Формирование художественно-речевой деятельности в ДОУ
Оценка 4.9

Формирование художественно-речевой деятельности в ДОУ

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
дефектология
Детсад
19.03.2018
Формирование художественно-речевой деятельности в ДОУ
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». А. Куприн. Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира: знание русского языка, умение использовать все его богатства, бережное отношение к русскому слову – это долг и обязанность каждого человека, изучающего русский язык. С рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц, но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и только в словах, служат целями общения его со взрослым, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Овладение ребёнком речью, годы детского языкового творчества – один из наиболее счастливых этапов в жизни человека, зв1здный час детства. Педагогам и родителя необходимо больше времени уделять общению с детьми, и в воспитательном процессе использовать художественное слово. Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Посредством речи осуществляется удовлетворение коммуникативных и других потребностей личности, обеспечивается передача опыта и знаний последующим поколениям, происходит воздействие на сознание с целью сформировать определённые взгляды и убеждения, то или иное отношение к фактам, явлениям действительности, склонить к необходимым действиям и поступкам. Речь – великий дар природы, благодаря которому люд получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становления речи отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребёнка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведения. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми. Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребёнок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Иная картина складывается с детьми, имеющими различные нарушения речи. Проблема формирования художественно-речевой деятельности является одной из самых актуальных на современном этапе, ибо эта деятельность ведёт за собой формирование личности ребёнка и закладывание основ его компетентности. На современном этапе, учитывая необходимость раннего приобщения ребёнка к искусству в целом, и миру художественной литературы в частности, художественно-речевую деятельность ребёнка необходимо рассматривать, прежде всего, в эстетическом аспекте, акцентируя её творческую направленность. В этом случае она сможет стать основой литературного развития ребёнка. Под художественно-речевой деятельностью принимается деятельность, возникающая у ребёнка, вод влиянием литературного или фольклорного произведения. Традиционно художественно-речевая деятельность дошкольников рассматривалась как средство развития образности и выразительности речи, активизации их поэтического слуха. Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Задачи художественно-речевой деятельности подчинены общей цели всестороннего воспитания личности ребёнка, они выдвигаются в соответствии с возрастными особенностями детей, а также своеобразием литературных произведений. Задачами художественно-речевой деятельности являются: -воспитание люблю и интереса к художественному слову; -развитие «чувства языка»; -формирование восприятия произведений художественной литературы и фольклора в единстве содержания и формы; -воспитание нравственно-эстетического отношения к персонажам литературного произведения; -формирование эстетических чувств, радости о знакомства с литературным творчеством; -развитие желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки); -развитие умения пользоваться образными выражениями и разговорной речи; -воспитание эмоционального отклика и умения дать оценку доступным произведениям искусства; -формирование культуры речевого общения, являющееся частью воспитания культуры речи. Обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования у дошкольников умений строить связное монологическое высказывание с необходимостью включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствам художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.). Формирование образной речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, на достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности её использования в собственных сочинениях. Важнейшими источниками развития выразительной детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставятся задачи формирования эмоционального образного восприятия произведений разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения, малых фольклорных форм, развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своём творчестве.). Ознакомление с каждым жанром, помимо указанных общих задач, решает конкретные цели, связанные с тематикой произведений: они формулируются для каждого занятия отдельно. После чтения литературного произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задание. Цель беседы – уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознание средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает донести до ребёнка эстетическую сущность прочитанного. Ребёнок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом. В младшей и средней группах проводится моделирование эпизодов сказки – так дети легче могут усвоить её образное содержание. Нарисовав ушки у кружка, ребёнок видит не только кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы. Выкладывая на листе бумаги ёлочку и сугроб, ребёнок ярче представляет себе, как «снегом «все тропинки замело». Старшие дошкольники, рисуя сразу после чтения литературного произведения, стремятся передать возникший в их воображении образ в своём рисунке. Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение творческих заданий, который проводятся почти на каждом занятии. Под творческими занятиями понимается выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности.). В целом развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребёнка в самых разнообразных жанрах – в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок. Таким образом, грамотный подход педагогов при организации художественно-речевой деятельности способствует развитию не только речевых навыков, но и творческих способностей детей. Литература 1. Акулова, О.В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества./О.В.Акулова// Воспитание дошкольников – 2000. – №7. – С. 56-63. 2. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников /М. Асташина// Дошкольное воспитание. – 2007. – № 3. – С.61-68. 3. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии /М. Большакова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №9. – С.47- 49. 4. Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста /М.М.конина – М.: МосПрес, 2000. – 550 с.
статья ТатаринцеваГалкина.docx
Галкина Наталья Александровна учитель­логопед,  МБДОУ Детский сад № 36 «Тополек» Россия, Кемеровская область, Осинники Татаринцева Ирина Николаевна, старший воспитатель, МБДОУ Детский сад № 36 «Тополек» Россия, Кемеровская область, Осинники Формирование художественно­речевой деятельности в ДОУ  «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». А. Куприн. Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира: знание русского языка, умение использовать все его богатства, бережное отношение к русскому слову – это долг и обязанность каждого человека, изучающего русский язык. С   рождения   ребёнка   окружает   множество   звуков:   речь   людей, музыка,   шелест   листьев,   щебетание   птиц,   но   из   всех   звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и только в словах, служат целями общения его со взрослым, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Овладение ребёнком речью, годы детского языкового творчества – один из наиболее счастливых этапов в жизни человека, зв1здный час детства. Педагогам и родителя необходимо больше времени уделять общению с детьми, и в воспитательном процессе использовать художественное слово. Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие   существования   человеческого   общества.   Посредством   речи осуществляется удовлетворение коммуникативных и других потребностей личности,   обеспечивается   передача   опыта   и   знаний     последующим поколениям, происходит воздействие на сознание с целью сформировать определённые   взгляды   и   убеждения,   то   или   иное   отношение   к   фактам, явлениям   действительности,   склонить   к   необходимым   действиям   и поступкам. Речь   –   великий   дар   природы,   благодаря   которому   люд   получили широкие   возможности   общения   друг   с   другом.   Однако   на   появление   и становления речи отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст.   Именно   в   этот   период   создаются   благоприятные   условия   для развития   устной   речи,   закладывается   фундамент   для   письменных   форм речи   и   последующего   речевого   и     языкового   развития   ребёнка.   Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведения. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми. Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно   тогда дети   владеют   наибольшей   чуткостью   к   языковым   явлениям.   Ребёнок, который   свободно   пользуется   словом,   получает   удовольствие   от   своей речи,   при   передаче   чувств   он   непроизвольно   использует   богатство интонаций,   мимики   и   жестов.   Иная   картина   складывается   с   детьми, имеющими различные нарушения речи. Проблема   формирования   художественно­речевой   деятельности является   одной   из   самых   актуальных   на   современном   этапе,   ибо   эта деятельность   ведёт   за   собой   формирование   личности   ребёнка   и закладывание основ его компетентности. На современном этапе, учитывая необходимость раннего приобщения ребёнка   к   искусству   в   целом,   и   миру   художественной   литературы   в частности,   художественно­речевую   деятельность   ребёнка   необходимо рассматривать,   прежде   всего,   в   эстетическом   аспекте,   акцентируя   её творческую   направленность.   В   этом   случае   она   сможет   стать   основой литературного развития ребёнка. Под   художественно­речевой   деятельностью   принимается деятельность, возникающая у ребёнка, вод влиянием литературного или фольклорного произведения. Традиционно   художественно­речевая   деятельность   дошкольников рассматривалась   как   средство   развития   образности   и   выразительности речи, активизации их поэтического слуха. Развитие   речи   дошкольников   тесно   связано   с   решением   задач формирования   художественно­речевой   деятельности   как   одной   из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Задачи   художественно­речевой   деятельности   подчинены   общей   цели всестороннего   воспитания   личности   ребёнка,   они   выдвигаются   в соответствии с возрастными особенностями детей, а также своеобразием литературных произведений. Задачами художественно­речевой