Формирование общих компетенций через развитие качества личности на спец. предметах
Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
информатика
Взрослым
19.01.2017
Как оценить уровень сформированности общих компетенций у обучающихся профессионального образовательного учреждения? Через какие показатели? Какие педагогические технологии можно применить для формирования общих компетенций? Каким образом организация самостоятельной работы обучающихся влияет на развитие общих компетенций? Ответы на поставленные вопросы содержатся в статье.
Доклад по ОК на педсовет.docx
Формирование общих компетенций
через развитие качества личности на спец. предметах.
Внедрение ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях доказало необходимость
реализации компетентностного подхода и стало основой изменения результата подготовки
специалиста. Новые образовательные результаты – это сформированные у выпускников общие и
профессиональные компетенции, предусмотренные ФГОС, в соответствии со специальностью
(профессией).
Компетенция способность применять знания, умения и практический опыт для успешной
трудовой деятельности. Наличие у выпускника практического опыта – это принципиально новая
составляющая результата образования, нашедшая отражение в ФГОС. Общие компетенции означают
совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление
деятельности на определенном квалификационном уровне.
Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника.
Общие компетенции формируются в ходе учебного процесса и за рамками учебной деятельности при
изучении комплекса различных учебных дисциплин и профессиональных модулей.
При формировании общих компетенций передо мной, как преподавателем, стоит задача
целесообразного выбора методов, которые позволят студентам не только обрести опыт практической
деятельности в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы, но и
овладеть способами непрерывного профессионального и личностного самосовершенствования и
карьерного роста.
Любой выбранный педагогом метод образования способствует формированию одновременно
нескольких общих компетенций. Общие компетенции могут формироваться последовательно, по
этапам образовательного процесса и формы деятельности студентов или все одновременно на
начальном этапе образовательного процесса (деятельности студентов).
С учетом обозначенных проблем встает вопрос: как организовать педагогический процесс,
направленный на формирование общих компетенций, каковы условия формирования общих
компетенций?
Компетенция
ОК1.Понимать сущность и социальную
Показатели
через стимулирование к участию в
значимость своей будущей профессии,
профессиональных соревнованиях, олимпиадах,
проявлять к ней устойчивый интерес
конкурсах
ОК 2. Организовывать собственную
Через результат использования алгоритма
деятельность, выбирать типовые методы и
профессиональных действий (воспроизводящие, способы выполнения профессиональных задач,
тренировочные, творческие) самостоятельно
оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию,
осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности,
нести ответственность за результаты своей
работы
ОК 4. Осуществлять поиск информации,
необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач
ОК 5. Использовать информационно
коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности
планируя личную и командную деятельность на
период выполнения заданий.
через поиск информации (по домашнему
заданию); обработку информации (выполнение
индивидуальных проектов);
является основным видом
профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде,
через коммуникативную компетенцию
эффективно общаться с коллегами,
каждого участника и в целом всей команды для
руководством, клиентами.
достижения ожидаемого высокого результата
личной и общей профессиональной деятельности.
На уроках технологии для формирования общих и профессиональных компетенций использую
элементы различных технологии, но именно кейсметод позволяет решать такие задачи, как: развитие
интереса к информационным объектам, усиление мотивации учащихся к изучению спец. предмета,
формирование информационнокоммуникативнотехнологических навыков организации и
представления информации, создания информационного объекта на основе внутреннего
представления человека, передачи информации и коммуникации, развитие социализации. То есть на
уроках технологии можно успешно реализовывать компетентностный подход с использованием кейс
метода обучения.
Суть кейсметода в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную
ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какуюлибо практическую проблему,
но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении
данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Эффективность метода в
том, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения.
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что
представляется достаточно важным при подготовке специалистов. Применение кейсметода позволяет
развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. При всех преимуществах кейс технологий их использование в обучении не решит всех проблем.
Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности
обучающихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и
интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
При изучении отдельных разделов курса применяю проектные технологии.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов
индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного
Если это
отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми".
теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая конкретный результат,
готовый к использованию в реальной жизни. Если говорить о методе проектов как о педагогической
технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых,
проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Треть времени, отводимого на дисциплину, предназначена для самостоятельной работы, в ходе
которой также формируются ОК. А именно:
Вид самостоятельной работы
Развиваемые компетенции
1.Составлениебиблиографического списка по
ОК 2, 4, 5.
теме, разделу
2.Составление глоссария
3.Подготовка конспекта
4.Подготовка наглядного пособия
5.Изучение, конспектирование
6.Создание портфолио
7.Подготовка презентации
8.Подготовка и защита ВКР
9.Подготовка реферата
10. Разработка проекта
ОК 1,2,4,5.
ОК 1,2,4.
ОК 1,5.
ОК 1,4.
ОК 1,2,4,5.
ОК 4,5.
ОК15.
ОК1,2,4.
ОК 1,2,4,5,6.
Таким образом приходим к выводу, что формирование общих компетенций последовательный
процесс. Для их формирования каждый педагог, ориентируясь на специфику и содержание своего
предмета, будет подбирать наиболее подходящую педагогическую технологию.
Формирование общих компетенций через развитие качества личности на спец. предметах
Формирование общих компетенций через развитие качества личности на спец. предметах
Формирование общих компетенций через развитие качества личности на спец. предметах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.