«Формирование УУД при работе с картами на уроках географии в 8 классе»

  • docx
  • 05.02.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование метапредметных УУД на уроках географии при работе с картой в 8 классе.docx

Тема: «Формирование УУД при работе с картами на уроках географии в 8  классе»

                

 

 

              Выполнила:

Викторова

Елена Викторовна

                                                              

 

                                                       учитель географии ГОУ СОШ № 168         

                                                                                                 Центрального района 

Санкт-Петербурга

 

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

                                                                               

Санкт-Петербург

2018 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Введение………………………………………………………………………         3 - 4         

2.Основная часть………………………………………………………………....       5 - 19

2.1. Виды универсальных учебных действий………………………………….        5 - 8

2.2. Формирования метапредметных умений  на уроках

       географии в 8 классе при работе с географической картой ……………..        9 - 11

2.3. Практическая часть …………………………………………………………       12 - 19

 

3. Выводы …………………………………………………………………………      20

 

4. Рекомендации  ………………………………………………………………….      21

 

5. Заключение ……………………………………………………………………..      22

 

6.  Список используемых источников …………………………………………..       23

 


1. Введение

Изменения, происходящие в современной системе школьного образования, переход к реализации образовательных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС ООО), в основе которых лежит системно-деятельностный подход, требуют от учителя достижения новых результатов обучения и воспитания. Развитие личности в системе общего образования сегодня должно обеспечиваться прежде всего через формирование универсальных учебных действий, овладение которыми позволит учащимся самостоятельно успешно усваивать новые знания, способы действия (умения), в т.ч. организацию усвоения (умение учиться).

Лишь небольшой процент современных учителей придерживаются одной педагогической технологии, большинство использует разнообразные методические решения для достижения учебно-воспитательных задач. В этой связи становится актуальным решение вопроса: как использовать традиционные средства обучения, приемы учебной работы для формирования универсальных учебных действий.

 Одними из  востребованных приемов в процессе обучения являются задания, связанные с работой по географической карте. Они позволяют не только формировать интерес к изучению предмета и активизировать внимание учащихся, но и организовать активную познавательную деятельность, зачастую с более высокой степенью самостоятельности, нежели работа с текстом.

В учебном процессе карта может выступать в качестве основного средства обучения (источника информации) и в сочетании с другими средствами. Формирование умения распознать географическую действительность по картографическим источникам, выявлять связи и зависимости между отображенными на картах явлениями направлено на освоение картографичекого метода, адаптированного к возрастным особенностям учащихся.

Применение географической карты сопровождается выполнением познавательных (учебно – логических, знаково – информационных, исследовательских), регулятивных и коммуникативных действий. Методика организации учебной деятельности предполагает использование данного средства обучения в двух аспектах:

1) как объекта изучения;

2) как источника знаний.

Понимание содержания карты позволяет установить причины, зависимости между географическими явлениями, сделать выводы, обобщения, составить прогнозы. Это подчёркивает исключительную роль данного средства обучения.

 

Цель данной работы: определить потенциал применения приемов работы с картой   для решения задач формирования УУД и привести примеры заданий картографического практикума для уроков географии в 8 классе, формирующих метапредметные  умения разного уровня.

Реализация данной цели обусловливает решение следующих задач:

1) выявить универсальные учебные действия, формируемые на уроках географии в 8 классе;

2) определить приемы работы с географической картой и виды заданий, которые могут быть наиболее широко использованы на уроках географии в 8 классе;

3) разработать и подобрать в методической литературе задания по географической карте, направленные на формирование метапредметных результатов;

4) подготовить  разработку заданий картографического практикума для уроков географии 8 класса.

В процессе подготовки работы автором был осуществлен анализ УУД, формируемых в основной школе, и проведена их конкретизация применительно к возможностям восьмиклассников на основе содержательного и деятельностного (познавательные возможности учащихся, уровень развития мышления) аспектов. Проанализирован развивающий потенциал заданий по карте на уроках географии, на основе материалов учебников для 8 класса выявлены наиболее востребованные из них. Определены типовые задания, обеспечивающие развитие общеучебных умений  у восьмиклассников на уроках географии.

Исследование осуществлялось преимущественно на основе УМК: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского География. Физическая география Росии. 8 класс,  поскольку автор использует его в своей педагогической деятельности.

Т.о., предложенные темы и разработки уроков соответствуют данной учебной программе. Вместе с тем, приведенные задания картографического практикума возможны для использования на уроках географии в 8 классе, построенных на основе  любого, из существующих, УМК.

