В статье раскрывается понятие орфографической нормы и формирование на её базе орфографических навыков, становление и развитие которых происходит на основе простых умений. Статья кратко характеризует механизмы формирования орфографических навыков на уроках русского языка, которые осуществляются у детей младшего школьного возраста в три этапа. Каждый этап описан и приведены примеры. В статье указаны условия и средства формирования у младших школьников орфографических навыков. Отбор таких средств осуществляется с учетом характерных затруднений, которые испытывают учащиеся в применении орфографических правил.
Ключевые слова: орфографические нормы, орфографические навыки, дети младшего школьного возраста, механизмы формирования орфографических норм.
конспект.docx
Развитие орфографических умений и навыков младших школьников на уроках
русского языка
Аннотация. В статье раскрывается понятие орфографической нормы и формирование на
её базе орфографических навыков, становление и развитие которых происходит на основе
простых умений. Статья кратко характеризует механизмы формирования орфографических
навыков на уроках русского языка, которые осуществляются у детей младшего школьного
возраста в три этапа. Каждый этап описан и приведены примеры. В статье указаны условия
и средства формирования у младших школьников орфографических навыков. Отбор таких
средств осуществляется с учетом характерных затруднений, которые испытывают учащиеся
в применении орфографических правил.
Ключевые слова: орфографические нормы, орфографические навыки, дети младшего
школьного возраста, механизмы формирования орфографических норм.
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников
формирование орфографической грамотности.
Орфографическая грамотность учащихся это один из актуальных вопросов, стоявших
перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст,
проблема орфографической грамотности до сих пор не решена и вряд ли может быть
решена окончательно.
В лингвистике выделяют лексические, произносительные, грамматические,
орфографические, а также некоторые другие нормы. Орфографические нормы в полной
мере отвечают специфике письменной формы литературного языка. Они рассматривается
как вырабатываемые в языке единые и обязательные для всех его носителей правила
правописания лексических единиц, образования их форм и продуцирования синтаксических
конструкций. Формирование орфографических норм осуществляется на базе
орфографических навыков.
Орфографический навык весьма сложен. Его становление и последующее развитие
происходит на основе более простых умений и навыков, к числу которых, в частности,
относят навык письма, а также благодаря регулярному использованию упражнений.
Последние должны быть ориентированы на выработку умения осуществлять анализ
лексической единицы с точки зрения фонетики; устанавливать морфемный состав лексемы;
обнаруживать орфограмму, которая должна быть подвергнута проверке; подводить
орфограмму под соответствующее ей правило и др.
Кратко охарактеризуем основные механизмы формирования орфографических навыков у
младших школьников. Отметим, что рассматриваемый процесс происходит в три этапа.
Первый этап соотносится с периодом обучения грамоте. В это время младшие школьники
уже хорошо знают, что слова делятся на слоги и звуки. Особо важным на данном этапе
является выделение звуков из состава лексической единицы. На данном этапе ученики
начинают осознавать наличие идентичности в написании и произношении многих слов.
Ученики овладевают умениями устанавливать соответствие между звуковой и графической
структурой лексемы. Более того, дети овладевают первыми навыками правописания, т.е.
фонетическим письмом.
На втором этапе дети продолжают овладевать графическими условностями русского языка.
В частности, у учеников формируется умение писать слова, в которых звук обозначается
двумя буквами. Например, это можно проиллюстрировать на лексемах моль, соль и др.
Кроме того, ученики усваивают специфику правописания лексем с йотированными гласными;
особенности правописания шипящих с гласными; овладевают правилом употребления
заглавной буквы.
1 Третий этап это время формирования грамотного письма. Начинается работа над
правописанием многих орфограмм. Например, отрабатываются безударные гласные,
непроизносимые гласные и т.д. Заканчивается данный этап во 23 классе, когда происходит
ознакомление с составом слова и правописанием разных частей слова [1, с.29] .
Рубинштейн С. А отмечает, что в школе формируются следующие виды орфографических
умений и навыков:
нахождение в слове орфограмм;
написание слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с непроверяемыми
написаниями;
обоснование орфограмм;
нахождение и исправление орфографических ошибок.
Существуют и необходимые условия для формирования орфографических навыков:
высокий научный уровень преподавания орфографии;
связь между формированием орфографических навыков и развитием речи;
знание орфографических правил;
знание схемы применения правил (схемы орфографического разбора) и умение
производить орфографический разбор, способствующий применению правил;
упражнения, отрабатывающие умения применять орфографическое правило.
применение разнообразного дидактического материала и использование
Следует отметить, что одно из важных условий формирования у ребёнка орфографических
‒
навыков
множества упражнений, которые основывается на усвоении грамматических понятий и
орфографических правил. Отбор таких упражнений осуществляется с учётом характерных
затруднений, которые испытывают учащиеся в применении орфографических правил. В
начальных классах орфографические нормы легче усваиваются за счёт таких игровых
приёмов как рифмованное упражнение, а также благодаря использованию грамматических
сказок [7, с.15].
Практически все виды орфографических упражнений носят комплексный характер:
формируют умения ставить и решать орфографические задачи. Каждое орфографическое
упражнение содержит богатые возможности для освоения коммуникативных учебных
действий и развития самостоятельности мыслительной активности младших школьников.
Учитель при выборе или составлении упражнения задумывается над тем, как полнее
использовать его развивающие возможности, не нарушая при этом принципа доступности в
обучении. Несомненно, орфографические упражнения должны обеспечить интеграцию
знаний и поведенческих компонентов, составляющих основу коммуникативных учебных
действий [4, с.15].
