Формирование художественно-речевой деятельности в ДОУ
Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
дефектология
Детсад
19.03.2018
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». А. Куприн.
Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира: знание русского языка, умение использовать все его богатства, бережное отношение к русскому слову – это долг и обязанность каждого человека, изучающего русский язык.
С рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц, но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и только в словах, служат целями общения его со взрослым, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Овладение ребёнком речью, годы детского языкового творчества – один из наиболее счастливых этапов в жизни человека, зв1здный час детства. Педагогам и родителя необходимо больше времени уделять общению с детьми, и в воспитательном процессе использовать художественное слово.
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Посредством речи осуществляется удовлетворение коммуникативных и других потребностей личности, обеспечивается передача опыта и знаний последующим поколениям, происходит воздействие на сознание с целью сформировать определённые взгляды и убеждения, то или иное отношение к фактам, явлениям действительности, склонить к необходимым действиям и поступкам.
Речь – великий дар природы, благодаря которому люд получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становления речи отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребёнка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведения. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми.
Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребёнок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Иная картина складывается с детьми, имеющими различные нарушения речи.
Проблема формирования художественно-речевой деятельности является одной из самых актуальных на современном этапе, ибо эта деятельность ведёт за собой формирование личности ребёнка и закладывание основ его компетентности.
На современном этапе, учитывая необходимость раннего приобщения ребёнка к искусству в целом, и миру художественной литературы в частности, художественно-речевую деятельность ребёнка необходимо рассматривать, прежде всего, в эстетическом аспекте, акцентируя её творческую направленность. В этом случае она сможет стать основой литературного развития ребёнка.
Под художественно-речевой деятельностью принимается деятельность, возникающая у ребёнка, вод влиянием литературного или фольклорного произведения.
Традиционно художественно-речевая деятельность дошкольников рассматривалась как средство развития образности и выразительности речи, активизации их поэтического слуха.
Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей.
Задачи художественно-речевой деятельности подчинены общей цели всестороннего воспитания личности ребёнка, они выдвигаются в соответствии с возрастными особенностями детей, а также своеобразием литературных произведений.
Задачами художественно-речевой деятельности являются:
-воспитание люблю и интереса к художественному слову;
-развитие «чувства языка»;
-формирование восприятия произведений художественной литературы и фольклора в единстве содержания и формы;
-воспитание нравственно-эстетического отношения к персонажам литературного произведения;
-формирование эстетических чувств, радости о знакомства с литературным творчеством;
-развитие желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки);
-развитие умения пользоваться образными выражениями и разговорной речи;
-воспитание эмоционального отклика и умения дать оценку доступным произведениям искусства;
-формирование культуры речевого общения, являющееся частью воспитания культуры речи.
Обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования у дошкольников умений строить связное монологическое высказывание с необходимостью включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствам художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.).
Формирование образной речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, на достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности её использования в собственных сочинениях.
Важнейшими источниками развития выразительной детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставятся задачи формирования эмоционального образного восприятия произведений разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения, малых фольклорных форм, развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своём творчестве.). Ознакомление с каждым жанром, помимо указанных общих задач, решает конкретные цели, связанные с тематикой произведений: они формулируются для каждого занятия отдельно. После чтения литературного произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задание. Цель беседы – уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознание средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает донести до ребёнка эстетическую сущность прочитанного.
Ребёнок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом. В младшей и средней группах проводится моделирование эпизодов сказки – так дети легче могут усвоить её образное содержание. Нарисовав ушки у кружка, ребёнок видит не только кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы. Выкладывая на листе бумаги ёлочку и сугроб, ребёнок ярче представляет себе, как «снегом «все тропинки замело».
Старшие дошкольники, рисуя сразу после чтения литературного произведения, стремятся передать возникший в их воображении образ в своём рисунке. Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение творческих заданий, который проводятся почти на каждом занятии. Под творческими занятиями понимается выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности.).
В целом развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребёнка в самых разнообразных жанрах – в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.
Таким образом, грамотный подход педагогов при организации художественно-речевой деятельности способствует развитию не только речевых навыков, но и творческих способностей детей.
Литература
1. Акулова, О.В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества./О.В.Акулова// Воспитание дошкольников – 2000. – №7. – С. 56-63.
2. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников /М. Асташина// Дошкольное воспитание. – 2007. – № 3. – С.61-68.
3. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии /М. Большакова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №9. – С.47- 49.
4. Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста /М.М.конина – М.: МосПрес, 2000. – 550 с.
статья ТатаринцеваГалкина.docx
Галкина Наталья Александровна
учительлогопед,
МБДОУ Детский сад № 36 «Тополек»
Россия, Кемеровская область, Осинники
Татаринцева Ирина Николаевна,
старший воспитатель,
МБДОУ Детский сад № 36 «Тополек»
Россия, Кемеровская область, Осинники
Формирование художественноречевой деятельности в ДОУ
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч,
выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». А. Куприн.
Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира:
знание русского языка, умение использовать все его богатства, бережное
отношение к русскому слову – это долг и обязанность каждого человека,
изучающего русский язык.
С рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей,
музыка, шелест листьев, щебетание птиц, но из всех звуков,
воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и только в словах,
служат целями общения его со взрослым, средством передачи различной
информации, побуждения к действию. Овладение ребёнком речью, годы
детского языкового творчества – один из наиболее счастливых этапов в
жизни человека, зв1здный час детства. Педагогам и родителя необходимо
больше времени уделять общению с детьми, и в воспитательном процессе
использовать художественное слово.
