Как отмечалось, характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни.
Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.
Формирование характера у детей и пути его воспитания.
Как отмечалось, характер формируется, развивается и изменяется в практической
деятельности человека, отражает условия и образ его жизни.
Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте
обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ
поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма,
настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в
игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.
Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой
деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и
любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований
родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются
понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение,
закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать
оценку собственному поведению.
С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок
впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих
все его поведение в школе, дома, в общественных местах.
Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность,
целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие.
Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В
школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения
содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и
ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества,
коллективизм. Особенно
интенсивно развиваются черты характера у подростков.
Подросток в значительно большой мере, чем младший школьник, участвует в жизни
взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и
общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами
общественного порядка чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием
поддержать честь школы, класса.
Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей,
характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить
определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у
них отрицательные черты.
Каковы же пути воспитания характера?
Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения,
убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его
жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми
люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения,
убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в
которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому
для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация
игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт
правильного поведения.
В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму
поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, но и соответствующий мотив
этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность
соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые
принципы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от
него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие чертыхарактера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему
словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие
условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все
трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.
Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно
значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты
характера целеустремленность, коллективизм, настойчивость. Важнейшее условие
правильной организации воспитательных мероприятий тесная согласованность учебно
воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи.
На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев
и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он
сравнивает свое поведение.
На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родите ли или
педагоги. То что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем
то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным
нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы все это
имеет огромное значение для воспитания характера детей.
Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с
которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности, этические,
или моральные, беседы. Их цель формировать у детей правильные моральные
представления и понятия. Для более старших школьников один из путей формирования
характера самовоспитание. Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать
стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать
полезные привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в
воспитании характера
Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных
мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и
состоянию, в котором он в данное время находится.
Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в
мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть
осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный
подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его
интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая
уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может
добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.
Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его индивидуальных
особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить
индивидуальность ученика. Изучение ребенка сравнительно длительный процесс. Только
хорошее знание учащегося позволит наметить индивидуальные мероприятия по его
дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам.
Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года обучения, учитель должен
внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об условиях и некоторых
особенностях развития ребенка, о проявлениях его характера. На основании наблюдений и
бесед необходимо составить определенную программу формирования характера ребенка с
учетом его индивидуальных особенностей.