2. Основная часть.

2.1 Виды универсальных учебных действий.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, должен обеспечить развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Универсальные учебные действия являются инвариантной составляющей образовательно-воспитательного процесса. Овладение УУД дает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они:

ü  носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

ü  обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

ü  лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

УУД в географическом образовании выполняют следующие важнейшие функции:

·         обеспечивают деятельностный характер организации учебного процесса, т.е. учебная деятельность выстраивается таким образом, чтобы ребенок осознавал все этапы её осуществления (от целеполагания до рефлексивного оценивания);

·         позволяет школьнику освоить различные виды деятельности (познавательную, организационную, коммуникационную, оценочную, рефлексивную, исследовательскую, проектную, практическую и др.);

·         раскрывают связь теории с практикой обучения, с жизнью;

·         обеспечивают успешное усвоение географических знаний, формирование умений;

·         способствуют личностному и профессиональному самоопределению школьников;

·         закладывают основы для формирования компетенций в условиях профессионального образования.

УУД обладают следующими свойствами (по П.Я.Гальперину):

уровень (форма) выполнения действий (самостоятельно или под руководством);

полнота (развернутость порядка действий или их свёрнутый характер);

разумность;

сознательность (понимание учеником состава действия и условий его применения);

обобщенность (перенос действия в различные условия);

критичность (сомнение и осуществление проверки);

освоенность (лёгкость выполнения и быстрота).

            Сформировать универсальные учебные действия – это значит научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образца (алгоритма); передать сам способ выполнения метапредметного действия; научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости развивать его.

            Программа развития универсальных учебных действий для основного общего образования выделяет четыре блока УУД:

1) Личностные УУД ориентированы на жизненное, личностное, профессиональное самоопределение учащихся, их ценностно-смысловую ориентацию, нравственно – этическое оценивание.

С позиции личностно ориентированного обучения при организации учебной деятельности особого внимания заслуживают два типа действий.

Первый тип – действие смыслообразования, т.е. установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом ( между результатом и продуктом учения), побуждающим к деятельности, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него.

Второй тип – действия нравственно – этической ориентации (исходя из социальных и личностных ценностей). Они определяют уровень сформированности у школьников мотивов поведения и деятельности, ценностных установок и ориентаций, социальных компетенций и позиций, определяющих гражданскую и национальную идентичность.

2) Регулятивные УУД включают систему действий, обеспечивающих организацию учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).

3) Познавательные УУД объединяют общеучебные, логические действия и действия постановки и решения проблем. Они представляют собой систему способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования, а также совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию информации. Выделяют знаково – символические, логические, исследовательские действия и действия постановки и решения проблем.

4) Коммуникативные УУД  способствуют осуществлению коммуникативной деятельности, позволяют использовать правила общения в различных учебных и внеучебных ситуациях, самостоятельно организовывать речевую деятельность и выстраивать высказывания в устной и письменной формах. Эти действия обеспечивают социальную компетентность, способность выстраивать различные модели общения в зависимости от целей, партнеров, обстоятельств.

При усвоении УУД формируется умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

В состав коммуникативных действий входят:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Опираясь на изложенное выше, можно отметить, что все виды УУД пересекаются друг с другом.

Особенностью организации обучения в 8 классе является окончательный переход от деятельности преимущественно совместно с классом на основе заданной педагогом цели к овладению алгоритмами учебной деятельности и готовности к самостоятельному и индивидуальному целеполаганию, планированию и рефлексии.

Реализация деятельностного подхода требует от педагогов чёткого формулирования образовательных задач урока через содержание учебной деятельности, понимания какие УУД, как и для чего он должен сформировать у учащихся на данном уроке.

Формулируя задачи урока, учитель более точно может подобрать необходимые формы, методы и приемы подачи материала и активизации деятельности учащихся.

Универсальные учебные действия являются обязательным компонентом содержания любого учебного предмета, и успешность их формирования зависит от способов его построения. Овладение учащимися УУД происходят в контексте предмета, раскрывающего возможности для формирования УУД.

Линейно – ступенчатый принцип построения программ школьного географического образования обеспечивает закрепление и усложнение состава учебных действий, укрепление их практической направленности.

Содержание современного урока географии пронизано различными действиями учащихся, направленными на освоение ими познавательной, коммуникативной, регулятивной и других видов деятельности. Поэтому необходимо для каждого урока проводить отбор превалирующих универсальных действий в соответствии с предметным содержанием.

