Формирование языковой грамотности младших школьников на уроках русского языка во 2 классе как составляющая функциональной грамотности личности обучающегося.
Оценка 4.7

Формирование языковой грамотности младших школьников на уроках русского языка во 2 классе как составляющая функциональной грамотности личности обучающегося.

Оценка 4.7
docx
19.05.2024
Формирование языковой грамотности младших школьников на уроках русского языка во 2 классе как составляющая функциональной грамотности личности обучающегося.
Тезисы к выпускной квалификационной работе.docx

Тезисы к выпускной квалификационной работе

«Формирование языковой грамотности младшего школьника на уроках русского языка во 2 классе, как средство составляющей функциональной грамотности личности обучающегося»

Лапенькова Виктория Валерьевна

Группа: Ш-46         

Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Руководитель: Кокшарова Марина Юрьевна

«В России создается новая система образования с целью вхождения в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является внедрение международных стандартов в области образования, в которых развитие функциональной грамотности является одним из приоритетов. Закон об образовании и другие нормативные документы рассматривают развитие функциональной грамотности как необходимое условие для развития динамичной, творческой, ответственной и конкурентоспособной личности»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) личность является главным элементом педагогического процесса, основой обучения. Особое значение придается языковому образованию, которое ориентировано на «формирование первоначальных представлений о языке как основе национального самосознания; понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.

В связи с этим становится актуальной проблема формирования языковой функциональной грамотности младших школьников, которая может быть аргументирована необходимостью реализации системно - деятельностного и компетентностного подходов, закрепленных следующими нормативными документами: Законом «Об образовании РФ», «Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования».

Выбранная тема актуальна потому, что в условиях перестройки мышления мы как никогда осознаем необходимость уделять больше внимания процессу формирования личности и давать ей возможность развиваться свободно и творчески.

Объект: развитие функциональной грамотности личности обучающегося младшего школьника на уроках русского языка во 2 классе.

Предмет:  формирование языковой грамотности младшего школьника, как части функциональной грамотности детей младшего возраста на уроках русского языка во 2 классе.

Цель: теоретически обосновать и разработать практико – ориентированные задания по формированию языковой грамотности младшего школьника на уроках русского языка во 2 классе.

Задачи:

1.      Изучить учебно – методическую литературу и нормативно – правовые документы по теме исследования, раскрыть содержание понятий «функциональная грамотность», «языковая личность», «функционально грамотная языковая личность».

2.      Выявить возможности уроков русского языка в формировании функциональной языковой грамотности в условиях реализации ФГОС НОО во 2 классе.

3.      Провести анализ результатов опытно – экспериментальной работы, направленной на формирование языковой грамотности младшего школьника во 2 классе на уроках русского языка

4.      Разработать комплекс практико – ориентированных заданий по русскому языку, направленных на формирование языковой грамотности младших школьников во 2 классе.

Методы:

·         теоретические методы: изучить литературу по теме исследования и систематизация изученного.

·         эмпирические методы: сравнить анализ практических исследований по теме дипломной работы и разработка практико – ориентированных заданий.

В первой главе мы рассматривали:

«Функциональная грамотность – это уровень знаний, навыков и умений, который обеспечивает нормальное функционирование человека в системе  социальных отношений и считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности в данном культурном контексте». Ю. И. Коротяев

Развитие функциональной грамотности – непростая, разносторонняя,  продолжительная процедура, представляющаяся одной из значимых обстоятельств с целью эффективной социализации и приспособления обучающихся во мире, что, формируясь, изменяет самопонимание этого определения и подобным способом объясняет его значимость с целью современного образования.

На основании этого определения, можно сделать вывод, что в современном быстро меняющемся мире человек должен быть всесторонне развитым, образованным и самостоятельным, а также обладать навыками функциональной грамотности.

Мы узнаем о существовании функциональной грамотности только тогда, когда сталкиваемся с ее отсутствием. Поэтому мы должны говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной неграмотности, которая является одним из определяющих факторов развития общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности обычно рассматривается не как научная проблема, а как проблема деятельности, проблема поиска механизмов и методов ускорения ликвидации неграмотности.

