ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Оценка 4.8

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
физическая культура +1
Взрослым
12.03.2017
ФОРМИРОВАНИЕ  ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ  И  КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВЬЯ  КАК  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье дается видение и анализ проблем, на которые может натолкнуться учитель физкультуры в своей профессиональной жеятельности и пути их решения. А именно переход физическая культуры и культуры здоровья из плоскости педагогической проблемы в плоскость неотъемлемой составляющей части всей жизни.
Формирование культуры здоровья.doc
ФОРМИРОВАНИЕ  ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ  И КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВЬЯ  КАК  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА А.А.Сергеев,   учитель   физической   культуры   высшей   квалификационной категории   МОУ   Иванковской   СОШ   Фурмановского   района   Ивановской области. Одним   из   основных   современных     приоритетов   образовательной деятельности   школы   согласно   ФГОС   является   формирование  ценностей здоровья,   здорового   и   безопасного   образа   жизни,   духовно­нравственного здоровья, экологической культуры обучающихся Ребенок  уже  с  начальной  школы  должен  понимать  и    выработать  для себя  принцип:  я  постигаю  знания  не  только  об  окружающем  мире,  но  и  о самом  себе,  о  своем  здоровье  и,  следовательно,  я  готовлю  свое  будущее.   С одной стороны, исходя из логики новых стандартов, следует ожидать, что   с   их   введением   образование   должно   стать   более   безопасным, здоровьеформирующим   и   здоровьесберегающим,   гарантирующим   защиту учеников от перегрузок, формирование личности безопасного типа, умеющую заботиться о своем здоровье. С   другой   стороны,   говорить     о     культуре     здоровья     подрастающего поколения     на     данном     отрезке     времени     не     приходится,     потому     что статистически  реальной  альтернативой  культуре  здоровья  стали: ­массовое употребление алкоголесодержащей продукции; ­курение; ­асоциальное  поведение,  переходящее  в  нарушение  законности.   поток     и     как   Нарастающий     информационный     следствие интенсификация   образования   и   обучения   детей   еще   больше   обострили проблему  здоровья,  его  сохранения  и   укрепления.  Согласно исследованиям [В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, А.П.  Матвеев,  В.Д.  Сонькин   и  др.]  ведущими   среди   причин,  неблагоприятно влияющих   на   состояние   здоровья   учащихся, стрессовая образовательная  среда и  нерациональная  организация  учебно­воспитательного процесса;   раннее   обучение   детей   с   дошкольного   возраста;   несоответствие способов обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся; несбалансированное питание; статичность положения обучающихся и их низкая двигательная активность; нарушение санитарно­ гигиенических норм и правил в организации   образовательного   процесса;   некомпетентность   (психологическая, физиологическая, методическая) определенной части педагогов в организации учебно­воспитательного   процесса;   несоблюдение   преемственности   между уровнями образования.    являются: Давайте  попробуем  представить  день  обычного  школьника  среднего или  старшего  звена.  Количество  уроков  в  день  6, а иногда  7­8,  количество домашнего  задания  по  наукоемким  предметам  не  менее  четырех (а  это  часа 3­4  работы  дома  за  письменным  столом), посещение репетиторов. Родители тоже  хотят  видеть  от  ребенка  какую­то  помощь  по  дому.  Суммировав  это время,  получаем,  что  уже  полдня  ребенок  прожил.  Захочет  ли  он,  а  лучше спросить,  сможет  ли  он  после  этого  времени  заняться   собой,  заняться своим  здоровьем?  Нет  сил,  усталость  до  предела  и  единственное  желание уже  после  первой  четверти  отоспаться. При рассмотрении здоровья сегодня специалистами оценивается в лучшем случае   роль   биологического   компонента,   экологического   фактора,   условий труда,   быта,   досуга   человека,   а   не   система   его   собственной   активной деятельности,   направленной   на   постоянное   укрепление   жизненных   сил организма. Система профилактики чаще всего сводится к формированию знаний у   детей   и   подростков   об   опасности   тех   или   иных   заболеваний.   Отсутствует развернутая   система   выработки   практических   навыков   конструирования молодежью   такого   психического   и   физического   здоровья,  которое   позволяет успешно справиться с постоянно возрастающими нагрузками современной жизни на человеческий организм. Кроме этого, десятилетиями  физкультура  и  физкультурное  образование финансировалась  по  остаточному  принципу. На  профилактику  заболеваний средствами  физической  культуры  бюджетных  средств  выделялось  в  22  раза меньше,  чем  на  лечение. В  стране  практически  не  ведется  пропаганда  ЗОЖ и  ценностей  физической  культуры.  