деятельности являются:  ­воспитание люблю и интереса к художественному слову; ­развитие «чувства языка»; ­формирование   восприятия   произведений   художественной   литературы   и фольклора в единстве содержания и формы; ­воспитание   нравственно­эстетического   отношения   к   персонажам литературного произведения; ­формирование эстетических чувств, радости о знакомства с литературным творчеством; ­развитие желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки); ­развитие   умения   пользоваться   образными   выражениями   и   разговорной речи; ­воспитание   эмоционального   отклика   и   умения   дать   оценку   доступным произведениям искусства; ­формирование   культуры   речевого   общения,   являющееся   частью воспитания культуры речи. Обучение   пересказу   фольклорных   и   литературных   произведений   в целях   формирования   у   дошкольников   умений   строить   связное монологическое высказывание с необходимостью включает ознакомление детей   с   изобразительно­выразительными   средствам   художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.). Формирование   образной   речи   должно   проводиться   в   единстве   с развитием   других   качеств   связного   высказывания,   опирающихся     на представления  о  композиционных   особенностях  сказки,  рассказа,   басни, стихотворения,   на   достаточный   запас   образной   лексики   и   понимание целесообразности её использования в собственных сочинениях. Важнейшими   источниками   развития   выразительной   детской   речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества,   в   том   числе   и   малые   фольклорные   формы   (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя   знания   об   окружающей   действительности,   развивает   умение тонко   чувствовать   художественную   форму,   мелодику   и   ритм   родного языка.  На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставятся   задачи   формирования   эмоционального   образного   восприятия произведений   разных   жанров   (сказки,   рассказы,   стихотворения,   малых фольклорных   форм,   развития   чуткости   к   выразительным   средствам художественной   речи,   умения   воспроизводить   эти   средства   в   своём творчестве.). Ознакомление с каждым жанром, помимо указанных общих задач, решает конкретные цели, связанные с тематикой произведений:  они формулируются   для   каждого   занятия   отдельно.   После   чтения литературного   произведения   проводится   беседа   и   выполняются разнообразные   творческие   задание.   Цель   беседы   –   уточнить   понимание содержания   произведения,   его   идеи,   осознание   средств   художественной выразительности.   Эта   беседа   не   должна   перерасти   в   назидательное толкование смысла произведения, она только помогает донести до ребёнка эстетическую сущность прочитанного. Ребёнок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом. В младшей и средней группах   проводится   моделирование   эпизодов   сказки   –   так   дети   легче могут усвоить её образное содержание. Нарисовав ушки у кружка, ребёнок видит не только кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы. Выкладывая на листе бумаги ёлочку и сугроб, ребёнок ярче представляет себе, как «снегом «все тропинки замело». Старшие   дошкольники,   рисуя   сразу   после   чтения   литературного произведения, стремятся передать возникший в их воображении образ в своём рисунке. Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение творческих заданий, который проводятся почти на каждом занятии. Под творческими   занятиями   понимается   выполнение   лексических, грамматических,   фонетических   упражнений   на   подбор   определений (эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы   к   ритмическим   строчкам,   произнесение   их   в   разном   темпе,   с изменением силы голоса и интонационной выразительности.). В целом развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие   самостоятельного   словесного   творчества,   которое   может проявляться   у   ребёнка   в   самых   разнообразных   жанрах   –   в   сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок. Таким   образом,   грамотный   подход   педагогов   при   организации художественно­речевой   деятельности   способствует   развитию   не   только речевых навыков, но и творческих способностей  детей. Литература  1. Акулова, О.В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами   устного   народного   творчества./О.В.Акулова//   Воспитание дошкольников – 2000. – №7. – С. 56­63. 2. Асташина   М.   Фольклор   в   воспитании   дошкольников   /М.   Асташина// Дошкольное воспитание. – 2007. – № 3. – С.61­68. 3. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии /М. Большакова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №9. – С.47­ 49. 4. Конина   М.М.   Роль   художественной   литературы   в   нравственном   и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста /М.М.конина – М.: МосПрес, 2000. – 550 с.

Формирование художественно-речевой деятельности в ДОУ

Формирование художественно-речевой деятельности в ДОУ

Формирование художественно-речевой деятельности в ДОУ

Формирование художественно-речевой деятельности в ДОУ

Формирование художественно-речевой деятельности в ДОУ

Формирование художественно-речевой деятельности в ДОУ

Формирование художественно-речевой деятельности в ДОУ

Формирование художественно-речевой деятельности в ДОУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2018