Формирование художественно-речевой деятельности как одно из неотъемлемых частей эстетического воспитания
Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
дефектология
Детсад
26.03.2018
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах –
красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
А. Куприн
Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира: знание русского языка, умение использовать все его богатства, бережно отношение к русскому слову – это долг и обязанность каждого человека, изучающего русский язык.
С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц, но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и только в словах, служат целям общения его со взрослым, средством передачи различной информации, побуждения к действию.
Овладение ребенком речью, годы детского языкового творчества – один из наиболее счастливых этапов в жизни человека, звездный час детства.
ноябрь педсовет доклад.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 36 «Тополёк»
Доклад
Формирование художественноречевой деятельности
как одно из неотъемлемых частей
эстетического воспитания
выполнила:
учительлогопед Галкина Н.А. Осинниковский городской округ
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах –
красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
А. Куприн
Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира: знание
русского языка, умение использовать все его богатства, бережно отношение к
русскому слову – это долг и обязанность каждого человека, изучающего русский
язык.
С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка,
шелест листьев, щебетание птиц, но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка,
лишь речевые звуки, и только в словах, служат целям общения его со взрослым,
средством передачи различной информации, побуждения к действию.
Овладение ребенком речью, годы детского языкового творчества – один из
наиболее счастливых этапов в жизни человека, звездный час детства. Мы взрослые
должны быть готовы к тому, что в этот период дети талантливее нас в том, что
касается языка, и нужно дать ребенку возможность проявить свой талант в полную
силу. Для этого мы, взрослые должны обладать талантом – талантом умной и
внимательной любви к детям. Педагогам и родителям необходимо больше времени
уделять общению с детьми, и в воспитательном процессе использовать
художественное слово.
Речь неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие
существования человеческого общества. Посредством речи осуществляется
удовлетворение коммуникативных и других потребностей личности,
обеспечивается передача опыта и знаний последующим поколениям, происходит
воздействие на сознание с целью сформировать определенные взгляды и
убеждения, то или иное отношение к фактам, явлениям действительности,
склонить к необходимым действиями и поступкам. Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие
возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи
отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот
период создаются благоприятные условия для развития устной речи,
закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и
языкового развития ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития
речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети,
начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми.
Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети
владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребенок, который свободно
пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он
непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Иная картина
складывается с детьми, имеющими различные нарушения речи.
Проблема формирования художественноречевой деятельности является
одной из самых актуальных на современном этапе, ибо эта деятельность ведет за
собой формирование личности ребенка и закладывание основ его компетентности.
На современном этапе, учитывая необходимость раннего приобщения
ребенка к искусству в целом, и миру художественной литературы в частности,
художественноречевую деятельность ребенка необходимо рассматривать прежде
все всего в эстетическом аспекте, акцентируя ее творческую направленность. В
этом случае она сможет стать основой литературного развития ребенка.
Под художественноречевой деятельностью понимается деятельность,
возникающая у ребенка, под влиянием литературного или фольклорного
произведения.
Традиционно художественноречевая деятельность дошкольников
рассматривалась как средство развития образности и выразительности речи,
активизации их поэтического слуха.
Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования
художественноречевой деятельности как одной из неотъемлемых частей
эстетического воспитания детей. Задачи художественноречевой деятельности подчинены общей цели
всестороннего воспитания личности ребенка, они выдвигаются в соответствии с
возрастными особенностями детей, а также своеобразием литературных
произведений.
Задачами художественноречевой деятельности являются:
— воспитание любви и интереса к художественному слову;
— развитие «чувства языка»;
— формирование восприятия произведений художественной литературы и
фольклора в единстве содержания и формы;
— воспитание нравственноэстетического отношения к персонажам литературного
произведения;
— формирование эстетических чувств, радости от знакомства с литературным
творчеством;
— развитие желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи,
загадки);
— развитие умения пользоваться образными выражениями и разговорной речи;
— воспитание эмоционального отклика и умения дать оценку доступным
произведениям искусства;
— формирование культуры речевого общения, являющейся частью воспитания
культуры речи.
Обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях
формирования у дошкольников умений строить связное монологическое
высказывание с необходимостью включает ознакомление детей с изобразительно
выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами,
метафорами, синонимами и др.
Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора оказывает
влияние на развитие понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор,
эпитетов) в художественном тексте. Работа с фразеологизмами должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к
фразеологизмам развивает осознание обобщенного смысла малых фольклорных
форм (зарубить на носу — запомнить навсегда; повесить голову — загрустить)
(словарь фразеологизмов).
Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием
других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о
композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, на
достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее
использования в собственных сочинениях.
Основная задача развития образной речи — заложить в детях любовь к
художественному слову, уважение к книге; познакомить с теми произведениями
художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить
наизусть.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи
являются произведения художественной литературы и устного народного
творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки,
загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и
эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об
развивает умение тонко чувствовать
окружающей действительности,
художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная
система русского фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразны жанровые
формы произведений — былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые
формы — частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых точен
и выразителен. Среди выразительных средств языка определенное место занимают
фразеологизмы, использование которых придает речи особую яркость, легкость,
меткость и образность.
На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой
ставятся задачи формирования эмоционального образного восприятия
произведений разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения, малых фольклорных форм,
развития чуткости к выразительным средствам
художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.
Ознакомление с каждым жанром, помимо указанных общих задач, решает
конкретные цели, связанные с тематикой произведений: они формулируются для
каждого занятия отдельно. После чтения литературного произведения проводится
беседа и выполняются разнообразные творческие задания. Цель беседы —
уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознание средств
художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в
назидательное толкование смысла произведения, она только помогает донести до
ребенка эстетическую сущность прочитанного.
Ребенок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает
задумываться над их прямым и переносным смыслом. В младшей и средней
группах проводится моделирование эпизодов сказки — так дети легче могут
усвоить ее образное содержание. Нарисовав ушки у кружка, ребенок видит не
просто кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы. Выкладывая на
листе бумаги елочку и сугроб, ребенок ярче представляет себе, как снегом «все
тропинки замело».
Старшие дошкольники, рисуя сразу после чтения литературного
произведения, стремятся передать возникший в их воображении образ в своем
рисунке. Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение творческих
заданий, которые проводятся почти на каждом занятии. Под творческими
заданиями понимается выполнение лексических, грамматических, фонетических
упражнений на подбор определений (эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов
к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в
разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности.
Тексты большинства предлагаемых для чтения литературных произведений,
а также пословиц, поговорок, скороговорок, фразеологизмов, многие сказки и
потешки можно найти в книге «Хрестоматия для маленьких» (сост. Л. М.
Елисеева, М., 1997, 11) 82 и другие издания, а также в книге О. С. Ушаковой и Н.
В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» (М., 1999) . Главное, чтобы беседа по пейзажной картине проводилась образно и не
превратилась в скучное перечисление изображенного на картине.
Если в начале занятия идет чтение, то затем начинается новое задание —
беседа, упражнение, рисунки, сочинение детьми рассказов и сказок, работа над
структурой текста (выкладывание полосок, обозначающих начало, середину и
конец произведения). Все рисунки и сочинения детей воспитатель может
поместить в альбом детского творчества. Это может быть книжкамалышка
отдельного ребенка, альбом, в котором найдут место рассказы, сказки, стихи,
загадки, придуманные детьми. Иллюстрации к сочинениям детей могут нарисовать
родители, старшие братья, сестры. В конце учебного года можно организовать
выставку детского творчества, провести совместную конференцию воспитателей,
родителей.
В целом развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие
самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в
самых разнообразных жанрах — в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек,
загадок.
Таким образом, грамотный подход педагогов при организации художественно
речевой деятельности способствует развитию не только речевых навыков, но и
творческих способностей детей.
Формирование художественно-речевой деятельности как одно из неотъемлемых частей эстетического воспитания
Формирование художественно-речевой деятельности как одно из неотъемлемых частей эстетического воспитания
Формирование художественно-речевой деятельности как одно из неотъемлемых частей эстетического воспитания
Формирование художественно-речевой деятельности как одно из неотъемлемых частей эстетического воспитания
Формирование художественно-речевой деятельности как одно из неотъемлемых частей эстетического воспитания
Формирование художественно-речевой деятельности как одно из неотъемлемых частей эстетического воспитания
Формирование художественно-речевой деятельности как одно из неотъемлемых частей эстетического воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.