Формирование информационной среды общества

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода - для его развития и самоорганизации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле. В процессе разработки информационной стратегии важно учитывать, что при создании информационной среды должно быть образовано диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации.
Иконка файла материала Формирование информационной среды общества.doc
Формирование информационной среды общества Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода ­ для его развития и самоорганизации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле. В   процессе   разработки   информационной   стратегии   важно   учитывать,   что   при создании   информационной   среды   должно   быть   образовано  диалектическое   единство средств информатики и системы социальной информации. К сожалению, в научной литературе и публицистике нередко информационная среда трактуется   как   синоним   техносферы,   что   является   отражением   технократического подхода. Сейчас во всем мире в процессе информатизации сильно превалирует развитие программно­технических средств информатизации (“железо”+ программное обеспечение). Развивается   парадоксальная   ситуация,   когда   очень   качественной   технологией обрабатывается некачественная, неадекватная социальным процессам информация. Системы социальной информации(ССИ) в России практически не существует.  ССИ предполагает создание иерархии в социальной информации. При социальном управлении должна использоваться информация о выходе значений ключевых параметров за соответствующие нормативные пределы. При нахождении ключевого параметра в этих пределах информация о его значениях предоставляется только по запросу. Информация по остальному   множеству   параметров   запрашивается   лишь   в   случае   выхода   ключевых параметров  за нормативные   пороги. Например,   10­12% ­  это  требующий  кардинальных решений порог уровня безработицы в обществе, 14 ­ это коэффициент, характеризующий катастрофическое соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных членов общества. Важно   отметить,   что   существует   как   объективные,   так   и   объективные   причины нескладывания   ССИ.   Основными   объективными   причинами   являются   трудность определения  состава ключевых управленческих  параметров и их нормативных порогов, отсутствие достаточных финансовых средств и программно0технического компьютерного обеспечения. Среди субъективных причин могут быть названы и недостаточный уровень образования, и несформированное по поводу необходимости научных основ социального управления общественное мнение.   В частности, ССИ должна содержать в себе социально­бытовую статистику для информирования населения. Социальную информацию собирают и обобщают Госкомстат СНГ и Госкомстат РФ. Выпускается журнал “Вестник статистики”. Наиболее   важным   понятием,   которое   необходимо   определить   при   изучении информационной   среды   общества   является   понятие   “информационный   потенциал общества”. Информационный   потенциал   общества   в   широком   смысле  ­   это   накопленный   в обществе информационный ресурс. Информационный   потенциал   общества   в   узком   смысле  ­   это   активизированный, введенный в действие информационный ресурс. Информационный потенциал общества  ­ это информационный ресурс общества в единстве   со   средствами,   методами   и   условиями,   позволяющими   его   активизировать   и эффективно использовать.  В эту совокупность средств, методов и условий должны быть включены[6] не только средства   информационной   техносферы,   но   также   социальные   средства,   методы   и структуры,   способствующие   воспроизводству   и   развитию   инфосферы,   повышению информационной культуры общества, его интеллектуального потенциала. Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации.Социальные   структуры   и   институты,   необходимые   для   активизации информационных   ресурсов   общества   ­   это,   например,   институты   образования   и   семьи. Особое   значение   в   плане   интеллектуализации   социальных   систем   имеют   подбор   и расстановка кадров, подбор талантов, определение места и роли каждого индивидуального интеллекта (каждой личности) в системе. Здесь важно использовать методику определения интеллектуальных   способностей,   профессиональной   ориентации   и   другие,   широко используемые за рубежом. Уровень образования женщин имеет  существенное значение для успеха  процесса интеллектуализации общества, так как преимущественно по женской линии идет передача культурного опыта поколений, в основном мать закладывает основы интеллекта ребенка в семье. По аналогии с когнитивными структурами человека, изучаемые психологией, важно выделять когнитивные структуры общества и его подсистем. Это структуры социальной памяти, общественного сознания и общественного мнения, научных и вообще творческих школ и течений, духовной коммуникации и т.