Формирование гражданско-патриотических качеств в классном коллективе
Оценка 4.9

Формирование гражданско-патриотических качеств в классном коллективе

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
25.11.2018
Формирование гражданско-патриотических качеств в классном коллективе
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Всю работу по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности я веду по разным направлениям.
Формирование гражданско-патриотических качеств в классном коллективе..docx
«Всякая благородная личность глубоко   осознает свое кровное родство,   свои кровные связи с Отечеством».   В.Г. Белинский  Уважение   к   своей   стране,   к   ее   национальным   традициям,   истории   и богатой   культуре   является   основой   любого   воспитания.   Согласитесь,   что невозможно   вырастить   настоящего   гражданина   и   достойного   человека   без уважительного   отношения   к   своим   истокам.  Каждая   травинка,  лесной   или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.  представляет     воспитание  В   настоящее   время   заметно   возрос   интерес   ученых   и   педагогов   к проблеме   патриотического   воспитания.   Это   видно   по   многочисленным публикациям в прессе и появлению документов на государственном уровне. В современном   понимании   патриотизм   ­   это   многовариантное   понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений.  Патриотизм  (от   греческого   слова   patris   –   отечество)   –   это   стойкая гражданская   позиция,   гордость   за   свою   страну   и   трепетное   уважительное отношение к ее истории.  Гражданско­патриотическое собой целенаправленный процесс формирования социально­ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное отношение проявляется   в   желании   и   стремлении   знать   историю   своей   страны,   ее национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины. Для каждого детского   коллектива   следует   выбирать   наиболее   подходящие   формы организации воспитательного процесса. Формы гражданско­патриотического воспитания младших школьников через внеклассную и внеурочную деятельность: беседы, классные и информационные часы, читательские конференции;  тематические утренники, проведение совместных праздников с родителями;  торжественные линейки, уроки Мужества, экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско­патриотического содержания;  просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности;  конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;  ролевые игры, проигрывание ситуаций;  встречи   с  ветеранами   Великой   Отечественно   войны   и   труда,  знаменитыми земляками;  социальные акции, операции; работа с детскими общественными организациями. Направления работы по гражданско­патриотическому воспитанию Всю   работу   по   гражданско­патриотическому   воспитанию   младших школьников в урочной и внеурочной деятельности я веду по направлениям: 1.  Историко   –   краеведческое   и   экскурсионное   направление  –   система мероприятий,   направленная   на   познание   историко­культурных   корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность   к   деяниям   предков,   исторической   ответственности   за происходящее в обществе. Работа по этому направлению проходит на уроках по курсу «Человек и мир» и «Мая Радзіма Беларусь». С учащимися класса мы   посетили   краеведческий   музей,   побывали   на   различных   экскурсиях. Ребята встречались с ветеранами Великой Отечественно войны, участвовали в праздниках, посвященных 23 февраля «Богатырские забавы», «О рыцарстве, о доблести, о славе», участвовали в конкурсе стихов посвященных Дню Победы. В классе были проведены тематические классные часы «Их именами названы улицы   нашего   города   »,   «Славутыя   імены   Бацькаўшчыны»,   заочное путешествие   «Старажытная   Беларусь»   и   др.   Детьми   были   подготовлены выступления по темам: «Легенды моей земли», «Старинные замки Беларуси», «Беларусь – центр Европы». 2. Гражданско­патриотическое направление ­ основано на любви к Родине и   народу,   национальном   самосознании,   гражданском   долге,   готовности   к достойному   служению   Отечеству.   