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Формирование УУД на уроках географии в 8 классе при работе с географической картой.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, должен обеспечить развитие на основе освоения универсальных учебных действий активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Овладение УУД дает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Приёмы работы с географической картой могут широко и плодотворно применяться для формирования разнообразных метапредметных умений в процессе обучения географии.

Работа с географической картой обеспечивает визуализацию природных явлений, понятий, что упрощает процесс их понимания, усвоения, облегчает осуществление логических операций анализа, синтеза, выявления причинно-следственных связей, формулирования умозаключений.

Задачи, стоящие перед учителем:

1. Обучить языку карты и способам получения информации.

   ( Познавательные общеучебные действия)

2. Мотивировать использовать полученную информацию для ответа.    

   (Коммуникативные действия)

3. Убедить в том, что карта – уникальная законная шпаргалка.  (Не надо 

    зубрить, нужно научиться видеть). Познавательные общеучебные, 

    логические, знаково – символические действия.

4. Убрать боязнь ответа у карты (одна из разновидностей коммуникативных 

    действий).

Это действие возможно только при свободном владении материалом и понимании темы.

 

Работа с картой обладает рядом преимуществ перед другими источниками информации. Среди явных положительных черт можно отметить следующие:

1. Разнообразие вариантов заданий – учёт личностных особенностей учащихся; индивидуальный подход; возможность выбора.

2. Знакомство с вариативностью подачи информации (разные виды условных знаков, способов подачи информации).

3. Формирование и развитие УУД, метапредметных и предметных умений (классификация, определения, сравнение, описание, вычисления, построение графических моделей).

4. Развитие пространственного воображения, образного мышления, письменной и устной речи (публичные выступления)

5. Практико - ориентированная деятельность, частично - поисковая и исследовательская деятельность (пр. работы, использование теории на практике).

6. Переключение видов деятельности (найди – покажи – отметь на к/карте – сравни – запиши).

7. Творческие работы (с привлечением родителей).

Стоит отметить и ряд трудностей, которые, зачастую, отпугивают педагогов, что приводит к ограничению использования карт, как источников информации на уроках.

1. Время ( насыщенность разнообразными видами деятельности и источниками информации на уроке, дополнительная, более сложная проверка, долго учить и тренировать, прежде чем появится желаемый результат).

2. Строгие правила работы (не любят все).

3. Разнородность карт в разных атласах (по оформлению, информации, подробности  даже точности), что вызывает трудности при работе у большинства учащихся.

4. Требуется системность (каждый урок)!

5. Сложно связать теорию и практику (Учащиеся сталкиваются с ситуацией: знаю определение или закономерность, но не могу подобрать пример или доказательства).

6. Сложно самим выстроить логическую цепочку или установить причинно – следственные связи (надо просмотреть множество карт и вспомнить теорию).

7. Сложно соотнести несколько карт друг с другом (разномасштабность, разные картографические проекции).

Конечно, избежать этих сложностей очень сложно, но результат того стоит!

Каждая из разновидностей карт, используемых на уроках географии, имеет свои особенности. Поэтому стоит тщательнее отбирать задания для каждого из типов карт. Ниже я попыталась выделить группы заданий, которые, на мой взгляд, наиболее целесообразны для определённого типа карт.

Топографические карты.

1. Вычисления (познавательные общеучебные)

2. Преобразование модели (построение профиля).

3. Описание или создание образа территории.

4. Творческие (загадки, маршруты ….)

5. Практические работы (регулятивные: контроль, оценка).

6. Логические действия: доказательства, логические цепочки, выбор.

Все задания – разновидности познавательных УД.

Тематические карты

1. Узко направленные – являются частью общего облика – выявление общих законов, установление причинно – следственных связей, приведение доказательств, анализ, синтез. (осадки Африки; широтная зональность).

2. классификация.

3. Использование при комплексном описании (проблема: какую карту открыть, какую информацию взять, как оформить)

4. Увидеть и сформулировать проблему (анализ размещения пол. ископаемых  - неравномерно – затраты на перевозку).

5. Преобразование модели (информация карты в схему или таблицу).

6. Познавательная активность (столицы на «А», соседи страны, почему так названы, почему много одинаковых названий, чем объяснить).

7. Развитие эрудиции и кругозора.

8. Мотивация для проведения исследовательских и проектных работ (Проект «Открываем Россию для себя»).

9. Творческие задания (проложи маршрут, как назывались, описать то, что увидел)

10. Использование во внеурочной деятельности.

