ТАЙМЫРСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДУДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»
«Рассмотрено» Координатор группы ___________/ Кондрина Т.С./ ФИО Протокол № ____ От «31» августа 2021 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ТМК ОУ «ДСШ №1»
___________/Шарипова Л.П./ ФИО От «31» августа 2021 г. |
«Утверждено» Директор ТМК ОУ «ДСШ №1» ____________/Терникова М.В./ ФИО Приказ №________ От «31» августа 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке для обучающихся 4 класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
на 2021/2022 учебный год
Разработчик:
учитель музыки
Бондарчук Дарья Николаевна
г. Дудинка, 2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
· Критская Е. Д., Сергеева, Г. П., Шмагина, Т. С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2016
· Рабочая тетрадь для учащихся 4 класс, М.: Просвещение, 2015
· Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.: М.: Просвещение, 2011;
· Пособие для учителя / Сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2004;
· Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».4 класс 1(СD) mp3, М., Просвещение, 2009 г. Изучение музыки в 4 классе начальной школы направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьнико. Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач
Цели и задачи:
· формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
· воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
· развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластических движений и импровизации
Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего - 34 часа.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;
-позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности;
-образ Родины, представление о ее богатой истории, героях – защитниках, о культурном наследии России;
-устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;
-основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;
-нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);
-нравственно-эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений;
-понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;
-представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
-выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
-эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;
-осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих;
-выполнять действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;
-воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
-самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
-передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
-использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
-выбирать способы решения исполнительской задачи;
-соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
-соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;
-исполнять попевки, ориентируясь на запись ручным знаками и нотный текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;
-соотносить различные произведения по настроению и форме;
-строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;
-пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминации;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
-обобщать учебный материал;
-устанавливать аналогии;
-сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);
-представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно);
-выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
-понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
-проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
-контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
-понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
-понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
-принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
-стремиться к пониманию позиции другого человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
-выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т. ч. средства ИКТ).
-понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;
-контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности.
-формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера;
-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Россия — Родина моя (4 ч)
Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата). Звучащие картины.
Вокальные импровизации на заданный текст. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Музыкальный материал:
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов.
Вокализ. С. Рахманинов.
Песня о России. В. Локтев, слова О. Высотской;
Родные места. Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.
Ты, река ль, моя реченька, русская народная песня;
Колыбельная, обраб. А. Лядова;
У зори-то, у зореньки; Солдатушки, бравы ребятушки; Милый мой хоровод; А мы просо сеяли, русские народные песни, обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова.
Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Раздел 2. О России петь — что стремиться в храм (4 ч)
Нравственные подвиги святых земли Русской (княгиня Ольга, князь Владимир, князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Илья Муромец), их почитание и восхваление. Святые Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание; особенности мелодики, ритма, исполнения. Праздники в Русской православной церкви: Пасха — «праздников праздник, торжество из торжеств». Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Музыкальный материал:
Земле Русская, стихира.
Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителей Рябининых.
Симфония № 2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин.
Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев.
Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого.
Тропарь праздника Пасхи.
Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков.
Раздел 3. День, полный событий (6 ч)
«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки. Святогорский монастырь: колокольные звоны. Тригорское: музыкально-литературные вечера — романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Музыкальный материал:
В деревне. М. Мусоргский.
Осенняя песнь (Октябрь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.
Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский.
У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.
Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские народные песни.
Зимняя дорога. В. Шебалин, стихи А. Пушкина.
Зимняя дорога. Ц. Кюи, стихи А. Пушкина.
Зимний вечер. М. Яковлев, стихи А. Пушкина.
Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков
Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.
Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора.
Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси: Троица. Икона «Троица» А. Рублева.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Музыкальный материал
Ноктюрн. Из Квартета № 2. А. Бородин.
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты). П. Чайковский.
Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.
Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко
Полонез ля мажор; Вальс си минор;
Мазурки ля минор, фа мажор, си-бемоль мажор. Ф. Шопен. Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского.
Соната № 8 («Патетическая») (фрагменты). Л. Бетховен.
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. Арагонская хота. М. Глинка.
Баркарола (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.
Раздел 6. В музыкальном театре (6 ч)
События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема — характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танцы и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность.
Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка.
Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика.
Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.
Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.
Песня Элизы («Я танцевать хочу»). Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.
Звездная река. Слова и музыка В. Семенова;
Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова;
Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (6 ч)
Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер, С. Лемешев, И. Козловский, М. Ростропович и др.). Сходство и различие музы кального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи. Музыкальные инструменты: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, помещенных в рабочей тетради.
