«Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна из составляющих реализации ФГОС»

  • Исследовательские работы
  • Презентации учебные
  • pptx
  • 13.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование читательской компетенции младшего школьника как одна.pptx
«ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС» Составила учитель МБОУСОШ №10 г. Серпухова Голуб Юлия Николаевна
Во 2 классе проверка техники чтения выявила: по темпу чтения выше нормы 32% , норма 52%, ниже нормы 16% детей, но при этом осмысленно текст прочитали только 64% детей. Выше нормы Норма Ниже нормы Читают осмысленно Неосмысленно
Проблемы: смысл прочитанного понимали далеко не все дети.  многие не могли охарактеризовать героя прочитанного произведения,    выразить своё отношение к поступку героя,  найти ответ на вопрос по содержанию произведения, самостоятельно задавать вопросы по прочитанному тексту.  особенно часто дети затруднялись понимать смысл заданий в проверочных и комплексных работах по другим предметам, когда задания прочитывались самостоятельно.
Психологическая проблема  Кризис читательского развития. В возрасте 7-9 лет ребёнок переживает трудный период своего читательского развития: переход от слушателя, зрителя к читателю. Процесс овладения навыком чтения на первых порах тормозит творческое восприятие школьников.  Резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, развитием духовно-нравственной личности, возросло.  Изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека учащемуся ребёнку, что влияет на систематическое и полноценное общение с детьми в первые годы обучения).
Читательская компетенция  Читательская компетенция - это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС).
Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями В использовании приобретенных  работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях). в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного чтения книг;   высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;  самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
    В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение к чтению выступают образовательные технологии: -личностно ориентированные -развивающие -деятельностно- ориентированные -развивающие технологии критического мышления -игровые технологии -проблемного обучения -дифференцированного обучения   
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.  Первый этап: Работа с текстом до чтения: антиципация (предугадывание предстоящего чтения)- определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.  Второй этап: работа во время чтения текста:  После первичного чтения, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской прочитанного.  При повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через текст, коментированое чтение.  Третий этап: работа с текстом после чтения:  коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями.
На первом этапе: работа с текстом до чтения  можно использовать следующие формы и виды работы с литературным произведением:  создавать проблемно-поисковые ситуации,  прогнозирование содержания будущего чтения ,  упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки)  словарная работа.
Приёмы словарной работы  объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок,  работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками.  нахождение объяснения трудных слов в толковом словаре самостоятельно.
совершенствования навыка чтения:  упражнения, вырабатывающие внимание к слову по системе Эдигей Поменяй буквы местами так, чтобы получилось слово. СЛОКРЕ -... ( КРЕСЛО ) ВЯКЧЕР -... ( ЧЕРВЯК ) УДАПОС -... ( ПОСУДА ) ЛКИОПИ -... ( ОПИЛКИ ) СКАКРА -... (КРАСКА ) Виды упражнений для Прочитай текст. ОСЕНЬ. Уходит ЕНЬОС. Часто идут ДИДОЖ. На ЦЕУЛИ дует сильный НЫЙЛОДХО ветер. ТИДЕ играют дома.
На втором этапе работы с текстом: работа во время чтения  Чтение «Разведка». Это чтение используется в целях обучения детей вертикальному чтению. Оно заключается в том, что дети с максимальной для них скоростью просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети не только учатся вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное.  Чтение вверх ногами. Это чтение позволяет сконцентрировать внимание детей на тексте и добиться орфографического правильного чтения.
Приемы активного чтения:  прием «Чтение с пометами» Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,  "V" – это я знаю "+" – это новое для меня "-" – я думаю иначе "?" – необходимо разъяснение "!!" – это меня очень заинтересовало и др.  прием «Толстые и тонкие вопросы» Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы  приема устного словесного рисования накапливает опыт творческого восприятия художественных произведений
На третьем этапе работы с текстом после чтения  создание рисованных диафильмов  картинных планов  характеристик литературным героям  прием «Перепутанные логические цепочки» -восстановить цитатный план
Картинный план к сказке «Морозко»
Элементы драматизации  Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературно го чтения использоват ь элементы драматиза ции
Мини-сочинение «Мой любимый литературный герой»
Методы и приемы, используемые при групповой работе  Приём «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.  Белая шляпа. Факты.  Жёлтая. Позитивное мышление.  Черная. Проблема.  Красная. Эмоции..  Зеленая. Творчество.  Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы.
При работе с художественным и научным текстом можно использовать приемы графической организации учебного материала.  Прием «Составление кластера» В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
Совершенствование техники чтения (ежедневные пятиминутки)  -упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память( зрительные диктанты Федоренко, жужжащее чтение); Число букв Время экспозиции № п/п Предложения   1 2 3 4 5 6   1 2 3 4 5 6 Набор №1  Тает снег. Идёт дождь. Небо хмурое. Коля заболел. Запели птицы. Поле опустело. Набор №2  Трещат морозы. Я ищу землянику. В лесу росла ель. Наступила осень. Дни стали короче. В лесу много берез.   8 9 10 11 11 12   12 13 13 14 14 15 (с)   4 4 5 5 5 6   6 6 6 7 7 8
Основные виды уроков литературного чтения  уроки изучающего чтения  урок – поиск  урок- наблюдение  урок-тренинг  урок- исследование  уроки литературного слушания  библиотечные уроки  творческие уроки  урок - сказка  урок- конкурс  Уроки проверки и контроля
Вожрождение традтций семейного чтения
Тесное сотрудничество с библиотекой;
Сейчас в 4 классе всего 26 учеников. Если анализировать по скорости чтения то, 48% детей читают выше нормы, 44% скорость чтения соответствует норме, 8% читают ниже нормы. прочитанного. 96 % детей понимают содержание Качество знаний по литературе 100 % Выше нормы Норма Ниже нормы осмысленное чтение неосмысленн ое
Итог  Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А.Сухомлинским, что «чтение – это один из способов мышления и умственного развития», т.к. учит размышлять, думать, говорить.  Если научимся читать - научимся мыслить! Научимся мыслить - станем успешными и в обучении и в жизни!
Литература  Национальная программа поддержки и развития чтения.// Школьная библиотека.- 2006.- № 9, 10.  Зарольская Л.И. Дидактический материал для уроков литературы.// Начальная школа. – 2001. – №7.  Калашникова Т.В. Как воспитать у детей интерес к чтению.// Начальная школа. – 2005. – №7.  Основина В.А. Проектирование и организация учебного процесса на компетентностной (деятельностной) основе: учебное пособие.- Ульяновск: УИПКПРО,2009.  Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Практическая методика. – М.: Просвещение, 2006.  Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно- нравственного становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. – 2007. -№11. - С.15-17.