Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
Оценка 4.6
Презентации учебные +2
pptx
русская литература +1
9 кл—11 кл
01.08.2018
В данной презентации рассказывается о формировании коммуникативной компетенции и развитии речевого мышления школьников на примере анализа художественных текстов. Презентация составлена по материалам работ С.Л.Каганович «Обучение анализу поэтического текста», С.В.Бобровой «Учимся понимать художественный текст». Можно использовать на методических совещаниях и при подготовке к урокам.
hudozhestvennyy_tekst.pptx
Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
Формирование
коммуникативной
компетенции и развитие
речевого мышления
школьников
АНАЛИЗ
ТЕКСТА
ХУДОЖЕСТВЕННОГО
Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
ПО МАТЕРИАЛАМ РАБОТ
С.Л.КАГАНОВИЧ «ОБУЧЕНИЕ
АНАЛИЗУ ПОЭТИЧЕСКОГО
ТЕКСТА»,
С.В.БОБРОВОЙ «УЧИМСЯ
ПОНИМАТЬ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ»
Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
НОВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И ПОЛНОГО СРЕДНЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕДПОЛАГАЮТ
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ У
ШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ.
ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ
СТАРШЕКЛАССНИКИ ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ
ВСЕМИ ВИДАМИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
В ТОМ ЧИСЛЕ И СПОСОБНОСТЬЮ К
РЕЧЕВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И
ВЗАИМОПОНИМАНИЮ.
Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОДНОЙ ИЗ
ЦЕЛЕЙ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ СТАВИТ:
- «ОВЛАДЕНИЕ УМЕНИЯМИ ТВОРЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ
И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С
ПРИВЛЕЧЕНИЕМ БАЗОВЫХ
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И
НЕОБХОДИМЫХ СВЕДЕНИЙ ПО ИСТОРИИ
ЛИТЕРАТУРЫ»(ОСНОВНАЯ ШКОЛА),
- «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УМЕНИЙ АНАЛИЗА И
ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
КАК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЦЕЛОГО В ЕГО ИСТОРИКО
- ЛИТЕРАТУРНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ
ЗНАНИЙ»(СТАРШАЯ ШКОЛА, БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ).
Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
ЧТОБЫ СФОРМИРОВАТЬ У УЧЕНИКОВ
КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ,
НЕОБХОДИМО РАЗВИВАТЬ РЕЧЕВОЕ
МЫШЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ, А ТАКЖЕ
СПОСОБНОСТИ ПОНИМАТЬ ЧУЖУЮ РЕЧЬ
И СОЗДАВАТЬ СОБСТВЕННОЕ
ВЫСКАЗЫВАНИЕ.
БЕЗУСЛОВНО, ЧТЕНИЕ – ЭТО ОДИН ИЗ
СПОСОБОВ ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ МЕЖДУ
СОБОЙ, Т.К. В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ
ЧИТАТЕЛЬ ВСТУПАЕТ В ДИАЛОГ С
ПИСАТЕЛЕМ. НО ЗДЕСЬ МЫ
СТАЛКИВАЕМСЯ С ДРУГОЙ ПРОБЛЕМОЙ
СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ – ДЕТИ НЕ ХОТЯТ ЧИТАТЬ.
Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
ПОЧЕМУ ЖЕ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРЫ ЧТЕНИЕ ИЗ
УДОВОЛЬСТВИЯ
ПРЕВРАЩАЕТСЯ В
ТРУДОВУЮ ПОВИННОСТЬ?
Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
НА ЭТОТ ВОПРОС
РАЗВЕРНУТО
ОТВЕЧАЕТ В СВОЕЙ
КНИГЕ «ОБУЧЕНИЕ
АНАЛИЗУ
ПОЭТИЧЕСКОГО
ТЕКСТА» СОФЬЯ
ЛЬВОВНА КАГАНОВИЧ.
Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
С.Л.КАГАНОВИЧ
Текст – это уникальная языковая и речевая
единица, в которой воплощается и
индивидуально-авторское видение мира, и опыт,
накопленный человечеством. Текст мы
рассматриваем как основную единицу речевого
общения, имеющую внешнюю и внутреннюю,
содержательную стороны. К внешнему
оформлению текста относится и выбор автором
типа и стиля речи, и композиционное
оформление высказывания – соответствующая
замыслу последовательность расположения
частей текста, и подбор необходимых языковых
средств, как для связи предложений, так и для
выражения общей идеи произведения.
Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
С.Л.КАГАНОВИЧ
В школе мы начинаем литературу не
читать, а именно изучать,
препарировать, объяснять.
Безусловно, без анализа
художественного текста не обойтись.
Но искусство анализа – не самоцель,
а средство развития эстетического,
интеллектуального, творческого
потенциала человека.
Как разрешить это противоречие?
Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
С.Л.КАГАНОВИЧ
К сожалению, на уроках литературы чаще
всего ставка делается на интеллект, на
стремление вычленить тему, идею,
художественные средства. Такие понятия,
как движение художественной мысли,
структура образной системы,
художественный мир автора,
ассоциативные образные ряды и т.п.,
остаются за пределами внимания
ученика. При таком подходе улавливается
лишь то, что лежит на поверхности, за
пределами анализа чаще всего остаются
глубинные слои смысла.
Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
С.Л.КАГАНОВИЧ
Альтернативой такому анализу может
стать обращение к эмоциональной
сфере личности, подключение к
познавательному процессу фантазии,
ассоциативного мышления.
Еще Л.Выготский доказал, что
эффект эстетической реакции
заложен не столько в логическом,
сколько в эмоциональном восприятии
и переживании произведения
искусства.
Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
ВАРИАНТ АЛГОРИТМА АНАЛИЗА
ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА, СООТНЕСЕННЫЙ С
ПСИХОЛОГИЕЙ ЕГО ВОСПРИЯТИЯ,
ТРЕБУЮЩИЙ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОГО
ВНИМАНИЯ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЕ:
- структура образной системы;
- полисемантизм ключевых слов
текста;
- ассоциации;
- ритмическая и звуковая
организация стиха.
Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
УПРОЩЕННЫЙ ВАРИАНТ ТАКОГО АНАЛИЗА
ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА МОЖНО
ПРЕДСТАВИТЬ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:
Первичное чтение, знакомство;
«О чем текст?»
Второе чтение, интерпретация текста;
Выстраивание ассоциативных образных цепочек;
Выявление авторской позиции;
Обращение к художественным деталям, внимание к
каким-то второстепенным элементам текста - вплоть
до его синтаксических особенностей, звуковой
организации и т.п.;
Выявление главной мысли произведения;
Сопоставление анализируемого произведения с
другими, аналогичными по тематике
произведениями того же автора;
Рассмотрение данного произведения в контексте
мировой литературы.
Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП ТАКОГО АНАЛИЗА: ОТ
СЛОВА – К ОБРАЗУ, ОТ ПРЯМОГО ЗНАЧЕНИЯ
СЛОВА – К ЕГО МНОГОЗНАЧНОСТИ, ОТ
ФОРМЫ – К СОДЕРЖАНИЮ.
ПЛЮСЫ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ТЕХНОЛОГИИ:
- УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ;
- ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ К
ЧТЕНИЮ;
- РАССМОТРЕНИЕ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ В
ЕДИНСТВЕ;
- СООТНЕСЕННОСТЬ С ТРЕБОВАНИЯМИ К
УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ И С ТРЕБОВАНИЯМИ
ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ;
- РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И
АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ.
Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
НЕ МЕНЕЕ ИНТЕРЕСНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ
ПОДХОД К АНАЛИЗУ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА,
ПРЕДЛОЖЕННЫЙ КАНДИДАТОМ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТОМ
КАФЕДРЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МГОУ БОБРОВОЙ СВЕТЛАНОЙ
ВЛАДИМИРОВНОЙ – «ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
И РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО МЫШЛЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО
ЯЗЫКА».
Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
ВТОРОЙ ВАРИАНТ АНАЛИЗА
ТЕКСТА СХОЖ С ПЕРВЫМ, НО
ЕГО ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА
– ЭТО УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ
АЛГОРИТМА КАК ДЛЯ
ПОЭТИЧЕСКОГО, ТАК И ДЛЯ
ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА.
Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
В СВОЕЙ РАБОТЕ БОБРОВА С.В.
ГОВОРИТ О ТРЕХ УРОВНЯХ ТЕКСТА:
Семантизирующий (человек
воспринимает текст, осознает только
значения лингвистических единиц,
не понимая текста в целом).
Когнитивный (человек осознает
смысл текста, соотнося его с какой-
либо ситуацией действительности).
Распредмечивающий (человек
пытается понять текст автора
адекватно его замыслу и, быть может,
значительно шире).
Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
КАК РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ
Нам известно, что любой текст представляет в своих
синтаксических конструкциях общую модель языкового
видения человеком мира.
Начиная диалог с автором, мы должны понять, какова тема его
высказывания. Вспомните, что тему речи мы можем
определить по названию текста или первым строчкам, первому
предложению.
Далее мы стараемся выделить подтемы текста и для легкости
ориентации в произведении нам помогают абзацы.
Читаем текст по предложениям или абзацам (в стихотворении –
по четверостишиям) и пытаемся понять, о чем говорит автор:
пересказываем для себя своими словами текст автора.
Одновременно выделяем грамматические основы предложений
текста – строим ту ситуацию действительности, которую
описывает автор произведения.
Находим те слова и выражения, которые на наш взгляд
являются ключевыми, основными для понимания мысли автора,
определяем их значение.
Обращаем внимание на те образные средства, которые
использовал автор для построения своего текста, и выясняем
их роль.
Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
КАК РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ
Строим художественную картину,
описываемую автором.
Соотносим художественную
действительность со своим опытом
переживания подобных ситуаций или
опытом, полученным в результате чтения
других произведений.
Делаем вывод, о чем, на наш взгляд, говорит
автор данного произведения.
Формулируем смысл текста, проговариваем
Обсуждаем свое впечатление с теми, кто
также читал это произведение, и стараемся
доказать правильность сделанных выводов.
его.
Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
ПРИЛОЖЕНИЕ
Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
АЛГОРИТМЫ АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО
ТЕКСТА
Выявить ключевые образы, противоположные по
Лексико – семантический анализ
эмоциональному звучанию, взаимодействие и
«борьба» которых в произведении создают его
динамику, энергию, эмоциональное напряжение.
Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются,
возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться
сформулировать свое восприятие содержания
стихотворения на уровне первого впечатления.
Выписать лексические цепочки, соотносимые с
каждым из этих ключевых образов.
Выявить сопутствующие образы, позволяющие
расширить, углубить или конкретизировать значение
основных.
Выстроить все возможные ассоциативные ряды,
уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить
разные уровни и оттенки смысла.
Дать интерпретацию произведения, вытекающую
из первого этапа анализа .
Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
КЛЮЧЕВЫХ ОБРАЗОВ И РАСШИРЕНИЮ ИХ
ЗНАЧЕНИЯ.
- ВЫЯВИТЬ «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ»
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ИМЕННО ТАКОЕ
ЗВУЧАНИЕ СТИХА: СТРОФИКА, РИТМИКА,
ОСОБЕННОСТИ РИТМА И ИНТОНАЦИИ (В
СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, ЗАВИСЯЩИЕ ОТ РАЗМЕРА –
ЯМБ, ХОРЕЙ И ДР., ДЛИНЫ СТРОК, РИФМЫ –
МУЖСКОЙ И ЖЕНСКОЙ, ОСОБЕННОСТЕЙ
СИНТАКСИСА, НАЛИЧИЯ ИНВЕРСИЙ,
ПОВТОРОВ, ПЕРЕНОСОВ И Т.П.).
- ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ЗВУКОПИСЬ, ЕЕ
ВЛИЯНИЕ НА СМЫСЛ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
ОФОРМЛЕНИЕ ОБРАЗА.
- УТОЧНИТЬ ИНТЕРПРЕТАЦИЮ ТЕКСТА,
СФОРМУЛИРОВАТЬ АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ
И СВОЕ К НЕЙ ОТНОШЕНИЕ .
Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ В
КОНТЕКСТЕ
В контексте творчества самого автора: найти произведения с
аналогичными мотивами или образами, выявить сходство и
различия, объяснить их (изменением взглядов автора, если
произведения писались в разное время, обстоятельствами его
биографии, разницей художественных задач и т.п.) и тем самым
уточнить, углубить интерпретацию данного стихотворения.
В контексте национального литературного процесса: найти
у русских поэтов, живших одновременно с автором или в другое
время, аналогичные по содержанию или образному воплощению
произведения и сопоставить их с анализируемым текстом.
Выявляя сходство и различия, мы глубже и ярче воспринимаем
особенности художественного мира каждого поэта, а также
наблюдаем движение общего художественного мотива или образа
во времени.
В контексте мирового литературного процесса: подобрать
произведения зарубежных авторов, которые могут быть по каким-
либо смысловым или художественным параметрам сопоставлены с
анализируемым текстом. Это дает возможность выявить не только
индивидуальные, но и национальные особенности решения
автором тех или иных художественных проблем, свидетельствует
об участии автора и всей русской литературы в диалоге культур
мира.
Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
АЛГОРИТМ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА
Найти черты сходства двух текстов на уровне:
Сюжета или мотива;
Образной системы;
Лексики;
Изобразительных средств;
Синтаксических конструкций;
Других параметров, подсказанных самими текстами.
Найти различия на тех же уровнях.
Объяснить выявленные различия
В произведениях одного и того же автора:
Разницей времени написания, определившей изменение взглядов;
Различием художественных задач;
Противоречиями мировоззрения и мироощущения;
Другими причинами;
В произведениях разных авторов:
Различием художественных миров;
Если жили в разное время, - различием исторических условий и
особенностей литературного развития;
Если принадлежат к разным национальным культурам, - различием не
только индивидуальных, но и национальных художественных миров.
4.Уточнить интерпретацию каждого из анализируемых текстов
в соответствии с приведенным сопоставительным анализом.
Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ЭПИЗОДА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1.Общая характеристика произведения, его общий смысл.
2.Общие принципы построения художественной системы
произведения:
Роман идей (Достоевский);
Роман поисков героев (Тургенев, Гончаров и др.);
Роман философских поисков смысла жизни (Л.Толстой).
3.Место эпизода в композиции произведения (экспозиция,
завязка, кульминация (ключевой эпизод), развязка и т.п.), в
развитии его сюжета.
4.Функция эпизода в художественной системе произведения:
Проясняет ту или иную мысль автора (Какую? Насколько важную?);
Раскрывает характер действующих лиц (Каких? Как именно?);
Создает определенное настроение у читателя (Какое?).
5.Структура самого эпизода:
Место действия (может быть, на фоне природы – тогда роль
пейзажа);
т.п.);
Время действия (может быть, «стык» времен, рассказ в рассказе и
Способ организации текста (от автора, о «Я» героя, диалог,
монолог, их функция);
Действующие лица, как они раскрываются в эпизоде.
6.Выводы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.