Формирование основных певческих навыков и музыкального слуха в процессе обучения детей пению
Оценка 4.8

Формирование основных певческих навыков и музыкального слуха в процессе обучения детей пению

Оценка 4.8
Документация
docx
музыка
Детсад
11.11.2018
Формирование основных певческих навыков и музыкального слуха в процессе обучения детей пению
Для того, чтобы обучать детей правильному пению, следует соблюдать певческую установку Детей обучают простейшим певческим навыкам: правильному звукообразованию; правильному дыханию; хорошей дикции; чистоте интонации; ансамблю, хорошей дикции, пониманию детьми смысла слов, музыкального образа песни. Отрабатывается чистота вокальной интонации, ансамбль Формирование музыкального слуха – восприятие высоты звука.Формирование основных певческих навыков и музыкального слуха в процессе обучения детей пению
певч нав и муз слух.docx
Формирование основных певческих навыков и музыкального слуха в процессе обучения детей пению Для   того,   чтобы   обучать   детей   правильному   пению,   следует соблюдать певческую установку. Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении,   от   которого   в   большой   степени   зависит   качество   звука   и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот. Стулья должны соответствовать росту детей. Во   время   пения   дети   5­6   лет   должны   сидеть   прямо,   не прислоняясь к спинкам стульев, так как в таком положении у них лучше   работают   дыхательные   мышцы.   Ноги   стоят   под   прямым углом к полу. Руки лежат свободно между животом и коленями. (При   слушании   музыки   дети   могут   прислоняться   к   спинкам стульев.) Дети 2­4 лет могут сидеть, опираясь на спинки стульев, ноги ставя на пол под углом 90°. Руки также лежат свободно. Голову   держать   надо   прямо,   не   вытягивать   шею,   не напрягаться. Рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание   крикливого,   «белого»   звука.   Нижняя   челюсть   должна быть свободна, губы подвижны, упруги. Разучивать песни с детьми надо сидя. А уже разученные песни можно петь и стоя, так как в таком положении дыхательные мышцы, даже   у   трехлетних   детей,   работают   активнее   и   звучность   пения: заметно улучшается. При пении стоя голова держится прямо, руки опущены. Организация   детей   на   занятиях   –   одно   из   существенных условий   для   лучшего   усвоения   ими   материала   и   для   развития музыкальных способностей. В   младшей   группе   самые   маленькие   дети,   а   также отличающиеся неустойчивым вниманием, беспокойным характером садятся   в   первом   ряду,   чтобы   лучше   видеть   и   слышать музыкального руководителя и воспитателя. Во второй младшей, средней и старшей группах в первом ряду сидят   дети   с   менее   развитым   слухом,   с   небольшим   объемом диапазона голоса, недостаточно дисциплинированные, а также вновь поступившие дети. Чтобы дети лучше слышали мелодию, инструмент надо ставить гак, чтобы высокие регистры находились ближе к ним. Воспитатель сидит перед детьми на большом стуле в правильной позе. Он должен быть готовым к занятию: знать песни, суметь ими продирижировать. В детском саду детей обучают простейшим певческим навыкам:      Остановимся   на   каждом   из   этих   певческих   навыков   более правильному звукообразованию; правильному дыханию; хорошей дикции; чистоте интонации; ансамблю – стройному, согласованному пению. подробно. Звукообразование Это способ извлечения звука. Дети должны петь естественным высоким   светлым   звуком,   без   крика   и   напряжения.   Очень   важен гример   ­   педагогу   также   следует   петь   высоко,   поскольку   дети начинают подражать ему и петь в более высоком регистре. свойственно     Дошкольникам   Звукообразование может быть протяжным, напевным, а бывает отрывистым. отрывистое звукообразование, поэтому, начиная с самой младшей группы, надо учить детей тянуть звуки, протягивать  концы музыкальных фраз. Педагог подбирает соответствующие песни, например народные, так как   для   них   характерно   преобладание   гласных   звуков, способствующих   большей   протяженности   звучания.   