11. Работа с диаграммами и графиками (перевод в слова и обратно, выводы, анализ).

Контурные карты

1. Сами создают (шпаргалка для ответов в будущем).

2. Отбор информации (познавательные общеучебные действия).

3. Творчество.

4. Контроль (взаимный, самоконтроль (сличение с критериями), оценка – регулятивные действия.  Пример Карта океанов.

5. Практические работы (нанести определённые объекты, заштриховать территории, узнать и классифицировать объекты).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Практическая часть.

В данной части работы приведены возможные варианты заданий с использованием географической карты с указанием видов УУД и формируемых метапредметных умений.

 

1.      УМЕНИЕ ДАВАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

Географическое понятие имеет своё содержание, которое выражается в его признаках. Определение должно быть ясным и понятным .

Сема построения определения:

Понятие - что такое?/частью чего является? + существенные признаки.

Пример заданий по карте:

А) На политико – административной  карте России найдите: Таджикистан, Армению, Узбекистан. Назовите общие признаки найденных объектов по отношению к границам России.  На основе названных признаков составьте свой вариант определения  понятия «соседи второго порядка». Учащиеся назовут ряд общих черт: государства; небольшие размеры; не имеют общей границы с РФ…. (задание можно применить в ходе урока по теме «Географическое положение России»).

 На основе этих признаков появится определение: соседи второго порядка – это страны, не имеющие границ с РФ, но являющиеся соседями для стран, граничащих с Россией. Учителю останется только попросить учащихся сверить данное определение с приведённым образцом в параграфе.

В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:

- регулятивные (работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым);

- коммуникативные (выступление перед аудиторией; ведение диалога);

- познавательные ( выделение существенных признаков понятия; описание объектов; поиск ответа на вопрос).

Б) Найдите на карте Калининградскую область. Этот субъект является анклавом. Дайте определение понятию «анклав», выделив отличительные черты данного субъекта РФ.  (Задание можно дать при изучении раздела «Географическое положение РФ»).

В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:

- регулятивные (работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым);

- коммуникативные (выступление перед аудиторией; ведение диалога);

- познавательные ( выделение существенных признаков понятия; описание объектов; поиск ответа на вопрос; высказывание собственного суждения).

 

В) Рассмотрите карту «Тектоника и минеральные ресурсы». Найдите на ней Сибирскую платформу и Западно - Сибирскую плиту. Попробуйте найти отличие этих тектонических структур друг от друга. Дайте определение понятию «плита». ( Задание на уроке по теме «Тектоническое строение» ).

В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:

- регулятивные (работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым);

- коммуникативные (выступление перед аудиторией; ведение диалога);

- познавательные ( выделение существенных признаков понятия; описание объектов; поиск ответа на вопрос; сравнение объектов; определение критериев для сравнения объектов).

 

При таком виде работы, когда учащиеся самостоятельно создают определения объектов, запоминание определения происходит быстрее и закрепляется на долгое время. При выполнении данного рода заданий учащиеся выполняют ряд учебных действий, относящихся к разряду познавательных: поиск и выделение нужной информации; обобщение; фиксация и коммуникативных: представление окружающим своей версии определения. Самая большая ценность данной работы заключается в том, что ребёнок проделывает её самостоятельно. Большое значение также играет возможность представления своего варианта определения окружающим, т.к. в этом возрасте большинству ребят публичные выступления, да ещё и возможно с ошибочным результатом, которое могут раскритиковать,  даются с большим трудом.

 

2.      УМЕНИЕ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ.

Классификация – это разделение понятий на группы по сходным признакам.

Основание классификации – необходимость выбора одного существенного признака деления понятий на группы.

Задания такого рода наиболее популярны именно при составлении заданий по карте. Они преследуют сразу несколько целей:  поиск объектов на карте;  выявление черт сходства и различий; определение особенностей объектов; анализ собранной информации; систематизация полученных данных; обобщение и синтез; презентация получившегося продукта.

 

Пример заданий по карте:

А) Рассмотрите приведённую контурную карту. Определите названия географических объектов, обозначенных на к/карте цифрами. Впишите их названия в соответствующие графы таблицы. (Урок по теме «Географическое положение России»).

моря

заливы

проливы

острова

полуострова

океаны

 

 

 

 

 

 

 

В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:

- регулятивные (работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым);

- коммуникативные (выступление перед аудиторией; ведение диалога);

- познавательные (поиск ответа на вопрос; составление таблицы; отбор информации; классификация информации; сопоставление разных источников информации).

