ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ И ПРИВЫЧЕК ОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формирование умений, навыков и привычек дисциплинированного поведения: — привычка вовремя приходить на занятия и проводимые мероприятия, умение активно выступать против нарушителей правил (опаздывающих или пропускающих занятия по неуважительной причине); привычка оказывать помощь неорганизованным или больным товарищам; — умение распределять свое время таким образом, чтобы его хватало на выполнение заданий и общественных дел; — учение самостоятельно подбирать оборудование, необходимое на уроке и при выполнении домашних, внеклассных занятий; — умение оказывать помощь товарищам, испытывающим за¬труднения при выполнении заданий, поручений;
Иконка файла материала ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ И ПРИВЫЧЕК ОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.doc
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ И ПРИВЫЧЕК ОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА. 1. Формирование умений, навыков и привычек дисциплинированного поведения: — привычка вовремя приходить на занятия и проводимые мероприятия, умение активно выступать   против   нарушителей   правил   (опаздывающих   или   пропускающих   занятия   по неуважительной  причине);  привычка  оказывать помощь неорганизованным или  больным товарищам; —   умение   распределять   свое   время   таким   образом,   чтобы   его   хватало   на   выполнение заданий и общественных дел; —   учение   самостоятельно   подбирать   оборудование,   необходимое   на   уроке   и   при выполнении домашних, внеклассных занятий; —   умение   оказывать   помощь   товарищам,   испытывающим   затруднения   при   выполнении заданий, поручений; —  привычка   внимательно   слушать   объяснение   учителя,   воспитателя   я  других   старших товарищей; —   умение   спокойно,   правильно   реагировать   на   замечания,   не   вступая   в   пререкания (особенно при обсуждении отметок); — привычка к точному выполнению правил поведения в мастерских и соблюдению техники безопасности; —   умение   самостоятельно   и   правильно   организовывать   свой   досуг   и   досуг   своих товарищей; — привычка точно соблюдать правила уличного (дорожного) движения для пешеходов; —   умение   принимать   активное   участие   в   борьбе   с   нарушителем   правил   дорожного движения для пешеходов, за предупреждение детского травматизма; — привычка дисциплинированно и культурно вести себя в театрах, кино, парках, садах, магазинах и т д.; 2.   Формирование   умений,   навыков   и   привычек   вежливого   обращения   с окружающими: — привычка здороваться не только с сотрудниками школы (учителями, воспитателями и др. ), но всеми ее посетителями (во вспомогательной школе добиться этого бывает гораздо труднее, чем в школе массовой); — привычка активно выступать против нарушений правил; — умение замечать и исправлять недостатки собственного поведения; — умение выслушивать своего собеседника до конца (не перебивая); — умение скромно и понятно изложить свою просьбу (претензию и т д. );— умение  четко  реагировать  на  состояние   окружающих  и считаться  с  ним  (например, соблюдать   тишину,   когда   она   необходима   другим   для   работы   или   отдыха,   успокоить обиженного товарища ); — умение морально поддерживать окружающие подчинять в необходимых случаях личное настроение настроению товарищей, близких, родных; — умение просить извинение в связи с нарушением правил вежливого обращения; — умение правильно и самостоятельно ориентироваться в незнакомой обстановке; —   умение   соблюдать   этикет   в   отношении   старших,   сверстников,   представителей противоположного пола, гостей и т. д.; — привычка бережно относится к родной природе; — умение приумножать богатства родной природы (посадка деревьев, цветов и т. д. ); — привычка помогать младшим товарищам при выполнении ими домашних заданий, во время игр и т д.; умение разбираться в причинах конфликтов младших товарищей, защищать обиженных и доброжелательно разъяснять обидчикам их неправоту; —   умение   самостоятельно   определять   вид   помощи,   в   которой   нуждается   старший, больной, престарелый; — привычка отказываться от удовлетворения своих интересов и потребностей, если они противоречат интересам окружающих; — привычка соблюдать общие для всех нормы и правила; —   умение   предъявлять   равные   требования   к   окружающим   и   самому   себе   (в   пределах реальных возможностей); — привычка добросовестно и творчески выполнять общественные поручения; — умение подчинять (в необходимых случаях) личные интересы интересам коллектива; — умение правильно оценивать личные заслуги в достижении общих результатов; — учение правильно относиться к критическим замечаниям, признавать вину и исправлять недостатки; —   умение   активно   выступать   против   проявлений   зазнайства,   пренебрежительного отношения к товарищам, против