Формирование экологической культуры на уроках географии.
Оценка 4.9

Формирование экологической культуры на уроках географии.

Оценка 4.9
Лекции
doc
география
10 кл
17.09.2018
Формирование экологической  культуры  на уроках географии.
Понятие «экологическая культура» относится ко всем предметам школьного курса. Под ним понимают культуру всех видов человеческой деятельности. Формирование экологической культуры возможно во многом благодаря экологическому образованию, поскольку именно оно предполагает, с одной стороны, целостное осознание мира, а с другой - развитие нового стиля мышления, основанного на интеллектуально личностных качествах, на способности видеть экологические проблемы и на умении решать их. Формирование экологической культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе - мое педагогическое кредо. Экологическое воспитание - непрерывный процесс, в который включены: семья, дошкольные учреждения, школа, ВУЗ. В школьном образовании курс географии – единственный предмет, рассматривающий экологические проблемы на 3-х уровнях: глобальном, региональном и локальном на основе краеведения. Ребята с большим удовольствием принимают участие в предметных неделях (экологии, географии), в школьных и районных олимпиадах, экологических конкурсах и экологических уроках: «Чистая вода», «День леса», «День Земли», «Заповедный урок» и т.д.
Формирование экологической культуры на уроках географии.doc
Формирование экологической  культуры  на уроках географии.    Понятие «экологическая культура» относится ко всем предметам школьного курса.   Под   ним   понимают   культуру   всех   видов   человеческой   деятельности. Формирование   экологической   культуры   возможно   во   многом   благодаря экологическому   образованию,   поскольку   именно   оно   предполагает,   с   одной стороны,   целостное   осознание   мира,   а   с   другой   ­   развитие   нового   стиля мышления,   основанного   на   интеллектуально   личностных   качествах,   на способности видеть экологические проблемы и на умении решать их.   К сожалению как отдельный предмет экология в нашей школе, как и во многих других   не   изучается.   Поэтому   у   взрослых   и   учащихся   часто   происходит смешение и подмена понятий «экология» и «состояние среды», «экология» и «охрана природы».         Экологические   знания   нужны   каждому   человеку,   в   какой   бы   области человеческой деятельности он ни занимал место.     Курс   географии   намного   превосходит   курсы   других   дисциплин   по экологической   направленности,   числу   и   глубине   раскрытия   экологических проблем   и   обоснованию   путей   их   решения.   Практически   во   всех   разделах программы   по   географии   затрагиваются   вопросы   экологического   плана: взаимодействие   человечества   и   природы   в   прошлом   и   настоящем;   влияние хозяйственной   деятельности   людей   на   литосферу,   гидросферу,   атмосферу, биосферу; меры по их охране.     Формирование экологической культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе ­ мое педагогическое кредо. Многие годы работы в школе позволили определить, что эта проблема является одной из главных. Актуальность данной темы   предопределена   тем,   что   не   случайно   именно   на   период   школьного возраста приходится наибольшая результативность экологического образования. Это   время   овладения   учащимися   способами   деятельности   в   области   охраны природы,   формируются   простейшие   правила   поведения   на   природе.   А   это значит, что не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее  планеты. Вот почему  так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой.  Научить их понимать   современные   проблемы   окружающей   среды   и   уметь   анализировать собственное поведение в природе, развивать критическое отношение у учащихся к   результатам   деятельности   человека,   создать   условия   для   формирования   у детей   личной   ответственности   за   состояние   окружающей   среды.   Достигнуть этого   можно   через   экологическое   обучение   (вооружение   учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда) и воспитание школьников (целенаправленное воздействие на духовное   развитие   детей   и   подростков,   формирование   особой   морали взаимоотношений с окружающей средой.)          Уровень экологической культуры ­ один из критериев цивилизованности общества,   своего   рода   показатель   –   насколько   человек   готов   пожертвовать своими интересами ради интересов потомков.          Экологическое воспитание ­ непрерывный процесс, в который включены: семья,   дошкольные   учреждения,   школа,   ВУЗ.   В   школьном   образовании   курс географии – единственный предмет, рассматривающий экологические проблемы на 3­х уровнях: глобальном, региональном и локальном на основе краеведения.          Практически на любом уроке географии необходимо затрагивать вопросы экологической   тематики.   В   каждом   курсе   географии   присутствует экологическая направленность.      Одной из основных целей на уроках географии является – способствование экологическому  воспитанию школьников через формирование экологического мировоззрения и экологической культуры, становление экологически грамотной личностью. Экологическое воспитание детей должно осуществляться с раннего возраста. Это   должен   быть   целенаправленный,   непрерывный   процесс,   цель   которого   – сделать каждого человека экологически грамотным.    