"Формирование этнокультурного компонента через внеурочную деятельность ЗОЖ"
Оценка 4.6

"Формирование этнокультурного компонента через внеурочную деятельность ЗОЖ"

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
воспитательная работа
3 кл—4 кл
16.04.2018
"Формирование этнокультурного компонента через внеурочную деятельность ЗОЖ"
Данный материал содержит этнокультурный компонент для учащихся младших школьников по формированию национального самосознания, приобщению и любви к своим национальным традициям,обычаям. Приобщать к здоровому образу жизни через спортивные и здоровьесберегающие мероприятия. Воспитывать доброту и отзывчивость учиться ,оказывать посильную помощь в критических и безвыходных ситуацияхФормирование этнокультурного компонента через внеурочную деятельность
Этнокультурное статья.docx
Табурчинова Евгения Константиновна Учитель начальных классов МБОУ Усть – Камыштинская СОШ Формирование этнокультурного компонента через внеурочную спортивно – оздоровительную деятельность младших школьников Хакасские народные игры­ как фактор формирования этнокультурного содержания Сегодня   перед   школой   стоит   сложнейшая   задача­   воспитать   культурно   – творческую личность, умеющую   найти своё   место в сложной постоянно меняющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Эта та точка опоры, которая складывается   веками,   на   протяжении   столетий.   Решая   задачу   “   формирования   общей культуры личности” записанной в законе об образовании, необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре. Важно с самого детства знакомить детей с историей и культурой родного края. Ребёнок должен   знать   свои   корни,   живших   на   земле   задолго   до   нас.   Мы   живём   в   республике Хакасия и поэтому должны уважать культуру и быт хакасского народа, знать историю малой родины.    В нашей республике живут в мире и дружбе многонациональностей. И воспитание толерантности к культуре и быту  другой национальности является условием безопасности в поликультурном социуме. Любовь к родному краю многогранна. Сегодня хочется затронуть тему” Хакасские   один   из   компонентов народные   игры   и   состязания   младших   школьников,   как   здоровьесберегающей и игровой технологии”. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. В них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, находчивость, волю и стремление к победе. Хакасские   народные   игры   являются   неотъемлимой   частью   интернационального, художественного и физического развития воспитания младших школьников. Хакасский   народ   в   течении   своего   исторического   пути   создал   неповторимые   черты национальной культуры, среди которых ярко выделяются оригинальные игры, спортивные состязания, проводившиеся в дни праздников и часы досуга. Детство хакасского ребёнка проходило под влиянием национальных устоев и традиций, выработанных ещё со времён Кыргызского государства. К сожалению, многие народные игры забыты и навсегда ушли из нашей жизни. По   содержанию   все   народные   игры   выразительны   и   доступны   ребёнку.   Они вызывают   активную   работу   мысли,   способствуют   расширению   кругозора,   уточнению преставлений об окружающем мире, стимулируют переход детского организма к более высокой   ступени   развития.   Происхождение   хакасских   игр   связано   с   религиозными ритуалами   местных   культов.   В   речи   играющих   встречаются   магические   заклинания: чуурана,  ап,  хурай  и  другие,  которые  уже  непонятны  нынешнему  поколению.  Большой популярностью пользовались игры в бараньи альчики ( хазых) и коровьи бабки ( саха), где выигрыш   связывался   с   магией   плодородия   в   скотоводческом   хозяйстве.   Во   многих названиях народных развлечений также отразился скотоводческий быт хакасов. Основным условием   успешного   внедрения   народных   игр   в   жизнь   младших   школьников   остаётся глубокое   знание   и   свободное   владение   игровым   репертуаром,   а   также   методикой педагогического руководства. Учитель, творчески используя игру, как эмоционально – образное средство влияния на   детей,   побуждает   у   них   интерес,   воображение,   добиваясь   активного   выполнения игровых действий. Работая с детьми, надо помнить, что впечатления детства глубоко и неизгладимы в памяти   взрослого   человека.   