Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
Оценка 4.6

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников

Оценка 4.6
Презентации учебные +2
pptx
русская литература +1
9 кл—11 кл
01.08.2018
Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
В данной презентации рассказывается о формировании коммуникативной компетенции и развитии речевого мышления школьников на примере анализа художественных текстов. Презентация составлена по материалам работ С.Л.Каганович «Обучение анализу поэтического текста», С.В.Бобровой «Учимся понимать художественный текст». Можно использовать на методических совещаниях и при подготовке к урокам.
hudozhestvennyy_tekst.pptx

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников АНАЛИЗ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
ПО МАТЕРИАЛАМ РАБОТ С.Л.КАГАНОВИЧ «ОБУЧЕНИЕ АНАЛИЗУ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА», С.В.БОБРОВОЙ «УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ»

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
НОВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И ПОЛНОГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕДПОЛАГАЮТ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ У ШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ. ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКИ ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ ВСЕМИ ВИДАМИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ И СПОСОБНОСТЬЮ К РЕЧЕВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ВЗАИМОПОНИМАНИЮ.

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОДНОЙ ИЗ ЦЕЛЕЙ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ СТАВИТ: - «ОВЛАДЕНИЕ УМЕНИЯМИ ТВОРЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ БАЗОВЫХ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И НЕОБХОДИМЫХ СВЕДЕНИЙ ПО ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ»(ОСНОВНАЯ ШКОЛА), - «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УМЕНИЙ АНАЛИЗА И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЦЕЛОГО В ЕГО ИСТОРИКО - ЛИТЕРАТУРНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ЗНАНИЙ»(СТАРШАЯ ШКОЛА, БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ).

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
ЧТОБЫ СФОРМИРОВАТЬ У УЧЕНИКОВ КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, НЕОБХОДИМО РАЗВИВАТЬ РЕЧЕВОЕ МЫШЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ, А ТАКЖЕ СПОСОБНОСТИ ПОНИМАТЬ ЧУЖУЮ РЕЧЬ И СОЗДАВАТЬ СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ. БЕЗУСЛОВНО, ЧТЕНИЕ – ЭТО ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ МЕЖДУ СОБОЙ, Т.К. В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ЧИТАТЕЛЬ ВСТУПАЕТ В ДИАЛОГ С ПИСАТЕЛЕМ. НО ЗДЕСЬ МЫ СТАЛКИВАЕМСЯ С ДРУГОЙ ПРОБЛЕМОЙ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ДЕТИ НЕ ХОТЯТ ЧИТАТЬ.

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
ПОЧЕМУ ЖЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ЧТЕНИЕ ИЗ УДОВОЛЬСТВИЯ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ТРУДОВУЮ ПОВИННОСТЬ?

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
НА ЭТОТ ВОПРОС РАЗВЕРНУТО ОТВЕЧАЕТ В СВОЕЙ КНИГЕ «ОБУЧЕНИЕ АНАЛИЗУ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА» СОФЬЯ ЛЬВОВНА КАГАНОВИЧ.

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
С.Л.КАГАНОВИЧ  Текст – это уникальная языковая и речевая единица, в которой воплощается и индивидуально-авторское видение мира, и опыт, накопленный человечеством. Текст мы рассматриваем как основную единицу речевого общения, имеющую внешнюю и внутреннюю, содержательную стороны. К внешнему оформлению текста относится и выбор автором типа и стиля речи, и композиционное оформление высказывания – соответствующая замыслу последовательность расположения частей текста, и подбор необходимых языковых средств, как для связи предложений, так и для выражения общей идеи произведения.

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
С.Л.КАГАНОВИЧ  В школе мы начинаем литературу не читать, а именно изучать, препарировать, объяснять. Безусловно, без анализа художественного текста не обойтись. Но искусство анализа – не самоцель, а средство развития эстетического, интеллектуального, творческого потенциала человека.  Как разрешить это противоречие?

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
С.Л.КАГАНОВИЧ  К сожалению, на уроках литературы чаще всего ставка делается на интеллект, на стремление вычленить тему, идею, художественные средства. Такие понятия, как движение художественной мысли, структура образной системы, художественный мир автора, ассоциативные образные ряды и т.п., остаются за пределами внимания ученика. При таком подходе улавливается лишь то, что лежит на поверхности, за пределами анализа чаще всего остаются глубинные слои смысла.

