Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карендаш, не могут застегивать пуговицу, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся деталеи конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях.
Формирование мелкой моторики рук у дошкольников.docx
Формирование мелкой моторики рук у
дошкольников.
Дети с плохо развитой ручной моторикой
неловко держат ложку, карендаш, не могут
застегивать пуговицу, шнуровать ботинки. Им
бывает трудно собрать рассыпавшиеся деталеи
конструктора, работать с пазлами, счетными
палочками, мозаикой. Они отказываются от
любимых другими детьми лепки и аппликации,
не успевают за ребятами в группе детского
сада на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира
этими детьми оказываются обеденными. Дети
часто чувствуют себя несостоятельными в
элементарных действиях, доступных
сверстникам. Это влияет на эмоцианальное
благополучие ребенка, на его самооценку. С
течением времени уровень развития
сложнокоординированных движениий рук у
детей, имеющих речевые нарушения,
оказывается недостаточным для освоения
письма, формирует школьные трудности.
Вот почему родителям важно следить за
уровенем развития общей и мелкой моторики.
Для занятий по фомированию
сложнонокоординирован -ных движений руки
можно дать следующие рекомендации. Заставлять ребенка заниматься "через
силу" неэффективно. Нужно начать с того
уровня упражнений, который будет
получаться, и доставлять удовольствие.
Выполнение упражнений должно быть
регулярным.
Занятия должны быть только
совместными. Это определяется
необходимостью точного выполнения
движений, в противном случае результат
не будет достигнут.
Время выполнения упражнений не может
быть долгим, так как внимание и интерес
ребенка быстро иссякают. Для детей, не
достигших 3 лет,- это около 5 минут,
затем можно увеличить длительность
занятий.
Нужно соблюдать комфортный для
ребенка темп выполнения.
Очень важны участие и ободряющее
поведение взрослого.
Ребенку всегда предлагается инструкция.
Она должна быть простой, короткой и
точной. Например, к упражнению
"шофер": " Ты - шофер, а эта фишка - твоя
машина. Прижми фишку указательным
пальцем и медленно двигай по столу,
чтобы объехать Дома и людей". Повторение инструкции, а также
проговаривание действий в процессе
выполнения облегчает работу.
Тренировка пальцев рук
В семье тренировку пальцев рук можно и
нужно начинать с детьми как можно
раньше. Детям двух лет и старше для
развития мелкой моторики рук можно
предложить следующие игры.
" Переложи игрушки"
Ребенок сидит за столом, перед ним
высокий прозрачный сосуд, справа лежат
мелкие предметы ( пуговицы,
фишки ).Ребенок должен, держа сосуд
левой рукой, правой брасать в него
предметы.Затем фишки высыпаются на
стол, и ребенок действует левой рукой.
" Забей мяч в ворота"
Играющий сидит за стлом, у него
небольшой шарик. На другом конце стола -
" ворота ". Нужно прокотить мячик по столу
так, чтобы он попал в ворота.
Можно играть вдвоем, тогда взрослый и
ребенок сидят по разные стороны стола, а
ворота находятся посередине.
" Перебираем крупу" Необходимы две пустые коробочки и
одна со смешанными гречкой и рисом,
крупными и мелкими бусинками,
картонными квадратиками и кружками и
пр. Работая, двумя руками, ребенок должен
разделить " смесь " на две части.
" Разорви лист по линиям"
Лист бумаги произвольно расчерчивается
на две части. Нужно разорвать его руками
точно по линиям. Можно такие нарисовать
на бумаге фигуры, предметы.
" Шаловливый котенок"
Заранее разматывается клубок ниток.
Малыш должен сначала правой, а затем
левой рукой смотать клубок.
" По кочкам через болото"
На столе рассыпают мелкие камешки - "
кочки ". Зажав в щепотку 1, 2, 5 пальцы
одной руки, ребенок "шагает"
указательным и безымянным " по кочкам " с
одного края стола к другому, " выбираясь
из болота". Следить, чтобы на весу всегда был только один палец. " Кочки " можно
нарисовать и на бумаге.
" Гармошка"
Взять большую пуговицу с двумя
отверстиями. В оба отверстия продеть
толстую нитку и завязать, чтобы
образовалось кольцо. Разместив пуговицу
посередине петли, зацепить указательным
и средним пальйами каждой руки петельки
по обе стороны от нее и, вращая руками
нитку, как скакалку, закрутить пуговицу.
Нитка станет раскручиваться и, пружиня,
закручиваться в другую сторону. Задача
ребенка - не дать " гармошке "
остановиться, все время, совершая
сводящие и разводящие движения
пальцами.
" Строитель "
Для игры подойдут небольшие кубики,
кольца от пирамидок. Ребенку дается
задание: собрать из мелких кубиков один
большой кубик, построить башню, колодец,
скамейку, стульчик, диван, домик, поезд,
заборчик, телевизор, машину.
