Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира: знание русского языка, умение использовать все его богатства, бережное отношение к русскому слову – это долг и обязанность каждого человека, изучающего русский язык.
С рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц, но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и только в словах, служат целями общения его со взрослым, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Овладение ребёнком речью, годы детского языкового творчества – один из наиболее счастливых этапов в жизни человека, зв1здный час детства. Мы взрослые должны быть готовы к тому, что в этот период дети талантливее нас в что, что касается языка, и нужно дать ребёнку возможность проявить свой талант в полную силу.
Формирование художественноречевой деятельности
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах –
красив, певуч, выразителен, гибок,
послушен, ловок и вместителен».
А.Куприн.
Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира:
знание русского языка, умение использовать все его богатства, бережное
отношение к русскому слову – это долг и обязанность каждого человека,
изучающего русский язык.
С рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей, музыка,
шелест листьев, щебетание птиц, но из всех звуков, воспринимаемых ухом
ребёнка, лишь речевые звуки, и только в словах, служат целями общения его
со взрослым, средством передачи различной информации, побуждения к
действию. Овладение ребёнком речью, годы детского языкового творчества –
один из наиболее счастливых этапов в жизни человека, зв1здный час детства.
Мы взрослые должны быть готовы к тому, что в этот период дети талантливее
нас в что, что касается языка, и нужно дать ребёнку возможность проявить
свой талант в полную силу.
Для этого мы, взрослые должны обладать талантом – талантом умной и
внимательной любви к детям. Педагогам и родителя необходимо больше
времени уделять общению с детьми, и в воспитательном процессе
использовать художественное слово.
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое
условие существования человеческого общества. Посредством речи
осуществляется удовлетворение коммуникативных и других потребностей
личности, обеспечивается передача опыта и знаний
последующим
поколениям, происходит воздействие на сознание с целью сформировать
определённые взгляды и убеждения, то или иное отношение к фактам,
явлениям действительности, склонить к необходимым действиям и
поступкам.
Речь – великий дар природы, благодаря которому люд получили
широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и
становления речи отводится очень мало времени – ранний и дошкольный
возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для
развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и
последующего речевого и языкового развития ребёнка. Всякая задержка,
любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его
деятельности и поведения. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой
недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми.
Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда
дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребёнок, которыйсвободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при
передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и
жестов. Иная картина складывается с детьми, имеющими различные
нарушения речи.
Проблема формирования художественноречевой деятельности
является одной из самых актуальных на современном этапе, ибо эта
деятельность ведёт за собой формирование личности ребёнка и закладывание
основ его компетентности.
На современном этапе, учитывая необходимость раннего приобщения
ребёнка к искусству в целом, и миру художественной литературы в частности,
художественноречевую деятельность ребёнка необходимо рассматривать,
прежде всего, в эстетическом аспекте, акцентируя её творческую
направленность. В этом случае она сможет стать основой литературного
развития ребёнка.
Под художественноречевой деятельностью принимается деятельность,
возникающая у ребёнка, вод влиянием литературного или фольклорного
произведения.
Традиционно художественноречевая деятельность дошкольников
рассматривалась как средство развития образности и выразительности речи,
активизации их поэтического слуха.
Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач
формирования художественноречевой деятельности как одной из
неотъемлемых частей эстетического воспитания детей.
Задачи художественноречевой деятельности подчинены общей цели
всестороннего воспитания личности ребёнка, они выдвигаются в соответствии
с возрастными особенностями детей, а также своеобразием литературных
произведений.
Задачами художественноречевой деятельности являются:
воспитание люблю и интереса к художественному слову;
развитие «чувства языка»;
формирование восприятия произведений художественной литературы и
фольклора в единстве содержания и формы;
воспитание нравственноэстетического отношения к персонажам
литературного произведения;
формирование эстетических чувств, радости о знакомства с литературным
творчеством;
развитие желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи,
загадки);
развитие умения пользоваться образными выражениями и разговорной речи;
воспитание эмоционального отклика и умения дать оценку доступным
произведениям искусства;
формирование культуры речевого общения, являющееся частью воспитания
культуры речи.Обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях
формирования у дошкольников умений строить связное монологическое
высказывание с необходимостью включает ознакомление детей с
изобразительновыразительными средствам художественного текста
(сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.).
Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора оказывает
влияние на развитие понимания роли выразительных средств(сравнений,
метафор, эпитетов) в художественном тексте. Работа с фразеологизмами
должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор
синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщённого
смысла малых фольклорных форм (зарубить на носу – запомнить навсегда;
повесить голову – загрустить) (словарь фразеологизмов).
Формирование образной речи должно проводиться в единстве с
развитием других качеств связного высказывания, опирающихся
на
представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни,
стихотворения, на достаточный запас образной лексики и понимание
целесообразности её использования в собственных сочинениях.
Основная задача развития образной речи – заложить в детях любовь к
художественному слову, уважение к книге; познакомить с теми
произведениями художественной литературы, которые надо детям прочитать,
рассказать, заучить наизусть.
Важнейшими источниками развития выразительной детской речи
являются произведения художественной литературы и устного народного
творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки,
загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное
и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об
окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать
художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Художественная система русского фольклора своеобразна, чрезвычайно
разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды,
песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки,
пословицы, поговорки, язык которых точен и выразителен. Среди
выразительных средств языка определённое место занимают фразеологизмы,
использование которых придаёт речи особую яркость, лёгкость, меткость и
образность.
На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой
ставятся задачи формирования эмоционального образного восприятия
произведений разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения, малых
фольклорных форм, развития чуткости к выразительным средствам
художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своём
творчестве.). Ознакомление с каждым жанром, помимо указанных общих
задач, решает конкретные цели, связанные с тематикой произведений: они
формулируются для каждого занятия отдельно.После чтения литературного произведения проводится беседа и
выполняются разнообразные творческие задание. Цель беседы – уточнить
понимание содержания произведения, его идеи, осознание средств
художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в
назидательное толкование смысла произведения, она только помогает донести
до ребёнка эстетическую сущность прочитанного.
Ребёнок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает
задумываться над их прямым и переносным смыслом. В младшей и средней
группах проводится моделирование эпизодов сказки – так дети легче могут
усвоить её образное содержание. Нарисовав ушки у кружка, ребёнок видит не
только кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы. Выкладывая на
листе бумаги ёлочку и сугроб, ребёнок ярче представляет себе, как «снегом
«все тропинки замело».
Старшие дошкольники, рисуя сразу после чтения литературного
произведения, стремятся передать возникший в их воображении образ в своём
рисунке. Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение
творческих заданий, который проводятся почти на каждом занятии. Под
творческими
лексических,
грамматических, фонетических упражнений на подбор определений
(эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор
рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с
изменением силы голоса и интонационной выразительности.).
занятиями понимается выполнение
Тексты большинства предлагаемых для чтения литературного
произведения, а также пословиц, поговорок, скороговорок, фразеологизмов,
многие сказки, потешки можно найти в книге «Хрестоматия для маленьких»
(сост. Л.М. Елисеева, М., 1997, 11) 82 и другие издания, а также в книге О.С.
Ушаковой и Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой « (М.,
1999).
Главное, чтобы беседа по пейзажной картине проводилась образно и не
превратилось в скучное перечисление изображённого на картине.
Если в начале занятия идёт чтение, то затем начинается новое задание –
беседа, упражнение , рисунки, сочинение с детьми рассказов и сказок, работа
над структурой текста (выкладывание полосок, обозначающих начало,
середину и конец произведения). Все рисунки и сочинения детей воспитатель
может поместить в альбом детского творчества. Это может быть книжка
малышка отдельного ребёнка, альбом, в котором найдут место рассказы,
сказки, стихи, загадки, придуманные детьми. Иллюстрации к сочинениям
детей могут нарисовать родители, старшие братья, сёстры. В конце учебного
года можно организовать выставку детского творчества, провести совместную
конференцию воспитателей, родителей.
В целом развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на
которое может
развитие самостоятельного словесного творчества,проявляться у ребёнка в самых разнообразных жанрах – в сочинении сказок,
рассказов, стихов, потешек, загадок.
Таким образом, грамотный подход педагогов при организации
художественноречевой деятельности способствует развитию не только
речевых навыков, но и творческих способностей детей.