 

Б) Рассмотрите приведённую к/карту. Назовите горные системы, обозначенные на ней цифрами. Распределите их на 3 группы. Названия группам дайте самостоятельно. Обоснуйте свой выбор. (Урок по теме «Основные формы рельефа России. Горы». Предложите признак, по которому эти объекты можно распределить на две группы.

В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:

- регулятивные (работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым);

- коммуникативные (выступление перед аудиторией; ведение диалога);

- познавательные ( классификация объектов; поиск ответа на вопрос; составление таблицы; отбор информации; выделение существенных признаков объектов; сравнение объектов).

 

В) Рассмотрите физическую карту России. Найдите на карте Восточно – Европейскую равнину. Определите признаки (не менее двух), по которым  можно разделить на группы её составляющие. (Тема «Основные формы рельефа России. Равнины»).

В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:

- регулятивные (работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым);

- коммуникативные (выступление перед аудиторией; ведение диалога);

- познавательные ( описание объектов; поиск ответа на вопрос; отбор информации; определение критериев для сравнения; классификация информации).

 

3.      УМЕНИЕ СРАВНИВАТЬ.

              Учащиеся должны понимать, что признаки, по которым предстоит сравнивать объекты , должны

             быть одинаковыми. Для того, чтобы сравнить объекты, необходимо выделить их главные черты. Пример заданий по карте:

              А) Посмотрите на физическую карту. Найдите на ней Россию и Китай. Выделите черты сходства и черты различия их географического положения.

          Задание можно выполнить как практическую работу по теме «Географическое положение РФ»  

              В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:

- регулятивные (работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым);

- коммуникативные (выступление перед аудиторией; ведение диалога);

- познавательные ( описание объектов; поиск ответа на вопрос; определение критериев для сравнения объектов; отбор информации; сравнивать объекты).

 

 

              Б) Найдите на физической карте реки Волга и Енисей. Назовите, черты сходства и различия этих рек. (Задание для урока по теме «Реки России»).

            В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:

- регулятивные (работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым);

- коммуникативные (выступление перед аудиторией; ведение диалога);

- познавательные ( описание объектов; поиск ответа на вопрос; выделять существенные признаки; отбор информации; определять критерии для сравнения; сравнивать объекты).

 

 

              В) Рассмотрите в атласе физическую карту полушарий и физическую карту России. Определите черты сходства и различий этих карт. ( Урок по теме «Карта и её математическая основа»).

              В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:

- регулятивные (работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым);

- коммуникативные (выступление перед аудиторией; ведение диалога);

- познавательные ( описание объектов; поиск ответа на вопрос; определение критериев для сравнения объектов; отбор информации; сравнивать объекты).

 

              Данные задания дают возможность развить у учащихся внимательность; умение отбирать нужную информацию; выделять критерии для сравнения; презентовать полученную информацию; работать у доски.

 

       

4.      УМЕНИЕ УСТАНАВЛИВАТЬ ПРИЧИННО - СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ.

Это умение позволяет не только объяснять процессы и явления, но и прогнозировать будущее. Ход рассуждений может идти в двух направлениях – от следствий к причинам и наоборот.

 

              Пример заданий по карте:

А) Рассмотрите физическую карту России. Определите,  в какой океан впадает большая часть рек РФ. Объясните,  выявленную закономерность. (Урок по теме «Внутренние воды РФ).

В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:

- регулятивные (работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым);

- коммуникативные (выступление перед аудиторией; ведение диалога);

- познавательные ( поиск ответа на вопрос; высказывание суждений, подкреплённых фактами; выявление причинно-следственных связей; составление логической цепочки).

 

Б) Рассмотрите климатическую карту РФ. Найдите на карте город Мурманск. Определите основные элементы климата для данного пункта. Какие особенности климата они отражают. Объясните причины выявленных особенностей. (Задание к уроку по теме «Климаты России»).

В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:

- регулятивные (работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым);

- коммуникативные (выступление перед аудиторией; ведение диалога);

- познавательные ( поиск ответа на вопрос; выделение существенных признаков объекта; высказывание суждений, подкреплённых фактами; выявление причинно-следственных связей; составление логической цепочки).

 

В) Рассмотрите карту природных зон. Определите, район распространения полупустынь. Назовите причины расположения этой природной зоны в данном районе РФ.  Задание для урока по теме «Природные зоны России»).