эгоизма; 3. Нормирование представлений о долге, чести и совести: —   представление   об   общественной   значимости   школьных   правил,   принятых   в   нашем обществе,   моральных   и   правовых   норм;   чувство  уважения   к  этим   правилам   и   нормам, потребность в добросовестном соблюдении этих норм; — представление о том, что мнение коллектива объективнее (как правите) мнения одного из его членов, требовательное отношение к себе; —   убеждение   в   том,   что   честность   есть   качество,   которое   уважается   членами   нашего общества; — чувство ответственности не только за свои поступки, но и за поступки своих товарищей; —   представление   о   долге   как   о   верности   данному   себе   и   коллективу   слов),   чувство общественного долга;4. Формирование представлений о товариществе и дружбе: —   представление   о   товариществе,   право   называться   товарищем   надо   подтверждать конкретными делами на протяжении всей жизни; —  представление   об  истинной  и   ложной  дружбе  (настоящий  друг  не  подсказывает,  не списывает,   вместо   этого   он   помогает   и   объясняет,   настоящий   друг   не   тот,   кто   много говорит о дружбе, а тот, кто поступает, как друг), потребность и способность оценивать свои поступки с точки зрения интересов истинной дружбы; — представление о равноправии в нашей стране мужчин и женщин, чувство уважительного отношения к женщине; —   представление   о   родителях,   учителях   и   др.   как   о   старших   товарищах   и   искренних друзьях детей: чувство уважения, любви и благодарности по отношению к старшим за их заботу о детях; — потребность проявлять по отношению к взрослым внимание, любовь и благодарность за их заботу о детях 5. Формирование первоначальных нравственно эстетических представлений: — общее представление о том, что отношение человека к .природе определяется уровнем его нравственного развития, непримиримость к проявлениям безразличного и жестокого отношения к природе;    — представления о внутренней красоте человека как о проявлении его нравственной воспитанности   внутренняя   красота   человека   проявляется   в   его   отношении   к   работе, общественным обязанностям и т. д.;  — представление о важности единства внешней и внутренней красоты человека;  — чувство уважения к человеку за его нравственные достоинства, способность испытывать эстетическое   наслаждение   от   внешнего   вида   человека,   соответствующего   эстетическим запродам общества.; (Белкин А.С., стр.30­31) ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ. Повышению   эффективности   методов   нравственного   воспитания   способствует использование поощрения и наказания. Поощрение — это такое педагогическое воздействие на ребенка (или коллектив), когда воспитатель (или коллектив) выражает положительную оценку поступков поведения учащегося (или коллектива) Воспитательная   ценность   поощрений   очень   высока.   Они   повышают   чувство ответственности за свои дела и поступки, укрепляют веру в свои силы, повышают чувство собственного достоинства,  самооценку личности,  способствуют  формированию   положи­ тельных отношений между воспитателями и учащимися, а при коллективных поощрениях сплачивают детский коллектив.Во   вспомогательной   школе   могут   успешно   практиковаться   следующие   формы индивидуального   и   коллективного   поощрения:   устное   одобрение,   вынесение благодарности,   занесение   на   доску   Почета,   награждение   Почетными   грамотами, подарками, фотографирование, вручение вымпелов, организация походов, поездок и т. д. В массовой школе принято поощрять за такие положительные действия и поступки, совершение которых требовало от ребенка определенных усилий. В общем это верно и для вспомогательной   школы.   Однако   во   вспомогательной   школе   ребенок   на   определенном этапе своего развития может заслужить поощрение даже за одну готовность совершить положительный поступок. Разумеется,   что,   похвалив   за   хорошие   побуждения   и   хороший   поступок, воспитатель тут же должен указать на недопустимость нарушения дисциплины. Зрелость коллектива учащихся вспомогательной школы не достигает того уровня, какой имеет место в массовой школе Однако это не исключает коллективного обсуждения вопросов,   связанных   с   поощрением   учащихся   вспомогательной   школы.   Практика показывает,   что   при   умелом   педагогическом   подходе   обеспечивается   активное   и эффективное участие умственно отсталых школьников в обсуждении этих вопросов. Поощрения не должны быть средством положительной оценки личности ученика. Они   должны   быть   средством   оценки   действий   или   поступков.   