Формирование УУД на уроках истории и обществознания.
Оценка 4.8

Формирование УУД на уроках истории и обществознания.

Оценка 4.8
docx
09.01.2020
Формирование УУД на уроках истории и обществознания.
ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ЮБЩЕСТВОЗНАНИЯ.docx

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Баженовская средняя общеобразовательная школа №96»

(Свердловская область, Белоярский район, поселок Белоярский)

 

 

 

Формирование УУД

на уроках истории и обществознанияУчитель истории и обществознания

Е.П. Томилова

 

 

Актуальность темы вижу в том, что наша жизнь не стоит на месте, поэтому  знания, полученные в школе, устаревают и нуждаются в коррекции, а результатом обучения становятся не конкретные знания, а умения учиться, которые сегодня более востребованы. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. В разделе: «Требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования», ФГОС сформулированы основные требования к итоговым навыкам и умениям учеников по истории:

·        Формирование основ гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоиндентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между людьми разных культур;

·        Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

·        Формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

·        Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоиндентификации личности, понимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

·        Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;

·        Воспитание уважения к историческому прошлому народов России, восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многокофессиональном Российском государстве.

Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития УУД как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Основой формирования УУД считаю системно-деятельностный подход, когда цель образования определяется как развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Мы должны научить ребенка учиться, жить, жить вместе, работать и зарабатывать. Именно поэтому перед нами встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого представляет освоение УУД.

В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:

       I.            Личностный;

    II.            Регулятивный;

 III.            Познавательный;

IV.            Коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся  и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

• личностное, жизненное самоопределение;

• действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

• действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

 К регулятивным универсальным учебным действиям  относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
        Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
К общеучебным универсальным действиям относятся:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;

• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
        Важно отметить такое общеучебное универсальное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

Логическими универсальными действиями являются:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

В УУД постановки и решения проблем  входят следующие:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

На примере темы «Религия древних греков» можно увидеть, как меняется система подачи информации в новых условиях, когда используя компетентностный подход, мы работаем над развитием основных УУД.

 

«Религия древних греков»

Традиционный урок

Урок, основанный на компетентностном подходе

Ι. Опрос по домашнему заданию.

Обычно это ответы на вопросы в конце параграфа, пересказ.

Ι. Домашнее задание может варьироваться от самостоятельного составления учащимися  вопросов по пройденному материалу, которые они задают одноклассникам, до опережающего задания по следующему параграфу, которое проверяется только в ходе урока.

ΙΙ. Введение: сообщение темы урока учителем.

«Религия древних греков»

ΙΙ. Тема формулируется учащимися в конце урока самостоятельно, т.о. осуществляется рефлексия, когда дети проговаривают основную мысль урока так, как они ее поняли.

Тема………………..

ΙΙΙ. Основная часть.

Рассказ учителя с опорой на текст учебника и иллюстративный материал.

План

  1. Как возник мир по мнению древних греков.
  2. Картина мира древних греков.
  3. Значение религии для древних греков.

ΙΙΙ. Создание проблемной ситуации.

  1. Учащиеся с помощью текста учебника выявляют противоречие в оценках роли богов у древних народов Востока и у древних греков.

«1 факт: люди почитали богов и не смели им перечить.

2 факт: люди спорили с богами».

        2. Учащиеся формулируют проблему (вопрос темы, на который следует ответить, чтобы разрешить противоречие)

        «Почему греки спорили с богами?»

        3. Ученики предлагают свои версии ответов (предположения).

«– Грекам надоело подчиняться;

– Греки перестали бояться богов…»

4.Актуализация знаний, необходимых для решения проблемы и выяснение, что необходимо узнать для этого.

«Надо узнать:

– Мифы о происхождении мира и богов.

– Мифы об отношениях богов и людей.

– Мораль греческого полиса».

5. Поиск решения проблемы с помощью текста учебника, иллюстраций, карт. Может быть и доклад «Герои древней Греции». Форма может быть как фронтальная, так и групповая.

Учащиеся читают миф о происхождении мира и богов и работают с иллюстрацией.

«– Какие события из истории Древней Греции могли отразиться в этих мифах?

– На какие части делили мир древние греки?

– Чем греческие боги похожи и чем не похожи на древневосточных богов?

– Какие поступки богов, на ваш взгляд, противоречат моральным ценностям древних греков?»

    Учащиеся читают мифы об отношениях богов и людей.

«Можно ли сказать, что боги Греции были похожи на самих греков?»

     Мораль жителей греческих полисов.

Учащиеся работают с текстом учебника.

Почему некоторые люди стали сомневаться в существовании олимпийских богов?

ΙV. Закрепление.

Различные задания на повторение пройденного.

ΙV. Ответ на вопрос темы на основании тех фактов, которые учащиеся сами нашли в предложенных педагогом текстах.

Формулирование детьми темы урока.