Не  был  сформирован  идеал  физического здоровья,   как   важнейшей   составляющей   образа   жизни   и   общественного престижа   страны (за  исключением  последних двух  лет  в связи  с  введением ВФСК ГТО, но и в этом случае с массой возникающих вопросов). Это  что  касается  общества,  а  относительно  образования: в   настоящее   время   в   рамках   общего   образования   существует   ряд   учебных курсов,   дающих   учащимся   информацию   о   здоровье   человека   и   методах   его сохранения и укрепления. Однако эти курсы дают лишь фрагментарные знания и  не  дают  целостных  представлений  о  культуре  здоровья  и  здоровом  образе жизни. Кроме того, данные курсы (биология, ОБЖ, физическая культура) не формируют   у   большинства   учащихся   ориентаций   на   самостоятельную деятельность по сохранению и укреплению здоровья. Учреждения   образования   лишь   частично   выполняют   роль   субъекта развития культуры преодоления и предупреждения болезни. Так, например, на уроках физической культуры утверждается ценность физической активности в предупреждении   болезни.   На   уроках   биологии   рассказывается   о   некоторых типичных заболеваниях, которые можно предупредить умелой заботой о своем здоровье.   На   уроках   ОБЖ   говорится   об   опасностях   различных   травм, чрезвычайных   ситуаций   и   способах   сохранения   своей   жизни   и   здоровья   в экстремальных случаях. Основной упор делается на профилактику болезни, а не на приобретение умения управлять психофизическими силами организма Анализ   образовательных   программ   для   учащихся,   с   точки   зрения освещения    в   них    вопросов,   касающихся   здоровья,   показывает,   что   в основном  материал  дается  несистемно,  без  учета  возрастных  особенностей детей.    Аспекты   здоровья   освещаются   неравномерно   по  классам.  Так,   в начальной  школе  вопросы  здоровья  обсуждаются  главным  образом  в  3­4 классах.     В     среднем     звене,     4­8     классах,     материал     данной     тематики практически  отсутствует,  лишь  небольшой  объем  знаний  предусматривается в    курсе   ОБЖ.    В   старшем    звене,   9­11    классы,    предусмотрены    курс анатомии  и  ОБЖ.  Однако   в  период  активного  взросления  дети  особенно интересуются   строением   и   функционированием   своего   организма   и   не всегда   могут   объяснить   полоролевые   различия.   А   школа   не   помогает ребенку  в  поисках  данной  информации.                                          Общей  недоработкой  большинства  программ  является  недостаточное использование  имеющегося  у  детей  практического  опыта,  невысокая  степень отработки     практических     навыков     и     ориентации     на     их     перенос     в повседневную     жизнь     учащихся;     отсутствие     материала     о     причинах, механизмах  развития  различного  рода  заболеваний,  о  путях  саморегуляции и  самооздоровления.   ценностной     учебных     по   Анализ     соотношения     трех     и     составляющих     операционной)     пособий   различным (познавательной,   образовательным  областям  и  учебным  предметам  позволяет  сделать  вывод о  том,  что  в  подавляющем  большинстве  учебных  пособий  не  задействован чувственный  опыт  в  процессе  усвоения  материала  учащимися,  а  также   недостаточное     внимание     уделяется     формированию     операциональных навыков   поведения,   ориентированных   на   здоровье.   Это   относится   как   к стереотипным  навыкам  (например, соблюдение  элементарных  гигиенических навыков),  так  и  к  навыкам  реагирования  (например,  отказ  от  предложенной сигареты).    Первое     место     занимает     когнитивная     информация,    второе  – ценностная,  и  лишь  на  третьем  месте  стоит  формирование  практических навыков.     Между     тем,     доказано,     что     операциональные     навыки     и эмоциональный   опыт   наиболее   эффективно   влияют   на   выработку   форм поведения,  ориентированных  на  здоровье  (В.Н.Касаткин). Существующие     программы     обучения       по     предмету     «Физическая культура»  мало  ориентированы  на  детей,  имеющих  отклонения  в  состоянии здоровья.   Между  тем,  данные  диспансеризации  показывают,  что  от  60% детей   в   первом   классе   до   90%   детей   в   11   классе   имеют   различные функциональные  отклонения  в  состоянии  здоровья.  А  учителя  не  имеют достаточной     квалификации     для     работы     с     учащимися,     имеющими функциональные  отклонения  и  расстройства  здоровья. Законодательная  и  нормативная  база  в  отношении  охраны  здоровья детей   не   обеспечивает   должной   координации   действий   органов   власти, правоохранительных,   образовательных учреждений     и     учреждений     санэпиднадзора.     Задачи     гигиенического образования  детей  и  формирование  здорового  образа  жизни  решаются  в отрыве  друг  от  друга,  отдельно  каждой  структурой.   