Формирование и оценка ИКТ- компетентности учителя в условиях внедрения ФГОС
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
информатика +1
Взрослым
06.06.2019
ИКТ в образовательном процессе — это норма жизни современного учителя и ученика.
Современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.
Новый этап модернизации системы образования не просто выделяет необходимость овладения ИКТ-компетентностями всеми участниками образовательно процесса, но и в значительном объёме конкретизирует их.
Формирование и оценка ИКТ.docx
Формирование и оценка ИКТ компетентности учителя в
условиях внедрения ФГОС
Формирование информационнокоммуникационной компетентности
учителя является в настоящее время одной из наиболее актуальных задач
системы дополнительного педагогического образования. Вопросы о том, в чем
состоит указанная компетентность, на каких принципах базировать
соответствующие утверждения, как фиксировать уровень достижения этой
компетентности, всё ещё требуют обсуждения. При этом необходимо
исходить из того, что требования к ИКТкомпетентности учителя должны
стать элементом нормативной базы педагогического образования, увязанным с
другими ее элементами. Кроме того, необходима система диагностирования
ИКТкомпетентности учителя, которая должна быть технологичной и
позволяющей производить объективный анализ. Подробно описанная ниже
методика приводится в работе д.п.н Е. К. Хеннера[4].
Основными способами формирования ИКТкомпетентности учителя явля
ются:
теоретическое и практическое изучение компьютерных
технологий обработки информации;
изучение программного обеспечения различного назначения
(общего, специального, учебного) и анализ возможности его
применения в процессе обучения;
выработка приемов практического применения, обоснования и
доказательства эффективности использования информационных и
коммуникационных технологий в обучении предмету;
модификация методики обучения предмету с учетом
возможности использования ИКТ, привитие культуры обмена
опытом применения ИКТ на уроке посредством
телекоммуникаций. Успешность и эффективность применения ИКТ в преподавании
общеобразовательных предметов можно гарантировать только в том случае,
когда учитель в достаточной мере мотивирован на использование ИКТ, имеет
широкий кругозор, владеет программными средствами как общего, так и
учебного назначения, может определить место ИКТ в методической системе
преподавания предмета.
Принципы формирования требований к информационнокоммуникационной
компетентности учителя:
1. Информационнокоммуникационная компетентность
учителя
понимается как совокупность знаний, навыков и умений,
формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и
информационным технологиям, а также способность к выполнению
педагогической деятельности с помощью информационных
ИКТкомпетентности
технологий.
В соответствии с этим,
складывается из трех компонентов:
знать;
уметь пользоваться;
уметь применять в учебной деятельности.
2. ИКТкомпетентности учителя формируется:
• в период, предшествующий учебе в вузе;
• в ходе обучения в вузе;
• в процессе повышения квалификации;
• в ходе самообразования.
Стоит заметить, что при выработке требований к ИКТкомпетентности и в
процессе диагностики указанные составляющие не выделяются, т. е.
определяется интегральная компетентность.
3. Нормативной базой для выработки требований к ИКТ
компетентности учителей являются документы и материалы, фиксирующие в соответствующий период времени требования к
подготовке по информатике и информационным технологиям в
общеобразовательной школе и аналогичные требования (плюс
педагогическая и методическая подготовка) в педагогическом вузе.
В настоящее время это:
государственные образовательные стандарты по направлениям и
специальностям высшего педагогического образования;
государственные
образовательные
стандарты общеоб
разовательной школы по информатике и информационным
технологиям;
учебники и учебные пособия, рекомендованные Минпросвещения.
4. Поскольку требования к ИКТкомпетентности учителя,
выработанные на основании документов, указанных в п. 3, а также
реальный средний уровень сформированности ИКТкомпетентности,
по мнению большинства специалистов, работающих в данной сфере,
не соответствуют современному уровню информатизации
образования, следует также выработать те требования, выполнения
которых предстоит достичь в ближайшем будущем. Базой для этих
требований могут служить:
методические материалы, вырабатываемые в процессе подготовки
нового поколения ГОС по направлениям и специальностям
высшего педагогического образования;
современные учебники и учебные пособия, используемые (хотя бы
факультативно) в педвузах и системе повышения квалификации;
опыт использования информационных технологий в образовании,
накопленный «продвинутых» регионах;
мнение экспертов, авторитетных в данной сфере.
Таким образом, возникает необходимость в двухуровневой системе
требований к ИКТкомпетентности учителя. На первом уровне фиксируются
требования, обусловленные существующей нормативной базой, на втором —
те, которые указаны в п. 4. 5. Требования к ИКТкомпетентности учителя должны носить
диагностируемый характер, т. е. быть относительно быстро и объек
тивно измеряемыми.
6. Возможные функции требований к ИКТкомпетентности учителей:
нормативнорегулирующая;
влияния на формирование нового поколения ГОС высшего
профессионального образования, создание учебнометодических
материалов, учебников и т. п.
7. Возможные этапы применения требований к ИКТкомпетентности
учителя:
по завершению курсов повышения квалификации;
текущий контроль (к сведению директора учреждения, районных
и других органов управления образованием);
в ходе аттестации и переаттестации учителей;
при аттестации и лицензировании образовательного учреждения.
