Формирование характера у детей и пути его воспитания.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Как отмечалось, характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.
Иконка файла материала Формирование характера у детей и пути его воспитания.doc
Формирование характера у детей и пути его воспитания. Как   отмечалось,   характер   формируется,   развивается   и   изменяется   в   практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни.          Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются   первые   контуры   характера,   начинает   складываться   привычный   образ поведения,   определенные   отношения   к   действительности.   Проявления   коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.     Большое   значение   имеют   простейшие   виды   доступной   дошкольнику   трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей   и   воспитателей,   их   личного   примера   у   ребенка   постепенно   складываются понятия   о   том,   что   можно   и   чего   нельзя,   и   это   начинает   определять   его   поведение, закладывает   основы   чувства   долга,   дисциплины,   выдержки;   ребенок   приучается   давать оценку собственному поведению.          С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.      Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность,   настойчивость,   аккуратность,   дисциплинированность,   трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе   ребенок   вступает     в   новые   для   него   отношения   с   учителями,   в   отношения содружества   и   взаимопомощи   с   товарищами.   У   него   развивается   сознание   долга   и ответственности   перед   коллективом   своего   класса,   школы,   чувство   товарищества, коллективизм.   Особенно     интенсивно   развиваются   черты   характера   у   подростков. Подросток   в   значительно   большой   мере,   чем   младший   школьник,   участвует   в   жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной   деятельности   уже  гораздо  больше   начинает   руководствоваться  мотивами общественного порядка ­ чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, класса.       Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер   которых   нельзя   было   бы   перевоспитать   и   которым   нельзя   было   бы   привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.      Каковы же пути воспитания характера? Необходимым   условием   воспитания   характера   является   формирование   мировоззрения, убеждений,   и   идеалов.   Мировоззрением   определяется   направленность   человека,   его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди   руководствуются   в   своих   поступках.   Задача   формирования   мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для   воспитания   общественно   ценных   черт   характера   необходима   такая   организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.       В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, но и соответствующий мотив этого   поведения,   ставить   детей   в   такие   условия,   чтобы   их   практическая   деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него,  например,   проявления   выдержки   или   инициативности,   то   соответствующие   чертыхарактера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно.   Нельзя   воспитать   мужественного   человека,   если   не   поставить   его   в   такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.      Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом   труде,   связанном   с   преодолением   трудностей,   воспитываются   лучшие   черты характера   ­   целеустремленность,   коллективизм,   настойчивость.       Важнейшее   условие правильной организации воспитательных мероприятий  ­ тесная согласованность учебно­ воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи.      На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и   их   поведение   часто   служат   для   школьника   своеобразным   образцом,   с   которым   он сравнивает свое поведение.      На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родите ли или педагоги. То что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы ­ все это имеет огромное значение для воспитания характера детей.       Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности, этические, или   моральные,   беседы.   Их   цель   ­   формировать   у   детей   правильные   моральные представления и понятия. Для более старших школьников один из путей формирования характера ­ самовоспитание. Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные   привычки.   Особенно   важна   необходимость   индивидуального   подхода   в воспитании характера  Индивидуальный   подход   требует   выбора   и   осуществления   таких   воспитательных мероприятий,   которые   соответствовали   бы   особенностям   личности   школьника   и состоянию, в котором он в данное время находится.      Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.           Для   того   чтобы   воспитывать   характер   школьника   с   учетом   его   индивидуальных особенностей,   следует   хорошо   знать   их,   т.   е.   всесторонне   и   глубоко   изучить индивидуальность ученика. Изучение ребенка ­ сравнительно длительный процесс. Только хорошее   знание   учащегося   позволит   наметить   индивидуальные   мероприятия   по   его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам.      Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года обучения, учитель должен внимательно   наблюдать   их,   побеседовать   с   родителями   об   условиях   и   некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить определенную программу формирования характера ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.