В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:

- регулятивные (работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым);

- коммуникативные (выступление перед аудиторией; ведение диалога);

- познавательные ( поиск ответа на вопрос; высказывание суждений, подкреплённых фактами; выделение существенных признаков понятия; выявление причинно-следственных связей; составление логической цепочки).

 

Задания данного типа позволяют учащимся применить полученные знания в новой обстановке и развивают важное умение: отбирать и анализировать имеющуюся информацию. Главная задача учителя не отбить желание у учащихся устанавливать причинно-следственные связи, даже, если не совпадает с эталоном. Ученик должен понять, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Каждый имеет право на ошибку. На ошибках – учатся.

Такого рода  задания позволяют развивать как регулятивные (самоконтроль, самооценка), так и коммуникативные (трансляция полученных итогов работы; диалог с другими учащимися, имеющими свой вариант ответа; отстаивание своего мнения; признание ошибочности своих суждений; умение слушать и слышать чужое мнение и т.д.) действия.

 

5.      УМЕНИЕ ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ.

Вывод – выведение на основе имеющихся знаний (опыта) нового знания.

Умозаключение – это система суждений – высказываний о предметах и явлениях, состоящих из утверждения или отрицания чего-либо.

Чтобы правильно сделать вывод, необходимо иметь знания по данной теме, выявить логические (необходимые признаки) условия, провести анализ развития ситуации и в результате получить новое знание.

              Пример заданий по карте:

              А) 7 декабря 1988 года произошло сильное землетрясение. Землетрясение имело магнитуду около 7 по шкале Рихтера. Воздействие подземных толчков проявилось на территории Армении, которая находится на границе двух тектонических плит. В зону землетрясения попали десятки городов и поселков в Армении, Азербайджане и Грузии. Полностью был стерт с лица земли город Спитак, располагавшийся вблизи от эпицентра землетрясения. Очаг землетрясения располагался на глубине до 20 километров от поверхности. В результате землетрясения были разрушены или пришли в аварийное состояние здания, автодороги, железнодорожные пути. При землетрясении возник 37-ми километровый разрыв земной поверхности.

             Работа с картой

            1. Найдите на политической карте страны, пострадавшие от землетрясения.

            2. *Подпишите на карте названия стран и их столиц.

            3. Определите по физической карте, на каком материке расположены страны, в какой его части.

            4. Определите, на территории каких гор, расположены страны.

            5. Сделайте выводы на основе полученной информации.

         

            Б) «Материк с уникальной природой. Его называют ледяным, безмолвным, пустынным, белым, загадочным. Толщина ледникового покрова достигает 4700м. Снег и лед отражают большую часть солнечного тепла. Здесь отмечена самая низкая на Земле температура воздуха – 89, 2◦ С, сильные ветры. Большую часть года длится суровая зима. Средняя летняя температура воздуха на большей части материка: -28◦, -30◦С, лишь на побережье она иногда бывает 0◦С и даже +2◦ С. Это самый высокий континент планеты. Здесь нет постоянного населения»

          О каком материке идет речь? Приведите факты, полученные из карт атласа, подтверждающие Ваш выбор.

 

            В) Найдите на карте названия географических объектов, которые отражают их особенности. Объясните названия этих объектов?

       

           В ходе выполнения такого рода заданий формируются следующие метапредметные умения:

- регулятивные (работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым);

- коммуникативные (выступление перед аудиторией; ведение диалога);

- познавательные ( поиск ответа на вопрос; высказывание суждений, подкреплённых фактами; выделение существенных признаков понятия; выявление причинно-следственных связей; составление логической цепочки).

         

   

6.      СОЗДАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА ТЕРРИТОРИИ.

Пример заданий по карте:

 

А) Внимательно изучите таблицу. На основе ее анализа заполните недостающие географические объекты.

Русская равнина

Байкал

Г. Народная

Волга

Верхоянский хребет

Тобольск

Заполните по своему усмотрению графы таблицы названиями географических объектов, характерных для каждой территории.( Задание можно выполнять в группах на уроках итогового контроля или обобщения по разделу «Крупные природные районы РФ»).

           В ходе выполнения такого рода заданий формируются следующие метапредметные умения:

- регулятивные (работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым);

- коммуникативные (выступление перед аудиторией; ведение диалога);

- познавательные ( поиск ответа на вопрос; высказывание суждений, подкреплённых фактами; выделение существенных признаков понятия; выявление причинно-следственных связей; составление логической цепочки; заполнение таблицы).

 

Б) Используя карты атласа, составьте географический «портрет» Западной Сибири.  (Задание можно применить на уроке «Крупные природные районы России» или «Рельеф России»).

