Формирование читательской грамотности младших школьников.

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 19.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и ценных для человека. Ведь ученики читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для своего удовольствия. В докладе освещены различные технологии обучения.
Иконка файла материала Формирование читательской грамотности младших школьников.docx
Формирование читательской грамотности младших школьников. Из опыта работы учителя начальных классов: Фадеенко В.И. Слайд 1.   Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменную  речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и ценных для  человека. Ведь ученики читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и  внешкольных читательских сообществах и для своего удовольствия. Чтобы стать грамотным читателем, нужно овладеть следующими умениями:  ­умение находить и извлекать информацию из текста; ­умение интегрировать  и интерпретировать сообщения текста; ­умение размышлять о тексте и оценивать его с собственной точки зрения. В своей работе я уделяю особое внимание формированию навыков читательской  грамотности. Это смысловое понимание прочитанного текста, умение составлять план  рассказа, умение выделять главную мысль текста, по заданию  находить информацию,  данную как в прямом, так и в скрытом виде, умение выбирать из текста предложения по  заданию учебника или учителя, умение выражать свои мысли и доказывать свои  предположения. Слайд 2. Для этого я в своей работе использую различные технологии: ­технологию критического мышления; ­технологию проблемного обучения; ­игровую технологию; ­личностно­ориентированную технологию; ­информационно­коммуникационную технологию; ­здоровьесберегающую технологию. Для каждой технологии характерны свои приёмы.  Например: Технология критического мышления.  Приёмы этой технологии способствуют формированию ученика критически мыслящего,  способного к самостоятельной деятельности, к выполнению разных мыслительных  операций. Часто использую приём «Синквейн». Он помогает обобщить понятие или явление,  охарактеризовать героя, развивает речь учащихся. Использую этот приём в разных  интерпретациях:  ­составить синквейн,  ­определить тему синквейна,  ­исправить ошибку в уже готовом синквейне,  ­придумать свой рассказ по предложенному синквейну. Слайд 3. Приём «Уголки» чаще использую при составлении характеристики героев  произведения. Работа ведётся в парах, один ученик характеризует одного героя, а второйученик  ­ другого героя этого произведение. Ответы находят в тексте, можно использовать  цитаты, приведённые автором.  К сказу П.П. Бажова «Серебряное копытце»  составляли характеристику Дарёнки и  Коковани. Слайд 4.   Применяю приём «Творческие работы». Предлагаю ученикам написать  продолжение к тексту, пропущенную часть текста, придумать самим небольшой рассказ по  заданной теме. Например: изучаем произведения В.Ю. Драгунского, предлагаю сочинить  свой небольшой рассказ про Дениску; изучаем творчество А.А. Фета и его стихотворение  «Весенний дождь», предлагаю придумать и записать небольшой рассказ «Весенний дождь»;  изучаем творчество М.Ю. Лермонтова и его произведение «Ашик­Кериб», предлагаю  составить отзыв на произведение «Ашик­Кериб» по плану и записать его (план заранее  распечатываю каждому ученику); изучаем творчество Л.Н. Толстого и его басню «Как  мужик убрал камень», предлагаю выбрать пословицу, отражающую главную мысль басни, и  составить самостоятельно рассказ, используя одну из пословиц (пословицы вывожу на  слайд для обсуждения); изучаем творчество В.Ф. Одоевского, предлагаю составить  аннотацию к произведению этого писателя, которое больше понравилось; изучаем  творчество В.М. Гаршина и его «Сказку о жабе и розе», предлагаю написать отзыв на эту  сказку; изучаем творчество Е.Л. Шварца и его «Сказку о потерянном времени», обсуждаем  смысл пословиц и поговорок о времени, предлагаю придумать текс, который заканчивался  бы понравившейся пословицей или поговоркой или написать отзыв на произведение,  используя слова и выражения (ценить время, не тратить попусту, помогать другим, добрые  дела). Очень люблю использовать игровую технологию. Включение в урок элементов игры или  самой игры делает  процесс обучения более интересным, улучшает настроение, облегчает  процесс преодоления трудностей, создает ситуацию успеха. Приёмы этой технологии можно использовать на разных этапах урока. В начале урока, с  целью активизации знаний, развития  интереса и повышения активности, я использую  загадки, кроссворды, головоломки, ребусы, «перевёртыши» и другие. Слайд 5.  Для закрепления нового материала использую приём «Древо мудрости».  На  доске рисунок дерева, к нему прикрепляются листики с вопросами с обратной стороны,  ученик подходит к доске, срывает листок, читает вопрос и отвечает на него. Слайд 6. Использую в своей работе информационно­коммуникационную технологию.  Часто приходится работать со словарями, чтобы найти объяснения незнакомых слов  (толковый и энциклопедический словарь всегда поможет на уроке). Постоянно использую  мультимедийные презентации и интерактивные тесты, которые позволяют быстро выяснить  степень освоения знаний по теме и даже оценить знания детей. Стоит так же отметить и использование личностно­ориентированной технологии. При  использовании этой технологии формируются, раскрываются и реализуются личностные  особенности детей. Одним из приёмов является «Вариативное домашнее задание». Каждый  ученик выбирает сам для себя вариант задания и определяет степень успешности. (такиезадания распечатываю на листочках разного цвета – это указывает на степень сложности  задания). Формирование читательской грамотности переносится и на занятия внеурочной  деятельности.  Слайд 7. Я в своём классе веду курс внеурочной деятельности «Школа развития речи»,    где также использую разные технологии и приёмы. Формированию читательской грамотности  также способствует и проектно­ исследовательская деятельность. Работа над проектом формирует умение находить  нужную информацию, обрабатывать её, представлять результаты своей работы перед  учащимися класса. Выдвижение гипотезы, формулировка цели и задач проекта, составление текста для выступления требует в значительной степени сформированности  читательской  грамотности. В рамках программы по УМК «Школа России» проекты выполняются по всем предметным дисциплинам.  Слайд 8. Еще я веду в своём классе занятия внеурочной деятельности «Учусь создавать  проект». Эффективность работы по формированию читательской грамотности зависит от педагога, в задачи которого входит: заинтересовать учащихся и сделать процесс обучения интересным. А средств для этого много. Нужно умело их использовать. Слайд 9 . Мне очень нравятся слова И.Г. Песталоцци, который сказал «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня, они будут открывать это новое сами».  А мы должны научить их учиться. Список литературы: 1. Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приёмы повышения уровня  читательской грамотности учащихся. Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова. Молодой  ученый. – 2016. 2. Коконова Е.А. Внеклассное чтение: выявление уровня читательской грамотности  младших школьников. Е.А. Коконова, Т.А. Коконова. Молодой ученый. ­2015. 3. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых  людей. Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012.«Ямальская школа­интернат имени Василия Давыдова» с. Яр­Сале, 2019г.