Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна.pptx
«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»
«ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК
ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Составила
учитель МБОУСОШ
№10 г. Серпухова
Голуб Юлия
Николаевна
«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»
Во 2 классе проверка техники
чтения выявила:
по темпу чтения выше нормы 32% , норма 52%, ниже
нормы 16% детей, но при этом осмысленно текст
прочитали только 64% детей.
Выше
нормы
Норма
Ниже
нормы
Читают
осмысленно
Неосмысленно
«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»
Проблемы:
смысл прочитанного понимали далеко не все
дети.
многие не могли охарактеризовать героя
прочитанного произведения,
выразить своё отношение к поступку героя,
найти ответ на вопрос по содержанию
произведения,
самостоятельно задавать вопросы по
прочитанному тексту.
особенно часто дети затруднялись понимать
смысл заданий в проверочных и комплексных
работах по другим предметам, когда задания
прочитывались самостоятельно.
«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»
Психологическая проблема
Кризис читательского развития. В возрасте 7-9 лет
ребёнок переживает трудный период своего
читательского развития: переход от слушателя,
зрителя к читателю. Процесс овладения навыком
чтения на первых порах тормозит творческое
восприятие школьников.
Резкое изменение общественной жизни таким
образом, что число неблагополучных семьей, где
родители мало заинтересованы воспитанием
ребёнка, развитием духовно-нравственной
личности, возросло.
Изменение позиции взрослого к совместной
читательской деятельности с детьми,
поступившими в первый класс (резко сокращается
чтение взрослого человека учащемуся ребёнку, что
влияет на систематическое и полноценное общение
с детьми в первые годы обучения).
«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»
Читательская
компетенция
Читательская компетенция - это
совокупность знаний, умений и навыков,
позволяющих человеку отбирать,
понимать, организовывать информацию,
представленную в знаково-буквенной
форме, и успешно её использовать в
личных и общественных целях. Так
определяют читательскую
компетентность новые Федеральные
государственные образовательные
стандарты второго поколения (ФГОС).
«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»
Современное качество образования по
литературному чтению в начальной школе
определяется уровнем овладения
учащимися ключевыми компетентностями
В использовании приобретенных
работы с разными источниками
информации (словарями,
справочниками, в том числе и
на электронных носителях).
в школе знаний и умений в
практической деятельности и
повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных
суждений о прочитанном
произведении;
самостоятельного выбора и
определения содержания
книги по ее элементам;
«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»
В качестве механизмов, посредством
которых происходит приобщение к чтению
выступают образовательные технологии:
-личностно
ориентированные
-развивающие
-деятельностно-
ориентированные
-развивающие
технологии
критического мышления
-игровые технологии
-проблемного обучения
-дифференцированного
обучения
«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»
На уроках литературного чтения ведущей является
технология формирования типа правильной
читательской деятельности. Технология включает в
себя три этапа работы с текстом.
Первый этап: Работа с текстом до чтения: антиципация
(предугадывание предстоящего чтения)- определение
смысловой, тематической, эмоциональной направленности
текста.
Второй этап: работа во время чтения текста:
После первичного чтения, выявление совпадений
первоначальных предположений учащихся с содержанием и
эмоциональной окраской прочитанного.
При повторном чтении выделение ключевых слов, ведение
диалога с автором через текст, коментированое чтение.
Третий этап: работа с текстом после чтения:
коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями.
«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»
На первом этапе: работа с
текстом до чтения
можно использовать следующие формы и
виды работы с литературным
произведением:
создавать проблемно-поисковые
ситуации,
прогнозирование содержания
будущего чтения ,
упражнения в орфоэпическом
произношении
(чистоговорки, скороговорки)
словарная работа.
«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»
Приёмы словарной
работы
объяснение значения слов с помощью
показа предметов, учебных картинок,
работа с синонимами и антонимами,
пословицами и загадками.
нахождение объяснения трудных слов
в толковом словаре самостоятельно.
«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»
совершенствования навыка чтения:
упражнения, вырабатывающие
внимание к слову по системе Эдигей
Поменяй буквы местами так, чтобы получилось
слово. СЛОКРЕ -... ( КРЕСЛО ) ВЯКЧЕР -...
( ЧЕРВЯК ) УДАПОС -... ( ПОСУДА ) ЛКИОПИ -...
( ОПИЛКИ ) СКАКРА -... (КРАСКА )
Виды упражнений для
Прочитай текст. ОСЕНЬ. Уходит ЕНЬОС. Часто
идут ДИДОЖ. На ЦЕУЛИ дует сильный
НЫЙЛОДХО ветер. ТИДЕ играют дома.
«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»
На втором этапе работы с
текстом: работа во время чтения
Чтение «Разведка».
