Формирование и оценка ИКТ- компетентности учителя в условиях внедрения ФГОС
Оценка 4.6

Формирование и оценка ИКТ- компетентности учителя в условиях внедрения ФГОС

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
информатика +1
Взрослым
06.06.2019
Формирование и оценка ИКТ- компетентности учителя в условиях внедрения ФГОС
ИКТ в образовательном процессе — это норма жизни современного учителя и ученика. Современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности. Новый этап модернизации системы образования не просто выделяет необходимость овладения ИКТ-компетентностями всеми участниками образовательно процесса, но и в значительном объёме конкретизирует их.
Формирование и оценка ИКТ.docx
Формирование и оценка ИКТ­ компетентности учителя в условиях внедрения ФГОС Формирование   информационно­коммуникационной   компетентности учителя   является   в  настоящее   время   одной  из  наиболее   актуальных   задач системы дополнительного педагогического образования. Вопросы о том, в чем состоит   указанная   компетентность,   на   каких   принципах   базировать соответствующие   утверждения,  как   фиксировать   уровень   достижения   этой компетентности,   всё   ещё   требуют   обсуждения.   При   этом   необходимо исходить   из   того,  что   требования   к  ИКТ­компетентности   учителя   должны стать элементом нормативной базы педагогического образования, увязанным с другими ее элементами. Кроме того, необходима система диагностирования ИКТ­компетентности   учителя,   которая   должна   быть   технологичной   и позволяющей   производить   объективный   анализ.   Подробно   описанная   ниже методика приводится в работе д.п.н Е. К. Хеннера[4]. Основными способами формирования ИКТ­компетентности учителя явля­ ются:  теоретическое   и   практическое   изучение   компьютерных технологий обработки информации;  изучение   программного   обеспечения   различного   назначения (общего,   специального,   учебного)   и   анализ   возможности   его применения в процессе обучения;  выработка   приемов   практического   применения,   обоснования   и доказательства эффективности использования информационных и коммуникационных технологий в обучении предмету;  модификация   методики   обучения   предмету   с   учетом возможности   использования   ИКТ,   привитие   культуры   обмена опытом   применения   ИКТ   на   уроке   посредством телекоммуникаций. Успешность   и   эффективность   применения   ИКТ   в   преподавании общеобразовательных предметов можно гарантировать только в том случае, когда учитель в достаточной мере мотивирован на использование ИКТ, имеет широкий   кругозор,   владеет   программными   средствами   как   общего,   так   и учебного назначения, может определить место ИКТ в методической системе преподавания предмета. Принципы   формирования   требований   к   информационно­коммуникационной компетентности учителя: 1. Информационно­коммуникационная   компетентность   учителя понимается   как   совокупность   знаний,   навыков   и   умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям, а также способность к выполнению педагогической   деятельности   с   помощью   информационных   ИКТ­компетентности технологий.   В   соответствии   с   этим, складывается из трех компонентов: знать;   уметь пользоваться;  уметь применять в учебной деятельности. 2. ИКТ­компетентности учителя формируется: • в период, предшествующий учебе в вузе; • в ходе обучения в вузе; • в процессе повышения квалификации; • в ходе самообразования. Стоит заметить, что при выработке требований к ИКТ­компетентности и в процессе   диагностики   указанные   составляющие   не   выделяются,   т.   е. определяется интегральная компетентность. 3. Нормативной   базой   для   выработки   требований   к   ИКТ­ компетентности   учителей   являются   документы   и   материалы, фиксирующие   в   соответствующий   период   времени   требования   к подготовке   по   информатике   и   информационным   технологиям   в общеобразовательной   школе   и   аналогичные   требования   (плюс педагогическая и методическая подготовка) в педагогическом вузе. В настоящее время это:  государственные образовательные стандарты по направлениям и специальностям высшего педагогического образования; государственные   образовательные   стандарты   общеоб­  разовательной   школы   по   информатике   и   информационным технологиям;  учебники и учебные пособия, рекомендованные Минпросвещения. 4. Поскольку   требования   к   ИКТ­компетентности   учителя, выработанные на основании документов, указанных в п. 3, а также реальный средний уровень сформированности ИКТ­компетентности, по мнению большинства специалистов, работающих в данной сфере, не   соответствуют   современному   уровню   информатизации образования, следует также выработать те требования, выполнения которых предстоит достичь в ближайшем будущем. Базой для этих требований могут служить:  методические материалы, вырабатываемые в процессе подготовки нового   поколения   ГОС   по   направлениям   и   специальностям высшего педагогического образования;  современные учебники и учебные пособия, используемые (хотя бы факультативно) в педвузах и системе повышения квалификации;  опыт использования информационных технологий в образовании, накопленный «продвинутых» регионах;  мнение экспертов, авторитетных в данной сфере. Таким   образом,   возникает   необходимость   в   двухуровневой   системе требований к ИКТ­компетентности учителя. На первом уровне фиксируются требования, обусловленные существующей нормативной базой, на втором — те, которые указаны в п. 4. 5. Требования   к   ИКТ­компетентности   учителя   должны   носить диагностируемый характер, т. е. быть относительно быстро и объек­ тивно измеряемыми. 