Формирование художественно-речевой деятельности

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 23.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира: знание русского языка, умение использовать все его богатства, бережное отношение к русскому слову – это долг и обязанность каждого человека, изучающего русский язык. С рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц, но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и только в словах, служат целями общения его со взрослым, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Овладение ребёнком речью, годы детского языкового творчества – один из наиболее счастливых этапов в жизни человека, зв1здный час детства. Мы взрослые должны быть готовы к тому, что в этот период дети талантливее нас в что, что касается языка, и нужно дать ребёнку возможность проявить свой талант в полную силу.
Иконка файла материала Формирование художественно-речеовй деятельности.docx
Формирование художественно­речевой деятельности «Русский язык в умелых руках и в опытных устах –  красив, певуч, выразителен, гибок,  послушен, ловок и вместителен».  А.Куприн. Русский   язык   –   один   из   богатейших   и   выразительных   языков   мира: знание   русского   языка,   умение   использовать   все   его   богатства,   бережное отношение   к   русскому  слову  –  это   долг   и  обязанность   каждого  человека, изучающего русский язык. С рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц, но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и только в словах, служат целями общения его со   взрослым,   средством   передачи   различной   информации,   побуждения   к действию. Овладение ребёнком речью, годы детского языкового творчества – один из наиболее счастливых этапов в жизни человека, зв1здный час детства. Мы взрослые должны быть готовы к тому, что в этот период дети талантливее нас в что, что касается языка, и нужно дать ребёнку возможность проявить свой талант в полную силу.  Для этого мы, взрослые должны  обладать талантом – талантом умной и внимательной   любви   к   детям.   Педагогам   и   родителя   необходимо   больше времени   уделять   общению   с   детьми,   и   в   воспитательном   процессе использовать художественное слово. Речь   –   неотъемлемая   часть   социального   бытия   людей,   необходимое условие   существования   человеческого   общества.   Посредством   речи осуществляется   удовлетворение   коммуникативных   и   других   потребностей личности,   обеспечивается   передача   опыта   и   знаний     последующим поколениям,   происходит   воздействие   на   сознание   с   целью   сформировать определённые   взгляды   и   убеждения,   то   или   иное   отношение   к   фактам, явлениям   действительности,   склонить   к   необходимым   действиям   и поступкам. Речь   –   великий   дар   природы,   благодаря   которому   люд   получили широкие   возможности   общения   друг   с   другом.   Однако   на   появление   и становления   речи   отводится   очень   мало   времени   –   ранний   и   дошкольный возраст.   Именно   в   этот   период   создаются   благоприятные   условия   для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего   речевого   и     языкового   развития   ребёнка.   Всякая   задержка, любое   нарушение   в   ходе   развития   речи   ребёнка   отражаются   на   его деятельности и поведения. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми. Дошкольный   возраст   оптимален   для   усвоения   языка.   Именно     тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребёнок, которыйсвободно   пользуется   словом,   получает   удовольствие   от   своей   речи,   при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов.   Иная   картина   складывается   с   детьми,   имеющими   различные нарушения речи. Проблема   формирования   художественно­речевой   деятельности является   одной   из   самых   актуальных   на   современном   этапе,   ибо   эта деятельность ведёт за собой формирование личности ребёнка и закладывание основ его компетентности. На современном этапе, учитывая необходимость раннего приобщения ребёнка к искусству в целом, и миру художественной литературы в частности, художественно­речевую   деятельность   ребёнка   необходимо   рассматривать, прежде   всего,   в   эстетическом   аспекте,   акцентируя   её   творческую направленность.   В   этом   случае   она   сможет   стать   основой   литературного развития ребёнка. Под художественно­речевой деятельностью принимается деятельность, возникающая   у   ребёнка,   вод   влиянием   литературного   или   фольклорного произведения. Традиционно   художественно­речевая   деятельность   дошкольников рассматривалась как средство развития образности и выразительности речи, активизации их поэтического слуха. Развитие   речи   дошкольников   тесно   связано   с   решением   задач формирования   художественно­речевой   деятельности   как   одной   из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Задачи   художественно­речевой   деятельности   подчинены   общей   цели всестороннего воспитания личности ребёнка, они выдвигаются в соответствии с   возрастными   особенностями   детей,   а   также   своеобразием   литературных произведений. Задачами художественно­речевой деятельности являются:  ­воспитание люблю и интереса к художественному слову; ­развитие «чувства языка»; ­формирование   восприятия   произведений   художественной   литературы   и фольклора в единстве содержания и формы; ­воспитание   нравственно­эстетического   отношения   к   персонажам литературного произведения; ­формирование эстетических чувств, радости о знакомства с литературным творчеством; ­развитие   желания   самому   создавать   сочинения   (сказки,   рассказы,   стихи, загадки); ­развитие умения пользоваться образными выражениями и разговорной речи; ­воспитание   эмоционального   отклика   и   умения   дать   оценку   доступным произведениям искусства; ­формирование культуры речевого общения, являющееся частью воспитания культуры речи.Обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования   у   дошкольников   умений   строить   связное   монологическое высказывание   с   необходимостью   включает   ознакомление   детей   с изобразительно­выразительными   средствам   художественного   текста (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.). Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора оказывает влияние   на   развитие   понимания   роли   выразительных   средств(сравнений, метафор,   эпитетов)   в   художественном   тексте.   Работа   с   фразеологизмами должна   привлечь   внимание   детей   к   необычным   выражениям,   а   подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщённого смысла малых фольклорных форм (зарубить на носу – запомнить навсегда; повесить голову – загрустить) (словарь фразеологизмов). Формирование   образной   речи   должно   проводиться   в   единстве   с развитием   других   качеств   связного   высказывания,   опирающихся     на представления   о   композиционных   особенностях   сказки,   рассказа,   басни, стихотворения,   на   достаточный   запас   образной   лексики   и   понимание целесообразности её использования в собственных сочинениях. Основная задача развития образной речи – заложить в детях любовь к художественному   слову,   уважение   к   книге;   познакомить   с   теми произведениями художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.   Важнейшими   источниками   развития   выразительной   детской   речи являются   произведения   художественной   литературы   и   устного   народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей   действительности,   развивает   умение   тонко   чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная система русского фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразны   жанровые   формы   произведений   –   былины,   сказки,   легенды, песни,   предания,   а   также   малые   формы   –   частушки,   потешки,   загадки, пословицы,   поговорки,   язык   которых   точен   и   выразителен.   Среди выразительных средств языка определённое место занимают фразеологизмы, использование которых придаёт речи особую яркость, лёгкость, меткость и образность.  На   каждом  занятии  по   ознакомлению  с художественной   литературой ставятся   задачи   формирования   эмоционального   образного   восприятия произведений   разных   жанров   (сказки,   рассказы,   стихотворения,   малых фольклорных   форм,   развития   чуткости   к   выразительным   средствам художественной   речи,   умения   воспроизводить   эти   средства   в   своём творчестве.).   Ознакомление   с   каждым   жанром,   помимо   указанных   общих задач, решает конкретные цели, связанные с тематикой произведений:   они формулируются для каждого занятия отдельно.После   чтения   литературного   произведения   проводится   беседа   и выполняются   разнообразные   творческие   задание.   Цель   беседы   –   уточнить понимание   содержания   произведения,   его   идеи,   осознание   средств художественной   выразительности.   Эта   беседа   не   должна   перерасти   в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает донести до ребёнка эстетическую сущность прочитанного. Ребёнок,   повторяя   образные   слова   и   выражения   из   сказки,   начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом. В младшей и средней группах проводится моделирование эпизодов сказки – так дети легче могут усвоить её образное содержание. Нарисовав ушки у кружка, ребёнок видит не только кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы. Выкладывая на листе бумаги ёлочку и сугроб, ребёнок ярче представляет себе, как «снегом «все тропинки замело». Старшие   дошкольники,   рисуя   сразу   после   чтения   литературного произведения, стремятся передать возникший в их воображении образ в своём рисунке.   Особую   роль   во   время   беседы   с   детьми   играет   выполнение творческих   заданий,   который   проводятся   почти   на   каждом   занятии.   Под творческими     лексических, грамматических,   фонетических   упражнений   на   подбор   определений (эпитетов,   сравнений,   синонимов   и   антонимов   к   заданному   слову,   подбор рифмы   к   ритмическим   строчкам,   произнесение   их   в   разном   темпе,   с изменением силы голоса и интонационной выразительности.). занятиями   понимается   выполнение Тексты   большинства   предлагаемых   для   чтения   литературного произведения, а также пословиц, поговорок, скороговорок, фразеологизмов, многие сказки, потешки можно найти в книге «Хрестоматия для маленьких» (сост. Л.М. Елисеева, М., 1997, 11)  82 и другие издания, а также в книге О.С. Ушаковой   и   Н.В.   Гавриш   «Знакомим   дошкольников   с   литературой   «   (М., 1999). Главное, чтобы беседа по пейзажной картине проводилась образно и не превратилось в скучное перечисление изображённого на картине. Если в начале занятия идёт чтение, то затем начинается новое задание – беседа, упражнение , рисунки, сочинение с детьми рассказов и сказок, работа над   структурой   текста   (выкладывание   полосок,   обозначающих   начало, середину и конец произведения). Все рисунки и сочинения детей воспитатель может   поместить   в  альбом   детского   творчества.   Это   может   быть   книжка­ малышка   отдельного   ребёнка,   альбом,   в   котором   найдут   место   рассказы, сказки,   стихи,   загадки,   придуманные   детьми.   Иллюстрации   к   сочинениям детей могут нарисовать родители, старшие братья, сёстры. В конце учебного года можно организовать выставку детского творчества, провести совместную конференцию воспитателей, родителей. В   целом   развитие   всех   сторон   речи   оказывает   большое   влияние   на   которое   может развитие   самостоятельного   словесного   творчества,проявляться у ребёнка в самых разнообразных жанрах – в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок. Таким   образом,   грамотный   подход   педагогов   при   организации художественно­речевой   деятельности   способствует   развитию   не   только речевых навыков, но и творческих способностей  детей.