Так,   например,   ученик поощряется не за честность вообще, а за честный поступок, не за трудолюбие, а за хорошо выполненное дело. Разумеется, такую дифференциацию провести трудно, но необходимо, так   как   умственно   отсталый   ребенок   может   решить,   что   он   обладает   «выдающимися качествами» (трудолюбием, честностью и т д.), и перестанет совершать поступки, которые являются средством формирования этих качеств. Важно   добиваться   того,   чтобы   ребенок   испытывал   удовлетворение,   радость   не столько   от   получения   награды,   сколько   от   достигнутого   результата.   Добиться   этого трудно, но необходимо. Следует   позаботиться   о   том,   чтобы   ребенок   не   знал   заранее,   что   за   такой­то конкретный   поступок   он   получит   вознаграждение.   В   противном   случае   у   него   могут сформироваться потребительские мотивы, что, в свою очередь, затормозит процесс нрав­ ственного развития ребенка Поощрение — ведущее вспомогательное средство воспитания умственно отсталых детей. Нельзя не согласиться с мыслью о том, что «если маловажный поступок останется без внимания — полбеды, а если хороший поступок не вызовет похвалы — большая беда» . Наказание — такое воздействие на личность отдельного ученика или на коллектив в   целом,   которое   выражает   осуждение   действий   и   поступков,   противоречащих   нормам общественного поведения, и принуждает учащихся следовать определенным требованиям, принятым в коллективе Психологический   смысл   наказания   состоит   в   том,   что   оно   должно   вызвать   у учащихся чувство стыда и вины.Именно такой точки зрения придерживались выдающиеся советские педагоги А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский «Сущность наказания, — писал Макаренко, — в том, что человек переживает то, что он осужден коллективом, зная, что поступил не правильно, то есть   в   наказании   пет   подавленности,   а   есть   переживание   ошибки,   есть   переживание отрешения   от   коллектива,   хотя   бы   минимального».   «Я,   —   писал   Сухомлинский,   — добивался того, чтобы, осмыслив свой дурной поступок, подросток переживал мысль: я должен быть не таким, какой я сейчас. » Для   того   чтобы   наказание   имело   воспитательный   смысл,   каждому   педагогу   и воспитателю   необходимо   помнить,   что   оно   должно   выполнять   роль   наставления,   а   не возмездия за проступок. Заметим, кстати, что об этом говорит и семантика слова «наказ» —   наставление,   которое   явно   отличается   от   понятия   «взыскание»   (то   есть   «спрос», «возмездие»), более уместное в юриспруденции. Их не следует смешивать. Это понятия неравнозначные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы ребенок увидел в наказании своеобразную форму   уважения   к   его   личности,   поскольку   оно   выражает   веру   в   его   способность исправиться. Именно из этого исходил А. С Макаренко, когда говорил, что право получить наказание имели только колонисты, а не вновь прибывшие, которые еще звания колониста не имели «Я наказывал только лучших», — говорил он. При   каких   условиях   наказание   оказывается   эффективным   в   условиях вспомогательной школы. Наказание в условиях вспомогательной школы дает положительный эффект в том случае, если ребенок понимает и чувствует, что наказан за нарушение общепринятых норм по ведения, испытывает при этом стыд, раскаяние и желание исправиться. Наказание, рождающее у учащихся массовой школы чувство страха, вызывает у них состояние подавленности и никак не способствует преодолению имеющихся недостатков Такое   наказание   даже   может   усугублять   неправильное   поведение.   В   условиях вспомогательной   школы   оно   чревато   еще   большими   отрицательными   последствиями. Боязнь   наказания   и   обусловленных   им   последствий   может   вызвать   у   ученика вспомогательной школы патологические нервные процессы, ухудшить его психофизическое состояние,   вызвать   заторможенность   или,   наоборот,   повышенную   возбудимость, спровоцировать аффективные вспышки. Учащийся   массовой   школы   оказывается   в   состоянии   как   то   адаптироваться   к привычному   страху.   Иногда   ему   удается   побороть   этот   страх   наказания   путем самовнушения Присущая умственно отсталому ребенку слабость регулирующей функции речи и повышенная впечатлительность, как правило, лишают его на званных средств борьбы со страхом перед наказанием. В результате он отвечает на такое наказание откровенным обманом или открытым унижением в форме вымаливания прощения. Силу наказания практически измерить очень трудно, так как на разных детей оно оказывает различное влияние Но несомненно одно чем выше авторитет педагога в глазах ребенка,   чем   ближе,   откровеннее   и   теплее   отношения   между   ними,   тем   вышеэффективность даже самого незначительного наказания Иногда бывает достаточно самого незначительного упрека, легкого замечания, чтобы вызвать у ребенка острое чувство вины, переживание неудовлетворенности собой. Учитель   и   воспитатель   в   глазах   умственно   отсталого   ребенка   имеют   почти непререкаемый авторитет. Это открывает широкие возможности для того, чтобы построить свою   работу   таким   образом,   чтобы   вообще   исключить   всякие   наказания   из   арсенала средств   вспомогательной   школы   Учителя   и   воспитатели   вспомогательных   школ   могут предупредить такие ситуации, при которых они или коллектив учащихся оказывались бы вынужденными кого­либо наказывать. Исходящее   от   учителя   вспомогательной   школы   наказание   по   большей   части санкционируется   общественным   мнением   коллектива.   