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое
условие существования человеческого общества. Посредством речи
осуществляется удовлетворение коммуникативных и других потребностей
личности, обеспечивается передача опыта и знаний
последующим
поколениям, происходит воздействие на сознание с целью сформировать
определённые взгляды и убеждения, то или иное отношение к фактам,
явлениям действительности, склонить к необходимым действиям и
поступкам.
Речь – великий дар природы, благодаря которому люд получили
широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и
становления речи отводится очень мало времени – ранний и дошкольный
возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм
речи и последующего речевого и языкового развития ребёнка. Всякая
задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на
его деятельности и поведения. Плохоговорящие дети, начиная осознавать
свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми.
Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда
дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребёнок,
который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей
речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство
интонаций, мимики и жестов. Иная картина складывается с детьми,
имеющими различные нарушения речи.
Проблема формирования художественноречевой деятельности
является одной из самых актуальных на современном этапе, ибо эта
деятельность ведёт за собой формирование личности ребёнка и
закладывание основ его компетентности.
На современном этапе, учитывая необходимость раннего приобщения
ребёнка к искусству в целом, и миру художественной литературы в
частности, художественноречевую деятельность ребёнка необходимо
рассматривать, прежде всего, в эстетическом аспекте, акцентируя её
творческую направленность. В этом случае она сможет стать основой
литературного развития ребёнка.
Под художественноречевой деятельностью принимается
деятельность, возникающая у ребёнка, вод влиянием литературного или
фольклорного произведения.
Традиционно художественноречевая деятельность дошкольников
рассматривалась как средство развития образности и выразительности
речи, активизации их поэтического слуха.
Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач
формирования художественноречевой деятельности как одной из
неотъемлемых частей эстетического воспитания детей.
Задачи художественноречевой деятельности подчинены общей цели
всестороннего воспитания личности ребёнка, они выдвигаются в
соответствии с возрастными особенностями детей, а также своеобразием
литературных произведений.
Задачами художественноречевой деятельности являются:
воспитание люблю и интереса к художественному слову;
развитие «чувства языка»;
формирование восприятия произведений художественной литературы и
фольклора в единстве содержания и формы; воспитание нравственноэстетического отношения к персонажам
литературного произведения;
формирование эстетических чувств, радости о знакомства с литературным
творчеством;
развитие желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи,
загадки);
развитие умения пользоваться образными выражениями и разговорной
речи;
воспитание эмоционального отклика и умения дать оценку доступным
произведениям искусства;
формирование культуры речевого общения, являющееся частью
воспитания культуры речи.
Обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в
целях формирования у дошкольников умений строить связное
монологическое высказывание с необходимостью включает ознакомление
детей с изобразительновыразительными средствам художественного
текста (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.).
Формирование образной речи должно проводиться в единстве с
развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на
представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни,
стихотворения, на достаточный запас образной лексики и понимание
целесообразности её использования в собственных сочинениях.
Важнейшими источниками развития выразительной детской речи
являются произведения художественной литературы и устного народного
творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы,
поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное,
познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он,
расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение
тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного
языка.
На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой
ставятся задачи формирования эмоционального образного восприятия
произведений разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения, малых
фольклорных форм, развития чуткости к выразительным средствам
художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своём
творчестве.). Ознакомление с каждым жанром, помимо указанных общих
задач, решает конкретные цели, связанные с тематикой произведений: они
формулируются для каждого занятия отдельно. После чтения
литературного произведения проводится беседа и выполняются
разнообразные творческие задание. Цель беседы – уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознание средств художественной
выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное
толкование смысла произведения, она только помогает донести до ребёнка
эстетическую сущность прочитанного.
Ребёнок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает
задумываться над их прямым и переносным смыслом. В младшей и средней
группах проводится моделирование эпизодов сказки – так дети легче
могут усвоить её образное содержание. Нарисовав ушки у кружка, ребёнок
видит не только кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы.
Выкладывая на листе бумаги ёлочку и сугроб, ребёнок ярче представляет
себе, как «снегом «все тропинки замело».
Старшие дошкольники, рисуя сразу после чтения литературного
произведения, стремятся передать возникший в их воображении образ в
своём рисунке. Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение
творческих заданий, который проводятся почти на каждом занятии. Под
творческими занятиями понимается выполнение лексических,
грамматических, фонетических упражнений на подбор определений
(эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор
рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с
изменением силы голоса и интонационной выразительности.).
В целом развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на
развитие самостоятельного словесного творчества, которое может
проявляться у ребёнка в самых разнообразных жанрах – в сочинении
сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.
Таким образом, грамотный подход педагогов при организации
художественноречевой деятельности способствует развитию не только
речевых навыков, но и творческих способностей детей.
Литература
1. Акулова, О.В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста
средствами устного народного творчества./О.В.Акулова// Воспитание
дошкольников – 2000. – №7. – С. 5663.
2. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников /М. Асташина//
Дошкольное воспитание. – 2007. – № 3. – С.6168.
3. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии /М. Большакова //
Дошкольное воспитание. – 2004. – №9. – С.47 49.
4. Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и
эстетическом воспитании детей дошкольного возраста /М.М.конина – М.:
МосПрес, 2000. – 550 с.
Формирование художественно-речевой деятельности в ДОУ
Формирование художественно-речевой деятельности в ДОУ
Формирование художественно-речевой деятельности в ДОУ
Формирование художественно-речевой деятельности в ДОУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.