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
- викторина
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
- наблюдение
- устный опрос
- проверочная работа
- тест
Учебно-тематическое планирование
№ |
Наименование разделов, тем |
Содержание воспитания
|
Количество часов |
Контрольные работы |
1 |
Раздел 1. «Россия-Родина моя» |
Духовно-нравственное воспитание: - воспитание культуры толерантности, милосердия; - формирование активной жизненной позиции. Гражданско-патриотическое воспитание: -прививить учащимся любовь к Родине; -приобщение к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; -формирование основы национального самосознания. Культуротворческое и эстетическое воспитание: -выявление, поддержка и развитие творческих способностей обучающихся; -развитие творческого потенциала и формирование духовно-богатой, высоконравственной личности через приобщение к искусству в целом; --освоение таких важных аспектов внутренней деятельности, как самовосприятие, самоанализ, самооценка; -развитие образного мышления, его адаптация в учебный процесс по всем предметным направлениям школы; - приобщение обучающихся к мировой сокровищнице художественной культуры. |
4 |
|
2 |
Раздел 2. «День, полный событий» |
Социокультурное и медиакультурное воспитание: -воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных; -воспитание уважения к себе и другим что будет способствовать толерантному отношению к людям разных национальностей и культур. Трудовое воспитание: -воспитание гармонично развитой личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом; -вовлечение детей в разнообразные организованные виды школьных мероприятий; -формирование у обучающихся таких личностных качеств, как старание, внимательность, добросовестность, организованность, целеустремлённость, терпение и самокритичность; - воспитание духа коллективизма, желания жить и трудиться в коллективе. Здоровьесберегающее воспитание: -создание условий для сохранения и укрепления нравственного, психического здоровья обучающихся; –формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения. |
4 |
|
3 |
Раздел 3. «О России петь - что стремиться в храм» |
Гражданско-патриотическое воспитание: –систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины; – воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; отстаивать свои интересы, интересы своей семьи, трудового коллектива, своего народа, государства; – формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, её культуре, языку, традициям и обычаям; – воспитание понимания ценности независимости и суверенности своего государства и других государств. Духовно – нравственное воспитание: -воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях; - воспитание культуры толерантности, милосердия; - формирование активной жизненной позиции; - профилактика экстремизма, нигилизма, ксенофобии. |
6 |
1 |
4 |
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» |
Социокультурное и медиакультурное воспитание: - воспитание у учащихся гражданских качеств, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей; - формирование толерантных качеств у детей и подростков; - воспитание терпимости к чужим мнениям, верованиям и образу жизни. Трудовое воспитание: -воспитание гармонично развитой личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом; -вовлечение детей в разнообразные организованные виды школьных мероприятий; -формирование у обучающихся таких личностных качеств, как старание, внимательность, добросовестность, организованность, целеустремлённость, терпение и самокритичность; - воспитание духа коллективизма, желания жить и трудиться в коллективе. |
3 |
|
5 |
Раздел 5. «В музыкальном театре» |
Культуротворческое и эстетическое воспитание: -воспитание творческого потенциала и формирование духовно-богатой, высоконравственной личности через приобщение к искусству в целом; - воспитание коммуникативных навыков методами вокальной педагогики; -освоение таких важных аспектов внутренней деятельности, как самовосприятие, самоанализ, самооценка; -воспитание образного мышления, его адаптация в учебный процесс по всем предметным направлениям школы; - приобщение обучающихся к мировой сокровищнице художественной культуры. Воспитание культуры поведения: - приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе; -формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством; - формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации; |
5 |
|
6 |
Раздел 6. «В концертном зале» |
Культуротворческое и эстетическое воспитание: -воспитание творческого потенциала и формирование духовно-богатой, высоконравственной личности через приобщение к искусству в целом; - воспитание коммуникативных навыков методами вокальной педагогики; -освоение таких важных аспектов внутренней деятельности, как самовосприятие, самоанализ, самооценка; -воспитание образного мышления, его адаптация в учебный процесс по всем предметным направлениям школы; - приобщение обучающихся к мировой сокровищнице художественной культуры. Воспитание культуры поведения: - приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе; -формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством; - формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации; |
6 |
|
7 |
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» |
Культуротворческое и эстетическое воспитание: -воспитание творческого потенциала и формирование духовно-богатой, высоконравственной личности через приобщение к искусству в целом; - воспитание коммуникативных навыков методами вокальной педагогики; -освоение таких важных аспектов внутренней деятельности, как самовосприятие, самоанализ, самооценка; -воспитание образного мышления, его адаптация в учебный процесс по всем предметным направлениям школы; - приобщение обучающихся к мировой сокровищнице художественной культуры. Здоровьесберегающее воспитание: -создание условий для сохранения и укрепления нравственного, психического здоровья обучающихся; –формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения. |
6 |
1 |
Итого |
34 |
|||
1 полугодие |
16 |
|||
2 полугодие |
18 |
Предметные результаты
Музыка в жизни человека
Обучающийся научится:
-воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер. Балетов, кантат, симфоний;
-различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;
-понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;
-эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
-ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;
-понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;
-передавать в музыкально - художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.