Они   образуют   фундамент   для   развития   его   нравственных чувства,   сознания   и   дальнейшие   проявления   их   в   общественно   полезной   и   творческой деятельности. И понимая значение поликультурного воспитания толерантности ведётся большая планомерная работа к ознакомлению и приобщению к  культуре и быту хакасского народа, не только с  учащимися , но и родителями, которые принимают активное участие в жизни класса. Помогают шить костюмы, приносят предметы хакасского быта, принимают участие в национальных праздниках “ Чыл пазы”, “ Малый Тун пайрам”. Приведу некоторые виды хакасских игр, их можно разделить на: спортивные, подвижные, малоподвижные, игры­ хороводы, дидактические игры. Цель:   Воспитание   интереса   к   национальным   играм,   спортивные   состязания   и   их Хакасские народные игры использование в быту. Задачи: 1. Практическая необходимость возрождения и реализация той или иной хакасской игры или элемента спортивного состязания в конкретном действии. 2. Ознакомление молодого поколения со старинными хакасскими играми и спортивными состязаниями. 3.   Приобщение   детей   к   традиционной   национальной     культуре   во   время   проведения различных хакасских народных праздников  (Тун Пайрам, Чыл Пазы, Аба Той и др.) Предварительная работа: Знакомство детей с материалами по традиционной национальной культуре хакасов. 1. Жилище и домашняя утварь 2. Одежда и украшение. 3. Скотоводство, земледелие, охотоводство. 4. Знакомство с устным народным творчеством,хакасским орнаментом, мелодией. 5. Знакомство с хакасскими народными играми. Материалы: лук, стрелы, альчики ( бараньи кости), рукавица, маски, ремень ( хур). Спортивные игры    После ритуальной части праздника устраивались спортивные состязания: конные скачки, соревнования в силе и ловкости. Большой популярностью у хакасов пользуется борьба ( курес).  Стрельба из лука­ второй вид спортивных игр. Меткость в стрельбе­ качество , ценившееся у хакасов всегда.  Самая популярная часть праздника – конные скачки ( чарыс ). Подвижные игры “ Перебеги через дорогу”    Начерчены 2 линии на расстоянии 5­6 м, дети делятся на 2 команды, которые выбирают капитана. Бросают жребий­ кому начинать. Начинающая игру команда собирается в тесный круг и решает, кого из игроков другой команды будут ловить. Обе команды становятся к обочине дороги, называют имя того, кого будут ловить. Начинабщая игру команда отходит на   середину   и   расставляет   игроков   цепочкой   вдоль   дороги.   Вторая     команда перегруппировывается   (   по   возможности   скрытно).   Затем   по   команде   капитана устремляется к дороге и перебегают. Если это удаётся, все перебегают и намеченный в поимке, игра продолжается в прежнем режиме. Если это не удалось, команда меняется местами. Правила: 1. Ловить только намеченного, остальных пропускать. 2. Перебежать дорогу одновременно по длине всей цепи. 3. Успевший перебежать дорогу получает звание “Матыр” ( ловкий, быстрый) 4. Побеждает команда “ матыров”. Малоподвижные и словесные игры “ Хаас хур”.   В эту игру играют сидя. Количество играющих произвольное. Все садятся вокруг тесным рядом, подогнув ноги, быстро передают за спиной ремень ( хаас хур). Один из игроков в центре круга ищет его, указывает на кого – либо из сидящих. Кто замешкался, проследил, и был застигнут  с ремешком, занимает место в центре. Дидактические игры   “ Хоор – хоор”. Хакасская игра “хоор – хоор” напоминает русскую игру забаву “ сорока ­белобока кашку варила”. Обычно родители берут левую ладошку ребёнка и перечисляют названия   пальцев,   начиная   с   большого:  iргек   салаа,   устыг   салаа,   ортын   салаа,толамыр, сымалчых. По очередизагибают пальчики, говоря: пас маймах, падан чурек, ортын оол, оран чибек, кiчiк пебеек.Перечислив и согнув все пальчики, их заново разгибают, начиная с большого, и произносят: пас маймах­ чылгы хадар парир, падан чурек – хой хадар парир, ортын оол­ пызо хадар парир, оран  чiбек­ атха парир, кiчiк  пебеек­час пала полтыр, хазан хагын хыр парир. Литература 1. Бутанаев, В.Я., Верник, А.А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. Лаборатория этнографии хакасского госуниверситета им. Н.Ф.Катанова. – Абакан, 1995 2. Кышпанакова, О.Н. Хакасские народные игры, ­ Абакан, 1993.

"Формирование этнокультурного компонента через внеурочную деятельность ЗОЖ"

"Формирование этнокультурного компонента через внеурочную деятельность ЗОЖ"

"Формирование этнокультурного компонента через внеурочную деятельность ЗОЖ"

"Формирование этнокультурного компонента через внеурочную деятельность ЗОЖ"

"Формирование этнокультурного компонента через внеурочную деятельность ЗОЖ"

"Формирование этнокультурного компонента через внеурочную деятельность ЗОЖ"

"Формирование этнокультурного компонента через внеурочную деятельность ЗОЖ"

"Формирование этнокультурного компонента через внеурочную деятельность ЗОЖ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.