Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода - для его развития и самоорганизации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле.
В процессе разработки информационной стратегии важно учитывать, что при создании информационной среды должно быть образовано диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации.
Формирование информационной среды общества
Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода для
его развития и самоорганизации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное
поле.
В процессе разработки информационной стратегии важно учитывать, что при
создании информационной среды должно быть образовано диалектическое единство
средств информатики и системы социальной информации.
К сожалению, в научной литературе и публицистике нередко информационная среда
трактуется как синоним техносферы, что является отражением технократического
подхода. Сейчас во всем мире в процессе информатизации сильно превалирует развитие
программнотехнических средств информатизации (“железо”+ программное обеспечение).
Развивается парадоксальная ситуация, когда очень качественной технологией
обрабатывается некачественная, неадекватная социальным процессам информация.
Системы социальной информации(ССИ) в России практически не существует.
ССИ предполагает создание иерархии в социальной информации. При социальном
управлении должна использоваться информация о выходе значений ключевых параметров
за соответствующие нормативные пределы. При нахождении ключевого параметра в этих
пределах информация о его значениях предоставляется только по запросу. Информация по
остальному множеству параметров запрашивается лишь в случае выхода ключевых
параметров за нормативные пороги. Например, 1012% это требующий кардинальных
решений порог уровня безработицы в обществе, 14 это коэффициент, характеризующий
катастрофическое соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных членов
общества.
Важно отметить, что существует как объективные, так и объективные причины
нескладывания ССИ. Основными объективными причинами являются трудность
определения состава ключевых управленческих параметров и их нормативных порогов,
отсутствие достаточных финансовых средств и программно0технического компьютерного
обеспечения. Среди субъективных причин могут быть названы и недостаточный уровень
образования, и несформированное по поводу необходимости научных основ социального
управления общественное мнение.
В частности, ССИ должна содержать в себе социальнобытовую статистику для
информирования населения. Социальную информацию собирают и обобщают Госкомстат
СНГ и Госкомстат РФ. Выпускается журнал “Вестник статистики”.
Наиболее важным понятием, которое необходимо определить при изучении
информационной среды общества является понятие “информационный потенциал
общества”.
Информационный потенциал общества в широком смысле это накопленный в
обществе информационный ресурс.
Информационный потенциал общества в узком смысле это активизированный,
введенный в действие информационный ресурс.
Информационный потенциал общества это информационный ресурс общества в
единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и
эффективно использовать.
В эту совокупность средств, методов и условий должны быть включены[6] не только
средства информационной техносферы, но также социальные средства, методы и
структуры, способствующие воспроизводству и развитию инфосферы, повышению
информационной культуры общества, его интеллектуального потенциала. Таким образом,
необходимо единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации.Социальные структуры и институты,
необходимые для активизации
информационных ресурсов общества это, например, институты образования и семьи.
Особое значение в плане интеллектуализации социальных систем имеют подбор и
расстановка кадров, подбор талантов, определение места и роли каждого индивидуального
интеллекта (каждой личности) в системе. Здесь важно использовать методику определения
интеллектуальных способностей, профессиональной ориентации и другие, широко
используемые за рубежом.
Уровень образования женщин имеет существенное значение для успеха процесса
интеллектуализации общества, так как преимущественно по женской линии идет передача
культурного опыта поколений, в основном мать закладывает основы интеллекта ребенка в
семье.
По аналогии с когнитивными структурами человека, изучаемые психологией, важно
выделять когнитивные структуры общества и его подсистем. Это структуры социальной
памяти, общественного сознания и общественного мнения, научных и вообще творческих
школ и течений, духовной коммуникации и т.д [26].
Социальный интеллект
В настоящее время формируется важное направление интеллектуализация
социальных систем ( предприятий, управленческого аппарата, общественных организаций,
сфер науки, искусства, массовой информации).
Важно в рамках работы по информатизации общества организовать исследования
прикладного характера (подготовку методик, проектов, рекомендаций) по повышению
интеллектуального уровня тех или иных социальных подсистем.
Речь идет о формировании методами социальной инженерии информационной среды
как основы интеллектуальной среды. Это становится важнейшей задачей прикладного
социологического анализа [30].
По данным ЮНЕСКО, в 1982 г. молодежь нашей страны занимала 2е место в мире
по коэффициенту интеллектуализации молодежи, а к началу 90х годов уже 42е.
Школьники не справляются с тестами, созданными 1015 лет назад в расчете на среднего
ученика. И дело здесь не во врожденной глупости: доказано, что интеллект в течение жизни
изменяется в зависимости от того, упражняет ли его человек[27].
Мир в настоящее время можно условно разбить на четыре группы стран:
страны, производящие сырье, продовольствие и товары народного потребления;
страны, производящие техническую продукцию по иностранным лицензиям и
частично оригинальные технологии;
страны, производящие оригинальные технологии;
страны, производящие знания.
США позволяют себе “сдавать позиции” в любой сфере деятельности ( допускать на
свой рынок товары из Японии и т.д.), но не в производстве знаний.
США имеют максимум квалифицированного населения населения, способного
приспосабливаться к новым технологиям (осуществлять рецепцию, трансферт технологий)
за счет уровня образования1.
По состоянию на 1995 год в США 12,5 млн. студентов, а в России 2,6 млн.
студентов.
Ряд стран, имеющих современные информационные технологии, научную
информацию и знания получают, главным образом, из США и других стран, т.е. они не
способны создавать знания, которые должны наполнять национальную информационную
среду. Такие общества информационными не являются.
1 По состоянию на 1995 год в США 35% населения в возрасте от2564 лет имеют высшее
образование. Для сравнения: в Канаде 30%, в Швеции 21%, в Германии 17%, в Италии 6%.Информационная культура
Информационная культура это[13]:
новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в
информационное бытие;
свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от
глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип
информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука;
новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от
рутинной информационноинтеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже
сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.
Впервые понятие “информационная грамотность” было введено в 1977 году в США
и использовано в национальной программе реформы высшего образования. Ассоциация
Американских библиотек информационно грамотным человеком назвала личность,
способную выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее
использовать[29].
Академик А.П.Ершов понимает под компьютерной грамотностью “владение
навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их
последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли
информационных технологий в жизни общества”[22].
Соотношение понятий компьютерная,
информационная культура.
информационная грамотность и
Состав информационной техносферы как основы информационной среды общества.
обзор разновидностей портативных ПК[28].
программируемые калькуляторы,
электронные записные
1 группа:
книжки(органайзеры);
2 группа: карманные компьютеры;
3 группа: компьютеры с перьевым вводом(персональные цифровые секретари);
4 группа: ПКблокноты(notebook);
5 группа: ПКсубблокноты
6 группа: переносные ПК;
7 группа: портативные рабочие станции.
Системы видеотекста, при помощи которых можно получить любую информацию из
библиотеки(архива), не выходя из дома в любое время дня и ночи.
Телекоммуникационные системы обзор используемых сетей. Интернет как
средство коммуникации. По некоторым оценкам количествор компьютеров, имеющих
доступ к какимлибо сервисам Интернет весной 1995 года приблизилось к 30 млн.
Интернет можно рассматривать с разных позиций:
наиболее узкое представление. Интернет это объединение сетей, непрерывно
связанных между собой так, что любой компьютер в сети “видит” любой другой, т.е. может
передать ему пакет данных и получить ответ за доли секунды;
наиболее широкое представление. Интернет это кибернетическое пространство,
идеалистическая субстанция, рождающая киберкультуру со свои образом мыслей, своим
языком.