"Формирование этнокультурного компонента через внеурочную деятельность ЗОЖ"

  • Мероприятия
  • docx
  • 16.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал содержит этнокультурный компонент для учащихся младших школьников по формированию национального самосознания, приобщению и любви к своим национальным традициям,обычаям. Приобщать к здоровому образу жизни через спортивные и здоровьесберегающие мероприятия. Воспитывать доброту и отзывчивость учиться ,оказывать посильную помощь в критических и безвыходных ситуацияхФормирование этнокультурного компонента через внеурочную деятельность
Иконка файла материала Этнокультурное статья.docx
Табурчинова Евгения Константиновна Учитель начальных классов МБОУ Усть – Камыштинская СОШ Формирование этнокультурного компонента через внеурочную спортивно – оздоровительную деятельность младших школьников Хакасские народные игры­ как фактор формирования этнокультурного содержания Сегодня   перед   школой   стоит   сложнейшая   задача­   воспитать   культурно   – творческую личность, умеющую   найти своё   место в сложной постоянно меняющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Эта та точка опоры, которая складывается   веками,   на   протяжении   столетий.   Решая   задачу   “   формирования   общей культуры личности” записанной в законе об образовании, необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре. Важно с самого детства знакомить детей с историей и культурой родного края. Ребёнок должен   знать   свои   корни,   живших   на   земле   задолго   до   нас.   Мы   живём   в   республике Хакасия и поэтому должны уважать культуру и быт хакасского народа, знать историю малой родины.    В нашей республике живут в мире и дружбе многонациональностей. И воспитание толерантности к культуре и быту  другой национальности является условием безопасности в поликультурном социуме. Любовь к родному краю многогранна. Сегодня хочется затронуть тему” Хакасские   один   из   компонентов народные   игры   и   состязания   младших   школьников,   как   здоровьесберегающей и игровой технологии”. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. В них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, находчивость, волю и стремление к победе. Хакасские   народные   игры   являются   неотъемлимой   частью   интернационального, художественного и физического развития воспитания младших школьников. Хакасский   народ   в   течении   своего   исторического   пути   создал   неповторимые   черты национальной культуры, среди которых ярко выделяются оригинальные игры, спортивные состязания, проводившиеся в дни праздников и часы досуга. Детство хакасского ребёнкапроходило под влиянием национальных устоев и традиций, выработанных ещё со времён Кыргызского государства. К сожалению, многие народные игры забыты и навсегда ушли из нашей жизни. По   содержанию   все   народные   игры   выразительны   и   доступны   ребёнку.   Они вызывают   активную   работу   мысли,   способствуют   расширению   кругозора,   уточнению преставлений об окружающем мире, стимулируют переход детского организма к более высокой   ступени   развития.   Происхождение   хакасских   игр   связано   с   религиозными ритуалами   местных   культов.   В   речи   играющих   встречаются   магические   заклинания: чуурана,  ап,  хурай  и  другие,  которые  уже  непонятны  нынешнему  поколению.  Большой популярностью пользовались игры в бараньи альчики ( хазых) и коровьи бабки ( саха), где выигрыш   связывался   с   магией   плодородия   в   скотоводческом   хозяйстве.   Во   многих названиях народных развлечений также отразился скотоводческий быт хакасов. Основным условием   успешного   внедрения   народных   игр   в   жизнь   младших   школьников   остаётся глубокое   знание   и   свободное   владение   игровым   репертуаром,   а   также   методикой педагогического руководства. Учитель, творчески используя игру, как эмоционально – образное средство влияния на   детей,   побуждает   у   них   интерес,   воображение,   добиваясь   активного   выполнения игровых действий. Работая с детьми, надо помнить, что впечатления детства глубоко и неизгладимы в памяти   взрослого   человека.   