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
С.Л.КАГАНОВИЧ  Альтернативой такому анализу может стать обращение к эмоциональной сфере личности, подключение к познавательному процессу фантазии, ассоциативного мышления.  Еще Л.Выготский доказал, что эффект эстетической реакции заложен не столько в логическом, сколько в эмоциональном восприятии и переживании произведения искусства.

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
ВАРИАНТ АЛГОРИТМА АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА, СООТНЕСЕННЫЙ С ПСИХОЛОГИЕЙ ЕГО ВОСПРИЯТИЯ, ТРЕБУЮЩИЙ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОГО ВНИМАНИЯ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЕ:  - структура образной системы;  - полисемантизм ключевых слов текста;  - ассоциации;  - ритмическая и звуковая организация стиха.

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
УПРОЩЕННЫЙ ВАРИАНТ ТАКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:  Первичное чтение, знакомство;  «О чем текст?»  Второе чтение, интерпретация текста;  Выстраивание ассоциативных образных цепочек;  Выявление авторской позиции;  Обращение к художественным деталям, внимание к каким-то второстепенным элементам текста - вплоть до его синтаксических особенностей, звуковой организации и т.п.;  Выявление главной мысли произведения;  Сопоставление анализируемого произведения с другими, аналогичными по тематике произведениями того же автора;  Рассмотрение данного произведения в контексте мировой литературы.

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП ТАКОГО АНАЛИЗА: ОТ СЛОВА – К ОБРАЗУ, ОТ ПРЯМОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА – К ЕГО МНОГОЗНАЧНОСТИ, ОТ ФОРМЫ – К СОДЕРЖАНИЮ. ПЛЮСЫ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ТЕХНОЛОГИИ: - УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ; - ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ К ЧТЕНИЮ; - РАССМОТРЕНИЕ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ В ЕДИНСТВЕ; - СООТНЕСЕННОСТЬ С ТРЕБОВАНИЯМИ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ И С ТРЕБОВАНИЯМИ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ; - РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ.

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
НЕ МЕНЕЕ ИНТЕРЕСНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА, ПРЕДЛОЖЕННЫЙ КАНДИДАТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТОМ КАФЕДРЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МГОУ БОБРОВОЙ СВЕТЛАНОЙ ВЛАДИМИРОВНОЙ – «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА».

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
ВТОРОЙ ВАРИАНТ АНАЛИЗА ТЕКСТА СХОЖ С ПЕРВЫМ, НО ЕГО ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА – ЭТО УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ АЛГОРИТМА КАК ДЛЯ ПОЭТИЧЕСКОГО, ТАК И ДЛЯ ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА.

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
В СВОЕЙ РАБОТЕ БОБРОВА С.В. ГОВОРИТ О ТРЕХ УРОВНЯХ ТЕКСТА:  Семантизирующий (человек воспринимает текст, осознает только значения лингвистических единиц, не понимая текста в целом).  Когнитивный (человек осознает смысл текста, соотнося его с какой- либо ситуацией действительности).  Распредмечивающий (человек пытается понять текст автора адекватно его замыслу и, быть может, значительно шире).

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
КАК РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ  Нам известно, что любой текст представляет в своих синтаксических конструкциях общую модель языкового видения человеком мира.  Начиная диалог с автором, мы должны понять, какова тема его высказывания. Вспомните, что тему речи мы можем определить по названию текста или первым строчкам, первому предложению.  Далее мы стараемся выделить подтемы текста и для легкости ориентации в произведении нам помогают абзацы.  Читаем текст по предложениям или абзацам (в стихотворении – по четверостишиям) и пытаемся понять, о чем говорит автор: пересказываем для себя своими словами текст автора.  Одновременно выделяем грамматические основы предложений текста – строим ту ситуацию действительности, которую описывает автор произведения.  Находим те слова и выражения, которые на наш взгляд являются ключевыми, основными для понимания мысли автора, определяем их значение.  Обращаем внимание на те образные средства, которые использовал автор для построения своего текста, и выясняем их роль.

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
КАК РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ  Строим художественную картину, описываемую автором.  Соотносим художественную действительность со своим опытом переживания подобных ситуаций или опытом, полученным в результате чтения других произведений.  Делаем вывод, о чем, на наш взгляд, говорит автор данного произведения.  Формулируем смысл текста, проговариваем  Обсуждаем свое впечатление с теми, кто также читал это произведение, и стараемся доказать правильность сделанных выводов. его. 

