Незамаев Александр Михайлович
учитель истории и обществознания
МБОУ Маслянинской СОШ № 5
НСО, р.п Маслянино.
«Формирование устойчивого интереса к предмету через проектную деятельность»
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения устарели, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою сопричастность к истории.
Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения истории и обществознания. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов в обучении, которые были бы направлены на:
• Формирование активной, самостоятельной, инициативной позиции учащихся в учении;
• Развитие общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;
• Формирование не просто умения, а компетенции, т.е. умения непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
• Развитие познавательного интереса учащихся.
И ведущее место среди методов, которые бы соответствовали данным характеристикам, принадлежит методу проектов.
Можно выделить следующие виды проектов:
1. Практико-ориентированные (продукт в таких проектах заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, страны).
2. Информационный проект (направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории).
3. Творческий проект (предлагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, путешествия и т.д).
Так же можно выделить проекты по предметно-содержательной области:
1. монопроекты – в рамках одного предмета, хотя может быть использована информация из других областей знаний;
2. межпредметные проекты – могут быть реализованы только во внеурочное время, требуют глубокой содержательной интеграции.
3. Мини-проекты – могут быть реализованы в ходе спаренных уроков.
Например, на уроках истории и обществознания могут быть реализованы следующие мини-проекты:
- «Мое родословное древо» – основы жизненного самоопределения 5 класс.
- «Дерево познания» - 5 класс.
- «Этический кодекс предпринимателя» – обществознание 10 класс.
- «Права человека в рисунках» - обществознание 7 класс.
- «Мой след в истории» – история 9 класс.
Важный момент в реализации проекта – выбор формы продукта проектной деятельности. Ребятам можно предложить следующие формы продукта проектной деятельности:
- выставка «Ремесла России»,
- газета «Мой любимый актер»,
- исторический журнал «Холодная война закончена?»,
- рекламный проспект «Древний Египет»,
- устный журнал «Знаменитые люди»,
- реферат «Улицы моего микрорайона»,
- мультимедийный проект «Политические режимы»,
- макет «Рыцарский замок»,
- Игра для 8 классов «Города-герои».
Лучше всего метод проектов работает на обществоведческих дисциплинах. Эти предметы тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников.
Чаще всего в своей практике на уроках обществознания я использую творческие проекты. Например, «Полезные дела» (6 класс), «Символика нашей страны» (6 класс), Костюм совести «7 класс», «Природа и человек» (8 класс) и т.д.
В ходе проектной деятельности у детей формируются:
- рефлексивные и поисковые умения,
- навыки оценочной самостоятельности,
- умения и навыки работы в сотрудничестве,
- менеджерские умения и навыки,
- коммуникативные,
- презентационные.
Меняется и роль учителя в ходе проектной деятельности. Теперь педагог выступает в роли:
- энтузиаста (повышает мотивацию учащихся),
- специалиста (учитель перестает быть предметником, а становится педагогом широкого профиля),
- консультанта,
- руководителя,
- координатора,
- эксперта.
Современная школа стремится уделять больше внимания развитию познавательной активности обучающихся, стремится научить их мыслить самостоятельно и ведущая роль здесь принадлежит педагогу. Именно поэтому учитель – руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И прежде всего – развитой фантазией, без которой он не может быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала. Авторитет учителя теперь базируется на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности.
Литература.
1. Организация проектной деятельности в школе: система работы/автор-сост. С.Г.Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд.,- М: АРКТИ, 2006.
3. Формирование проектных умений школьников: практические занятия/ автор-сост. С.Г. Щербакова. – Волгоград: Учитель, 2009.
4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: коммуникативный практикум. Самара, 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.