V. Домашнее задание.

V. Домашнее задание носит индивидуальный характер.

Во втором варианте проведения урока работа направлена на развитие  универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных). На уроке развиваются не только предметные компетенции, но и надпредметные  – информационная, культурологическая. Учитель здесь выполняет роль координатора, создавая условия для работы школьников. Он не диктует свою позицию, а выступает в качестве соучастника образовательного процесса. Подобное положение на уроках истории особенно важно, когда неоднозначность и неоднородность исторического материала изначально подталкивает учителя и ученика к развитию самостоятельности мышления, самобытности выводов.

Учитель должен использовать задания,  требующие умений находить, анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать историческую информацию.  Хорошим подспорьем в развитии УУД  являются  рабочие тетради. Они включают в себя целый ряд таких типов заданий, которые затруднительно включить в сам учебник.

Это, например:

1) "умные" тесты, проверяющие не столько знание фактов, сколько понимание каких-то характерных черт, признаков, тенденций развития исторических явлений (каждое такое тестовое задание может стать затем основой для короткого обсуждения, позволяющего скорректировать представления учащихся);

2) заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем;

3) задания на анализ цифровой информации;

4) задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых в рабочей тетради источников;

5) задания на определение персоналий по приведенной характеристике и т.д.

Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Все выше перечисленное вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Стандарты второго поколения требуют перехода от репродуктивных способов и методов передачи знаний к конструкторским и исследовательским. Следовательно, и построение урока должно быть соответствующим.

Урок-дебаты, дискуссии - это наиболее интересная форма работы на современном этапе. На таком уроке  можно проследить не только за уровнем самостоятельной научно-поисковой работы учащихся, но и за умением использовать этот материал в работе, в нестандартных ситуациях, доказывая свою точку зрения. Чтобы дебаты прошли интересно необходимо найти такую тему, где нет  однозначной  оценки событий, что предполагает поиск доказательств, правоты своего мнения.

Удачными могут получиться уроки - дебаты при изучении темы «Вера Засулич - героиня или преступница?», «Н. С. Хрущев – «Оттепель»: миф или реальность», «Л.П. Берия: кровавый палач или жертва режима?», «П.А. Столыпин: спаситель русской деревни?» и т. д.  Даная форма работы стимулирует формирование всех видов УУД, в первую очередь  коммуникативных УУД, так как направленна на развитие способностей к согласованию действий с учетом позиций других. Это же можно продолжить на уроках с элементами ролевых игр.

Формированию  универсальных учебных действий в значительной степени способствует методика изучения материала крупными блоками. Основная идея данной методики: изучаемая тема не дробится на отдельные мелкие фрагменты (параграфы), а представляется целиком на лекционном занятии, затем повторно проводится через различные виды практической самостоятельной работы и, наконец, третий раз «пропускается» через сознание и память школьников посредством контрольных заданий различного характера (как репродуктивных и конструктивных, так и творческих).

Этапы работы с блоком:

I. Введение в тему (составление блок-схемы).

Самый сложный этап для учителя, так как нужно изложить большой объем материала с привлечением различных средств обучения: историческая карта, наглядные пособия, электронные пособия; мультимедиа-лекции; презентации; видеофильмы.

Подготовка к этому этапу должна быть тщательно продумана: нужно выделить главное из огромного количества деталей и постараться изложить разделы темы единым целым. В то же время материал должен быть достаточно компактным. Главная задача учителя на данном этапе – заложить основы знаний при помощи всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, дискретной.

Блок-схема составляется  в виде опорного конспекта (ОК). ОК требует от составителя не только глубокого знания предмета, но и межпредметных связей и дидактических задач. Используется  первичное закрепление и обобщение знаний на первом уроке, задается  воспроизведение блок-схемы на дом. Повышается осознанность и активность домашней работы. Ученик правильно излагает вопрос только в том случае, если разбирается в схеме, если усвоил самый смысл исторического явления, отраженного в схеме.

II. Урок (уроки) практических занятий.

Этот этап блока включает в себя самостоятельную работу . Именно на данном этапе формируются умения и навыки самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, его систематизации и анализа. На таком уроке (уроках) ребята составляют план текста, формулируют определения, составляют схемы, заполняют таблицы, учатся извлекать информацию из текста. Развиваются творческие способности обучающихся: они пишут рассказы, сочинения, выступают в роли экскурсовода, рисуют, совершают воображаемые путешествия, инсценируют исторические события и т.д. Развиваются и коммуникативные способности, поскольку применяю работу в парах, группах.