Исследователи отмечают, что «особенности языковой личности отражаются в ее индивидуальной картине мира и подчеркивают такие характерные признаки языковой личности, как соединение у личности говорящего его языковой компетенции, стремления к творческому самовыражению, свободного, автоматического осуществления разносторонней языковой деятельности.

Во второй главе мы рассматривали:

Для того, чтобы провести исследование по сформированности языковой грамотности у младших школьников были выделены 3 этапа

Результаты констатирующего этапа представлены в виде таблиц. По диагностике языковой грамотности были получены следующие результаты.

Уровень

Количество баллов

Количество учеников

Высокий

16 – 18

3

Средний

13 - 15

9

Низкий

<12

20

Всего

18

32

К сожалению, исходя из данных, мы можем заметить, что у большинства обучающихся низкий уровень сформированности языковой грамотности. Средний уровень преобладает у 9 обучающихся. И лишь у 3 сформирован высокий уровень языковой грамотности.

Обобщённые результаты диагностик представлены на  рисунке 1.

chart.png

Нами сделан вывод о том, что учащиеся слабо владеют языковой грамотностью, их уровень знаний низкий. Следовательно, необходима помощь педагога в деле успешного формирования данного качества. Эта помощь должна быть направлена на заинтересованность детей и разнообразие методических приёмов в подаче знаний на уроках русского языка. Ребят необходимо вовлечь в активную работу по формированию языковой грамотности.

На формирующем этапе было принято решение разработать сборник упражнений по формированию языковой грамотности младших школьников.

В него вошли задания, подобранные по  основным разделам программы по  русскому языку начальной школы: «Виды речи. Диалог и  монолог», «Текст и  предложение», «Слово», «Звуки и  буквы», «Части речи».

При подготовке к  урокам учитель может найти в  этом сборнике упражнения, которые будут интересны и  полезны учащимся в  познавательном отношении, разовьют их кругозор, обогатят лексику.

После результатам повторного тестирования произошли незначительные изменения.

Уровень

Количество баллов

Количество учеников

Высокий

16 – 18

4

Средний

13 - 15

12

Низкий

<12

17

Всего

18

32

Обобщённые результаты диагностик представлены на  рисунке 2.

chart (1).png

Исходя из данных, мы можем увидеть, что у половины до сих пор остался низкий уровень сформированности языковой грамотности.

Оценивания показатели можно сделать вывод, что задания в данном сборнике можно применять для работы по формированию языковой грамотности. Также можно сделать вывод о том, что языковую грамотность необходимо формировать еще с 1 класса, чтобы в будущем не возникло трудностей.


 

Тезисы к выпускной квалификационной работе «Формирование языковой грамотности младшего школьника на уроках русского языка во 2 классе, как средство составляющей функциональной грамотности личности обучающегося»

Тезисы к выпускной квалификационной работе «Формирование языковой грамотности младшего школьника на уроках русского языка во 2 классе, как средство составляющей функциональной грамотности личности обучающегося»

Предмет: формирование языковой грамотности младшего школьника, как части функциональной грамотности детей младшего возраста на уроках русского языка во 2 классе

Предмет: формирование языковой грамотности младшего школьника, как части функциональной грамотности детей младшего возраста на уроках русского языка во 2 классе

Поэтому проблема функциональной грамотности обычно рассматривается не как научная проблема, а как проблема деятельности, проблема поиска механизмов и методов ускорения ликвидации неграмотности

Поэтому проблема функциональной грамотности обычно рассматривается не как научная проблема, а как проблема деятельности, проблема поиска механизмов и методов ускорения ликвидации неграмотности

В него вошли задания, подобранные по основным разделам программы по русскому языку начальной школы: «Виды речи

В него вошли задания, подобранные по основным разделам программы по русскому языку начальной школы: «Виды речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2024