Формирование художественно-речевой деятельности как одно из неотъемлемых частей эстетического воспитания
Оценка 4.8

Формирование художественно-речевой деятельности как одно из неотъемлемых частей эстетического воспитания

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
дефектология
Детсад
26.03.2018
Формирование художественно-речевой  деятельности  как одно из неотъемлемых частей  эстетического воспитания
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». А. Куприн Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира: знание русского языка, умение использовать все его богатства, бережно отношение к русскому слову – это долг и обязанность каждого человека, изучающего русский язык. С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц, но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и только в словах, служат целям общения его со взрослым, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Овладение ребенком речью, годы детского языкового творчества – один из наиболее счастливых этапов в жизни человека, звездный час детства.
ноябрь педсовет доклад.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 36 «Тополёк»  Доклад  Формирование художественно­речевой  деятельности  как одно из неотъемлемых частей  эстетического воспитания выполнила: учитель­логопед Галкина Н.А. Осинниковский городской округ «Русский язык в умелых руках и в опытных устах –  красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». А. Куприн Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира: знание русского   языка,   умение   использовать   все   его   богатства,   бережно   отношение   к русскому слову – это долг и обязанность каждого человека, изучающего русский язык. С   рождения   ребенка   окружает   множество   звуков:   речь   людей,   музыка, шелест листьев, щебетание птиц, но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и только в словах, служат целям общения его со взрослым, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Овладение   ребенком   речью,   годы   детского   языкового   творчества   –   один   из наиболее счастливых этапов в жизни человека, звездный час детства. Мы взрослые должны быть готовы к тому, что в этот период дети талантливее нас в том, что касается языка, и нужно дать ребенку возможность проявить свой талант в полную силу. Для   этого  мы, взрослые  должны  обладать  талантом  – талантом  умной  и внимательной любви к детям. Педагогам и родителям необходимо больше времени уделять   общению   с   детьми,   и   в   воспитательном   процессе   использовать художественное слово. Речь ­ неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования   человеческого   общества.   Посредством   речи   осуществляется удовлетворение   коммуникативных   и   других   потребностей   личности, обеспечивается передача опыта и знаний последующим поколениям, происходит воздействие   на   сознание   с   целью   сформировать   определенные   взгляды   и убеждения,   то   или   иное   отношение   к   фактам,   явлениям   действительности, склонить к необходимым действиями и поступкам. Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период   создаются   благоприятные   условия   для   развития   устной   речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми. Дошкольный   возраст   оптимален   для   усвоения   языка.   Именно   тогда   дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Иная картина складывается с детьми, имеющими различные нарушения речи. Проблема   формирования   художественно­речевой   деятельности   является одной из самых актуальных на современном этапе, ибо эта деятельность ведет за собой формирование личности ребенка и закладывание основ его компетентности. На   современном   этапе,   учитывая   необходимость   раннего   приобщения ребенка к искусству в целом, и миру художественной литературы в частности, художественно­речевую деятельность ребенка необходимо рассматривать прежде все всего в эстетическом аспекте, акцентируя ее творческую направленность. В этом случае она сможет стать основой литературного развития ребенка. Под   художественно­речевой   деятельностью   понимается   деятельность, возникающая   у   ребенка,   под   влиянием   литературного   или   фольклорного произведения. Традиционно   художественно­речевая   деятельность   дошкольников рассматривалась   как   средство   развития   образности   и   выразительности   речи, активизации их поэтического слуха. Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно­речевой   деятельности   как   одной   из   неотъемлемых   частей эстетического воспитания детей. Задачи   художественно­речевой  деятельности   подчинены   общей   цели всестороннего воспитания личности ребенка, они выдвигаются в соответствии с возрастными   особенностями   детей,   а   также   своеобразием   литературных произведений. Задачами художественно­речевой деятельности являются: — воспитание любви и интереса к художественному слову; — развитие «чувства языка»; —   формирование   восприятия   произведений   художественной   литературы   и фольклора в единстве содержания и формы; — воспитание нравственно­эстетического отношения к персонажам литературного произведения; —  формирование   эстетических   чувств,  радости   от   знакомства   с  литературным творчеством; —   развитие   желания   самому   создавать   сочинения   (сказки,   рассказы,   стихи, загадки); — развитие умения пользоваться образными выражениями и разговорной речи; —   воспитание   эмоционального   отклика   и   умения   дать   оценку   доступным произведениям искусства; —   формирование   культуры   речевого   общения,   являющейся   частью   воспитания культуры речи. Обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования   у   дошкольников   умений   строить   связное   монологическое высказывание с необходимостью включает ознакомление детей с изобразительно­ выразительными   средствами   художественного   текста   (сравнениями,   эпитетами, метафорами, синонимами и др. Ознакомление   дошкольников   с   малыми   формами   фольклора   оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте. Работа с фразеологизмами должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам   развивает   осознание   обобщенного   смысла   малых   фольклорных форм (зарубить на носу — запомнить навсегда; повесить голову — загрустить) (словарь фразеологизмов). Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других   качеств   связного   высказывания,   опирающихся   на   представления   о композиционных   особенностях   сказки,   рассказа,   басни,   стихотворения,   на достаточный   запас   образной   лексики   и   понимание   целесообразности   ее использования в собственных сочинениях. Основная задача  развития  образной речи — заложить   в  детях  любовь  к художественному слову, уважение к книге; познакомить с теми произведениями художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть. Важнейшими   источниками   развития   выразительности   детской   речи являются   произведения   художественной   литературы   и   устного   народного творчества,   в   том   числе   и   малые   фольклорные   формы   (пословицы,  поговорки, загадки,  потешки,  считалки,  фразеологизмы).  Воспитательное,  познавательное   и эстетическое   значение   фольклора   огромно,   так   как   он,   расширяя   знания   об   развивает   умение   тонко   чувствовать окружающей   действительности, художественную   форму,   мелодику   и   ритм   родного   языка.   Художественная система   русского   фольклора   своеобразна,   чрезвычайно   разнообразны   жанровые формы произведений — былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы — частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых точен и выразителен. Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы, использование которых придает речи особую яркость, легкость, меткость и образность. На   каждом   занятии   по   ознакомлению   с   художественной   литературой ставятся   задачи   формирования   эмоционального   образного   восприятия произведений   разных   жанров   (сказки,   рассказа,   стихотворения,   малых фольклорных   форм,   развития   чуткости   к   выразительным   средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве. Ознакомление   с   каждым   жанром,   помимо   указанных   общих   задач,   решает конкретные цели, связанные с тематикой произведений: они формулируются для каждого занятия отдельно. После чтения литературного произведения проводится беседа   и   выполняются   разнообразные   творческие   задания.   Цель   беседы   — уточнить   понимание   содержания   произведения,   его   идеи,   осознание   средств художественной   выразительности.   Эта   беседа   не   должна   перерасти   в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного. Ребенок,   повторяя   образные   слова   и   выражения   из   сказки,   начинает задумываться   над   их   прямым   и   переносным   смыслом.   В   младшей   и   средней группах   проводится   моделирование   эпизодов   сказки   —   так   дети   легче   могут усвоить   ее  образное   содержание.  Нарисовав   ушки   у  кружка,  ребенок  видит   не просто кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы. Выкладывая на листе бумаги елочку и сугроб, ребенок ярче представляет себе, как снегом «все тропинки замело». Старшие   дошкольники,   рисуя   сразу   после   чтения   литературного произведения,  стремятся   передать   возникший   в  их   воображении   образ   в  своем рисунке. Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение творческих заданий,   которые   проводятся   почти   на   каждом   занятии.   Под   творческими заданиями  понимается выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности. Тексты большинства предлагаемых для чтения литературных произведений, а   также   пословиц,   поговорок,   скороговорок,   фразеологизмов,   многие   сказки   и потешки   можно   найти   в   книге   «Хрестоматия   для   маленьких»   (сост.   Л.   М. Елисеева, М., 1997, 11) 82 и другие издания, а также в книге О. С. Ушаковой и Н. В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» (М., 1999) . Главное,   чтобы   беседа   по   пейзажной   картине   проводилась   образно   и   не превратилась в скучное перечисление изображенного на картине.  Если в начале занятия идет чтение, то затем начинается новое задание — беседа, упражнение, рисунки, сочинение детьми рассказов и сказок, работа над структурой   текста   (выкладывание   полосок,   обозначающих   начало,   середину   и конец   произведения).   Все   рисунки   и   сочинения   детей   воспитатель   может поместить   в   альбом   детского   творчества.   Это   может   быть   книжка­малышка отдельного   ребенка,   альбом,   в   котором   найдут   место   рассказы,   сказки,   стихи, загадки, придуманные детьми. Иллюстрации к сочинениям детей могут нарисовать родители,  старшие   братья,  сестры.  В  конце   учебного   года   можно   организовать выставку детского творчества, провести совместную конференцию воспитателей, родителей. В целом развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в самых разнообразных жанрах — в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок. Таким образом, грамотный подход педагогов при организации художественно­ речевой деятельности  способствует развитию не только речевых навыков, но и творческих способностей детей.