Они   образуют   фундамент   для   развития   его   нравственных чувства,   сознания   и   дальнейшие   проявления   их   в   общественно   полезной   и   творческой деятельности. И понимая значение поликультурного воспитания толерантности ведётся большая планомерная работа к ознакомлению и приобщению к  культуре и быту хакасского народа, не только с  учащимися , но и родителями, которые принимают активное участие в жизни класса. Помогают шить костюмы, приносят предметы хакасского быта, принимают участие в национальных праздниках “ Чыл пазы”, “ Малый Тун пайрам”. Приведу некоторые виды хакасских игр, их можно разделить на: спортивные, подвижные, малоподвижные, игры­ хороводы, дидактические игры. Цель:   Воспитание   интереса   к   национальным   играм,   спортивные   состязания   и   их Хакасские народные игры использование в быту.Задачи: 1. Практическая необходимость возрождения и реализация той или иной хакасской игры или элемента спортивного состязания в конкретном действии. 2. Ознакомление молодого поколения со старинными хакасскими играми и спортивными состязаниями. 3.   Приобщение   детей   к   традиционной   национальной     культуре   во   время   проведения различных хакасских народных праздников  (Тун Пайрам, Чыл Пазы, Аба Той и др.) Предварительная работа: Знакомство детей с материалами по традиционной национальной культуре хакасов. 1. Жилище и домашняя утварь 2. Одежда и украшение. 3. Скотоводство, земледелие, охотоводство. 4. Знакомство с устным народным творчеством,хакасским орнаментом, мелодией. 5. Знакомство с хакасскими народными играми. Материалы: лук, стрелы, альчики ( бараньи кости), рукавица, маски, ремень ( хур). Спортивные игры    После ритуальной части праздника устраивались спортивные состязания: конные скачки, соревнования в силе и ловкости. Большой популярностью у хакасов пользуется борьба ( курес).  Стрельба из лука­ второй вид спортивных игр. Меткость в стрельбе­ качество , ценившееся у хакасов всегда.  Самая популярная часть праздника – конные скачки ( чарыс ). Подвижные игры “ Перебеги через дорогу”    Начерчены 2 линии на расстоянии 5­6 м, дети делятся на 2 команды, которые выбирают капитана. Бросают жребий­ кому начинать. Начинающая игру команда собирается в тесный круг и решает, кого из игроков другой команды будут ловить. Обе команды становятся к обочине дороги, называют имя того, кого будут ловить. Начинабщая игру команда отходит на   середину   и   расставляет   игроков   цепочкой   вдоль   дороги.   Вторая     команда перегруппировывается   (   по   возможности   скрытно).   Затем   по   команде   капитана устремляется к дороге и перебегают. Если это удаётся, все перебегают и намеченный в поимке, игра продолжается в прежнем режиме. Если это не удалось, команда меняется местами.Правила: 1. Ловить только намеченного, остальных пропускать. 2. Перебежать дорогу одновременно по длине всей цепи. 3. Успевший перебежать дорогу получает звание “Матыр” ( ловкий, быстрый) 4. Побеждает команда “ матыров”. Малоподвижные и словесные игры “ Хаас хур”.   В эту игру играют сидя. Количество играющих произвольное. Все садятся вокруг тесным рядом, подогнув ноги, быстро передают за спиной ремень ( хаас хур). Один из игроков в центре круга ищет его, указывает на кого – либо из сидящих. Кто замешкался, проследил, и был застигнут  с ремешком, занимает место в центре. Дидактические игры   “ Хоор – хоор”. Хакасская игра “хоор – хоор” напоминает русскую игру забаву “ сорока ­белобока кашку варила”. Обычно родители берут левую ладошку ребёнка и перечисляют названия   пальцев,   начиная   с   большого:  iргек   салаа,   устыг   салаа,   ортын   салаа,толамыр, сымалчых. По очередизагибают пальчики, говоря: пас маймах, падан чурек, ортын оол, оран чибек, кiчiк пебеек.Перечислив и согнув все пальчики, их заново разгибают, начиная с большого, и произносят: пас маймах­ чылгы хадар парир, падан чурек – хой хадар парир, ортын оол­ пызо хадар парир, оран  чiбек­ атха парир, кiчiк  пебеек­час пала полтыр, хазан хагын хыр парир. Литература 1. Бутанаев, В.Я., Верник, А.А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. Лаборатория этнографии хакасского госуниверситета им. Н.Ф.Катанова. – Абакан, 1995 2. Кышпанакова, О.Н. Хакасские народные игры, ­ Абакан, 1993.