лечебно­профилактических,   Поэтому   для   сохранения   здоровья   актуальной   является   задача формирования у всего населения новой культуры здоровья, которая снижает не только вероятность появления болезней, но и позволяет постоянно укреплять жизненные   силы   человека   на   основе   использования   традиционных   и нетрадиционных   методов   сохранения   и   укрепления   здоровья.   Управление здоровьем является главным рычагом профилактики. Человек должен не только знать   о   болезнях   и   причинах   их   появления,   он   должен   с   раннего   детства приобретать практические навыки саморегуляции своего организма. В связи с этим представляется целесообразным кардинальное изменение целевой   установки   воспитательной   деятельности,   осуществляемой   в   системе современного   образования   в   сфере   укрепления   здоровья   подрастающего поколения.   Главной   задачей   должно   стать   формирование   знаний,   ценностей, практических  умений, обеспечивающих эффективное  управление  жизненными силами   организма   при   максимальной   реализации   соматических, физиологических возможностей. А   если   перефразировать   ­   одной   из   приоритетных   задач   современного этапа   модернизации   образования   должно   стать   формирование   и   развитие физической культуры и культуры здоровья подрастающего поколения. Импонирует,     что     современная     педагогическая     система предусматривает  мониторинг  личностного   отношения  ученика  к  процессу обучения,   т.е.   если  сказать   проще – ученика  спрашивают,   как  и   что   он чувствует  на  уроке  литературы,  физики,  что  нового  узнал  на  уроке.  А  про физическую     культуру     вопрос     однотипен:     нравится     ли     тебе     урок физкультуры?  Данная  постановка  вопроса  в  такой  формулировке  просто  не этична.   Эта   формулировка   основана   на   эмоциях.   А   урок   физической культуры   должен   подразумевать   глубокую   работу человека, прежде   всего над  собой:  развивать физический,  психический,   нравственный  компоненты, которые  в  свою  очередь  и  составляют    основу  здоровья  человека. Перефразируя  слова   Сухомлинского    «Сначала   люблю,  потом  учу», педагогический   принцип   учителя   физической   культуры   можно обозначить так:  «Сам  веду  активный  ЗОЖ  и  привлекаю  к  себе  союзников  и,  прежде всего  из  числа  детей».  Как  реализовать  этот  принцип?   Совместное     целеполагание    и    деятельность     поможет    понять,    что ребенок  знает  о  здоровье,  что  его  интересует,  беспокоит,  что  бы  он  хотел сделать   для   своего   здоровья   и   здоровья   окружающих.   А   инструментом может  стать  сотворчество в достижении цели.    сознательное  отношение  к  своему  здоровью  и  здоровью  окружающих   Одним  из  ключевых  моментов  в  формировании  мотивации  ребенка  на является     создание     у     него     ситуации     успеха     в     решении     вопросов физического     и     нравственного     совершенствования,     т.е.     формирование физической  культуры  личности. Если   ребенком   не   будут   внутренне   приняты   позиции   «Это   мне нужно»,  «В  этом  я  могу  достичь  успеха»,  то  все  старания  учителей  будут напрасными.   Ситуация   успеха – это   результат   сотворческой   совместной деятельности   учителя   и   ученика,   при   котором   результат   деятельности учащегося   сопоставим   с   его   ожиданиями   и   корректируется   в   процессе образовательной  деятельности. Именно поэтому тема «Формирование культуры здоровья   у   обучающихся»   предполагает   рассмотрение   здоровья   в   контексте личностной   характеристики.   Целью   формирования   культуры   здоровья   у обучающихся   является   развитие   и   совершенствование   личности,   повышение качества образования и духовно­ нравственного, физического, психологического здоровья.  Ведущими   педагогическими   принципами   формирования   культуры здоровья   являются   системность,   комплексность,   аналитичность,   учет возрастных,   половых   и   индивидуальных   особенностей   обучающихся, преемственность,   вариативность   и   гуманизм,   диалектическое   единство обученности   и   здоровья;   рациональное   сочетание   умственной   и   физической нагрузки.  Формирование   культуры   здоровья   есть   процесс,   способствующий развитию   личностных   приоритетов,   качеств,   ориентаций,   общей   культуры, которые   реализуются   в   когнитивном,   аксиологическом   и   поведенческом аспектах   деятельности   человека.   Фундаментальной   идеей   формирования культуры здоровья является рассмотрение данной проблемы в контексте общих задач образования и в частности повышения качества обучения и воспитания подрастающего поколения.  Исходя из педагогических принципов формирования культуры здоровья, можно   определить   концептуальные   позиции,   которые   составляют   научно­ теоретическую базу рассмотрения данной проблемы.  1.   Целенаправленный   характер   учебно­воспитательного   процесса   по формированию культуры здоровья у обучающихся.  2. Целостность и системность процесса формирования культуры здоровья у обучающихся.  3.   Создание   здоровьеформирующей   образовательной   среды   и использование ее педагогических возможностей.  