Формирование экологической культуры на уроках математики
Оценка 4.7

Формирование экологической культуры на уроках математики

Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
математика
6 кл
10.01.2017
Формирование экологической культуры на уроках математики
Этот год объявлен годом экологической культуры, поэтому предложенная подборка задач актуальна и развивает интерес у учащихся к окружающей нас природе и интересным фактам и необычным фактам из природного мира. Можно использовать на уроках математики в пятых, шестых классах средней школы.текстовая разработка
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.doc

                             

                                                                          Зубова Валентина Евгеньевна

                                                                          учитель математики

                                                                          МОУ Култаевская СОШ  

                                                                          Пермского района

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ  НА  УРОКАХ                       МАТЕМАТИКИ.

     В современном мире экология как наука приобретает особое значение в связи с усилением воздействия человека на природу. Она уже не может считаться только наукой об отношениях живых организмов с окружающей средой. Задачами экологии на современном этапе являются поиск новых путей сосуществования человека и природы, изучение философских, социальных, экономических, образовательных и других проблем, стоящих перед обществом. Человек часть природы, но это одухотворенная ее часть.                Экологическое образование  оказывает огромную роль для воспитания гармонически  развитой  личности. Роль природы  в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, бережного отношения ко всему живому. Личность, которая в своей практической деятельности разрушает гармоническое единство с природой, самане может быть гармонической. Гармония личности не является врожденной, она приобретается в процессе воспитания. Познание законов гармонии и красоты природы позволяет человеку создавать новые города, новую, более эффективную технику, не нарушая при этом красоты природы, а обогащая ее. Поэтому стараюсь в своей работе прививать детям любовь к родной природе опираясь на их чувства и на их знания. В процессе преподавания математики имеется возможность продемонстрировать взаимосвязи между понятиями, принятыми в различных областях знаний, и процессами, протекающими в природной среде, в человеческом обществе.

«…мир устроен грозно, но прекрасно.

Но легче там, где поле и цветы»       

 Н. Рубцов.

    На уроках математики показываю взаимосвязь естественно-математического цикла с гуманитарным, что делает уроки содержательнее, занимательнее.  Решаем задачи с нематематической информацией. В связи с этим у учащихся воспитывается любознательность, расширяется кругозор. Приведу некоторые примеры из своей практики. 

·        Подснежник расцветает на 12-й год своего роста. В каком году зацветёт подснежник, выросший из семечка упавшего в землю нынешней весной?

·        Родиной белого журавля является наша страна. Из общего числа белых журавлей 60% обитает в Якутии и 0,4-на реке Оби. Сколько сохранилось белых журавлей всего, если их в Якутии на 20 пар больше, чем на реке Оби?

     Давайте мысленно пройдем по лугу, на котором можно встретить множество дикорастущих растений. С древнейших  времён человек употреблял их в пищу наряду с культурными растениями. Весной свежая зелень снабжала его витаминами. Летом и осенью в неурожайные годы эти растения заменяли хлеб, часто утоляли жажду. Многие дикорастущие растения содержат набор биологически активных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности, прежде всего легкоусвояемые углеводы, витамины, минеральные соли, органические кислоты. Некоторые дикорастущие растения даже богаче этими соединениями, чем культурные растения полей, садов и огородов.

Выполнив задания к карточкам, ребята узнают названия этих растений.

Карточка  1

Номер

задания

 

Й

 

П

 

К

 

Р

 

И

 

Е

1

2,446

3,2245

5,155

4,21

5,65

3,21

2

104,24

100,2

98,92

107,04

96,41

33,5

3

0,2

0,11

0,15

1,89

1,98

7,9

4

34,75

5,06

30,7

4,05

10,8

30,75

5

7,18

30,7

14,49

15,2

29,43

32,22

6

5,38

6,21

15,96

14,27

13,4

4,08

 

Задания: 

1.      2,145+ 3,01

2.      105,11-8,7

3.      Решите уравнение:  1 - Х = 0,89

4.      Решите  уравнение: Х+15,35=19,4

5.      В первый день продали 12,52м ткани, а во второй день ещё 19,7м. сколько ткани продали за два дня?

6.      Масса двух кочанов капусты 10,67кг, а одного из них 5,29кг. Какова масса другого кочана?