Некоторые задания на этом этапе могут быть сложными, трудоемкими, требующими волевых проявлений ученика. С целью повышения познавательной активности учащихся, стимулирования интереса, развития самооценки, волевых усилий, применяется  рейтинговая  система оценивания Составляю рейтинговую карту по теме, знакомлю с нею учащихся на вводном занятии. Ведется учет рейтинга ученика в сравнении с одноклассниками и относительно самого себя в предыдущей теме (темах). В некоторых классах при изучении определенных тем использую модульную программу, что позволяет учащимся работать в индивидуальном темпе. Объем домашнего задания зависит в этом случае от объема выполненной на уроке работы. На данном этапе работы с блоком функция учителя определяется как информационно-консультативная, организующая.

III. Урок обобщения и контроля.

Его цель: определить  уровень усвоения материала. Достигается это сочетанием самостоятельной индивидуальной и групповой работ. Эффективен дифференцированный контроль, программированные задания (тесты, в том числе и компьютерные), познавательные задачи и др. Уровень сложности может быть задан любой, он зависит от цели, степени подготовленности детей и т.д. Предложенные формы работы в основном используются  на уроках истории в старших классах.   

Формирование познавательных УУД. Познавательные учебные действия включают умение анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую и т. д.

Разрабатывая план урока, учитель должен выделить основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий). Например, при подготовке темы в 5 классе «Военные походы фараонов» я отмечаю следующие виды деятельности школьников:

v рассказ на основе информации учебника, отрывка из египетской летописи,  карты и схемы;

v умение извлекать информацию из источника;

v описание объекта по схеме

v составление характеристики исторического деятеля.

Следующий шаг – подобрать способы достижения оптимального результата. Готовится раздаточный материал-на данном уроке – это отрывок из египетскойской летописи о походе фараона Тутмоса на город Мегиддо, карта, схемы.

 

Опережающее задание учащихся:

А) класс делиться на три группы пехотинцев, колесничих и наземных наемников.

Б) внутри группы распределяется выполнение следующих заданий

§  нарисовать эмблему войска;

§  подготовить сообщение о вооружении;

§  подготовить рассказ  (с показом на карте об одном из направлений военных походов по жребию в Нубию, Сирию, Палестину, Ливию).

§  Работа с картой («Чтение карты»), схемой

§  Анализ исторического источника

§  Чтение и обобщение фактов из литературного источника.

Работа может идти как в группах, так и индивидуально.

Для анализа исторического источника используется соответствующая памятка,*** ранее уже известная ученикам. В зависимости от способностей школьники анализируют источник либо по памятке, либо без опоры на неё. После чтения литературного источника также рассказ о событии. В конце урока на основе известных фактов, с опорой на памятку**** «ученики дают характеристику Тутмосу.

Хорошим подспорьем в развитии УУД  является  систематичное ведение рабочих тетрадей и выполнение в тетради таких заданий как

Ø "умные" тесты, проверяющие не столько знание фактов, сколько понимание каких-то характерных черт, признаков, тенденций развития исторических явлений (каждое такое тестовое задание может стать затем основой для короткого обсуждения, позволяющего скорректировать представления учащихся);

Ø заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем;

Ø задания на анализ цифровой информации;

Ø задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых  источников;

Ø задания на определение персоналий по приведенной иллюстрации.

 

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

o   Участие в проектах: выбор интересной для ребенка темы, распределение ролей в группе, определение своего вклада в коллективную работу, и т.д.

o   Творческие задания;

o   Дневники достижений - предметное портфолио  помогает учителю:

- создать ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка;
- развивать познавательные интересы учащихся и формировать готовность к самостоятельному познанию;
 - формировать установки на творческую деятельность, развивать мотивации дальнейшего творческого роста;
- формировать положительные моральные и нравственные качества личности;
- в приобретении навыков рефлексии, формировании у ребенка умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
- формировать жизненные идеалы, стимулировать стремление к самосовершенствованию;
- использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деятельности.

Использование ИКТ на уроках.

 С точки зрения использования ИКТ на уроке истории можно выделить типологию уроков:

Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока. В работе используются как уже готовые презентации по темам, измененные их под своё изложение материалы, так и созданные самой.
Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Используются не так часто, как правило, это возможно в кабинете информатики, в котором существует локальная сеть, а он не всегда бывает свободен.

Уроки конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью создания буклета, брошюры, презентации, листовки и т.д. На уроках тоже, как правило, это бывает очень редко, чаще всего это выступает как форма подготовки

Информационный поиск в сети Интернет.

Информационный поиск позволяет выбрать из множества документов только те, которые отвечают данной проблеме, будь то узкая учебная задача или объемный материал. Кроме того, у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы. И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знания учащихся.

Все электронные дидактические средства обучения можно разделить на три большие группы:
1)электронные учебники, электронные энциклопедии, медиатеки цифровых образовательных ресурсов;
2) электронные интерактивные тренажеры, тесты;
3) ресурсы Интернета. Эти группы средств могут выступать в качестве источника знаний, а также в качестве средства по формированию умений и навыков учащихся.

 

Формирование УУД на уроках истории и обществознания.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2020