Обучающийся получит возможность научиться:
-соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.
-осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ;
-владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.
Основные закономерности музыкального искусства
-слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;
-наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки;
-участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками;
-узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;
-узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах под музыку;
-импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша;
-пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминизации;
-находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения;
-различать звучание музыкальных инструментов (включая тембр арфы, виолончели, челесты).
Обучающийся получит возможность овладеть:
-представлениями о композиторском (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.П. Бородин. Н.А. Римский-Корсаков, Ф. -Й Гайдн, И.-С. Бах, В.-А. Моцарт, Э. Григ, Г. В. Свиридов, С. С. Прокофьев, Р. К. Щедрин и др.) исполнительском творчестве;
-музыкальными понятиям: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы различных длительностей, диез, бемоль, ария, канон и др.
Музыкальная картина мира
Обучающийся научится:
-выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения в т. ч. с дирижированием (2\4, 3\4, 4\4. 3\8, 6\8)
-петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении;
-различать мелодию и аккомпанемент, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений;
-сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов;
-различать язык музыки разных стран мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
-сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;
-узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
-приводить примеры известных музыкальных жанров, форм;
-собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Дата |
Раздел Тема урока |
Основные виды учебной деятельности |
Домашнее задание |
Раздел 1. Россия - Родина моя (4 ч) |
||||
1 |
|
Вся Россия просится в песню… Мелодия. Ты запой мне ту песню…Что не выразишь слова- ми, звуком на душу навей… |
Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран и высказывать мнение о его содержании. Выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. Импровизировать на заданные тексты. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства. Выполнять творческие задания, представленные в рабочей тетради |
Прочитайте рассказ " Русь" и выполните задание по карточке |
2 |
|
Как сложили песню. Звучащие картины |
Какими знакомыми тебе музыкальными произведениями разных жанров можно озвучить фрагменты этой картины? |
|
3 |
|
Ты откуда, русская, зародилась, музыка? |
Приготовьтесь исполнить фрагменты русских народных песен |
|
4 |
|
Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! |
Пропойте песню " Вставайте, люди русские" как интонацию мольбы, подражая народному плачу, причитанию |
|
Раздел 2. О России петь - что стремиться в храм (4 ч) |
||||
5 |
|
И почти уже две тысячи лет стоит над землёю немеркнущий свет…Святые земли Русской Илья Муромец. |
Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Сопоставлять " выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Понимать значение колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Сочинять мелодии на поэтические тексты
|
Прочитайте информацию |
6 |
|
Кирилл и Мефодий |
Рассказажите о создателях славянской азбуки |
|
7 |
|
Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше |
Сравните мелодии молитв с величанием и русскими народными песнями. Что их роднит? |
|
8 |
|
Родной обычай старины. Светлый праздник |
Прочитайте текст на с. 36-39 |
|
2 четверть ( 9 часов) |
||||
Раздел 3. День, полный событий (6 ч) |
||||
9 |
|
В краю великих вдохновений…Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… |
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов в поэзии А. Пушкина. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты музыкальных произведений и др.). Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов
|
Послушайте пьесы Г. Свиридова и П.Чайковского |
10 |
|
Зимнее утро. Зимний вечер |
Научитесь выразительно читать стихотворения А.Пушкина "Зимнее утро" и "Зимняя дорога" |
|
11 |
|
Что за прелесть эти сказки! Три чуда |
Назовите своего любимого героя сказок А.Пушкина. Найдите его образ воплощение в музыке? |
|
12 |
|
Ярмарочное гулянье |
Назовите знакомые русские народные песни, которые композиторы использовали в своих произведениях |
|
13 |
|
Святогорский монастырь |
Назовите знакомые русские народные песни, которые композиторы использовали в своих произведениях |
|
14 |
|
Приют, сияньем муз одетый |
Послушайте вступление к опере М.Мусоргского "Борис Годунов" |
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч) |
||||
15 |
|
