Данный материал содержит этнокультурный компонент для учащихся младших школьников по формированию национального самосознания, приобщению и любви к своим национальным традициям,обычаям. Приобщать к здоровому образу жизни через спортивные и здоровьесберегающие мероприятия. Воспитывать доброту и отзывчивость учиться ,оказывать посильную помощь в критических и безвыходных ситуацияхФормирование этнокультурного компонента через внеурочную деятельность
Табурчинова Евгения Константиновна
Учитель начальных классов
МБОУ Усть – Камыштинская СОШ
Формирование этнокультурного компонента через внеурочную
спортивно – оздоровительную деятельность младших школьников
Хакасские народные игры как фактор формирования этнокультурного содержания
Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача воспитать культурно –
творческую личность, умеющую найти своё место в сложной постоянно меняющейся
действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего
поколения можно в первую очередь в народных истоках. Эта та точка опоры, которая
складывается веками, на протяжении столетий. Решая задачу “ формирования общей
культуры личности” записанной в законе об образовании, необходимо помнить о бережном
отношении к родному языку, истории, культуре.
Важно с самого детства знакомить детей с историей и культурой родного края. Ребёнок
должен знать свои корни, живших на земле задолго до нас. Мы живём в республике
Хакасия и поэтому должны уважать культуру и быт хакасского народа, знать историю
малой родины.
В нашей республике живут в мире и дружбе многонациональностей. И воспитание
толерантности к культуре и быту другой национальности является условием безопасности
в поликультурном социуме.
Любовь к родному краю многогранна. Сегодня хочется затронуть тему” Хакасские
один из компонентов
народные игры и состязания младших школьников, как
здоровьесберегающей и игровой технологии”.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. В них ярко
отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести,
смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и
красотой движений, проявлять смекалку, находчивость, волю и стремление к победе.
Хакасские народные игры являются неотъемлимой частью интернационального,
художественного и физического развития воспитания младших школьников.
Хакасский народ в течении своего исторического пути создал неповторимые черты
национальной культуры, среди которых ярко выделяются оригинальные игры, спортивные
состязания, проводившиеся в дни праздников и часы досуга. Детство хакасского ребёнкапроходило под влиянием национальных устоев и традиций, выработанных ещё со времён
Кыргызского государства. К сожалению, многие народные игры забыты и навсегда ушли из
нашей жизни.
По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребёнку. Они
вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению
преставлений об окружающем мире, стимулируют переход детского организма к более
высокой ступени развития. Происхождение хакасских игр связано с религиозными
ритуалами местных культов. В речи играющих встречаются магические заклинания:
чуурана, ап, хурай и другие, которые уже непонятны нынешнему поколению. Большой
популярностью пользовались игры в бараньи альчики ( хазых) и коровьи бабки ( саха), где
выигрыш связывался с магией плодородия в скотоводческом хозяйстве. Во многих
названиях народных развлечений также отразился скотоводческий быт хакасов. Основным
условием успешного внедрения народных игр в жизнь младших школьников остаётся
глубокое знание и свободное владение игровым репертуаром, а также методикой
педагогического руководства.
Учитель, творчески используя игру, как эмоционально – образное средство влияния
на детей, побуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения
игровых действий.
Работая с детьми, надо помнить, что впечатления детства глубоко и неизгладимы в
памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных
чувства, сознания и дальнейшие проявления их в общественно полезной и творческой
деятельности.
И понимая значение поликультурного воспитания толерантности ведётся большая
планомерная работа к ознакомлению и приобщению к культуре и быту хакасского народа,
не только с учащимися , но и родителями, которые принимают активное участие в жизни
класса. Помогают шить костюмы, приносят предметы хакасского быта, принимают участие
в национальных праздниках “ Чыл пазы”, “ Малый Тун пайрам”.
Приведу некоторые виды хакасских игр, их можно разделить на: спортивные, подвижные,
малоподвижные, игры хороводы, дидактические игры.
Цель: Воспитание интереса к национальным играм, спортивные состязания и их
Хакасские народные игры
использование в быту.Задачи: 1. Практическая необходимость возрождения и реализация той или иной хакасской
игры или элемента спортивного состязания в конкретном действии.
2. Ознакомление молодого поколения со старинными хакасскими играми и спортивными
состязаниями.
3. Приобщение детей к традиционной национальной культуре во время проведения
различных хакасских народных праздников (Тун Пайрам, Чыл Пазы, Аба Той и др.)
Предварительная работа: Знакомство детей с материалами по традиционной национальной
культуре хакасов.
1. Жилище и домашняя утварь
2. Одежда и украшение.
3. Скотоводство, земледелие, охотоводство.
4. Знакомство с устным народным творчеством,хакасским орнаментом, мелодией.
5. Знакомство с хакасскими народными играми.
Материалы: лук, стрелы, альчики ( бараньи кости), рукавица, маски, ремень ( хур).
Спортивные игры
После ритуальной части праздника устраивались спортивные состязания: конные скачки,
соревнования в силе и ловкости. Большой популярностью у хакасов пользуется борьба
( курес).
Стрельба из лука второй вид спортивных игр. Меткость в стрельбе качество , ценившееся
у хакасов всегда.
Самая популярная часть праздника – конные скачки ( чарыс ).
Подвижные игры
“ Перебеги через дорогу”
Начерчены 2 линии на расстоянии 56 м, дети делятся на 2 команды, которые выбирают
капитана. Бросают жребий кому начинать. Начинающая игру команда собирается в тесный
круг и решает, кого из игроков другой команды будут ловить. Обе команды становятся к
обочине дороги, называют имя того, кого будут ловить. Начинабщая игру команда отходит
на середину и расставляет игроков цепочкой вдоль дороги. Вторая
команда
перегруппировывается ( по возможности скрытно). Затем по команде капитана
устремляется к дороге и перебегают. Если это удаётся, все перебегают и намеченный в
поимке, игра продолжается в прежнем режиме. Если это не удалось, команда меняется
местами.Правила:
1. Ловить только намеченного, остальных пропускать.
2. Перебежать дорогу одновременно по длине всей цепи.
3. Успевший перебежать дорогу получает звание “Матыр” ( ловкий, быстрый)
4. Побеждает команда “ матыров”.
Малоподвижные и словесные игры
“ Хаас хур”.
В эту игру играют сидя. Количество играющих произвольное. Все садятся вокруг тесным
рядом, подогнув ноги, быстро передают за спиной ремень ( хаас хур).
Один из игроков в центре круга ищет его, указывает на кого – либо из сидящих. Кто
замешкался, проследил, и был застигнут с ремешком, занимает место в центре.
Дидактические игры
“ Хоор – хоор”. Хакасская игра “хоор – хоор” напоминает русскую игру забаву “ сорока
белобока кашку варила”. Обычно родители берут левую ладошку ребёнка и перечисляют
названия пальцев, начиная с большого: iргек салаа, устыг салаа, ортын салаа,толамыр,
сымалчых. По очередизагибают пальчики, говоря: пас маймах, падан чурек, ортын оол,
оран чибек, кiчiк пебеек.Перечислив и согнув все пальчики, их заново разгибают, начиная с
большого, и произносят: пас маймах чылгы хадар парир, падан чурек – хой хадар парир,
ортын оол пызо хадар парир, оран чiбек атха парир, кiчiк пебеекчас пала полтыр, хазан
хагын хыр парир.
Литература
1. Бутанаев, В.Я., Верник, А.А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии.
Лаборатория этнографии хакасского госуниверситета им. Н.Ф.Катанова. – Абакан, 1995
2. Кышпанакова, О.Н. Хакасские народные игры, Абакан, 1993.