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
ПРИЛОЖЕНИЕ

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
АЛГОРИТМЫ АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА    Выявить ключевые образы, противоположные по Лексико – семантический анализ  эмоциональному звучанию, взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать свое восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления.  Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов.  Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.  Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.  Дать интерпретацию произведения, вытекающую из первого этапа анализа .

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
КЛЮЧЕВЫХ ОБРАЗОВ И РАСШИРЕНИЮ ИХ ЗНАЧЕНИЯ. - ВЫЯВИТЬ «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ» ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ИМЕННО ТАКОЕ ЗВУЧАНИЕ СТИХА: СТРОФИКА, РИТМИКА, ОСОБЕННОСТИ РИТМА И ИНТОНАЦИИ (В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, ЗАВИСЯЩИЕ ОТ РАЗМЕРА – ЯМБ, ХОРЕЙ И ДР., ДЛИНЫ СТРОК, РИФМЫ – МУЖСКОЙ И ЖЕНСКОЙ, ОСОБЕННОСТЕЙ СИНТАКСИСА, НАЛИЧИЯ ИНВЕРСИЙ, ПОВТОРОВ, ПЕРЕНОСОВ И Т.П.). - ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ЗВУКОПИСЬ, ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СМЫСЛ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОБРАЗА. - УТОЧНИТЬ ИНТЕРПРЕТАЦИЮ ТЕКСТА, СФОРМУЛИРОВАТЬ АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ И СВОЕ К НЕЙ ОТНОШЕНИЕ .

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ  В контексте творчества самого автора: найти произведения с аналогичными мотивами или образами, выявить сходство и различия, объяснить их (изменением взглядов автора, если произведения писались в разное время, обстоятельствами его биографии, разницей художественных задач и т.п.) и тем самым уточнить, углубить интерпретацию данного стихотворения.  В контексте национального литературного процесса: найти у русских поэтов, живших одновременно с автором или в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения и сопоставить их с анализируемым текстом. Выявляя сходство и различия, мы глубже и ярче воспринимаем особенности художественного мира каждого поэта, а также наблюдаем движение общего художественного мотива или образа во времени.  В контексте мирового литературного процесса: подобрать произведения зарубежных авторов, которые могут быть по каким- либо смысловым или художественным параметрам сопоставлены с анализируемым текстом. Это дает возможность выявить не только индивидуальные, но и национальные особенности решения автором тех или иных художественных проблем, свидетельствует об участии автора и всей русской литературы в диалоге культур мира.

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
АЛГОРИТМ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА  Найти черты сходства двух текстов на уровне:  Сюжета или мотива;  Образной системы;  Лексики;  Изобразительных средств;  Синтаксических конструкций;  Других параметров, подсказанных самими текстами.  Найти различия на тех же уровнях.  Объяснить выявленные различия  В произведениях одного и того же автора:  Разницей времени написания, определившей изменение взглядов;  Различием художественных задач;  Противоречиями мировоззрения и мироощущения;  Другими причинами;  В произведениях разных авторов:  Различием художественных миров;  Если жили в разное время, - различием исторических условий и особенностей литературного развития;  Если принадлежат к разным национальным культурам, - различием не только индивидуальных, но и национальных художественных миров.  4.Уточнить интерпретацию каждого из анализируемых текстов в соответствии с приведенным сопоставительным анализом.

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ЭПИЗОДА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ  1.Общая характеристика произведения, его общий смысл.  2.Общие принципы построения художественной системы произведения:  Роман идей (Достоевский);  Роман поисков героев (Тургенев, Гончаров и др.);  Роман философских поисков смысла жизни (Л.Толстой).  3.Место эпизода в композиции произведения (экспозиция, завязка, кульминация (ключевой эпизод), развязка и т.п.), в развитии его сюжета.  4.Функция эпизода в художественной системе произведения:  Проясняет ту или иную мысль автора (Какую? Насколько важную?);  Раскрывает характер действующих лиц (Каких? Как именно?);  Создает определенное настроение у читателя (Какое?).  5.Структура самого эпизода:  Место действия (может быть, на фоне природы – тогда роль пейзажа); т.п.);  Время действия (может быть, «стык» времен, рассказ в рассказе и  Способ организации текста (от автора, о «Я» героя, диалог, монолог, их функция);  Действующие лица, как они раскрываются в эпизоде.  6.Выводы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.08.2018