Более   того,   в   глазах   наказанного учащегося   решающее   значение   имеет   слово   учителя.   Это   как   будто   бы   облегчает   его задачу. Но, с другой стороны, налагает на него повышенную ответственность. Он должен особенно тщательно взвесить, стоит ли наказывать, каковы должны быть степень и форма наказания. Наказания должны быть очень индивидуализированы. Это означает, что они могут применяться лишь после того, как педагог выяснит мотивы, причины поступка и учтет возможные последствия. Строгая   индивидуализация   наказаний   во   вспомогательной   школе   означает   учет особенностей структуры дефекта, нервной системы, уровня интеллектуального развития и особенностей эмоционально­волевой сферы ребенка. В   тех   случаях,   например,   когда   ребенок   отличается   большой   импульсивностью, расторможенностью,   наказание   может   быть   отсроченным   При   прочих   равных   условиях мера наказания расторможенных детей должна быть минимальной. Это связано с тем, что они   бурно   и   неадекватно   реагируют   на   осуждение   своих   поступков.   Замечено,   что расторможенные дети относятся к наказаниям очень болезненно. Детей заторможенных, малоактивных   следует   наказывать   непосредственно   после   разбора   всех   обстоятельств, связанных с нарушением норм нравственности. Мера осуждения выбирается в зависимости от последствий поступка и отношения к нему ребенка Чем глубже его переживания, тем меньше должна быть мера наказания. Очень желательно, чтобы наказывающий ребенка педагог или воспитатель дал ему возможность   почувствовать,   что   наказание   есть   вынужденная   мера   в   интересах   самого ребенка, следует вы сказать уверенность в том, что наказание поможет ребенку избавиться от недостатков и он никогда больше не даст повода для упреков. Определяя вид наказания, педагог и воспитатель  должны исходить  не только из характера проступка, но и учитывать прежние наказания. Какие виды наказания возможны во вспомогательной школе? Их можно подразделить на три основные группы: 1.   Наказания,   связанные   с   выражением   морального   порицания,   общественного осуждения: а) устное замечание, выговор,сделанные   наедине,   б)   устное   замечание,   выговор,   сделанные   публично;   в)   публичное обсуждение   (классное   собрание,   педсовет,   родительский   комитет   и   пр.),   письменное осуждение в стенгазете, в приказе, в письме родителям и пр. 2.   Наказания,   связанные   с   ограничением   или   лишением   определенных   прав.   а) снятие с выборной должности; б) неизбрание на выборную должность, в) лишение награды, подарка, г) лишение права принимать участие в экскурсии, культпоходе, а состязаниях и пр. 3. Наказания, связанные с наложением дополнительных обязанностей, по принципу естественных последствий проступка намусорил — убери, сломал — почини, нагрубил — извинись,. подвел — исправь, помоги и пр. Какую   избрать   меру   наказания   и   в   каких   случаях,   определить   в   теоретическом плане   весьма   сложно.   Успех   дела   решают   педагогическая   грамотность   педагога,   его психологическая зоркость, опыт, интуиция (как проявление опыта и мастерства), высокая профессиональная и человеческая культура, педагогический такт. Во   вспомогательной   школе   следует   избегать   таких   в   достаточной   мере традиционных   методов   наказания,   как   вызов   к   столу,   удаление   из   класса.   Ставить провинившегося   ученика   около   стола   учителя   по   меньшей   мере   бесполезно.   Стоящий около стола ученик отвлекается сам и отвлекает других. Кроме того, он, как правило, не обнаруживает заметного раскаяния за проступок. Удаление   из   класса   выключает   ребенка   из   общего   рабочего   ритма,   провоцирует состояние   повышенного   возбуждения   или,   наоборот,   заторможенности,   углубляет конфликт. Удаленный из класса ученик не чувствует осуждения со стороны коллектива, в отдельных случаях это удаление используется им в качестве способа самоутверждения. Заметим,   что   удаленные   из   класса   мешают   заниматься   другим   классам   и   от   безделья совершают новые проступки. Завершая анализ, мы еще раз подчеркиваем, что наказания должны быть сведены до минимума, от них вообще следует отказаться в тех случаях, когда есть другие способы воздействия. Это должно стать принципом работы вспомогательной школы, имеющей дело с особыми детьми, для которых ласка, забота, любовь и внимание — решающие и могучие факторы воспитания.