Проиллюстрируем возможности орфографических упражнений для освоения
коммуникативных учебных действий младшими школьниками. Представим варианты
упражнений, направленные на освоение способов решения проблем творческого и
поискового характера; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно
следственных связей, построения рассуждений.
Выполнение упражнений 12 основано на этимологическом анализе словарных слов.
Упражнение 1. Объяснительный диктант. Запиши трудные слова под диктовку,
предварительно объяснив их написание.
2 (ветус) ветеран, (сольдо) солдат, (литера) литература, (орбис) орбита, (гимнос) гимнастика,
(шок) шоколад, (капо)капюшон, (микро)микроб.
Упражнение 2. Выборочный диктант. Прочитайте фрагмент стихотворения А. Усачева.
Выпишите слова, содержащие элемент теле в значении «далеко». Докажите свою точку
зрения.
Много есть на свете теле: Телевизор, телефон,
Телепатия, тефтели..
А Иван на той неделе Вдруг придумал телесон.
Он придумал это теле, Чтобы жители Земли,
Лежа в собственной постели, Видеть сон его могли.
И объемные цветные На простор телеволны
Выплывали бы смешные Или сказочные сны.
В качестве языкового материала орфографических упражнений 35 используются слова,
поскольку орфографическое восприятие слова потребует от учащегося выявления широты
его смыслового объема, понимания гибкости и подвижности его семантических границ,
обусловливающих смысловые модификации [2; 6].
Упражнение 3. Выпишите однокоренные слова. Подчеркните орфограммы. Устно составьте
предложения с каждым из них.
Озарились, заря, зареветь, зарево, заржавел, зарылся, зарядка, заразный, заработок,
зарница, зароются.
Горит, горилла, горб, города, горючий, загар, горностай, угарный, огород, гаркнул, гагара.
Упражнение 4. От данных имен существительных и имен прилагательных образуйте глаголы
в неопределенной форме. Укажите спряжение глаголов.
Коса ..., сторож ..., хохот ...,вера ..., вечер ..., шум ....
Зеленый ..., пестрый ..., чистый ..., мрачный ..., белый ..., желтый ...
Упражнение 5. Прочитайте синонимический ряд:
Бросать, кидать, швырять, метать.
Образуйте от глаголов начальной формы глаголы 3го лица, прошедшего времени, мужского
рода. Какое из этих слов имеет неодобрительный оттенок? Какое из них главное?
В качестве языкового материала орфографического упражнения 6 используется текст,
выполняющий две функции: заключает в себе большие возможности для более успешной
работы над той или иной орфографической темой и является средством развития речевой
культуры младших школьников [5, с.1213].
Упражнение 6. Прочитайте текст. Напишите историю из своего жизненного опыта о
порядочном человеке.
Порядочный человек
Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о комто говорят:
«Порядочный человек». И задумывался ли ты над тем, что означает слово «порядочный»?
Может быть, человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает по комнате
свои вещи?
3 Да, корень этого слова «порядок». Но речь идет не о простом порядке, а об устройстве
‒
самой жизни. Этот порядок
‒
нас
верность, честность. Чем больше такого порядка будет вокруг
тем счастливее будут жить люди.
Порядочный ... Постарайся скорее понять и запомнить это прекрасное русское слово. И
живи так, чтобы люди говорили про тебя: «Это порядочный человек» (Ю. А. Яковлев).
В процессе изучения орфографии младший школьник учится самостоятельно добывать и
применять знания. Методический аппарат упражнений обеспечивает реализацию двух
функций орфографических упражнений: является средством формирования
орфографических навыков и средством освоения коммуникативных универсальных учебных
действий. Содержание языкового материала позволяет извлечь максимум языковой
информации о связях, сфере употребления, выразительных возможностях различных
лингвистических единиц.
Таким образом, формирование у младших школьников орфографических умений и навыков
это довольно сложный и пролонгированный процесс. Соответственно, для получения
положительного результата важно обеспечить тесную связь между всеми компонентами,
которые представляют собой основу любого навыка. Лишь при соблюдении данного условия
младшие школьники смогут осознанно пользоваться правилами правописания слов.
Список использованной литературы
1. Арсентьева, М.О. О развитии орфографической зоркости младших школьников / М.О.
Арсентьева // Начальная школа. 2005. № 4. С.28 30.
2. Бабина, С. А. Градуальная функция индивидуальноавторских новообразований / С.
А. Бабина, Е. В. Белоглазова // Гуманитарные науки и образование.2015.№1 (21).С.
8890.
3. Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся /
В.Я. Булохов // Начальная школа. 1991. № 1. – С.15 20.
4. Вершинина, Н. В. Коммуникативноречевая компетенция как основа развития
математической речи младших школьников / Н. В. Вершинина,О.И.Чиранова //
Гуманитарные науки и образование. 2014. № 1.С. 1419.
5. Винокурова, Н. В. Типологическое описание языкового материала орфографических
упражнений для начальной школы / Н. В. Винокурова, О. В. Мазуренко ;Мордов. гос.
пед. инт. Саранск, 2014. 124 с.
6. Кузнецова, Н. В. Особенности организации работы по изучению системных
лексических отношений в начальных классах / Н. В. Кузнецова // Гуманитарные науки
и образование. 2013. № 3 (15). С. 2328.
7. Рыжикова, Г.И. Использование игровых приемов приизучении слов с непроверяемыми
написаниями / Г.И. Рыжикова // Начальная школа. 2005. №1. С. 15 16.
4
Формирование орфографических умений и навыков
Формирование орфографических умений и навыков
Формирование орфографических умений и навыков
Формирование орфографических умений и навыков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.