д [26]. Социальный интеллект  В   настоящее   время   формируется   важное   направление   ­  интеллектуализация социальных систем ( предприятий, управленческого аппарата, общественных организаций, сфер науки, искусства, массовой информации). Важно в рамках работы по информатизации общества организовать исследования прикладного   характера   (подготовку   методик,   проектов,   рекомендаций)   по   повышению интеллектуального уровня тех или иных социальных подсистем.  Речь идет о формировании методами социальной инженерии информационной среды как   основы   интеллектуальной   среды.   Это   становится   важнейшей   задачей   прикладного социологического анализа [30].  По данным ЮНЕСКО, в 1982 г. молодежь нашей страны занимала 2­е место в мире по   коэффициенту   интеллектуализации   молодежи,   а   к   началу   90­х   годов   ­   уже   42­е. Школьники не справляются с тестами, созданными 10­15 лет назад в расчете на среднего ученика. И дело здесь не во врожденной глупости: доказано, что интеллект в течение жизни изменяется в зависимости от того, упражняет ли его человек[27]. Мир в настоящее время можно условно разбить на четыре группы стран: ­ страны, производящие сырье, продовольствие и товары народного потребления; ­   страны,   производящие   техническую   продукцию   по   иностранным   лицензиям   и частично оригинальные технологии; ­ страны, производящие оригинальные технологии; ­ страны, производящие знания. США позволяют себе “сдавать позиции” в любой сфере деятельности ( допускать на свой рынок товары из Японии и т.д.), но не в производстве знаний. США   имеют   максимум  квалифицированного   населения  ­   населения,   способного приспосабливаться к новым технологиям (осуществлять рецепцию, трансферт технологий) за счет уровня образования1. По состоянию на 1995 год в США ­ 12,5 млн. студентов, а в России ­ 2,6 млн. студентов. Ряд   стран,   имеющих   современные   информационные   технологии,   научную информацию и знания получают, главным образом, из США и других стран, т.е. они не способны создавать знания, которые должны наполнять национальную информационную среду. Такие общества информационными не являются. 1  По состоянию на 1995 год в США 35% населения в возрасте от25­64 лет имеют высшее образование. Для сравнения: в Канаде ­ 30%, в Швеции ­ 21%, в Германии ­ 17%, в Италии ­6%.Информационная культура Информационная культура­ это[13]: ­   новый   тип   общения,   дающий   возможность   свободного   выхода   личности   в информационное бытие; ­   свобода   выхода   и   доступ   к   информационному   бытию   на   всех   уровнях   от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука; ­ новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно­интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение. Впервые понятие “информационная грамотность” было введено в 1977 году в США и   использовано   в   национальной   программе   реформы   высшего   образования.   Ассоциация Американских   библиотек   информационно   грамотным   человеком   назвала   личность, способную   выявить,   разместить,   оценить   информацию   и   наиболее   эффективно   ее использовать[29]. Академик   А.П.Ершов   понимает   под   компьютерной   грамотностью   “владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия,   понимание   основных   идей   информатики,   представление   о   роли информационных технологий в жизни общества”[22]. Соотношение   понятий   компьютерная, информационная культура.   информационная   грамотность   и Состав информационной техносферы как основы информационной среды общества. ­ обзор разновидностей портативных ПК[28].     программируемые   калькуляторы,   электронные   записные 1   группа: книжки(органайзеры);  2 группа: карманные компьютеры;  3 группа: компьютеры с перьевым вводом(персональные цифровые секретари);   4 группа: ПК­блокноты(notebook);  5 группа: ПК­субблокноты   6 группа: переносные ПК;  7 группа: портативные рабочие станции.  Системы видеотекста, при помощи которых можно получить любую информацию из библиотеки(архива), не выходя из дома в любое время дня и ночи. Телекоммуникационные   системы  ­   обзор   используемых   сетей.   Интернет   как средство   коммуникации.   По   некоторым   оценкам   количествор   компьютеров,   имеющих доступ к каким­либо сервисам Интернет весной 1995 года приблизилось к 30 млн. Интернет можно рассматривать с разных позиций: ­   наиболее   узкое   представление.   Интернет   ­  это  объединение   сетей,   непрерывно связанных между собой так, что любой компьютер в сети “видит” любой другой, т.е. может передать ему пакет данных и получить ответ за доли секунды; ­ наиболее широкое представление. Интернет ­ это кибернетическое пространство, идеалистическая субстанция, рождающая киберкультуру со свои образом мыслей, своим языком.