На свете каждый миг мелодия родится… Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России. |
Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров. Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Осуществлять опыты музыкальных импровизаций и сочинения на предлагаемые тексты. Понимать значение преобразующей силы музыки |
Опишите программу музыкального вечера |
16 |
|
Оркестр русских народных инструментов. Музыкант - чародей |
Разучите и спойте норвежскую народную песню " Волшебный смычок" |
|
17 |
|
Народные праздники. " Троица" |
|
|
Раздел 5. В концертном зале (5 ч) |
||||
18 |
|
Гармонии таинственная власть… Музыкальные инструменты (виолончель, скрип -ка). Вариации на тему рококо. Старый замок |
Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров. Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки |
Сочините рассказ к музыкальной картинке М. Мусоргского. |
19 |
|
Счастье в сирени живёт… |
Послушайте романс С. Рахманинова " Сирень" и спойте его" |
|
20 |
|
Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы |
Разучите песню "Желание " Ф.Шопена. |
|
21 |
|
Патетическая соната |
Вспомните знакомые вам произведения Л.Бетховена. Как вы думаете, каким из них созвучно стихотворение Н.Заболоцкого |
|
22 |
|
Годы странствий. Царит гармония оркестра |
Как вы думаете, почему П. Чайковский называл оркестр «музыкальной республикой» |
|
Раздел 6. В музыкальном театре (6 ч) |
||||
23 |
|
Театр уж полон; ложи блещут… Опера " Иван Сусанин".Бал в замке польского короля (2 действие). |
Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания, представленные в тетради
|
Послушайте, как звучит мазурка на балу |
24 |
|
За Русь мы все стеной стоим… (3 действие) из оперы " Иван Сусанин" М.И. Глинки |
Прочитайте текст (с.96-97). О чём говорит мелодия? Какие чувства она выражает? |
|
25 |
|
Песня Марфы " Исходила младёшенька…" из оперы " Хованщина" М. Мусоргского |
Послушайте и спойте песню Марфы |
|
26 |
|
Русский Восток."Сезам, откройся!" " Восточные мотивы" |
Послушайте " Пляску персидок" М. Мусоргского и " Персидский хор" Н. Римского - Корсакова В чем особенность восточных интонаций? |
|
27 |
|
Балет " Петрушка" И.Ф. Стравинского |
Нарисуйте Петрушку так, как его изображает музыка. |
|
28 |
|
Театр музыкальной комедии. Оперетта. Мюзикл |
Послушайте вальс из оперетты " Летучая мышь" |
|
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье ( 6 ч) |
||||
29 |
|
Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия |
Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективно го (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать музыку (из произведений программы). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. Осознавать взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром. Самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, формировать личные фонотеку, библиотеку, видео- теку. |
Послушайте Прелюдию С. Рахманинова |
30 |
|
Исповедь души. Революционный этюд |
Прочитайте текст (с.114-117). Выучите строки из письма Ф. Шопена |
|
31 |
|
Мастерство исполнителя |
Назовите известных исполнителей классической музыки |
|
32 |
|
В интонации спрятан человек. Музыкальные инструменты |
Разучите и выразительно спойте одну из песен Сергея Никитина. Что в песнях Никитина важнее мелодия или слова? Объясните почему |
|
33 |
|
Музыкальный сказочник Н.А. Римский - Корсаков |
Выучите тексты песен |
|
34 |
|
" Рассвет на Москве - реке" М.П.Мусорского |
Не задано. |
.
Учебно-методическое обеспечение
Пособия для учащихся
1. Учебники «Музыка. 4 класс» авторов Е. Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. М.: Просвещение, 2014
Пособия и дополнительная литература для учителей
1. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 2-е изд., М.: Просвещение, 2011.
2. Музыка. 4 класс. Нестандартные уроки. Сост. Н. Б. Улашенко. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
3. Музыка. 1-4 классы: конспекты уроков, рекомендации, планирование: (из опыта работы) / авт.-сост. Г. В. Стюхина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 239 с.
4. Давыдова М. А. Уроки музыки: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 288с.
5. Никитин Ю. З. Музыка. Книга для учащихся и учителей. – Смоленск: Русич, 2000. – 240 с. («Весёлый урок»)
6. Музыкальный словарь: Начальная школа / Сост. М. А. Давыдова. – М.: ВАКО, 2009. – 96 с. – (Школьный словарик).
7. Портреты композиторов.
8. Атлас музыкальных инструментов.
9. Музыкальные веера (самодельные)
Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения.
1. Компьютер
2. Интерактивная доска
3. Проектор
4. Принтер
5. Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса
6. Сканер.
Цифровые образовательные ресурсы
1. Мультимедийная энциклопедия. Образовательная коллекция «Sonata». Залесский Л.А., 2004, 2006. ООО «1 С – Паблишинг», 2006.
2. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
3. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
4. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.