В работе рассматривается проблема взаимодействия преподавателя и студента во время учебного занятия. В частности, рассматриваются позиции субъектов общения, наиболее предпочтительные с точки зрения развивающего образования. Кроме того, даются конкретные рекомендации по формированию атмосферы сотрудничества педагога с обучающимся через организацию работы педагога в зоне ближайшего развития подростка
минеева (1).doc
Формирование атмосферы сотрудничества на уроке
Создавая атмосферу взаимодействия со студентом, необходимо так же
учитывать возможность разных позиций в процессе общения. От того, какую
позицию займет субъект общения и какую позицию он отведет своему партнеру,
зависит гладкость, бесконфликтность общения, та степень доверия, которая
возникает между партнерами. Позиция в общении определяется общим отношением
субъекта общения к своему партнеру и может проявляться самыми различными
способами. Наиболее благоприятную атмосферу общения создает позиция
равноправного партнера, которая характерна для личностноориентированного
образования. Если педагог в общении со студентом занимает позицию
равноправного партнера, он обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие
условия для обсуждения любой проблемы.
Разумеется, речь идет не об абсолютном равенстве студента и педагога, но об
их равноценности. Поскольку и учащийся, и взрослый педагог равноценны, они
могут занимать в общении позиции равноправных партнеров. Они равноправны,
хотя, возможно, не равны. И студент, и взрослый – люди, их различает лишь объем
личного опыта, знаний, уровень развития. Именно с этой точки зрения педагог
равноценен подростку, хотя и не равен ему по уровню развития.
Общение, в котором оба партнера занимают равноправную позицию,
называется в психологии партнерским. Обеспечение равноправности позиций
происходит разными путями, однако начинается оно с пространственных условий.
Организация пространства при взаимодействии между педагогом и детьми имеет
очень большое значение для партнерского общения. В частности, при
взаимодействии с подростком педагогу имеет смысл выбирать позицию «Глаза на
одном уровне», которая исключает пространственное доминирование педагога. При
организации групповых дискуссий, занятий, разговоров с учащимися и т.п. имеет
смысл садиться или становиться таким образом, чтобы все партнеры могли видеть
глаза друг друга (для этого оптимальной является форма круга).
Во взаимодействии со студентом мы не только принимаем от него
информацию о его настроениях, переживаниях, уровне понимания, уровне
заинтересованности и т.п., но и даем ему «обратную связь» о собственной
включенности в процесс общения, о своих ощущениях и эмоциях. Ориентируясь на
наши реакции, учащийся строит представление о собственных успехах или
неудачах, ошибках или достижениях, у него возникает представление о себе как
о личности. Искренне радуясь его успеху, сочувствуя его беде, серьезно и
заинтересованно относясь к его проблемам и неудачам, вы оказываете подростку
поддержку, в которой он так. Разумеется, педагогу, который пользуется определенными технологиями
взаимодействия с учащимися, отнюдь не всегда имеет смысл демонстрировать свою
непосредственную реакцию. Все мы люди, и различные внешние обстоятельства
могут повлиять на наше самоощущение. Но ни в коем случае не стоит допускать,
чтобы плохое настроение, усталость или раздражение разбили взаимодействие
педагога с подростком, разрушили их контакт.
Если вы никак не можете сразу справиться со своей непосредственной
реакцией, например, на какуюто ошибку или бестактность студента, то иногда
можно сказать: «Знаешь, я сейчас не могу разговаривать, подожди немного. Я приду
в себя, тогда поговорим». Если у педагога все валится из рук и не получается
занятие или совместная деятельность, не стоит насиловать себя и ради «сохранения
лица» делать вид, что все в порядке: у вас, скорее всего, это все равно не
получится. Не стесняйтесь признаться детям: «Чтото я сегодня не в форме,
давайте сделаем это потом». Можно даже попросить детей: «На десять минут
оставьте меня в покое, не трогайте меня». Даже маленькие дети по собственному
опыту знают, что в жизни бывают неудачи и плохое настроение, и поймут вас, если
вы искренни и останетесь сами собой, а не стараетесь выглядеть непогрешимыми.
Итак, в общении очень важно быть естественным, оставаться самим собой.
Взаимодействие с учащимися предполагает,
что педагог должен
корректировать поведение студента. Однако имеет смысл делать это не
посредством простого запрета, окрика или замечания, а с помощью позитивных
сообщений. Можно представить два основных типа ситуаций, когда воспитатель
или учитель должен корректировать студента: 1) когда последствия действий
воспитуемого не слишком тяжелые или вызваны его ошибкой; 2) когда последствия
затрагивают других людей и являются результатом сознательного действия
подростка.
