Формирование инновационных компетенций у студентов, обучающихся по направлению подготовки социальная работа
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +1
Взрослым
28.02.2018
В реализации государственной стратегии инновационного развития именно образование выступает носителем идеологии инновационного обновления, и в нем должны создаваться необходимые для инновационных процессов условия в виде развитой среды генерации знаний, аккумуляции интеллектуальных и творческих потенциалов общества. Согласно имеющимся данным, наши соотечественники по ключевым для инновационного общества качествам личности, таким как мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, склонность к предпринимательству, риску и другим, существенно уступают представителям стран с высокой инновационной активностью.
Формирование инновационных компетенций у студентов.doc
Формирование инновационных компетенций у студентов,
обучающихся по направлению подготовки социальная работа
Кузнецова Е.В., ФГБОУ ВО «Кировский
государственный медицинский университет»
Глубокие изменения социокультурного пространства, происходившие
в течение ХХ – начала XXI века, актуализировали научный интерес к
проблематике инноваций и способностей человека к инновационной
деятельности. Инновационный вектор развития государства, определенный
концепцией и стратегией инновационного развития Российской Федерации
на период до 2020 года, требует построения научно обоснованной системы
взглядов, принципов и приоритетов по формированию и развитию
инновационного потенциала личности.
В реализации государственной стратегии инновационного развития
именно образование выступает носителем идеологии инновационного
обновления, и в нем должны создаваться необходимые для инновационных
процессов условия в виде развитой среды генерации знаний, аккумуляции
интеллектуальных и творческих потенциалов общества. Согласно
имеющимся данным, наши соотечественники по ключевым для
инновационного общества качествам личности, таким как мобильность,
склонность к
желание обучаться в течение всей жизни,
предпринимательству,
представителям стран с высокой инновационной активностью.
риску и другим,
существенно уступают
Инновационное развитие всех сторон жизни российского общества, в
том числе образования, выдвигает задачи достижения такого уровня его
качества, которое отвечало бы новой социальноэкономической и
социокультурной ситуации. При этом одной из главных целей национальной системы образования становится подготовка личности, способной
организовывать и реализовывать профессиональные инновационные
проекты, то есть обладающей высоким инновационным потенциалом.
Теоретический анализ и изучение практики позволяют выявить ряд
противоречий в процессе развития инновационного потенциала личности.
Это противоречия между:
социально обусловленными требованиями общества к уровню
развития инновационного потенциала субъектов образования и
недостаточно эффективным применением инновационных форм, методов и
средств в практике профессионального образования;
необходимостью научного обоснования путей и средств развития
инновационного потенциала личности в научнообразовательной среде и
недостаточной разработанностью этого вопроса;
уникальностью личностнопрофессионального пути развития
будущего специалиста и отсутствием должного учета этой уникальности в
проектировании и реализации инновационных технологий;
признанием значимости влияния инновационного потенциала
личности на характер его профессиональной деятельности и явной
недооценкой этого влияния многими педагогами.
Существенное противоречие между потребностью современного
российского общества в инновационно ориентированной личности
специалиста, в том числе, и в особенности, специалиста социальной сферы,
с одной стороны, и уровнем готовности выпускников вузов к
инновационной деятельности в профессиональной сфере, с другой стороны,
порождает проблему поиска путей и средств формирования
инновационного потенциала личности в научнообразовательной среде
ВУЗа. Инновационный потенциал личности представляет собой
интегративную характеристику личности в совокупности личностных
свойств, качеств и способностей, обеспечивающих ее психологическую
готовность генерировать новые формы деятельности по созданию, освоению
и распространению инновационных образовательных продуктов, а также
саморазвитие и личностный рост как стратегический фактор продуктивной
профессиональной деятельности. Инновационный потенциал личности в
научнообразовательной среде ВУЗа реализует целевую, мотивационную,
креативную, прогностическую, трансформационную функции, функцию
развития и формирования инновационного профессионально
ориентированного опыта.
