Проблема здоровья подрастающего поколения существует с момента возникновения человеческого общества и на всех этапах его развития она рассматривается по-разному. Здоровье – ключевой фактор гармоничного развития человеческого, в особенности детского организма.
Российское общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. Здоровье подрастающего поколения – это проблема социальная и нравственная. Приобщение школьника к проблеме сохранения своего здоровья возможно в процессе его социализации, образования и воспитания.
Здоровье детей с возрастом становится хуже: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, это затрудняет усвоение учебной программы и ограничивает выбор будущей профессии.
В основе концепции Всемирной организации здравоохранения лежит определение: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Существует и множество других содержательных определений этого термина.
Лисицин Ю.П. определяет здоровье как гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными механизмами [9, с. 26].
Казначеев В.П. рассматривает здоровье человека как процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Он ставит акцент на необходимости создания таких условий и гигиенических систем, которые обеспечивали бы не только сохранение здоровья человека, но и его развитие [6, с. 58].
Баевский Р.М. рассматривает здоровье как возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психологической и социальной сущности человека [2, с. 34].
Граевская Н.Д. в понятие «здоровье» включает оценку уровня функциональных возможностей организма, диапазона его компенсаторно-адаптационных реакций в экстремальных условиях, т.е. возможности приспособиться к повышенным требованиям среды без патологических проявлений [4, с. 104].
Царегородцев Г.И., определяет здоровье как состояние гармоничной саморегуляции и динамического равновесия со средой [18, с. 118].
Известный кардиохирург Амосов Н.М. рассматривает здоровье как способность к проявлению резервов организма [1, с. 74].
Попытка внести материальный субстрат и количественные характеристики в понятие «здоровье» была сделана Щедриной А.Г.: «Здоровье – целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели) в процессе генома в условиях конкретной социальной и экологической среды, позволяющие человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции» [11, с. 25].
Обобщив приведенное выше, можно сделать вывод: под здоровьем понимается такое состояние организма, которое дает человеку возможность максимально реализовать свою генетическую программу в условиях социокультурного бытия личности.
Можно привести несколько определений здорового образа жизни. Здоровый образ жизни:
– способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни, определяет Лисицин Ю.Л.;
– поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, считает Казначеев Р.Г. и др.
Вайнер Э.Е. [4, c. 31] предлагает определение здорового образа жизни как способа жизнедеятельности, соответствующего генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека и конкретными условиями жизни, направленного на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.
Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. Дети школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей основам здорового образа жизни. Именно в школе на уроках биологии закладываются навыки правильного режима, режима питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки.
Уроки биологии направлены на формирование здорового образа жизни, на сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у детей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья. Большая часть материалов содержит сведения, необходимые учащимся в повседневной жизни: физические упражнения, правильный режим дня, исключение вредных привычек и предупреждение болезней. Особое внимание уделяется самоконтролю и личной ответственности подростка за свое здоровье.
На этих занятиях происходит знакомство с понятием «здоровье», «болезнь». Изучение особенностей отношения учащихся к здоровью и мотивации здорового образа жизни, особенностей знаний о здоровье человека (тест-опросник). Знакомство с правилами здорового образа жизни; составление режима дня.
Таким образом, формирование у учащихся ответственности, в том числе и за свое здоровье, - воспитательный процесс, который следует рассматривать в качестве одной из важнейших задач учреждений образования.
Перед человеком, который осознал ответственность за собственное здоровье, почувствовал потребность заботиться о нем, встает вопрос о том, как это грамотно делать.
Научить ребенка, молодого человека общим принципам, современным системам и методам охраны и укрепления здоровья, безусловно, - задача образовательных учреждений.
Список литературы
1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 2007. – 163 с.
2. Баевский Р.М. и др. Валеология и проблемы самоконтроля здоровья в экологии человека. – Магадан: С ВНЦ ДВО РАН, 2006. – 55 с.
3. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.:Просвещение, 2008.-240 с.
4. Граевская Н.Д. Спорт и здоровье / Научные проблемы охраны здоровья учащихся. – М.: Просвещение, 2009. – 144 с.
5. Дегтерев Е.А., Синицын Ю.Н. Управление современной школой. – Ростов н/ Д., 2007. – 224 с.
6. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации.– Новосибирск, 2010.– 196 с.
7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2009. - 296 с.
8. Косованова Л.В., Мельникова М.М., Айзман Р.И. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях. – Новосибирск, 2010. - 240 с.
9. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровое население. – М.: , 1982. – 40 с.
10. Царегородцев Г.И. Социально – гигиенические проблемы научно-технического прогресса / Диалектика в науках о природе и человеке: человек, общество, природа и век НТР. – М., 1983, с. 49-414.
11. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты. – Новосибирск, 1989. – 136 с.
12.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.