Это чтение используется в целях обучения детей
вертикальному чтению. Оно заключается в том,
что дети с максимальной для них скоростью
просматривают текст и находят ответы на
вопросы, поставленные учителем перед чтением.
Таким образом, дети не только учатся
вертикальному чтению, но и умению
ориентироваться в тексте, находить главное.
Чтение вверх ногами.
Это чтение позволяет сконцентрировать внимание
детей на тексте и добиться орфографического
правильного чтения.
«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»
Приемы активного чтения:
прием «Чтение с пометами»
Во время чтения текста необходимо попросить читателей
делать на полях пометки,
"V" – это я знаю
"+" – это новое для меня
"-" – я думаю иначе
"?" – необходимо разъяснение
"!!" – это меня очень заинтересовало и др.
прием «Толстые и тонкие вопросы»
Толстые вопросы - это проблемные вопросы,
предполагающие неоднозначные ответы
приема устного словесного рисования
накапливает опыт творческого восприятия художественных
произведений
«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»
На третьем этапе работы с текстом после
чтения
создание
рисованных
диафильмов
картинных планов
характеристик
литературным
героям
прием
«Перепутанные
логические
цепочки»
-восстановить
цитатный план
«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»
Картинный план к сказке «Морозко»
«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»
Элементы
драматизации
Чтобы
повысить
интерес к
чтению, на
уроках
литературно
го чтения
использоват
ь элементы
драматиза
ции
«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»
Мини-сочинение «Мой
любимый литературный герой»
«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»
Методы и приемы, используемые
при групповой работе
Приём «Шесть шляп».
Каждая группа получает цветные шляпы с надписями.
После обсуждения в группах выслушиваются ответы
детей.
Белая шляпа. Факты.
Жёлтая. Позитивное мышление.
Черная. Проблема.
Красная. Эмоции..
Зеленая. Творчество.
Синяя .Философия.
Обобщают высказывания каждой группы.
«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»
При работе с художественным и научным
текстом можно использовать приемы
графической организации учебного материала.
Прием «Составление
кластера»
В центре находится
ключевое понятие.
Последующие ассоциации
обучающиеся логически
связывают с ключевым
понятием.
В результате получается
подобие опорного
конспекта по изучаемой
теме.
«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»
Совершенствование техники
чтения (ежедневные пятиминутки)
-упражнения, развивающие
оперативное поле зрения и
память( зрительные диктанты
Федоренко, жужжащее чтение);
Число букв Время экспозиции
№ п/п
Предложения
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
Набор №1
Тает снег.
Идёт дождь.
Небо хмурое.
Коля заболел.
Запели птицы.
Поле опустело.
Набор №2
Трещат морозы.
Я ищу землянику.
В лесу росла ель.
Наступила осень.
Дни стали короче.
В лесу много берез.
8
9
10
11
11
12
12
13
13
14
14
15
(с)
4
4
5
5
5
6
6
6
6
7
7
8
«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»
Основные виды
уроков
литературного
чтения
уроки изучающего
чтения
урок – поиск
урок- наблюдение
урок-тренинг
урок- исследование
уроки литературного
слушания
библиотечные уроки
творческие уроки
урок - сказка
урок- конкурс
Уроки проверки и
контроля
«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»
Вожрождение традтций
семейного чтения
«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»
Тесное сотрудничество с
библиотекой;
«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»
Сейчас в 4 классе всего 26 учеников. Если
анализировать по скорости чтения то, 48%
детей читают выше нормы, 44% скорость
чтения соответствует норме, 8% читают
ниже нормы.
прочитанного.
96 % детей понимают содержание
Качество знаний по литературе 100 %
Выше
нормы
Норма
Ниже
нормы
осмысленное
чтение
неосмысленн
ое
«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»
Итог
Нельзя не согласиться с великим
педагогом В.А.Сухомлинским, что
«чтение – это один из способов
мышления и умственного развития»,
т.к. учит размышлять, думать,
говорить.
Если научимся читать - научимся
мыслить! Научимся мыслить - станем
успешными и в обучении и в жизни!
«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»
Литература
Национальная программа поддержки и развития чтения.//
Школьная библиотека.- 2006.- № 9, 10.
Зарольская Л.И. Дидактический материал для уроков
литературы.// Начальная школа. – 2001. – №7.
Калашникова Т.В. Как воспитать у детей интерес к
чтению.// Начальная школа. – 2005. – №7.
Основина В.А. Проектирование и организация учебного
процесса на компетентностной (деятельностной) основе:
учебное пособие.- Ульяновск: УИПКПРО,2009.
Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Практическая
методика. – М.: Просвещение, 2006.
Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-
нравственного становления личности / Л.Д. Короткова //
Начальная школа. – 2007. -№11. - С.15-17.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.