Карточка  2

Номер

Задания

 

Ь

 

Н

 

О

 

Л

 

П

 

Ы

1

4,946

5,801

9,446

8,36

9,77

9,41

2

5,06

3,24

3,44

4,04

5,16

5,42

3

10,74

0,67

11,456

12,86

10,86

9,24

4

100,4

179,56

85,6

100,36

89,4

94,44

5

9,81

3,89

4,11

5,12

10,1

9,09

6

30,85

24,9

34,55

30,15

32,515

29,4

 

Задания

1.      4,41 +5,36 =

2.      5,24 – 1,8 =

3.      Решите уравнение:  Х – 11,3 = 1,56

4.      Решите уравнение: 137 –Х = 42,56

5.      Металлическую балку длиной 6,85м разрезали на две части. Длина одной части 2,96м. найдите длину второй части.

6.      Яблоки с ящиком весят 32,7кг. Сколько весят яблоки, если ящик весит 1,85кг?

 

Карточка 3

Номер

Задания

 

К

 

Т

 

И

 

Я

 

С

 

Ч

1

38,21

31,489

49,5

85,56

39,12

40,821

2

50,12

9,217

46,69

67,5

127,34

133,04

3

2,2

1,43

0,8

2,15

1,57

0,97

4

8,25

7,5

9,27

10,5

8,2

9,15

5

209,9

210,7

219,8

221,5

220

205

6

1,4

3,38

0,52

5

1,2

3,02

 

Задания

1.      35,85 +4,971 =

2.      125,19 – 78,5 =

3.      Решите уравнение: Х – 0,07 = 1,5

4.      Решите уравнение: 9 – Х =1,5

5.      Ученики 5-го класса собрали 215,7кг металлолома, а 6-го класса- на 5,8кг больше. Сколько металлолома собрал 6-ой класс?

6.      Скорость лодки в стоячей воде 3,2 км/ч, а скорость течения реки 1,8 км/ч. Найдите скорость лодки против течения.

Карточка 4

Номер

Задания

 

Ц

 

С

 

И

 

А

 

К

 

Л

 

И

1

7

4/5

1/5

4/3

7,8

¾

3/5

2

5/21

1/5

2

4,4

2/5

4

¼

3

15

17

1,5

3/15

10

8/17

19

4

2

8/9

7/9

7/2

15  1/7

2  7/9

16

5

2

7/8

1

1/9

10/21

17/18

9

6

1/15

1/5

3/5

15/3

1  1/3

¾

2

7

50

50,4

40

45

45,5

60

70

 

Задания :

1.      7  ½*1   1/25

2.      5/21*42*1/5

3.      7*(3/7+2)

4.      Найдите площадь квадрата, если длина его стороны 1 2/3м.

5.      Решите уравнение: 3/7Х= 3/7

6.      22/65:5   1/13

Расстояние между двумя городами 210км. Поезд прошел это расстояние за 4 2/3ч. Какова скорость поезда?

 

Карточка 5

Номер

задания

 

Ч

 

В

 

О

 

К

 

А

 

Д

 

И

 

У

 

Н

1

6

1/8

1/6

7/5

8

22

1/21

9/22

2/15

2

1/10

2/5

1,5

3

4,5

10

7/12

1/7

5

3

1/7

2/9

7/15

9

21

1/21

7,5

7

15

4

3,5

3,38

½

3

9

12/31

10

12

5,25

5

½

1 5/42

9/12

3

3/14

2/9

¼

2

1/21

6

30

40

1/20

5/9

25

1/5

70  1/3

81

5

7

1/5

5

1,5

7/8

10

9/10

60

1/25

1/10

8

1/7

7

27/10

9,5

10

7/10

2/7

15/26

15

9

10

1/10

60

40

90

100

120

1/20

1/80

 

Задания:

1.      11/21*7/22

2.      5/21*42

3.      55/3*15/11:10*14/5

4.      Ширина прямоугольника 1,3дм, что в два раза меньше длины.найдите площадь прямоугольника.

5.      8/7:16/3

6.      30-1:1/25

7.      11/5:11

8.      7/8Х+ 1/3= 7/12

9.      Объём одной комнаты 60куб.м, а другой в 1,5 раза меньше. Вычислите объём другой комнаты.

