«ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК
ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Составила
учитель МБОУСОШ
№10 г. Серпухова
Голуб Юлия
Николаевна
Во 2 классе проверка техники
чтения выявила:
по темпу чтения выше нормы 32% , норма 52%, ниже
нормы 16% детей, но при этом осмысленно текст
прочитали только 64% детей.
Выше
нормы
Норма
Ниже
нормы
Читают
осмысленно
Неосмысленно
Проблемы:
смысл прочитанного понимали далеко не все
дети.
многие не могли охарактеризовать героя
прочитанного произведения,
выразить своё отношение к поступку героя,
найти ответ на вопрос по содержанию
произведения,
самостоятельно задавать вопросы по
прочитанному тексту.
особенно часто дети затруднялись понимать
смысл заданий в проверочных и комплексных
работах по другим предметам, когда задания
прочитывались самостоятельно.
Психологическая проблема
Кризис читательского развития. В возрасте 7-9 лет
ребёнок переживает трудный период своего
читательского развития: переход от слушателя,
зрителя к читателю. Процесс овладения навыком
чтения на первых порах тормозит творческое
восприятие школьников.
Резкое изменение общественной жизни таким
образом, что число неблагополучных семьей, где
родители мало заинтересованы воспитанием
ребёнка, развитием духовно-нравственной
личности, возросло.
Изменение позиции взрослого к совместной
читательской деятельности с детьми,
поступившими в первый класс (резко сокращается
чтение взрослого человека учащемуся ребёнку, что
влияет на систематическое и полноценное общение
с детьми в первые годы обучения).
Читательская
компетенция
Читательская компетенция - это
совокупность знаний, умений и навыков,
позволяющих человеку отбирать,
понимать, организовывать информацию,
представленную в знаково-буквенной
форме, и успешно её использовать в
личных и общественных целях. Так
определяют читательскую
компетентность новые Федеральные
государственные образовательные
стандарты второго поколения (ФГОС).
Современное качество образования по
литературному чтению в начальной школе
определяется уровнем овладения
учащимися ключевыми компетентностями
В использовании приобретенных
работы с разными источниками
информации (словарями,
справочниками, в том числе и
на электронных носителях).
в школе знаний и умений в
практической деятельности и
повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных
суждений о прочитанном
произведении;
самостоятельного выбора и
определения содержания
книги по ее элементам;
В качестве механизмов, посредством
которых происходит приобщение к чтению
выступают образовательные технологии:
-личностно
ориентированные
-развивающие
-деятельностно-
ориентированные
-развивающие
технологии
критического мышления
-игровые технологии
-проблемного обучения
-дифференцированного
обучения
На уроках литературного чтения ведущей является
технология формирования типа правильной
читательской деятельности. Технология включает в
себя три этапа работы с текстом.
Первый этап: Работа с текстом до чтения: антиципация
(предугадывание предстоящего чтения)- определение
смысловой, тематической, эмоциональной направленности
текста.
Второй этап: работа во время чтения текста:
После первичного чтения, выявление совпадений
первоначальных предположений учащихся с содержанием и
эмоциональной окраской прочитанного.
При повторном чтении выделение ключевых слов, ведение
диалога с автором через текст, коментированое чтение.
Третий этап: работа с текстом после чтения:
коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями.
На первом этапе: работа с
текстом до чтения
можно использовать следующие формы и
виды работы с литературным
произведением:
создавать проблемно-поисковые
ситуации,
прогнозирование содержания
будущего чтения ,
упражнения в орфоэпическом
произношении
(чистоговорки, скороговорки)
словарная работа.
Приёмы словарной
работы
объяснение значения слов с помощью
показа предметов, учебных картинок,
работа с синонимами и антонимами,
пословицами и загадками.
нахождение объяснения трудных слов
в толковом словаре самостоятельно.
совершенствования навыка чтения:
упражнения, вырабатывающие
внимание к слову по системе Эдигей
Поменяй буквы местами так, чтобы получилось
слово. СЛОКРЕ -... ( КРЕСЛО ) ВЯКЧЕР -...
( ЧЕРВЯК ) УДАПОС -... ( ПОСУДА ) ЛКИОПИ -...
( ОПИЛКИ ) СКАКРА -... (КРАСКА )
Виды упражнений для
Прочитай текст. ОСЕНЬ. Уходит ЕНЬОС. Часто
идут ДИДОЖ. На ЦЕУЛИ дует сильный
НЫЙЛОДХО ветер. ТИДЕ играют дома.
На втором этапе работы с
текстом: работа во время чтения
Чтение «Разведка».