6. Возможные функции требований к ИКТ­компетентности учителей:  нормативно­регулирующая;  влияния   на   формирование   нового   поколения   ГОС   высшего профессионального   образования,   создание   учебно­методических материалов, учебников и т. п. 7. Возможные   этапы   применения   требований   к   ИКТ­компетентности учителя:  по завершению курсов повышения квалификации;  текущий контроль (к сведению директора учреждения, районных и других органов управления образованием);  в ходе аттестации и переаттестации учителей;  при аттестации и лицензировании образовательного учреждения. Сформулированные   принципы   позволяют   детализировать   структуру   и состав   требований   к   информационно­коммуникационной   компетентности учителя. Указанная структура отражена таблице 2.1. Структура информационно­коммуникационной компетентности учителя Таблица 2.1 Подраздел Внешние устройства ЭВМ деятельностных моделей в обучении  ИКТ в активизации познавательной деятельности учащихся  ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся  Методы оценки электронных учебных средств Виды прикладного программного обеспечения Системы обработки текстов Системы компьютерной графики Табличные процессоры Средства разработки презентаций  Информатика как наука  Информационные технологии  Информация, её виды и свойства  Кодирование информации  Алгоритмы и алгоритмические языки  Кибернетические аспекты информатики  Информационное моделирование  Основы искусственного интеллекта  Операционные системы       Программы­организаторы  Антивирусные программы  Компьютерные игры  Архитектура ЭВМ  Архитектура микропроцессоров  Организация памяти компьютера   Процесс загрузки компьютера  Локальные сети: аппаратные средства, передача данных  Операционные системы локальных сетей    Программная поддержка Internet  Информационные ресурсы Internet   Поиск информации в сети     Автоматизированные информационные системы  Понятие об языках программирования высокого уровня   Основные конструкции одного из языков  Понятие об объектном и визуальном подходах   Информационное общество  Правовое регулирование  Проблема информационной безопасности  Информационное противоборство и информационные войны  Информатизация как фактор модернизации системы образования  ИКТ   в   реализации   информационных   и   информационно­ Глобальная сеть Internet: принципы организации Система адресации Internet Виды информационных ресурсов Создание Web­страниц Электронная почта Банки информации Базы данных и СУБД Структуры и типы данных № 1 Раздел Основы информатики 2 Программное   обеспечение ЭВМ 3 Вычислительная техника 4 Компьютерные   сети   и телекоммуникации 5 6 7 Информационные системы Программирование Социальная информатика 8 ИКТ в образовании 9 в ИКТ     дисциплинах предметной   подготовки   по специальности учителя Диагностирование   информационно­коммуникационной   компетентности учителя возможно осуществлять с помощью следующей системы контрольно­ измерительных материалов. 1. Система тестов для измерения уровня сформированности элементов ИКТ­компетентности учителей. 2. Система   заданий   для   определения   интегрального   уровня сформированности   навыков   учителей   в   сфере   прикладных технологий общего назначения. 3. Система вопросов для получения ответов в свободной форме для дополнительного   измерения   уровня   сформированности   элементов ИКТ­компетентности учителей. В качестве примера интегрированного задания можно привести следующее.  Создайте   информационную   систему   (с   помощью   СУБД   Access) «Школа», состоящую из подсистем (таблиц) «Учителя», «Учащиеся», «Бухгалтерия»,   «Классный   «Ресурсы   медиатеки»,   «Родители», журнал».  Установите связи между таблицами.  Сформулируйте несколько характерных запросов на выборку (не менее 5), запросы с вычисляемыми полями (2), запросы на обновление (2) и удаление записей (2).  Создайте форму для корректировки записей в таблицах.  Создайте отчет по этой базе данных.  В   пакете   MS   Excel   создайте   модели   для   расчета   заработной   платы учителей и успеваемости учащихся.  Подготовьте в MS PowerPoint презентацию школы. А вот так могут выглядеть вопросы для ответов в свободной форме : 1. Что   называют   программным   обеспечением   (ПО)   ЭВМ?   Каково   его назначение? 2. Как классифицируют ПО ЭВМ? 3. Что такое версия программного продукта? 4. Что такое бета­версия программного продукта? 5. Что входит в состав системного ПО? 6. Каков состав операционной системы? 7. Каковы функции операционной системы? 8. В каком порядке выполняется загрузка операционной системы? 9. Что такое файловая система? Назовите виды и выполните сравнительную характеристику файловых систем.  Описанный комплекс контрольных материалов охватывает практически все возможные   знания,   умения   и   навыки   в   области   информационных   и коммуникационных   технологий   и   может   служить   средством   интегральной оценки подготовленности учителей к использованию ИКТ в учебном процессе. Список использованных источников 1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования http://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/  [Электронный ресурс] //        URL: 2. Структура   ИКТ   компетентности   учителей.   Рекомендации   ЮНЕСКО. UNESCO.  .  unesco    ://   iite  http    2011.  .  org    115   с.    /  pics    /  publications   [Электронный   ресурс]  /  ru   /  files  /3214694.    pdf      //  URL: 3. European  Computer  Driving  Licence  (Европейские   компьютерные   права) [Электронный ресурс] // URL: http://ecdl.org/ (дата обращения: 30.11.2018) 4. Формирование ИКТ­компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования / Е. К. Хеннер. — 3­е изд. (эл.). —М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.  5. Информационные   и   коммуникационные   технологии   в   образовании   : монография / Под ред. Б. Дендева. М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. 320 с. 6. Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. ИКТ­компетентность [Электронный ресурс]. // URL:  http://ifap.ru/library/book360.pdf  7. Основы общей теории и методики обучения информатике: учебное пособие /   под   ред.   А.   А.   Кузнецова.­3­е   изд.  (эл.)—М.  :   БИНОМ.   Лаборатория знаний, 2015, 210 с. 8. Сороко   Н.   В.   Современные   стратегии   развития   информационно­ коммуникационной   компетентности   учителей   в   условиях   компьютерно­ ориентированной   среды   в   международном   измерении   //Образовательные технологии и общество. – 2013. – Т.16. – №. 1.

