Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Баженовская средняя общеобразовательная школа №96»
(Свердловская область, Белоярский район, поселок Белоярский)
Формирование УУД
на уроках истории и обществознанияУчитель истории и обществознания
Е.П. Томилова
Актуальность темы вижу в том, что наша жизнь не стоит на месте, поэтому знания, полученные в школе, устаревают и нуждаются в коррекции, а результатом обучения становятся не конкретные знания, а умения учиться, которые сегодня более востребованы. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. В разделе: «Требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования», ФГОС сформулированы основные требования к итоговым навыкам и умениям учеников по истории:
· Формирование основ гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоиндентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между людьми разных культур;
· Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
· Формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
· Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоиндентификации личности, понимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
· Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;
· Воспитание уважения к историческому прошлому народов России, восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многокофессиональном Российском государстве.
Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития УУД как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Основой формирования УУД считаю системно-деятельностный подход, когда цель образования определяется как развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Мы должны научить ребенка учиться, жить, жить вместе, работать и зарабатывать. Именно поэтому перед нами встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого представляет освоение УУД.
В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:
I. Личностный;
II. Регулятивный;
III. Познавательный;
IV. Коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
• личностное, жизненное самоопределение;
• действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
• действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование –
определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного
результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных
характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• саморегуляция как
способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации
мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают:
общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение
проблемы.
К общеучебным универсальным действиям относятся:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и
письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и
восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально -
делового стилей;
• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Важно отметить такое общеучебное
универсальное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий
предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
Логическими универсальными действиями являются:
• анализ
объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание
с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек
объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
В УУД постановки и решения проблем входят следующие:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное
создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную
компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или
деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном
обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов —
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его
реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка, современных средств коммуникации.
На примере темы «Религия древних греков» можно увидеть, как меняется система подачи информации в новых условиях, когда используя компетентностный подход, мы работаем над развитием основных УУД.
«Религия древних греков»
Традиционный урок |
Урок, основанный на компетентностном подходе |
Ι. Опрос по домашнему заданию. Обычно это ответы на вопросы в конце параграфа, пересказ. |
Ι. Домашнее задание может варьироваться от самостоятельного составления учащимися вопросов по пройденному материалу, которые они задают одноклассникам, до опережающего задания по следующему параграфу, которое проверяется только в ходе урока. |
ΙΙ. Введение: сообщение темы урока учителем. «Религия древних греков» |
ΙΙ. Тема формулируется учащимися в конце урока самостоятельно, т.о. осуществляется рефлексия, когда дети проговаривают основную мысль урока так, как они ее поняли. Тема……………….. |
ΙΙΙ. Основная часть. Рассказ учителя с опорой на текст учебника и иллюстративный материал. План
|
ΙΙΙ. Создание проблемной ситуации.
«1 факт: люди почитали богов и не смели им перечить. 2 факт: люди спорили с богами». 2. Учащиеся формулируют проблему (вопрос темы, на который следует ответить, чтобы разрешить противоречие) «Почему греки спорили с богами?» 3. Ученики предлагают свои версии ответов (предположения). «– Грекам надоело подчиняться; – Греки перестали бояться богов…» 4.Актуализация знаний, необходимых для решения проблемы и выяснение, что необходимо узнать для этого. «Надо узнать: – Мифы о происхождении мира и богов. – Мифы об отношениях богов и людей. – Мораль греческого полиса». 5. Поиск решения проблемы с помощью текста учебника, иллюстраций, карт. Может быть и доклад «Герои древней Греции». Форма может быть как фронтальная, так и групповая. Учащиеся читают миф о происхождении мира и богов и работают с иллюстрацией. «– Какие события из истории Древней Греции могли отразиться в этих мифах? – На какие части делили мир древние греки? – Чем греческие боги похожи и чем не похожи на древневосточных богов? – Какие поступки богов, на ваш взгляд, противоречат моральным ценностям древних греков?» Учащиеся читают мифы об отношениях богов и людей. «Можно ли сказать, что боги Греции были похожи на самих греков?» Мораль жителей греческих полисов. Учащиеся работают с текстом учебника. Почему некоторые люди стали сомневаться в существовании олимпийских богов? |
ΙV. Закрепление. Различные задания на повторение пройденного. |
ΙV. Ответ на вопрос темы на основании тех фактов, которые учащиеся сами нашли в предложенных педагогом текстах. Формулирование детьми темы урока. |
V. Домашнее задание. |
V. Домашнее задание носит индивидуальный характер. |
Во втором варианте проведения урока работа направлена на развитие универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных). На уроке развиваются не только предметные компетенции, но и надпредметные – информационная, культурологическая. Учитель здесь выполняет роль координатора, создавая условия для работы школьников. Он не диктует свою позицию, а выступает в качестве соучастника образовательного процесса. Подобное положение на уроках истории особенно важно, когда неоднозначность и неоднородность исторического материала изначально подталкивает учителя и ученика к развитию самостоятельности мышления, самобытности выводов.