4. Интеграция ценностей культуры здоровья в содержание образования и использование здоровьесберегаюших технологий.  5. Развитие двигательной активности и учет индивидуально ­ личностных возможностей обучающихся.  6.   Вовлечение   всех   участников   образовательного   процесса   в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья. Наиболее   характерной   чертой   современной   концепции   физического воспитания   является   смещение   акцента   в   сторону   повышения   роли образовательной   направленности.     Она   определяет   условия   успешности формирования физической культуры личности школьника. Однако, как бы ни ратовали   сейчас   за   образовательную   направленность,   за   интеллектуализацию учебного   процесса   по   физическому   воспитанию,   факт   остается   фактом: большинство   учителей   придерживаются   другого   мнения   и   продолжают реализовывать   в   своей   практической   деятельности   методику,   где   главные аргументы: "высокая плотность ­ основа эффективности", "уроки физкультуры для того и существуют, чтобы на них занимались физическими упражнениями, а не разговорами". Странно   и   малоубедительно   выглядят   утверждения,   что   беды физкультурной   работы   в   школе   можно   преодолеть   посредством   усиления тренировочной направленности уроков физкультуры. Ведь, по сути дела, вся история совершенствования содержания школьного урока физической культуры на протяжении многих десятков лет была связана с этим подходом, с поисками путей   повышения   моторной   плотности   занятий,   объема   и   интенсивности предлагаемых  нагрузок. Поэтому именно этот подход наиболее  разработан в специальной   методической   литературе   и   в   настоящее   время   реализуется   в деятельности большинства специалистов­практиков, зачастую в ущерб решению задач образовательной направленности. Ну и каков же итог? В результате мы вынуждены констатировать крайнюю неудовлетворенность состоянием работы по физическому воспитанию школьников. В   природе   не   существует   формы,   более   приспособленной   к   решению образовательных   задач,   чем   урок.   Не   решая   этих   задач   на   уроках,   мы фактически не решаем их вовсе и тем самым не просто обедняем весь процесс физического   воспитания,   но   и   лишаем   его   самой   главной   из   основ. Следовательно,   несовершенство   урочной   формы   проведения   занятий   по физической культуре и является главным обстоятельством, которое  определяет низкую эффективность физического воспитания школьников в целом.   В   чем это  проявляется?        * уже упоминавшееся выше слабое использование возможностей овладения интеллектуальным компонентом физической культуры;     * недостаточная нацеленность на создание условий,  когда  учебный  процесс перерастает  в  процесс физического самосовершенствования;        * слабо выраженный мировоззренческий аспект физкультурных занятий, не оказывающий существенного влияния на формирование ценностных ориентаций, убеждений и т.п. в области физической культуры;         *   зачастую   откровенное,   неприкрытое   выхолащивание   образовательного содержания,   низведение   роли   урока   до   утилитарного   средства   активного отдыха, борьбы с умственным утомлением и последствиями гиподинамии.  Именно   по   этим   причинам   урок   физической   культуры   оторвался   от учебной   жизни   школы,   фактически   перестал   быть   общеобразовательным предметом,  а  следовательно,  и  основной   формой   физического   воспитания,  и превратился, по меткому замечанию Г.Н. Сатирова, в довесок, педагогическое значение   которого   трудно   уловить   и   ученикам,   и   учителям­предметникам,   и родителям. В этом и кроются истинные причины недооценки этого предмета, а иногда   и   откровенно   пренебрежительное   отношение   к   нему.   Изменить положение может только наполнение урока таким содержанием, которое ни у кого   не   вызовет   сомнений   в   том,   что   это   действительно   урок   по общеобразовательной дисциплине. Если этого не произойдет, урок физической культуры   будет   по­прежнему   смотреться   чем­то   совсем   незначительным, второстепенным   в   ряду   не   только   других   предметов,   но   и   других   форм физического воспитания. Ведь это всего 3 неполных часа в неделю, в то время как   целый   ряд   других   форм   характеризуется   и   значительно   большими временными   параметрами,   и   более   значительными   показателями   объемов   и интенсивности нагрузок. Потребности   организма   детей   школьного   возраста   в   организованной двигательной   активности   составляют   не   менее   12­16   ч   в   неделю.   Просто механическое увеличение количества уроков само по себе не способно решить проблему   их   эффективности,   так   как   вопрос   заключается   не   столько   в   их количестве, сколько в том, как они используются, какова целенаправленность их основного содержания.  