Формирование читательской грамотности младших школьников.
Оценка 4.8

Формирование читательской грамотности младших школьников.

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
Взрослым
19.04.2019
Формирование читательской грамотности младших школьников.
Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и ценных для человека. Ведь ученики читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для своего удовольствия. В докладе освещены различные технологии обучения.
Формирование читательской грамотности младших школьников.docx
Формирование читательской грамотности младших школьников. Из опыта работы учителя начальных классов: Фадеенко В.И. Слайд 1.   Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменную  речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и ценных для  человека. Ведь ученики читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и  внешкольных читательских сообществах и для своего удовольствия. Чтобы стать грамотным читателем, нужно овладеть следующими умениями:  ­умение находить и извлекать информацию из текста; ­умение интегрировать  и интерпретировать сообщения текста; ­умение размышлять о тексте и оценивать его с собственной точки зрения. В своей работе я уделяю особое внимание формированию навыков читательской  грамотности. Это смысловое понимание прочитанного текста, умение составлять план  рассказа, умение выделять главную мысль текста, по заданию  находить информацию,  данную как в прямом, так и в скрытом виде, умение выбирать из текста предложения по  заданию учебника или учителя, умение выражать свои мысли и доказывать свои  предположения. Слайд 2. Для этого я в своей работе использую различные технологии: ­технологию критического мышления; ­технологию проблемного обучения; ­игровую технологию; ­личностно­ориентированную технологию; ­информационно­коммуникационную технологию; ­здоровьесберегающую технологию. Для каждой технологии характерны свои приёмы.  Например: Технология критического мышления.  Приёмы этой технологии способствуют формированию ученика критически мыслящего,  способного к самостоятельной деятельности, к выполнению разных мыслительных  операций. Часто использую приём «Синквейн». Он помогает обобщить понятие или явление,  охарактеризовать героя, развивает речь учащихся. Использую этот приём в разных  интерпретациях:  ­составить синквейн,  ­определить тему синквейна,  ­исправить ошибку в уже готовом синквейне,  ­придумать свой рассказ по предложенному синквейну. Слайд 3. Приём «Уголки» чаще использую при составлении характеристики героев  произведения. Работа ведётся в парах, один ученик характеризует одного героя, а второй ученик  ­ другого героя этого произведение. Ответы находят в тексте, можно использовать  цитаты, приведённые автором.  К сказу П.П. Бажова «Серебряное копытце»  составляли характеристику Дарёнки и  Коковани. Слайд 4.   Применяю приём «Творческие работы». Предлагаю ученикам написать  продолжение к тексту, пропущенную часть текста, придумать самим небольшой рассказ по  заданной теме. Например: изучаем произведения В.Ю. Драгунского, предлагаю сочинить  свой небольшой рассказ про Дениску; изучаем творчество А.А. Фета и его стихотворение  «Весенний дождь», предлагаю придумать и записать небольшой рассказ «Весенний дождь»;  изучаем творчество М.Ю. Лермонтова и его произведение «Ашик­Кериб», предлагаю  составить отзыв на произведение «Ашик­Кериб» по плану и записать его (план заранее  распечатываю каждому ученику); изучаем творчество Л.Н. Толстого и его басню «Как  мужик убрал камень», предлагаю выбрать пословицу, отражающую главную мысль басни, и  составить самостоятельно рассказ, используя одну из пословиц (пословицы вывожу на  слайд для обсуждения); изучаем творчество В.Ф. Одоевского, предлагаю составить  аннотацию к произведению этого писателя, которое больше понравилось; изучаем  творчество В.М. Гаршина и его «Сказку о жабе и розе», предлагаю написать отзыв на эту  сказку; изучаем творчество Е.Л. Шварца и его «Сказку о потерянном времени», обсуждаем  смысл пословиц и поговорок о времени, предлагаю придумать текс, который заканчивался  бы понравившейся пословицей или поговоркой или написать отзыв на произведение,  используя слова и выражения (ценить время, не тратить попусту, помогать другим, добрые  дела). Очень люблю использовать игровую технологию. Включение в урок элементов игры или  самой игры делает  процесс обучения более интересным, улучшает настроение, облегчает  процесс преодоления трудностей, создает ситуацию успеха. Приёмы этой технологии можно использовать на разных этапах урока. В начале урока, с  целью активизации знаний, развития  интереса и повышения активности, я использую  загадки, кроссворды, головоломки, ребусы, «перевёртыши» и другие. Слайд 5.  Для закрепления нового материала использую приём «Древо мудрости».  На  доске рисунок дерева, к нему прикрепляются листики с вопросами с обратной стороны,  ученик подходит к доске, срывает листок, читает вопрос и отвечает на него. Слайд 6. Использую в своей работе информационно­коммуникационную технологию.  Часто приходится работать со словарями, чтобы найти объяснения незнакомых слов  (толковый и энциклопедический словарь всегда поможет на уроке). Постоянно использую  мультимедийные презентации и интерактивные тесты, которые позволяют быстро выяснить  степень освоения знаний по теме и даже оценить знания детей. Стоит так же отметить и использование личностно­ориентированной технологии. При  использовании этой технологии формируются, раскрываются и реализуются личностные  особенности детей. Одним из приёмов является «Вариативное домашнее задание». Каждый  ученик выбирает сам для себя вариант задания и определяет степень успешности. (такие задания распечатываю на листочках разного цвета – это указывает на степень сложности  задания). Формирование читательской грамотности переносится и на занятия внеурочной  деятельности.  Слайд 7. Я в своём классе веду курс внеурочной деятельности «Школа развития речи»,    где также использую разные технологии и приёмы. Формированию читательской грамотности  также способствует и проектно­ исследовательская деятельность. Работа над проектом формирует умение находить  нужную информацию, обрабатывать её, представлять результаты своей работы перед  учащимися класса. Выдвижение гипотезы, формулировка цели и задач проекта, составление текста для выступления требует в значительной степени сформированности  читательской  грамотности. В рамках программы по УМК «Школа России» проекты выполняются по всем предметным дисциплинам.  Слайд 8. Еще я веду в своём классе занятия внеурочной деятельности «Учусь создавать  проект». Эффективность работы по формированию читательской грамотности зависит от педагога, в задачи которого входит: заинтересовать учащихся и сделать процесс обучения интересным. А средств для этого много. Нужно умело их использовать. Слайд 9 . Мне очень нравятся слова И.Г. Песталоцци, который сказал «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня, они будут открывать это новое сами».  А мы должны научить их учиться. Список литературы: 1. Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приёмы повышения уровня  читательской грамотности учащихся. Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова. Молодой  ученый. – 2016. 2. Коконова Е.А. Внеклассное чтение: выявление уровня читательской грамотности  младших школьников. Е.А. Коконова, Т.А. Коконова. Молодой ученый. ­2015. 3. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых  людей. Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. «Ямальская школа­интернат имени Василия Давыдова» с. Яр­Сале, 2019г.

Формирование читательской грамотности младших школьников.

Формирование читательской грамотности младших школьников.

Формирование читательской грамотности младших школьников.

Формирование читательской грамотности младших школьников.

Формирование читательской грамотности младших школьников.

Формирование читательской грамотности младших школьников.

Формирование читательской грамотности младших школьников.

Формирование читательской грамотности младших школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2019