Формирование и оценка ИКТ- компетентности учителя в условиях внедрения ФГОС

Формирование и оценка ИКТ- компетентности учителя в условиях внедрения ФГОС

Формирование и оценка ИКТ- компетентности учителя в условиях внедрения ФГОС

Формирование и оценка ИКТ- компетентности учителя в условиях внедрения ФГОС

Формирование и оценка ИКТ- компетентности учителя в условиях внедрения ФГОС

Формирование и оценка ИКТ- компетентности учителя в условиях внедрения ФГОС

Формирование и оценка ИКТ- компетентности учителя в условиях внедрения ФГОС

Формирование и оценка ИКТ- компетентности учителя в условиях внедрения ФГОС

Формирование и оценка ИКТ- компетентности учителя в условиях внедрения ФГОС

Формирование и оценка ИКТ- компетентности учителя в условиях внедрения ФГОС

Формирование и оценка ИКТ- компетентности учителя в условиях внедрения ФГОС

Формирование и оценка ИКТ- компетентности учителя в условиях внедрения ФГОС

Формирование и оценка ИКТ- компетентности учителя в условиях внедрения ФГОС

Формирование и оценка ИКТ- компетентности учителя в условиях внедрения ФГОС

Формирование и оценка ИКТ- компетентности учителя в условиях внедрения ФГОС

Формирование и оценка ИКТ- компетентности учителя в условиях внедрения ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2019