В ходе выполнения такого рода заданий формируются следующие метапредметные умения:

- регулятивные (работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым);

- коммуникативные (выступление перед аудиторией; ведение диалога);

- познавательные ( поиск ответа на вопрос; высказывание суждений, выделение существенных признаков объекта; составление логической цепочки; описание объекта).

 

В) Используя физическую карту России, составьте описание речной системы реки Лены. Обозначьте на к/карте основные географические объекты, относящиеся к этой речной системе. (Задание подходит для урока по теме «Воды суши. Реки»).

 

 

В ходе выполнения такого рода заданий формируются следующие метапредметные умения:

- регулятивные (работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым);

- коммуникативные (выступление перед аудиторией; ведение диалога);

- познавательные ( поиск ответа на вопрос; описание объекта; отбор необходимой информации; выделение существенных признаков понятия; выявление причинно-следственных связей;  работа с разными информационными источниками).

 

7.      УМЕНИЕ ДЕЛАТЬ ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ.

Пример заданий по карте:

 

А) Познакомьтесь с картами, включёнными в географический  атлас, опишите их виды, заполнив таблицу в тетради. По результатам работы сделайте выводы.

Вид географических карт атласа

Что изображено

1. Физическая карта полушарий

2.Физическая карта России

3. Политическая карта мира

4. …

 

 

В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:

- регулятивные (работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым);

- коммуникативные (выступление перед аудиторией; ведение диалога);

- познавательные ( описание объектов; поиск ответа на вопрос; составление таблицы; отбор информации).

Б) В одном из своих произведений В. В.Набоков пишет: «В кабинете…нашелся в книжном шкафу великолепный атлас. Балтийское море показалось ему похожим на коленопреклоненную женщину. Италия – на ботфорт, Цейлон – на каплю воды».

Найдите на карте: Скандинавский полуостров, полуостров Камчатка, материки Африка и Австралия, озеро Байкал.

Какие образы у вас складываются? Ответы запишите напротив каждого географического объекта.

В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:

- регулятивные (работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым; оценивать работу одноклассников);

- коммуникативные (выступление перед аудиторией; ведение диалога);

- познавательные ( описание объектов; создание описательного текста; отбор информации).

В) Используя карту полушарий географического атласа, приведите доказательства правомерности объединения четырёх океанов Земли в понятие Мировой океан. (Задание можно использовать на уроке по теме «Мировой океан»).

В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:

- регулятивные (работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым);

- коммуникативные (выступление перед аудиторией; ведение диалога);

- познавательные ( описание объектов; поиск ответа на вопрос;  отбор информации; высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять существенные признаки понятия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ВЫВОДЫ

Если обобщить приведенную в главе информацию, можно сделать вывод о том, что на уроках географии формируются  метапредметные  результаты, отражающие следующие умения:

- умение определять понятия;

- создавать обобщения;

- устанавливать аналогии;

- классифицировать;

- самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логические рассуждения;

- делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии);

- делать выводы.

Работа с картой позволяет закрепить следующие умения и УУД:

- поиск определенной информации о географическом объекте или явлении;

- приводить примеры определенных объектов, по приведенному описанию   

  или показателям;

- описывать явление или объект, используя данные нескольких тематических карт;

- определять размеры, численность, расстояние, местоположение объекта;

- сравнивать объекты на основе информации, отображенной на карте;

- обозначать объекты, отвечающие определенным требованиям;

- давать объяснение определенным явлениям на основе данных карт;

- формулировать новое суждение на основе предыдущих, полученных при чтении карт.

Важно понимать: умение усвоено, если ученик:

- понимает особенности источников географической информации (карты,

  диаграммы, профиля, текста учебника);

- знает области применения умений, содержание и последовательность действий;

- пользуется этими действиями в любой учебной ситуации, в том числе новой.

 В учебном процессе карта может выступать в качестве основного средства обучения (источника информации) и в сочетании с другими средствами. Возможность сочетания карты с другими источниками географических знаний способствует усложнению характера действий учащихся.

Применение географической карты сопровождается выполнением познавательных (учебно – логических, знаково – информационных, исследовательских), регулятивных и коммуникативных действий. Методика организации учебной деятельности предполагает использование данного средства обучения в двух аспектах:

- как объект изучения;

- как источник знаний.

Карту можно назвать наиболее мобильной современной образно – знаковой моделью географической информации (А.М.Берлянт).

