Формирование УУД
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). отличительной особенностью нового Стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является его системо-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Учитель перестал просто сообщать знания учащимся, теперь учащиеся под руководством учителя добывают эти знания. Древний мыслитель Китая Конфуций сказал так: «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю.»
Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД).
УУД формирует каждый предмет, следовательно и математика, поэтому должны быть конкретные задания по математике, направленные на их развитие. Нет отдельных уроков по формированию УУД, каждый урок, каждый этап урока может развивать универсальные учебные действия.
Лист №1 Этапы урока и формируемые УУД
Следующий вопрос, на который нужен ответ это: Какими математическими заданиями формируются УУД?
Лист №2 Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов деятельности.
Давайте посмотрим как формируются УУД на уроках геометрии 7 класса при изучении темы «Треугольники».
На изучение темы «Треугольники» отводится 14 уроков.
Лист № 3! Глава II. Треугольники
№ урока |
Тема |
1 |
Треугольник |
2 |
Первый признак равенства треугольников |
3 |
Решение задач на применение первого признака равенства треугольников |
4 |
Медианы, высоты и биссектрисы треугольника |
5 |
Свойства равнобедренного треугольника |
6 |
Медианы, высоты и биссектрисы треугольника .Свойства равнобедренного треугольника |
7 |
Второй и третий признаки равенства треугольников |
8 |
Задачи на построение |
9 |
Задачи на построение |
10 |
Повторение главы «Треугольники» |
11 |
Решение задач по теме «Треугольники» |
12 |
Решение задач по теме «Треугольники» |
13-14 |
Проект |
Урок 1. Треугольник
Опираюсь на то, что учащиеся знают из 5-6 класса. Предлагаю задание№1: Из фигур, предложенных на доске выберите треугольники. Это задание типа найди отличия, следовательно, развиваем познавательные учебные действия.
Задание №2. Постройте произвольный треугольник. (большинство учащихся построят замкнутую ломаную, возможно никто не отметит три точки и не соединит их отрезками!!!). Предлагаю другой способ построения и прошу детей по второму способу построения сформулировать определение треугольника, следовательно развиваем познавательные УУД.
Задание №3.Какие фигуры называются равными?
Задание №4.Что такое периметр? Сформулировать правило нахождения периметра. (задание в парах построить треугольник и найти его периметр).
Все задания были направлены на развитие УУД. А сама я сообщила на уроке маленький кусочек знаний (Если два треугольника равны, то элементы одного треугольника равны элементам другого треугольника.).
Урок 2. Первый признак равенства треугольников
Лист №3. Я хочу, чтобы дети сами сформулировали первый признак равенства треугольников, чтобы развивать УУД, поэтому задаю вопросы: Если треугольники равны, то какие их элементы совпадут? (три стороны и три угла). А нельзя ли уменьшить количество равных элементов, чтобы сказать, что треугольники равны? Помогаю им, на доске нарисован угол!!! Представьте, что в треугольниках равны по одному углу, предлагаю изобразить два треугольника с этим углом. Вопрос треугольники равны? (нет) и т.д.
Какие элементы? Сколько элементов? Попытайтесь сформулировать признак равенства треугольников?
Давайте обратимся к таблице (Лист 2), смотрим какие УУД мы развивали. Были преднамеренные ошибки, следовательно, регулятивные УУД. Объяснение нового материала шло через направляющий диалог учителя с учениками, следовательно, развиваем коммуникативные УУД.
Задание. Составим схему-опору (Лист № 3) по первому признаку равенства треугольников, следовательно, развиваем познавательные УУД.
Урок 3. Решение задач на применение первого признака равенства треугольников
Лист №4 с задачами.
Урок 4. Медианы, высоты и биссектрисы треугольника
Лист 5 (повторение признака задачи 1,2,3), задачи остаются на доске и после изучения темы урока «Медианы, высоты и биссектрисы треугольника» переформулируются, что ведет к развитию УУД.
Работа с учебником!!! Это тоже развитие УУД. (регулятивные)
Детям дается таблица (Лист 6), они самостоятельно заполняют определение и свойства, используя материал учебника. Затем вместе заполняем отличительные черты и общие черты, следовательно, развиваем познавательные универсальные действия.
Возвращаемся к задачам, которые на доске (лист 5), прошу учащихся сформулировать задачи, используя новые понятия медианы. Биссектрисы и высоты, следовательно, развиваем познавательные УД.
Урок 5. Свойства равнобедренного треугольника
Лист №7 Два столбиков треугольников. Задание: придумайте названия треугольников, изображенных на рисунке. Сопоставьте треугольники первого и второго столбиков и объясни почему вы так сделали?
Урок 6. Медианы, высоты и биссектрисы треугольника. Свойства равнобедренного треугольника
Работа с тестом (Лист №8)
Урок 7. Второй и третий признаки равенства треугольников
Учащиеся работают с учебником, составляют схемы-опоры, следовательно идет развитие познавательных, регулятивных УД. (лист № 9, № 10)
Урок 8, 9. Задачи на построение.
Впервые!!!, объясняет материал учитель.
Урок 10. Повторение главы «Треугольники»
Коммуникативные универсальные действия я развивала в основном в направляющем диалоге с учащимися, а они также развиваются при работе в группах, парах.
1.Провожу геометрический диктант, ответы да или нет. (это задание из модуля геометрии ОГЭ, выбери верное суждение), познавательные УУД.
2. Решение задачи (можно даже одной на весь класс). Дети решают задачу самостоятельно, затем работают в паре, проверяют работу соседа, а затем сверяются с эталоном на доске.
3. Тест выполняется в группе.
На этом уроке заполняем оценочный лист.
Ф.И. |
Геом.диктант (учитель) |
Задача (в парах) |
Тест (в группе) |
Средний балл |
|
|
|
|
|
Урок 11-12. Решение задач по теме «Треугольники»
Решение задач ОГЭ на клеточной бумаге. (Лист № 11)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.