ободрение самого себя или другого человека в ситуации неуспеха.
* позитив, оптимистичная оценка неуспеха,
* качества и черты, помогающие успеху в каком-то учебном предмете или деле;
* создать себе или другому ситуацию успеха как мотива к самосовершенствованию и саморазвитию
* научить или научиться тому, в чём точно сможешь быть успешным.
Мы думаем, что у нас все получится!
Спасибо за внимание!
Педагог-психолог Горячева Наталья Валерьевна
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.