 

 

 

 

 

 

4. Рекомендации

 

Для достижения прочных и высоких результатов при формировании УУД на уроках географии стоит придерживаться следующих этапов.

Первый этап – констатация и мотивация (введение умения).

Констатация, т.е. ознакомление учащихся с составом умения (из каких последовательных операций и действий оно состоит) и осмысление учащимися его содержания. Демонстрация учителем деятельности в целом и по элементам.

Первоначальное развитие мотивации.  На этом этапе учащиеся осознают, почему и для чего им необходимо овладеть данным учебным умением.

Второй этап  (первичное овладение умением) – непосредственная организация учителем учебной деятельности учащихся, направленной на осмысление учащимися операционального состава умения (последовательности действий) и овладение им.

Третий этап (закрепление умения в процессе выполнения упражнений) – умение выступает как средство обучения географии.

Четвёртый этап («перенос», создание творческой основы действий) – перенос умения в новые условия, применение умения при освоении новых знаний. Учащиеся выполняют творческие задания по моделированию, прогнозированию и решению ряда проблем, имеющих связь с жизнью, выдвигают собственные гипотезы и разрабатывают новые пути решения проблем.

Учитывая специфику работы с картой необходимо подчеркнуть: в основе организации учебной деятельности с картой лежат приёмы использования карты как источника знаний и адаптированные приёмы картографического метода.

Для каждого этапа учебной деятельности можно выделить наиболее распространенные и результативные приёмы.

Мотивационно – ценностный этап  - составление описаний территорий, представление карты.

Ориентационно – деятельностный – приёмы ориентирования, представление карты.

Исполнительный этап – составление характеристик территорий, картографические и картоаналитические приёмы.

Творческий этап - картографические и картоаналитические приёмы, картографическое моделирование.

Оценочно – рефлексивный – сравнение эталона и результатов картографического моделирования, оценивание и самооценивание результатов применения картографического метода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Заключение

В результате проведенного исследования мы определили, что приёмы работы с географической картой могут широко и плодотворно применяться для формирования разнообразных метапредметных умений в процессе обучения географии.

            Работа с географической картой обеспечивает визуализацию природных явлений, понятий, что упрощает процесс их понимания, усвоения, облегчает осуществление логических операций анализа, синтеза, выявления причинно-следственных связей, формулирования умозаключений. Кроме того учащиеся принимают карту как необходимую составляющую при обучении предмету, перестают бояться работать по карте у доски, понимают её роль как универсальной «шпаргалки».

Проведенное исследование подтвердило, что задания по географической карте могут быть использованы при формировании познавательных, личностных и коммуникативных УУД.

К сожалению,  многие учителя используют задания по географической карте  в ограниченном объеме, не реализуя полностью ее потенциал для формирования УУД. Но, благодаря появившимся УМК, включающим рабочие тетради с картографическим практикумом и контурные карты с готовыми заданиями, ситуация должна измениться. 

Приведённые в работе задания не оставляют сомнений в необходимости использования их на уроках географии 8 класса для формирования обозначенных ФГОС метапредметных умений  учащихся.

            Результаты представленного исследования могут быть использованы практикующими учителями географии при планировании отдельных уроков и разработке программы формирования УУД в 8 классе.

 

 

 

 

 

 

6. Список использованных источников

1.      Беловолова Е.А. География. Формирование универсальных учебных действий. Методическое пособие 5 – 9 классы. – М.:Издательский центр «Вентана – ГРАФ», 2017 – 224 с.

2.      Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский.  ГЕОГРАФИЯ. Физическая география России: учебник для  8 класса общеобразовательных организаций». - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015, -344с.

3.      Домогацких Е.М, Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский.  ГЕОГРАФИЯ. Физическая география России: учебник для  8 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 104 с.

4.      Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с.

5.       Программа курса «География. 5-9 классы»/авт.-сост.Е.М.Домогацких. – М.: Русское слово, 2017.

6.       Рабочая программа к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский.  ГЕОГРАФИЯ. Физическая география России: учебник для  8 класса общеобразовательных организаций».  – М.: Русское слово, 2017.

7.       Развитие универсальных учебных действий в стандартах второго поколения. – www//standart/edu.ru/.

8.      Репринцева Ю.С. Формированиеличностных образовательныхрезультатов на уроках географии. Методическое пособие 5 – 9 классы. – М.: Вентана – Граф, 2016. – 96 с.

9.       Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий в 2-ух т. – М.: Просвещение, 2006.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897.
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 159 с.

 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также