По   этому   направлению   проводились беседы, информационные часы   «Конституция Беларуси и права человека», «Символы страны», «Национальные праздники Беларуси», «Ответственность и право». Учащиеся участвовали в ролевой игре «Ваши права», подготовили и провели классный час «Я – гражданин Беларуси», участвовали в обсуждении проблемной ситуации «Сколько « Я» у человека» (человек как член семьи, школы, гражданин города, Республики). Дети сами подготовили и провели конкурс пословиц и поговорок «Пословицы и поговорки ­ богатство нации». В   ходе   организации   процесса   формирования   гражданственности учащихся мною широко используются возможности учебных предметов. Содержание   и   организация   уроков   математики   предоставляют   большие возможности для реализации задач воспитания гражданственности учащихся начальных классов. На занятиях воспитываются такие личностные качества гражданина,   целеустремленность, стремление   познать   истину;   формируется   хозяйственное   отношение   к общественной и личной собственности, обращается внимание школьников на такие   проблемы,   как   состояние   общественного   транспорта,   лифтов   в многоэтажных   домах,   остановочных   пунктов,   оборудования   дворовых детских площадок и т. д.   как   бережливость,   настойчивость, Формированию   гражданских   качеств   младших   школьников   на   уроках математики   способствует   выполнение   таких   заданий,   как   составление   и решение   задач,   содержащих   материал   о   родине,   о   Республике   Беларусь, растительном   и   животном   мире   и   т.   д.,   использование   на   занятиях стихотворений, пословиц и поговорок . Большое   значение   имеет   анализ   содержания   задач,   в   условии   которых имеются сведения о нашей Республике, городе, микрорайоне. 3. Литературно­музыкальное и художественное направление, отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт исподволь, от эмоционально – образного содержания произведения, от переживания детей. Большие   возможности   для   формирования   гражданских   качеств   младших школьников предоставляют уроки русского и белорусского  чтения.  В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины. На произведениях классиков ребята учатся любить и охранять родную природу,   гордиться   за   свою   Родину,   восхищаться   подвигами   героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям. Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения,   если   сопровождается   через   прослушивание   музыкальных произведений (классика для детей, белорусские народные песни, сказки). Изучение   белорусского   языка   и   литературного   чтения   способствует воспитанию   любви   и   уважения   к   родному   языку,   гордости   за   свой   народ, республику.   Воспитание   гражданственности   осуществляется     через ознакомление   учащихся   с   родным   языком,   мифологией,   историей   и традициями   белорусов.   С   этой   целью   мною   широко   используются воспитательные возможности содержания изучаемых текстов и упражнений, которые представлены в учебниках по белорусскому языку и чтению, а также в дополнительных, специально подобранных материалах. На уроках русского языка и литературного чтения учащиеся знакомятся с  литературным   творчеством   русских,  зарубежных   и   белорусских   авторов, учатся   находить   общее   в   укладе   жизни   славянских   народов,   узнают   об особенностях быта жителей других стран, что способствует формированию чувства   патриотизма,   интернационализма,   культуры   межнациональных отношений,   толерантности.   Большие   возможности   для   формирования гражданских качеств младших школьников предоставляют  уроки чтения. Чтение   и   разбор   рассказов,   стихотворений,   сказок   из   учебных   книг помогают учащимся понять и оценить гражданские поступки людей, знакомят с   понятиями   справедливость,   дружба, гражданственность.   товарищество,   честность, Отбор   книг   для   внеклассного   чтения   учащихся   осуществляется   в соответствии   с   «критерием   гражданственности»,   состоит   в   «соотнесении идейного   содержания   художественного   произведения   идеалам   воспитания всесторонне развитой личности гражданина.  С учащимися класса мы  провели конкурс чтецов «Люблю тебя мой край родной». 4.   Физкультурно­оздоровительное   и   туристическое   направление ориентировано   на   развитие   силы,   выносливости   и здоровьесбережения.   ловкости, Кроме уроков физической культуры, учащиеся разучивают белорусские народные игры «У мядзведзя на бару», «Гуся», «Казёл», «Ноч i дзень», «У вераб'я», «У Бабу­Ягу», «Адгадай, хто» и др., с удовольствием участвуют в «Веселых стартах». На праздниках к 23 февраля и 8 марта соревнуются в конкурсах «Браво, мальчики!», «А ну­ка, девочки!» 