  В результате решения карточек получаются слова: КИПРЕЙ, ПОЛЫНЬ, ЧИСТЯК, КИСЛИЦА, ОДУВАНЧИК.

А теперь узнаем, что это за растения  и каковы их свойства:

КИПРЕЙ - в народе называют Иван-чай, является отличным медоносом, можно использовать для приготовления чая.

ПОЛЫНЬ - существует много разновидностей этой травы. Цитварная  полынь встречается редко, поэтому занесена в Красную книгу. Полынь таврическая  или крымская имеет печальную славу.  В 1722году во время похода Петра I на Персию около 500 лошадей отравились этой травой. Поход пришлось прервать.

ЧИСТЯК - большой подснежник. Весной им питаются муравьи, его также любят пчёлы. В народе это растение называют жабник или козья трава. Растение становится ядовитым, когда зреют плоды.

КИСЛИЦА – мелкое травянистое растение. Любит расти в тенистых и влажных лесах, главным образом около ручьев и прудов. Кислица – лекарственное растение, ослабляет воспалительные процессы.

ОДУВАНЧИК – лекарственное  растение, потогонное, отхаркивающее, успокаивающее, жаропонижающее, улучшает  общее состояние  организма. Из одуванчика можно готовить различные блюда. 

Таких карточек можно составлять по разным темам курса математики.

Схема  экологического образования.

·        Эмоциональное воздействие (через общение с природой, создание экологической ниши- класса, через искусство)

·        Система знаний (через предметы).

·        Исследовательская работа.

·        Практическая  деятельность (экологическая тропа, экологический отряд, работа с семьёй)

Приведу пример: фрагмент урока с экологическим содержанием.

Жемчужина  леса – так называют сосну.

Одно дерево вырабатывает 180л кислорода.  Неработающий  человек потребляет 360л, а работающий 700л. Сколько нужно деревьев, чтоб обеспечить  потребность  человека  в кислороде?

1.      Решить:     (Х-2)/5=2/3-(3Х-2)/6

2.      Решить:    3х2 – х =  0

3.      Разложить на множители: х15 – х3 + х2 + х4

4.      Разложить на множители:  х *(а – в) – (в – а)

5.      Представить в виде многочлена: (х – 3)*(х +3)

1/2

0;1/3

Х2 ( х13 – х +1 + х2)

0,3

Х - 9

(а – в)(х – 1)

(а – в) (х + 1)

2

Л

 О

        С

Е

  А

       Ь

        Н

С

 

СОСНА

Веточка сосны очищает воздух от микробов. Есть много разновидностей сосны, но есть одна очень особая разновидность. Сосна «Борода дракона». Какова её высота, длина ветвей вы узнаете, если решите следующие задания:

Высота: -4,1*5 + (-4,1+ 84,6)=…(см)

Длина ветвей: (44 – 45,5)*(44: (-2,2))=…(м)

А сколько лет живёт сосна?

а: (-0,3) = в     с = -349,8 +56,7     -0,621:2,3= а      с - в = у      у*2 =…(лет).  Звучит музыка.

Такие задания вызывают интерес учащихся, умение видеть красоту окружающего мира и необходимость его беречь.

В материалы урока можно включать задачи различного содержания и с помощью задач касаться самых разнообразных явлений природы и окружающей жизни, что позволяет расширять интересы учащихся.


Зубова Валентина Евгеньевна учитель математики

Зубова Валентина Евгеньевна учитель математики

Давайте мысленно пройдем по лугу, на котором можно встретить множество дикорастущих растений

Давайте мысленно пройдем по лугу, на котором можно встретить множество дикорастущих растений

Решите уравнение: Х – 11,3 = 1,56 3

Решите уравнение: Х – 11,3 = 1,56 3

Найдите площадь квадрата, если длина его стороны 1 2/3м

Найдите площадь квадрата, если длина его стороны 1 2/3м

В 1722году во время похода Петра

В 1722году во время похода Петра

Длина ветвей: (44 – 45,5)*(44: (-2,2))=…(м)

Длина ветвей: (44 – 45,5)*(44: (-2,2))=…(м)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017