Учитель должен использовать задания, требующие умений находить, анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать историческую информацию. Хорошим подспорьем в развитии УУД являются рабочие тетради. Они включают в себя целый ряд таких типов заданий, которые затруднительно включить в сам учебник.
Это, например:
1) "умные" тесты, проверяющие не столько знание фактов, сколько понимание каких-то характерных черт, признаков, тенденций развития исторических явлений (каждое такое тестовое задание может стать затем основой для короткого обсуждения, позволяющего скорректировать представления учащихся);
2) заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем;
3) задания на анализ цифровой информации;
4) задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых в рабочей тетради источников;
5) задания на определение персоналий по приведенной характеристике и т.д.
Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Все выше перечисленное вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Стандарты второго поколения требуют перехода от репродуктивных способов и методов передачи знаний к конструкторским и исследовательским. Следовательно, и построение урока должно быть соответствующим.
Урок-дебаты, дискуссии - это наиболее интересная форма работы на современном этапе. На таком уроке можно проследить не только за уровнем самостоятельной научно-поисковой работы учащихся, но и за умением использовать этот материал в работе, в нестандартных ситуациях, доказывая свою точку зрения. Чтобы дебаты прошли интересно необходимо найти такую тему, где нет однозначной оценки событий, что предполагает поиск доказательств, правоты своего мнения.
Удачными могут получиться уроки - дебаты при изучении темы «Вера Засулич - героиня или преступница?», «Н. С. Хрущев – «Оттепель»: миф или реальность», «Л.П. Берия: кровавый палач или жертва режима?», «П.А. Столыпин: спаситель русской деревни?» и т. д. Даная форма работы стимулирует формирование всех видов УУД, в первую очередь коммуникативных УУД, так как направленна на развитие способностей к согласованию действий с учетом позиций других. Это же можно продолжить на уроках с элементами ролевых игр.
Формированию универсальных учебных действий в значительной степени способствует методика изучения материала крупными блоками. Основная идея данной методики: изучаемая тема не дробится на отдельные мелкие фрагменты (параграфы), а представляется целиком на лекционном занятии, затем повторно проводится через различные виды практической самостоятельной работы и, наконец, третий раз «пропускается» через сознание и память школьников посредством контрольных заданий различного характера (как репродуктивных и конструктивных, так и творческих).
Этапы работы с блоком:
I. Введение в тему (составление блок-схемы).
Самый сложный этап для учителя, так как нужно изложить большой объем материала с привлечением различных средств обучения: историческая карта, наглядные пособия, электронные пособия; мультимедиа-лекции; презентации; видеофильмы.
Подготовка к этому этапу должна быть тщательно продумана: нужно выделить главное из огромного количества деталей и постараться изложить разделы темы единым целым. В то же время материал должен быть достаточно компактным. Главная задача учителя на данном этапе – заложить основы знаний при помощи всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, дискретной.
Блок-схема составляется в виде опорного конспекта (ОК). ОК требует от составителя не только глубокого знания предмета, но и межпредметных связей и дидактических задач. Используется первичное закрепление и обобщение знаний на первом уроке, задается воспроизведение блок-схемы на дом. Повышается осознанность и активность домашней работы. Ученик правильно излагает вопрос только в том случае, если разбирается в схеме, если усвоил самый смысл исторического явления, отраженного в схеме.
II. Урок (уроки) практических занятий.
Этот этап блока включает в себя самостоятельную работу . Именно на данном этапе формируются умения и навыки самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, его систематизации и анализа. На таком уроке (уроках) ребята составляют план текста, формулируют определения, составляют схемы, заполняют таблицы, учатся извлекать информацию из текста. Развиваются творческие способности обучающихся: они пишут рассказы, сочинения, выступают в роли экскурсовода, рисуют, совершают воображаемые путешествия, инсценируют исторические события и т.д. Развиваются и коммуникативные способности, поскольку применяю работу в парах, группах.
Некоторые задания на этом этапе могут быть сложными, трудоемкими, требующими волевых проявлений ученика. С целью повышения познавательной активности учащихся, стимулирования интереса, развития самооценки, волевых усилий, применяется рейтинговая система оценивания Составляю рейтинговую карту по теме, знакомлю с нею учащихся на вводном занятии. Ведется учет рейтинга ученика в сравнении с одноклассниками и относительно самого себя в предыдущей теме (темах). В некоторых классах при изучении определенных тем использую модульную программу, что позволяет учащимся работать в индивидуальном темпе. Объем домашнего задания зависит в этом случае от объема выполненной на уроке работы. На данном этапе работы с блоком функция учителя определяется как информационно-консультативная, организующая.
