Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и ценных для человека. Ведь ученики читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для своего удовольствия. В докладе освещены различные технологии обучения.
Формирование читательской грамотности младших школьников.
Из опыта работы учителя начальных классов: Фадеенко В.И.
Слайд 1. Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменную
речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и ценных для
человека. Ведь ученики читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и
внешкольных читательских сообществах и для своего удовольствия.
Чтобы стать грамотным читателем, нужно овладеть следующими умениями:
умение находить и извлекать информацию из текста;
умение интегрировать и интерпретировать сообщения текста;
умение размышлять о тексте и оценивать его с собственной точки зрения.
В своей работе я уделяю особое внимание формированию навыков читательской
грамотности. Это смысловое понимание прочитанного текста, умение составлять план
рассказа, умение выделять главную мысль текста, по заданию находить информацию,
данную как в прямом, так и в скрытом виде, умение выбирать из текста предложения по
заданию учебника или учителя, умение выражать свои мысли и доказывать свои
предположения.
Слайд 2. Для этого я в своей работе использую различные технологии:
технологию критического мышления;
технологию проблемного обучения;
игровую технологию;
личностноориентированную технологию;
информационнокоммуникационную технологию;
здоровьесберегающую технологию.
Для каждой технологии характерны свои приёмы.
Например: Технология критического мышления.
Приёмы этой технологии способствуют формированию ученика критически мыслящего,
способного к самостоятельной деятельности, к выполнению разных мыслительных
операций.
Часто использую приём «Синквейн». Он помогает обобщить понятие или явление,
охарактеризовать героя, развивает речь учащихся. Использую этот приём в разных
интерпретациях:
составить синквейн,
определить тему синквейна,
исправить ошибку в уже готовом синквейне,
придумать свой рассказ по предложенному синквейну.
Слайд 3. Приём «Уголки» чаще использую при составлении характеристики героев
произведения. Работа ведётся в парах, один ученик характеризует одного героя, а второйученик другого героя этого произведение. Ответы находят в тексте, можно использовать
цитаты, приведённые автором.
К сказу П.П. Бажова «Серебряное копытце» составляли характеристику Дарёнки и
Коковани.
Слайд 4. Применяю приём «Творческие работы». Предлагаю ученикам написать
продолжение к тексту, пропущенную часть текста, придумать самим небольшой рассказ по
заданной теме. Например: изучаем произведения В.Ю. Драгунского, предлагаю сочинить
свой небольшой рассказ про Дениску; изучаем творчество А.А. Фета и его стихотворение
«Весенний дождь», предлагаю придумать и записать небольшой рассказ «Весенний дождь»;
изучаем творчество М.Ю. Лермонтова и его произведение «АшикКериб», предлагаю
составить отзыв на произведение «АшикКериб» по плану и записать его (план заранее
распечатываю каждому ученику); изучаем творчество Л.Н. Толстого и его басню «Как
мужик убрал камень», предлагаю выбрать пословицу, отражающую главную мысль басни, и
составить самостоятельно рассказ, используя одну из пословиц (пословицы вывожу на
слайд для обсуждения); изучаем творчество В.Ф. Одоевского, предлагаю составить
аннотацию к произведению этого писателя, которое больше понравилось; изучаем
творчество В.М. Гаршина и его «Сказку о жабе и розе», предлагаю написать отзыв на эту
сказку; изучаем творчество Е.Л. Шварца и его «Сказку о потерянном времени», обсуждаем
смысл пословиц и поговорок о времени, предлагаю придумать текс, который заканчивался
бы понравившейся пословицей или поговоркой или написать отзыв на произведение,
используя слова и выражения (ценить время, не тратить попусту, помогать другим, добрые
дела).
Очень люблю использовать игровую технологию. Включение в урок элементов игры или
самой игры делает процесс обучения более интересным, улучшает настроение, облегчает
процесс преодоления трудностей, создает ситуацию успеха.
Приёмы этой технологии можно использовать на разных этапах урока. В начале урока, с
целью активизации знаний, развития интереса и повышения активности, я использую
загадки, кроссворды, головоломки, ребусы, «перевёртыши» и другие.
Слайд 5. Для закрепления нового материала использую приём «Древо мудрости». На
доске рисунок дерева, к нему прикрепляются листики с вопросами с обратной стороны,
ученик подходит к доске, срывает листок, читает вопрос и отвечает на него.
Слайд 6. Использую в своей работе информационнокоммуникационную технологию.
Часто приходится работать со словарями, чтобы найти объяснения незнакомых слов
(толковый и энциклопедический словарь всегда поможет на уроке). Постоянно использую
мультимедийные презентации и интерактивные тесты, которые позволяют быстро выяснить
степень освоения знаний по теме и даже оценить знания детей.
Стоит так же отметить и использование личностноориентированной технологии. При
использовании этой технологии формируются, раскрываются и реализуются личностные
особенности детей. Одним из приёмов является «Вариативное домашнее задание». Каждый
ученик выбирает сам для себя вариант задания и определяет степень успешности. (такиезадания распечатываю на листочках разного цвета – это указывает на степень сложности
задания).
Формирование читательской грамотности переносится и на занятия внеурочной
деятельности.
Слайд 7. Я в своём классе веду курс внеурочной деятельности «Школа развития речи»,
где также использую разные технологии и приёмы.
Формированию читательской грамотности также способствует и проектно
исследовательская деятельность. Работа над проектом формирует умение находить
нужную информацию, обрабатывать её, представлять результаты своей работы перед
учащимися класса. Выдвижение гипотезы, формулировка цели и задач проекта, составление
текста для выступления требует в значительной степени сформированности читательской
грамотности. В рамках программы по УМК «Школа России» проекты выполняются по всем
предметным дисциплинам.
Слайд 8. Еще я веду в своём классе занятия внеурочной деятельности «Учусь создавать
проект».
Эффективность работы по формированию читательской грамотности зависит от педагога, в
задачи которого входит: заинтересовать учащихся и сделать процесс обучения интересным.
А средств для этого много. Нужно умело их использовать.
Слайд 9 . Мне очень нравятся слова И.Г. Песталоцци, который сказал «Мои ученики будут
узнавать новое не только от меня, они будут открывать это новое сами».
А мы должны научить их учиться.
Список литературы:
1. Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приёмы повышения уровня
читательской грамотности учащихся. Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова. Молодой
ученый. – 2016.
2. Коконова Е.А. Внеклассное чтение: выявление уровня читательской грамотности
младших школьников. Е.А. Коконова, Т.А. Коконова. Молодой ученый. 2015.
3. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых
людей. Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012.«Ямальская школаинтернат имени Василия Давыдова»
с. ЯрСале, 2019г.