Формирование художественно-речевой деятельности как одно из неотъемлемых частей эстетического воспитания

Формирование художественно-речевой  деятельности  как одно из неотъемлемых частей  эстетического воспитания

Формирование художественно-речевой деятельности как одно из неотъемлемых частей эстетического воспитания

Формирование художественно-речевой  деятельности  как одно из неотъемлемых частей  эстетического воспитания

Формирование художественно-речевой деятельности как одно из неотъемлемых частей эстетического воспитания

Формирование художественно-речевой  деятельности  как одно из неотъемлемых частей  эстетического воспитания

Формирование художественно-речевой деятельности как одно из неотъемлемых частей эстетического воспитания

Формирование художественно-речевой  деятельности  как одно из неотъемлемых частей  эстетического воспитания

Формирование художественно-речевой деятельности как одно из неотъемлемых частей эстетического воспитания

Формирование художественно-речевой  деятельности  как одно из неотъемлемых частей  эстетического воспитания

Формирование художественно-речевой деятельности как одно из неотъемлемых частей эстетического воспитания

Формирование художественно-речевой  деятельности  как одно из неотъемлемых частей  эстетического воспитания

Формирование художественно-речевой деятельности как одно из неотъемлемых частей эстетического воспитания

Формирование художественно-речевой  деятельности  как одно из неотъемлемых частей  эстетического воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018