" Шофер "
На столе раскладывают маленькие
предметы ( фигурки животных, солдатики, кубики ) на расстоянии 5 - 7 см друг от
друга. Понадобится также фишка -
пластмассовый или деревянный кружок.
Передвигая фишку одним пальцем, нужно "
объехать " все препятствия, ничего не
задев. Играть попеременно разными
пальцами.
" На морском берегу "
Для игры понадобится дощечка с
накатанным слоем пластилина и горсть
мелких камешков. Малышу предлагается
выложить на дощечке фигурки из
камешков: солнышко, облако, дерево,
землю, мячик, удочку, рыбку.
" Шнуровка"
Берется большая карточка, на которой в
центре и по краям в определенной
последовательности сделаны отверстия.
Края отверстий окрашены в разные цвета.
При помощи толстой нити ребенок
выполняет следующие задания:
а) провести нитку через все отверстия по
краю карточки;
в) провести нитку только через дырочки.
обведенные красным ( чередуя красные и
синие и т.д. );
г) выполнить " обметку через край "; д) в центре карточки сделать шнуровку, как
в ботинках.
" Художник "
Ребенок ставит локоть ведущей руки на
стол, берет в руки " волшебную палочку "
( указку, карандаш, счетную палочку ). По
просьбе взрослого " волшебная палочка "
рисует по воздуху предметы, фигуры,
пишет буквы. Рука при этом остается
неподвижной, работают только пальцы и
кисть. Взрослый следит, чтобы был похож.
Можно предложить "срисовать " контуры
простых изображений. Например: лодочка,
ракета, человечек, коробка, лампочка,
коврик, стакан, груша, бублик.
" Вязание "
На обеих руках прижать к ладони все
пальчики, кроме большого и указательного.
Пальцы левой руки неподвижны, " вяжут "
только два пальца на правой руке: большой
палец правой руки соединить с
указательным пальцем левой, второй палец
- на весу. Затем указательный палец правой
руки приставить к большому пальцу левой
руки, " вязать ". Повторить упражнения
левой рукой.
" Играем на балалайке" Между указательным и средним пальцами
натянуть круглую резинку. Перебирать эту
резинку, как струны балалайки,
указательным и средним пальцами другой
руки.
" Барабанщик"
Положить руки на стол, кисть
приподнята. Взрослый отстукивает пальцем
по столу определенный ритм. Ребенок
должен повторить этот ритмичный рисунок
поочередно каждым пальцем. Кисть рики
при этом не подвижна.
" Поймай рыбку "
На столе две коробки, в одной из которых
лежат " рыбки " - мелкие фигурки,
шарики, бирюльки. У ребенка в руках сачок
для аквариума. Ему предлагается
переложить фигурки из одной из первой
коробки во вторую, действуя сначала
правой, а затем левой рукой.
Составление фигурок из счетных
палочек или спичек
Взрослый просит ребенка выложить на
столе сначала по образцу, затем по памяти
и , наконец, по представлению, несложные
фигурки. Например, квадрат, треугольник,
кубик, вазу, лодочку, юбочку, очки, лесенку, мельнецу, рыбку, пирамидку,
флажок, звезду, мороженое, бабочку,
аквариум, жука, окно, сумку, морковку,
грузовик, рожицу, брюки, пирог, мост,
качели, лейку, танк, лопату, коробку
карандашей, ракету, пароход, грибок,
горку, тачку, беседку, снежинку, парусник,
башню, песочницу, самолет, кровать,
телевизор, собаку, корову, часы, фонарик.
Развитию мелкой маторики рук
способствуют также следующие занятия:
изготовление бус;
собирание пирамидок, матрешек,
мозаик;
работа с пособиями по застегиванию
молний,пуговиц, кнопок, крючков;
лепка;
аппликация;
обведение лекал с последующей их
штриховкой;
игра с наборами мелких фигурок;
работа с дошкольными прописями.
Огромное влияние, которое оказывают
пальчиковые игры на развитие ребенки -
дошкольника давно известно. Ученые
доказали, что двигательные импульсы
пальцев рук влияют на формирование "
речевых " зон и положительно действуют
на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками,
пальчиковые игры стимулируют процесс
речевого и умственного развития ребенка.
Формирование мелкой моторики рук у дошкольников.
Формирование мелкой моторики рук у дошкольников.
Формирование мелкой моторики рук у дошкольников.
Формирование мелкой моторики рук у дошкольников.
Формирование мелкой моторики рук у дошкольников.
Формирование мелкой моторики рук у дошкольников.
Формирование мелкой моторики рук у дошкольников.
Формирование мелкой моторики рук у дошкольников.
Формирование мелкой моторики рук у дошкольников.
Формирование мелкой моторики рук у дошкольников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.