В первом случае (к которому относятся, например, ситуации, связанные с
ошибками в учебе, неудачами в какойлибо деятельности или с попытками сделать
чтото посвоему) позитивное сообщение педагога должно заключать в себе
поощрение студента действовать дальше. Например, если учащийся не мог чегото
сделать по вашей просьбе, ни в коем случае нельзя говорить ему: «Эх ты, не смог
сделать такую простую вещь!» Не очень хорошо также, если педагог, ничего не
сказав подростку, например, просто попросит о том же другого или сделает это
сам. Но не стоит отделываться от ребенка фразой типа: «Ну, ладно, ничего».
Позитивным сообщением в этом случае будет сообщение типа: «Спасибо тебе, ты
очень старался!» Такие сообщения, как: «Так уже гораздо лучше!», «У тебя
обязательно получится!», «Попробуй еще», «Я не думаю, что для тебя это должно быть трудно», «У всех бывают неудачи» и т.п., побуждают учащегося к
дальнейшим действиям.
Второй тип ситуации (к которым относятся, например, действия, связанные с
опасностью для самого воспитуемого) требует пресечения действий подростка. В
этом случае позитивные сообщения преследуют цель изменить поведение. Но и
здесь не должно быть простой критики действия ребенка и запрета. Позитивное
сообщение, призванное изменить поведение воспитуемого, включает следующие
компоненты:
1) описание произведенного им действия;
2) описание возможного (или неизбежного) результата этого действия;
3) предложение альтернативного варианта поведения.
Совершенно необходимо, чтобы в структуру такого сообщения входили все
три звена. Особенно важно не ограничиваться объяснением, почему так делать не
стоит или нельзя, а предложить подростку другой вариант поведения в этой
ситуации.
Закладывая основы теории развивающегося образования, Л.С. Выготский
рассматривал общение взрослого с воспитуемым как сотрудничество.
Сотрудничество предполагает равную заинтересованность и педагога, и студента в
их общей деятельности, их совместное участие в ней. Позиция педагога при этом
заключается в том, чтобы, понимая и уважая интерес учащегося к определенной
деятельности, поддерживать и развивать этот интерес своим активным участием,
деликатно помогать подростку в том случае, когда ему действительно требуется
помощь, предоставляя ему свободу в выполнении этой деятельности и в принятии
решений внутри нее. Сотрудничество исключает всякие формы давления со
стороны педагога, в том числе требование, чтобы студент действовал строго по
образцу. Правила выполнения деятельности, в том числе и образцы, разумеется,
вводятся педагогом. Однако обучение в форме сотрудничества предполагает, что
учащийся хорошо понимает и соглашается с тем, что способ действия,
предложенный педагогом, наиболее эффективен. Если же студент тем не менее
хочет попробовать собственный путь, педагог, стоящий на позиции сотрудничества,
всячески поддерживает это его стремление. Вместе с обучающимся он пробует
предложенное им решение, а затем обсуждает с ним полученные результаты.
Общение с подростком в форме сотрудничества обеспечивает наиболее
полноценное развитие ребенка, следовательно, является контекстом развивающего
обучения.
Наиболее ярким примером сотрудничества взрослого с обучающимся является
работа педагога в зоне ближайшего развития подростка. Основной смысл понятия «зона ближайшего развития» заключается в том, что
учащийся может совершать некоторые действия или решать определенные задачи
только совместно со взрослым, более старшими студентами или с более развитыми
сверстниками. Уровень актуального развития подростка показывает нам, какие
психические процессы у него уже сложились, т.е. фактически по его актуальному
развитию мы можем судить об уже завершенных циклах развития. Однако целью
образования является перспективное развитие студента, поэтому развивающее
образование использует те его процессы, которые находятся в становлении, а не
только те результаты развития, которые уже достигнуты. То, что студент сегодня
делает в сотрудничестве со взрослым, завтра он будет делать самостоятельно.
Таким образом, образование, ориентированное на педагогику сотрудничества, ведет
развитие за собой, а не следует за ним.
Формирование атмосферы сотрудничества на уроке
Формирование атмосферы сотрудничества на уроке
Формирование атмосферы сотрудничества на уроке
Формирование атмосферы сотрудничества на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.