5. Экологическое направление – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения. Дети участвуют в акциях «Сбережём лес» (сбор макулатуры), изучают лекарственные   растения   своего   края.   Группа   учащихся   приняла   участие   в защите экологического проекта «Как избежать загрязнения воздуха». Ученики участвовали в акции «Поможем пернатым друзьям» (вывешивали кормушки в школьном дворе). 6.   Трудовое   направление  –   привитие   трудовых   навыков.   Учащиеся знакомятся с профессиями своих родственников, рассказывают об этом на классных часах, задумываются над вопросом «Кем быть?», учатся уважать труд старших. Дети узнают о службе пап в армии, готовят для них подарки. Мальчики оказывают помощь в ремонте школьной мебели. Ребята участвуют в операциях   «Уют»,   «Хозяева   класса»   «Доброе   дело».   Активное   участие   в общественно полезном труде развивает отзывчивость, умение замечать, кому нужна   помощь,   оказывать   ее,   формирует   у   ребенка   патриотическую гражданскую   позицию,   т.е.   понимание   того,   что   ты   в   ответе   за   то,   что происходит вокруг. 7. Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей   через   духовное   возрождение   семьи   и   овладение   опытом предшествующих поколений. Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи,   собирают   старые   фотографии,   изучают   семейный   архив,   находят старые   вещи   («Бабушкин   сундук»),   описывают   увлечения   своей   семьи   и составляют герб семьи. Были проведены классные часы «Моя семья», «Я – продолжатель своего рода», «Семья – основа государства», «Мой дом». При отборе содержания гражданско­патриотического воспитания необходимо учитывать   личный   опыт   учащихся,   полученный   в   ходе   организации   их жизнедеятельности и приобщения к реальной социальной действительности. Содержание гражданско­патриотического воспитания должно включать те знания, способы деятельности, ценностные ориентиры, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее выполнение типичных социальных ролей в современном обществе. В   настоящее   время   уже   существует   разработанный   специально   для младших   школьников   специальный  курс   факультативных   занятий  «Мое Отечество».   Основными   целями   данного   курса   являются   патриотическое воспитание   учащихся   на   лучших   традициях   национальной   культуры; расширение духовного кругозора младших школьников, создание условий для развития творческой личности; формирование гражданской позиции и чувства любви к родному краю. Рекомендованной при проведении занятий по курсу «Мое Отечество» книгой учителю является «Беларусь ­ наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А. Р. Лукашэнкі першакласніку», в которой красочно представлены   история,   культура,   традиции   белорусского   народа.   Также можно рекомендовать книгу «На парозе грамадзянскага сталення: методыка арганізацыі   грамадзянскага   выхавання   вучняў   пачатковых   класаў».   В   ней раскрыты   цели,   задачи   и   содержание   гражданского   воспитания   младших школьников, представлены методические материалы для проведения занятий по курсу «Мое Отечество». Таким   образом,   гражданско­патриотическое   воспитание   оказывает влияние   на   все   сферы   социальной   жизни   учащихся   и,   следовательно,   на социально­психологическую структуру личности.    Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от воспитателя  настойчивости, последовательности  и большого терпения.

Формирование гражданско-патриотических качеств в классном коллективе

Формирование гражданско-патриотических качеств в классном коллективе

Формирование гражданско-патриотических качеств в классном коллективе

Формирование гражданско-патриотических качеств в классном коллективе

Формирование гражданско-патриотических качеств в классном коллективе

Формирование гражданско-патриотических качеств в классном коллективе

Формирование гражданско-патриотических качеств в классном коллективе

Формирование гражданско-патриотических качеств в классном коллективе

Формирование гражданско-патриотических качеств в классном коллективе

Формирование гражданско-патриотических качеств в классном коллективе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2018