Курьезно выглядят рассуждения о том, что "в реалиях двух­трех уроков физкультуры в неделю", "целесообразнее всего сосредоточиться на тренинге, на физической подготовке, так проще". По этому поводу прежде всего следует заметить, что в значительной мере именно поиски подобной "простоты" как раз и завели всю нашу систему физического воспитания в тупик. Законы  Природы ну никак не позволяют добиться "в реалиях двух­трех уроков" хоть сколько­ нибудь существенного результата в деле физической подготовки детей. Об этом говорят   и   плачевные   результаты   реализации   такого   подхода   на   протяжении многих   десятилетий   в   масштабе   всей   страны   (что   же   еще   может   быть убедительнее?!), а также экспериментальные данные, свидетельствующие, что один урок физической культуры дает максимум 12 минут такой двигательной активности,   которая   хоть   в   какой­либо   мере   может   повлиять   на совершенствование физических кондиций детей. Ну а теперь представим, что же могут дать в этом плане 25­35 минут в неделю. Ровным счетом ­ ничего, так как о наличии какого бы то ни было кумулятивного эффекта (непременное условие результативности тренирующего воздействия) не может быть и речи. И   как   итог:     погоня   за   высокой   моторной   плотностью,   тренирующим эффектом дает практически нулевой результат и не позволяет системно решать образовательные задачи, успешная реализация которых могла бы, в частности, способствовать   подготовке   детей   к   самостоятельному   совершенствованию собственных физических кондиций в процессе, как самостоятельных занятий, так и других форм физического воспитания в школе и за ее пределами. Оздоровительная     направленность     уроков     должна     быть     ведущей. "Движение ­ жизнь",  с  этим  афоризмом трудно  поспорить.  Но здоровье детей зависит   не   только   от   уровня   двигательной   активности.   В   частности, отрицательное   влияние   на   него   оказывают   (как   было   выше   упомянуто) нарушение гигиенических требований режима дня, учебного процесса, режима питания,   его   недостаточная   калорийность,   сложность   учебных   программ, неблагоприятные   экологические   факторы,   вредные   привычки   и   еще   многое другое.   Комплексное   воздействие   всех   этих   факторов,     способно   напрочь перечеркнуть какие бы то ни было положительные влияния от использования средств физической культуры даже при условии идеальной постановки процесса физического воспитания в школе. Поэтому   в   определении   стратегии   и   тактики   реализации   задач оздоровительной направленности необходимо со всей отчетливостью понимать, что успешное решение проблемы здоровья подрастающего поколения возможно только   в   том   случае,   когда   человек   наряду   с   правильной   и   достаточной   по объему   и   интенсивности   двигательной   активностью   будет   систематически выполнять   и   остальные   шесть   заповедей   сохранения   здоровья   (по   М. Кенлехнеру):   правильно   дышать,   правильно   пить,   правильно   есть,   правильно расслабляться,   правильно   беречься,  правильно   думать.  Соблюдение   этих   или подобных принципов и правил имел в виду и Н.А. Семашко, когда утверждал, что для укрепления здоровья человек должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки. А для этого он должен хотеть это делать, знать, как правильно это   делать,  умело   реализовывать   свои   потребности   и  знания   в   практической деятельности   в   процессе   самосовершенствования.   Другими   словами   – физическая   культура   и   культура   здоровья   должны   перейти   из   плоскости педагогической проблемы в плоскость неотъемлемой составляющей части всей жизни.

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ФОРМИРОВАНИЕ  ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ  И  КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВЬЯ  КАК  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ФОРМИРОВАНИЕ  ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ  И  КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВЬЯ  КАК  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ФОРМИРОВАНИЕ  ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ  И  КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВЬЯ  КАК  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ФОРМИРОВАНИЕ  ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ  И  КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВЬЯ  КАК  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ФОРМИРОВАНИЕ  ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ  И  КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВЬЯ  КАК  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ФОРМИРОВАНИЕ  ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ  И  КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВЬЯ  КАК  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ФОРМИРОВАНИЕ  ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ  И  КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВЬЯ  КАК  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ФОРМИРОВАНИЕ  ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ  И  КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВЬЯ  КАК  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2017