Инновационный потенциал личности состоит из следующих
компонентов:
инновационной направленности, интегрирующей совокупность
мотивов и ценностей, определяющих инновационный, акмеологический
характер,
стремление к достижению вершин профессионального
мастерства, обогащению инновационного опыта, осознание значимости
инновационных процессов в образовательной практике, отражающей
психологическую установку на развитие личности обучающихся и
собственное саморазвитие как личностнонеобходимое;
инновационной компетентности, отражающей системный уровень
сформированности инновационных знаний, умений и опыта инновационной
деятельности, способности творить, создавать новый продукт, вводить
новые технологии и методы в образовательный процесс, выступая в
качестве меры готовности использовать свой инновационный потенциал для
максимально эффективного достижения инновационных целей
профессиональной деятельности; – инновационной креативности как способности к творчеству,
инновациям и прогнозированию, направленной на достижение конкретной
практической цели, предполагающей генерирование новых, потенциально
полезных идей и получение результата, готового к использованию в
дальнейшей практике.
Решительный переход России на инновационный путь развития
объективно определяет необходимость в психологических исследованиях
различных сторон инновационной деятельности и подготовки к ней
конкурентоспособных профессионалов. Здесь в качестве приоритетной для
исследования заявляет о себе проблема познания формирования
психологической готовности специалистов к инновационной деятельности в
ведущих областях развития общества, одной из которых выступает
социальная сфера.
Социальный заказ общества на эффективное проведение социальной
политики ориентирует на формирование специалистов, готовых и
способных осуществлять инновации, проявлять творчество, активно
трансформировать и овладевать передовым отечественным и зарубежным
опытом, знаниями, современными профессиональными ценностями,
моделями и технологиями, а также всеми качествами, которые позволили
бы будущему специалисту социальной сферы эффективно осуществлять
инновационную деятельность в социальных учреждениях. Сущность и
ценность такой психологической готовности к инновационной деятельности
специалистов социальной сферы проявляется в их готовности и
способности ориентироваться на эффективный творческий подход в
решении всех социальных проблем, выполнение профессиональной
деятельности на основе привлечения потенциала новых моделей, алгоритмов и технологий для решения социальных проблем человека и
общества.
С другой стороны, несмотря на наличие такой острой научной и
практической проблемы, формирование психологической готовности к
инновационной деятельности специалистов социальной сферы
психологической наукой изучена недостаточно: не выработано системного
подхода, научно обоснованных решений по актуальным направлениям
формирования психологической готовности специалистов социальной
сферы к инновационной деятельности.
В условиях масштабной модернизации всех сторон
функционирования общества все его сферы, и в особенности социальная
сфера, объективно выделяют в качестве основного приоритета свое
инновационное развитие. В последние годы наблюдается активизация
инновационной деятельности и в социальной работе. Социальная работа
должна стать областью «социальной инженерии», которая сможет
выполнять в обществе социальноинновационную функцию по
совершенствованию механизмов решения возникающих социальных
проблем.
В условиях перехода системы высшего профессионального
образования России на инновационный путь развития содержательная и
организационнометодическая основа этого процесса заложены в
государственных образовательных стандартах третьего поколения. Они
определяют основные аспекты формирования у будущих специалистов
социальной сферы компетенций инновационного характера, которые
ориентируют их на инновационную деятельность в условиях динамических
социальноэкономических изменений, в числе которых в первую очередь
следует указать готовность к генерации и реализации инновационных идей и технологий в социальной сфере. Решение этой задачи требует создания
оптимальных условий для становления ключевых характеристик
психологической готовности к инновационной деятельности, качество
которой определяется развитием у студентов мотивационной
направленности на эту деятельность, сформированностью у них
профессионально значимых качеств, удовлетворенностью теми сторонами
учебной деятельности,
профессионала,
которые более значимы в становлении
операционального,
формированием когнитивного,
эмоциональноволевого и коммуникативного компонентов готовности к
инновационной деятельности.
Таким образом, в связи с постоянно меняющимися социокультурными
и социальноэкономическими условиями развития нашей страны и
модернизационными процессами на всех уровнях образования изменяются и
потребности педагогической теории и практики, среди которых – поиск
путей совершенствования процесса профессионального обучения,
подготовки и переподготовки специалистов в области социальной работы в
высшем учебном заведении.
Формирование инновационных компетенций у студентов, обучающихся по направлению подготовки социальная работа
Формирование инновационных компетенций у студентов, обучающихся по направлению подготовки социальная работа
Формирование инновационных компетенций у студентов, обучающихся по направлению подготовки социальная работа
Формирование инновационных компетенций у студентов, обучающихся по направлению подготовки социальная работа
Формирование инновационных компетенций у студентов, обучающихся по направлению подготовки социальная работа
Формирование инновационных компетенций у студентов, обучающихся по направлению подготовки социальная работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.