Сформулированные принципы позволяют детализировать структуру и
состав требований к информационнокоммуникационной компетентности
учителя. Указанная структура отражена таблице 2.1. Структура информационнокоммуникационной компетентности учителя
Таблица 2.1
Подраздел
Внешние устройства ЭВМ
деятельностных моделей в обучении
ИКТ в активизации познавательной деятельности учащихся
ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных
достижений учащихся
Методы оценки электронных учебных средств
Виды прикладного программного обеспечения
Системы обработки текстов
Системы компьютерной графики
Табличные процессоры
Средства разработки презентаций
Информатика как наука
Информационные технологии
Информация, её виды и свойства
Кодирование информации
Алгоритмы и алгоритмические языки
Кибернетические аспекты информатики
Информационное моделирование
Основы искусственного интеллекта
Операционные системы
Программыорганизаторы
Антивирусные программы
Компьютерные игры
Архитектура ЭВМ
Архитектура микропроцессоров
Организация памяти компьютера
Процесс загрузки компьютера
Локальные сети: аппаратные средства, передача данных
Операционные системы локальных сетей
Программная поддержка Internet
Информационные ресурсы Internet
Поиск информации в сети
Автоматизированные информационные системы
Понятие об языках программирования высокого уровня
Основные конструкции одного из языков
Понятие об объектном и визуальном подходах
Информационное общество
Правовое регулирование
Проблема информационной безопасности
Информационное противоборство и информационные войны
Информатизация как фактор модернизации системы образования
ИКТ в реализации информационных и информационно
Глобальная сеть Internet: принципы организации
Система адресации Internet
Виды информационных ресурсов
Создание Webстраниц
Электронная почта
Банки информации
Базы данных и СУБД
Структуры и типы данных
№
1
Раздел
Основы информатики
2
Программное обеспечение
ЭВМ
3
Вычислительная техника
4
Компьютерные сети и
телекоммуникации
5
6
7
Информационные системы
Программирование
Социальная информатика
8
ИКТ в образовании
9
в
ИКТ
дисциплинах
предметной подготовки по
специальности учителя Диагностирование информационнокоммуникационной компетентности
учителя возможно осуществлять с помощью следующей системы контрольно
измерительных материалов.
1. Система тестов для измерения уровня сформированности элементов
ИКТкомпетентности учителей.
2. Система заданий для определения интегрального уровня
сформированности навыков учителей в сфере прикладных
технологий общего назначения.
3. Система вопросов для получения ответов в свободной форме для
дополнительного измерения уровня сформированности элементов
ИКТкомпетентности учителей.
В качестве примера интегрированного задания можно привести следующее.
Создайте информационную систему (с помощью СУБД Access)
«Школа», состоящую из подсистем (таблиц) «Учителя», «Учащиеся»,
«Бухгалтерия»,
«Классный
«Ресурсы медиатеки»,
«Родители»,
журнал».
Установите связи между таблицами.
Сформулируйте несколько характерных запросов на выборку (не менее
5), запросы с вычисляемыми полями (2), запросы на обновление (2) и
удаление записей (2).
Создайте форму для корректировки записей в таблицах.
Создайте отчет по этой базе данных.
В пакете MS Excel создайте модели для расчета заработной платы
учителей и успеваемости учащихся.
Подготовьте в MS PowerPoint презентацию школы.
А вот так могут выглядеть вопросы для ответов в свободной форме :
1. Что называют программным обеспечением (ПО) ЭВМ? Каково его
назначение?
2. Как классифицируют ПО ЭВМ?
3. Что такое версия программного продукта?
4. Что такое бетаверсия программного продукта? 5. Что входит в состав системного ПО?
6. Каков состав операционной системы?
7. Каковы функции операционной системы?
8. В каком порядке выполняется загрузка операционной системы?
9. Что такое файловая система? Назовите виды и выполните сравнительную
характеристику файловых систем.
Описанный комплекс контрольных материалов охватывает практически все
возможные знания, умения и навыки в области информационных и
коммуникационных технологий и может служить средством интегральной
оценки подготовленности учителей к использованию ИКТ в учебном процессе.
Список использованных источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования
http://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/
[Электронный
ресурс]
//
URL:
2. Структура ИКТ компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО.
UNESCO.
. unesco
:// iite
http
2011.
. org
115 с.
/ pics
/ publications
[Электронный ресурс]
/ ru / files
/3214694.
pdf
//
URL:
3. European Computer Driving Licence (Европейские компьютерные права)
[Электронный ресурс] // URL: http://ecdl.org/ (дата обращения: 30.11.2018)
4. Формирование ИКТкомпетентности учащихся и преподавателей в системе
непрерывного образования / Е. К. Хеннер. — 3е изд. (эл.). —М. : БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2015.
5. Информационные и коммуникационные технологии в образовании :
монография / Под ред. Б. Дендева. М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. 320 с.
6. Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. ИКТкомпетентность [Электронный ресурс].
// URL: http://ifap.ru/library/book360.pdf
7. Основы общей теории и методики обучения информатике: учебное пособие
/ под ред. А. А. Кузнецова.3е изд. (эл.)—М. : БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2015, 210 с.
8. Сороко Н. В. Современные стратегии развития информационно
коммуникационной компетентности учителей в условиях компьютерно ориентированной среды в международном измерении //Образовательные
технологии и общество. – 2013. – Т.16. – №. 1.
Формирование и оценка ИКТ- компетентности учителя в условиях внедрения ФГОС
Формирование и оценка ИКТ- компетентности учителя в условиях внедрения ФГОС
Формирование и оценка ИКТ- компетентности учителя в условиях внедрения ФГОС
Формирование и оценка ИКТ- компетентности учителя в условиях внедрения ФГОС
Формирование и оценка ИКТ- компетентности учителя в условиях внедрения ФГОС
Формирование и оценка ИКТ- компетентности учителя в условиях внедрения ФГОС
Формирование и оценка ИКТ- компетентности учителя в условиях внедрения ФГОС
Формирование и оценка ИКТ- компетентности учителя в условиях внедрения ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.