Формирование устойчивого интереса к предмету через проектную деятельность
Оценка 4.9

Формирование устойчивого интереса к предмету через проектную деятельность

Оценка 4.9
Семинары
docx
история
5 кл—11 кл
04.11.2022
Формирование устойчивого интереса к предмету через проектную деятельность
Формирование устойчивого интереса к предмету через проектную деятельность.docx

                                                      Незамаев Александр Михайлович                                      

                                                      учитель истории и обществознания         

                                                                МБОУ Маслянинской СОШ № 5

                                                                НСО,  р.п Маслянино.

 

«Формирование устойчивого интереса к предмету через проектную деятельность»

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения устарели, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою сопричастность к истории.

Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения истории и обществознания. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов в обучении, которые были бы направлены на:

• Формирование активной, самостоятельной, инициативной позиции учащихся в учении;

• Развитие общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;

• Формирование не просто умения, а компетенции, т.е. умения непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

• Развитие познавательного интереса учащихся.

И ведущее место среди методов, которые бы соответствовали данным характеристикам, принадлежит методу проектов.

Можно выделить следующие виды проектов:

1. Практико-ориентированные (продукт в таких проектах заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, страны).

2. Информационный проект (направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории).

3. Творческий проект (предлагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, путешествия и т.д).

Так же можно выделить проекты по предметно-содержательной области:

1. монопроекты – в рамках одного предмета, хотя может быть использована информация из других областей знаний;

2. межпредметные проекты – могут быть реализованы только во внеурочное время, требуют глубокой содержательной интеграции.

3. Мини-проекты – могут быть реализованы в ходе спаренных уроков.

Например, на уроках истории и обществознания могут быть  реализованы следующие мини-проекты:

- «Мое родословное древо» – основы жизненного самоопределения 5 класс.

- «Дерево познания» - 5 класс.

- «Этический кодекс предпринимателя» – обществознание 10 класс.

- «Права человека в рисунках» - обществознание 7 класс.

- «Мой след в истории» – история 9 класс.

Важный момент в реализации проекта – выбор формы продукта проектной деятельности. Ребятам можно  предложить следующие формы продукта проектной деятельности:

- выставка «Ремесла России»,

- газета «Мой любимый актер»,

- исторический журнал «Холодная война закончена?»,

- рекламный проспект «Древний Египет»,

- устный журнал «Знаменитые люди»,

- реферат «Улицы моего микрорайона»,

- мультимедийный проект «Политические режимы»,

- макет «Рыцарский замок»,

- Игра для 8 классов «Города-герои».

Лучше всего метод проектов работает на обществоведческих дисциплинах. Эти предметы тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников.

Чаще всего в своей практике на уроках обществознания я использую творческие проекты. Например, «Полезные дела» (6 класс), «Символика нашей страны» (6 класс), Костюм совести «7 класс», «Природа и человек» (8 класс) и т.д.

В ходе проектной деятельности у детей формируются:

- рефлексивные и поисковые умения,

- навыки оценочной самостоятельности,

- умения и навыки работы в сотрудничестве,

- менеджерские умения и навыки,

- коммуникативные,

- презентационные.

Меняется и роль учителя в ходе проектной деятельности. Теперь педагог выступает в роли:

- энтузиаста (повышает мотивацию учащихся),

- специалиста (учитель перестает быть предметником, а становится педагогом широкого профиля),

- консультанта,

- руководителя,

- координатора,

- эксперта.

Современная школа стремится уделять больше внимания развитию познавательной активности обучающихся, стремится научить их мыслить самостоятельно и ведущая роль здесь принадлежит педагогу. Именно поэтому учитель – руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И прежде всего – развитой фантазией, без которой он не может быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала. Авторитет учителя теперь базируется на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности.

Литература.

1. Организация проектной деятельности в школе: система работы/автор-сост. С.Г.Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд.,- М: АРКТИ, 2006.

3. Формирование проектных умений школьников: практические занятия/ автор-сост. С.Г. Щербакова. – Волгоград: Учитель, 2009.

4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: коммуникативный практикум. Самара, 2006.


 

Незамаев Александр Михайлович учитель истории и обществознания

Незамаев Александр Михайлович учитель истории и обществознания

Например, на уроках истории и обществознания могут быть реализованы следующие мини-проекты: - «Мое родословное древо» – основы жизненного самоопределения 5 класс

Например, на уроках истории и обществознания могут быть реализованы следующие мини-проекты: - «Мое родословное древо» – основы жизненного самоопределения 5 класс

Современная школа стремится уделять больше внимания развитию познавательной активности обучающихся, стремится научить их мыслить самостоятельно и ведущая роль здесь принадлежит педагогу

Современная школа стремится уделять больше внимания развитию познавательной активности обучающихся, стремится научить их мыслить самостоятельно и ведущая роль здесь принадлежит педагогу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2022