Кочкина Ольга Николаевна. Воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Росток» Пестречинский р-н РТ.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
З |
доровье - одна из главных ценностей в жизни. Но, к сожалению, на сегодняшний день здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются:
> гиподинамия;
> детские стрессы;
> тревожность.
По данным ВОЗ, более чем 30% детей дошкольного возраста имеют те или иные заболевания. Увеличивается число детей с врождёнными пороками.
Дошкольный возраст является решающим в формировании
фундамента
физического и психического здоровья детей. Очень важно именно на этом
этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового
образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях
физической культурой и спортом. *
В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е. такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, а наоборот способствует его укреплению.
Цель здоровьесберегающих технологий:
> обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья;
> сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
> научить использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Н.К. Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности.
Динамические паузы - во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры - как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Используются ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
Гимнастика пальчиковая - используется с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Такая форма работы позволяет развивать речь ребёнка, двигательные качества, повышает координационные способности пальцев рук, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устногоо народного творчества.
Гимнастика дыхательная. Тренированность дыхательной мускулатуры повышает сопротивляемость организма простудным и другим заболеваниям. Упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как укрепляют основную дыхательную мышцу (диафрагму), межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию.
Игровой самомассаж проводится на музыкальных, физкультурных занятиях. Делая самомассаж определённой части тела, ребёнок воздействует на весь организм в целом. Использование игрового самомассажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма.
Валеологические песенки - распевки. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии.
Самым ярким и радостным событием в спортивной жизни детей является активный отдых: физкультурные праздники (проводятся 2 раза в год), спортивные досуги (1 раз в месяц), «Дни здоровья» (ежеквартально).
Одним из важнейших направлений работы по оздоровлению детей является взаимодействие с родителями в целях повышения их компетенции в вопросах здоровьесбережения, приобщения их к здоровому образу жизни. Диагностическая, информационно-просветительская и организационная работа с родителями, в результате которой происходит не только сплочение родительского коллектива, но и повышается их ответственность в выполнен ли рекомендаций педагога по здоровьесбережению, возрастает заинтересованность и активность во взаимодействии с дошкольным учреждением в вопросах воспитания и оздоровления детей.
Таким образом, применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовотельного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.