Это чтение используется в целях обучения детей
вертикальному чтению. Оно заключается в том,
что дети с максимальной для них скоростью
просматривают текст и находят ответы на
вопросы, поставленные учителем перед чтением.
Таким образом, дети не только учатся
вертикальному чтению, но и умению
ориентироваться в тексте, находить главное.
Чтение вверх ногами.
Это чтение позволяет сконцентрировать внимание
детей на тексте и добиться орфографического
правильного чтения.
Приемы активного чтения:
прием «Чтение с пометами»
Во время чтения текста необходимо попросить читателей
делать на полях пометки,
"V" – это я знаю
"+" – это новое для меня
"-" – я думаю иначе
"?" – необходимо разъяснение
"!!" – это меня очень заинтересовало и др.
прием «Толстые и тонкие вопросы»
Толстые вопросы - это проблемные вопросы,
предполагающие неоднозначные ответы
приема устного словесного рисования
накапливает опыт творческого восприятия художественных
произведений
На третьем этапе работы с текстом после
чтения
создание
рисованных
диафильмов
картинных планов
характеристик
литературным
героям
прием
«Перепутанные
логические
цепочки»
-восстановить
цитатный план
Картинный план к сказке «Морозко»
Элементы
драматизации
Чтобы
повысить
интерес к
чтению, на
уроках
литературно
го чтения
использоват
ь элементы
драматиза
ции
Мини-сочинение «Мой
любимый литературный герой»
Методы и приемы, используемые
при групповой работе
Приём «Шесть шляп».
Каждая группа получает цветные шляпы с надписями.
После обсуждения в группах выслушиваются ответы
детей.
Белая шляпа. Факты.
Жёлтая. Позитивное мышление.
Черная. Проблема.
Красная. Эмоции..
Зеленая. Творчество.
Синяя .Философия.
Обобщают высказывания каждой группы.
При работе с художественным и научным
текстом можно использовать приемы
графической организации учебного материала.
Прием «Составление
кластера»
В центре находится
ключевое понятие.
Последующие ассоциации
обучающиеся логически
связывают с ключевым
понятием.
В результате получается
подобие опорного
конспекта по изучаемой
теме.
Совершенствование техники
чтения (ежедневные пятиминутки)
-упражнения, развивающие
оперативное поле зрения и
память( зрительные диктанты
Федоренко, жужжащее чтение);
Число букв Время экспозиции
№ п/п
Предложения
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
Набор №1
Тает снег.
Идёт дождь.
Небо хмурое.
Коля заболел.
Запели птицы.
Поле опустело.
Набор №2
Трещат морозы.
Я ищу землянику.
В лесу росла ель.
Наступила осень.
Дни стали короче.
В лесу много берез.
8
9
10
11
11
12
12
13
13
14
14
15
(с)
4
4
5
5
5
6
6
6
6
7
7
8
Основные виды
уроков
литературного
чтения
уроки изучающего
чтения
урок – поиск
урок- наблюдение
урок-тренинг
урок- исследование
уроки литературного
слушания
библиотечные уроки
творческие уроки
урок - сказка
урок- конкурс
Уроки проверки и
контроля
Вожрождение традтций
семейного чтения
Тесное сотрудничество с
библиотекой;
Сейчас в 4 классе всего 26 учеников. Если
анализировать по скорости чтения то, 48%
детей читают выше нормы, 44% скорость
чтения соответствует норме, 8% читают
ниже нормы.
прочитанного.
96 % детей понимают содержание
Качество знаний по литературе 100 %
Выше
нормы
Норма
Ниже
нормы
осмысленное
чтение
неосмысленн
ое
Итог
Нельзя не согласиться с великим
педагогом В.А.Сухомлинским, что
«чтение – это один из способов
мышления и умственного развития»,
т.к. учит размышлять, думать,
говорить.
Если научимся читать - научимся
мыслить! Научимся мыслить - станем
успешными и в обучении и в жизни!
Литература
Национальная программа поддержки и развития чтения.//
Школьная библиотека.- 2006.- № 9, 10.
Зарольская Л.И. Дидактический материал для уроков
литературы.// Начальная школа. – 2001. – №7.
Калашникова Т.В. Как воспитать у детей интерес к
чтению.// Начальная школа. – 2005. – №7.
Основина В.А. Проектирование и организация учебного
процесса на компетентностной (деятельностной) основе:
учебное пособие.- Ульяновск: УИПКПРО,2009.
Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Практическая
методика. – М.: Просвещение, 2006.
Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-
нравственного становления личности / Л.Д. Короткова //
Начальная школа. – 2007. -№11. - С.15-17.