III. Урок обобщения и контроля.
Его цель: определить уровень усвоения материала. Достигается это сочетанием самостоятельной индивидуальной и групповой работ. Эффективен дифференцированный контроль, программированные задания (тесты, в том числе и компьютерные), познавательные задачи и др. Уровень сложности может быть задан любой, он зависит от цели, степени подготовленности детей и т.д. Предложенные формы работы в основном используются на уроках истории в старших классах.
Формирование познавательных УУД. Познавательные учебные действия включают умение анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую и т. д.
Разрабатывая план урока, учитель должен выделить основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий). Например, при подготовке темы в 5 классе «Военные походы фараонов» я отмечаю следующие виды деятельности школьников:
v рассказ на основе информации учебника, отрывка из египетской летописи, карты и схемы;
v умение извлекать информацию из источника;
v описание объекта по схеме
v составление характеристики исторического деятеля.
Следующий шаг – подобрать способы достижения оптимального результата. Готовится раздаточный материал-на данном уроке – это отрывок из египетскойской летописи о походе фараона Тутмоса на город Мегиддо, карта, схемы.
Опережающее задание учащихся:
А) класс делиться на три группы пехотинцев, колесничих и наземных наемников.
Б) внутри группы распределяется выполнение следующих заданий
§ нарисовать эмблему войска;
§ подготовить сообщение о вооружении;
§ подготовить рассказ (с показом на карте об одном из направлений военных походов по жребию в Нубию, Сирию, Палестину, Ливию).
§ Работа с картой («Чтение карты»), схемой
§ Анализ исторического источника
§ Чтение и обобщение фактов из литературного источника.
Работа может идти как в группах, так и индивидуально.
Для анализа исторического источника используется соответствующая памятка,*** ранее уже известная ученикам. В зависимости от способностей школьники анализируют источник либо по памятке, либо без опоры на неё. После чтения литературного источника также рассказ о событии. В конце урока на основе известных фактов, с опорой на памятку**** «ученики дают характеристику Тутмосу.
Хорошим подспорьем в развитии УУД является систематичное ведение рабочих тетрадей и выполнение в тетради таких заданий как
Ø "умные" тесты, проверяющие не столько знание фактов, сколько понимание каких-то характерных черт, признаков, тенденций развития исторических явлений (каждое такое тестовое задание может стать затем основой для короткого обсуждения, позволяющего скорректировать представления учащихся);
Ø заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем;
Ø задания на анализ цифровой информации;
Ø задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых источников;
Ø задания на определение персоналий по приведенной иллюстрации.
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
o Участие в проектах: выбор интересной для ребенка темы, распределение ролей в группе, определение своего вклада в коллективную работу, и т.д.
o Творческие задания;
o Дневники достижений - предметное портфолио помогает учителю:
- создать ситуации успеха для каждого ученика,
повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка;
- развивать познавательные интересы учащихся и формировать готовность к самостоятельному
познанию;
- формировать установки на творческую деятельность, развивать мотивации
дальнейшего творческого роста;
- формировать положительные моральные и нравственные качества личности;
- в приобретении навыков рефлексии, формировании у ребенка умения анализировать
собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися
возможностями ("я реальный", "я идеальный");
- формировать жизненные идеалы, стимулировать стремление к
самосовершенствованию;
- использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной
деятельности.
Использование ИКТ на уроках.
С точки зрения использования ИКТ на уроке истории можно выделить типологию уроков:
Уроки демонстрационного типа.
Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация
демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе
урока. В работе используются как уже готовые презентации по темам, измененные
их под своё изложение материалы, так и созданные самой.
Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень
быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются
пробелы в знаниях. Используются не так часто, как правило, это возможно в
кабинете информатики, в котором существует локальная сеть, а он не всегда
бывает свободен.
Уроки конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью создания буклета, брошюры, презентации, листовки и т.д. На уроках тоже, как правило, это бывает очень редко, чаще всего это выступает как форма подготовки
Информационный поиск в сети Интернет.
Информационный поиск позволяет выбрать из множества документов только те, которые отвечают данной проблеме, будь то узкая учебная задача или объемный материал. Кроме того, у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы. И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знания учащихся.
Все электронные дидактические средства обучения можно
разделить на три большие группы:
1)электронные учебники, электронные энциклопедии, медиатеки цифровых
образовательных ресурсов;
2) электронные интерактивные тренажеры, тесты;
3) ресурсы Интернета. Эти группы средств могут выступать в качестве источника
знаний, а также в качестве средства по формированию умений и навыков учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.