Для экологического образования большое  значение имеет работа на местности по   оценки   воздействия   человека   на   окружающую   среду.   На   их   основе   у школьников вырабатываются привычки правильно, критически оценивать других людей,   выбрать   линию   поведения,   соответствующую   законам   природы   и общества. Большое воспитательное значение по формированию экологического мировоззрения   имеют   такие   темы   как,   например:   «Загрязнение   окружающей среды и экологические проблемы»; «Атмосфера»; «Литосфера»; «Гидросфера и меры   борьбы   с   их   загрязнением»;   «Глобальные   проблемы   человечества»   и многие другие.      Одной   из   главных   особенностей   экологического   воспитания   в   курсе   экономической   и   социальной   географии   мира(10   класс)   является   обобщение ранее усвоенных знаний о взаимодействии природы и проблем, затрагивающих жизненные интересы всех стран  и народов и требующих совместных действий       всех государств.    Региональный   уровень  имеет   естественную   основу.   Он   состоит   из взаимодействия  индивидуума (в нашем случае ученика) с определенным типом ландшафта в нашей Республике Татарстан и исторически сложившемся типом нашей   национальной   структуры,   что   прежде   всего   выражается   в   форме отношений человека со средой обитания, воплощенной в характерные для нашей республике материальные и духовные ценности. Региональная специфика экологического образования должна учитывать:  местные особенности среды жизни;  хозяйственно­экологическую структуру ;  структуру населения;  имеющиеся в республике обеспечивающие структуры. Большое воспитательное значение имеют и творческие работы учащихся: экологические плакаты, рисунки, газеты, тематические проекты, сочинения на экологическую   тему,   которые   заставляют   детей   размышлять,   думать, анализировать,   сопоставлять   различные   источники   информации,   высказывать своё мнение по вопросам рационального использования природы и природных ресурсов. Ребята с большим удовольствием принимают участие в предметных неделях   (экологии,   географии),   в   школьных   и   районных   олимпиадах, экологических конкурсах и экологических уроках: «Чистая вода», «День леса», «День Земли», «Заповедный  урок» и т.д. Разнообразие форм и методов работы, их умелое варьирование на уроках и во внеурочное   время   позволяет   поддержать   интерес   к   предмету,   переключать внимание   учащихся,   предупреждая   утомление   и   перегрузку,   сберегая   их здоровье.  Наиболее   действенным   средством   экологического   воспитания   является разнообразная   деятельность   детей   (учебная,   познавательная,   художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны: ­ по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших  в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений); ­   по   предупреждению   дурных   поступков   в   природе   и   борьбе   с   ними (участие в  рейдах в природу, разработка маршрута экологической тропы); ­ по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка родников); ­   по   пропаганде   и   разъяснению   идей   охраны   природы   (беседы   с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач); ­ по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала). Основным   критерием   эффективности   работы   по   формированию   экологической   культуры   школьников   является   единство   их   экологического сознания   и   поведения.   Наверное,   нет   на   Земле   человека,   который   не интересовался бы жизнью животных, не любовался красотой рек, озер, цветущих лугов   и   не   стремился   бы   узнать   о   природе   как   можно   больше.   Ведь   сам человек — часть природы, ее дитя. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней.   Взаимодействие     экологического   и   нравственного   воспитания   является  способом формирования   человека   с   высоким уровнем эколого­нравственной культуры. Содержание школьного курса географии имеет для этого огромные возможности. В их реализации и подготовке экологически грамотного  высоко ­ нравственного  поколения основная роль принадлежит учителю, его творческой инициативе.   Литература:   1.   Емельянова   И.В.   Экологическое   воспитание   с   помощью   нетрадиционных форм работы. География и экология в школе 21 века. М.Просвещение.№4 2009г. 2.   Кучер   Т.В.   Экологическое   образование   учащихся   в   обучении   географии.­ Москва, Просвещение,1990г 3.   Панчешникова   К.М.   Методика   обучения   географии   в   школе.   ­   Москва, Просвещение,1997г. 4. Родзевич Н.Н. Методы и формы экологизации географического образования, 1994. 5.   Савенок   А.Ф.,   Савенок   Е.И.   Основы   экологии   и   рационального природопользования. – Мн., Сэр­Вит, 2004.  6. География и экология в ХХ1 веке ­№ 5, № 6, № 7, 2008.

Формирование экологической культуры на уроках географии.

Формирование экологической  культуры  на уроках географии.

Формирование экологической культуры на уроках географии.

Формирование экологической  культуры  на уроках географии.

Формирование экологической культуры на уроках географии.

Формирование экологической  культуры  на уроках географии.

Формирование экологической культуры на уроках географии.

Формирование экологической  культуры  на уроках географии.

Формирование экологической культуры на уроках географии.

Формирование экологической  культуры  на уроках географии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2018