Развитию протяжного звукообразования помогает пение песен, написанных в умеренном и медленном темпах. Дошкольникам,   особенно   младшим,   свойственно   произносить слова говорком. Поэтому с ними особенно важно делать упражнения по   протяжному   пропеванию   гласных   и   четкому   произношению согласных звуков. Дыхание В   пении   большое   значение   имеет   дыхание.   Никаких специальных   дыхательных   упражнений   с   детьми   дошкольного возраста на музыкальных занятиях не проводится. Они имеют место на ежедневной утренней гимнастике. На   музыкальных   занятиях   дыхание   детей   укрепляется   и углубляется при помощи пения; музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными   фразами,   а   не   посередине   слова.   Некоторые   дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого что   не   умеют   им   управлять.   Достаточно   музыкальному руководителю, воспитателю показать, как надо петь, не прерывая дыхания, где его брать, и ребенок легко справляется с этим. Чтобы помочь детям научиться брать дыхание, на первых порах исполняются песни с короткими музыкальными фразами. В старших и подготовительной к школе группах этому помогает пение песен по фразам (цепочкой). От   правильного   дыхания   зависит:   чистота   интонации, правильная   фразировка,   выразительность   исполнения,   слитность звучания. При обучении детей пению педагог не объясняет им всю сложность   дыхания,   а   показывает   наглядно,   как   надо   дышать   в процессе исполнения. Следит, чтобы дети при вдохе не поднимали плеч,   чтобы   он   был   бесшумным,   спокойным.   Подводит   их   к медленному   выдоху,   умению   брать   дыхание   в   зависимости   от строения фразы песни, предложения. Дикция Выразительность   исполнения   песни   зависит   не   только   от интонационно   точного   пения   мелодии,   но   и   от   правильности   и ясности   произношения   слов   (дикции).   От   дикции   поющих   часто зависит и качество звучания мелодии. При недостаточной ясности и четкости произношения слов пение становится вялым, бесцветным: в нем отсутствуют протяжность, выразительность звука. Однако от чрезмерного   подчеркивания   текста   появляется   излишнее напряжение, крикливость. Педагоги должны научить детей певческой дикции, объяснить им, что надо так спеть песню, чтобы слушатели могли понять, о чем поется, показать, как произносить отдельные слова, фразы. Работа над дикцией связана со всей работой по развитию речи в детском   саду.   Слова   состоят   из   сочетания   гласных   и   согласных звуков.   При   произношении   слов   в   пении   особое   значение   имеет звучание гласных (а, о, у, э, и, ы) – протяженность пропевания их является основой пения. Но для ясности дикции надо следить также и за четким произношение согласных. Если   в   пении   согласные   произносятся   вяло   и   недостаточно ясно,   то   пение   становится   невыразительным,   недоходчивым. Исполнение   текста   должно   быть   четким,   осмысленным, выразительным.   Надо   уметь   подчеркивать   голосом   логические ударения. Так, в русской народной песне «Во поле березка стояла» следует   выделить   слова   береза,   кудрявая   и   т.   д.   Необходимо помнить, что в пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют логическое   ударение.   Безударные   гласные   в   пении   тоже   не изменяются, за исключением гласной «о», которая звучит как «а». Надо   петь:   «карова»,   а   не   «корова»;   «актябрь»,   а   не   «октябрь»; «мая», а не «моя». Нельзя в пении произносить безударную гласную «е», как «и». Например: «А на мостик волк нас не пускает, // на мосту   он   серый   отдыхает»   (песня   «На   мосточке»,   музыка   А. Филиппенко). Безударную гласную «я» можно произносить светло, ярко, как «я», и менее ярко, как «е», но ни в коем случае не как «и». Так, можно петь «масляна» или «маслена», но не «маслина»; в «октябре» или в «октебре», но не в «октибре». Согласные   выговариваются   по   возможности   быстро   и   четко, чтобы   как   можно   меньше   препятствовать   звучанию   голоса   на гласных.   Поэтому   согласные,   которые   находятся   в   конце   слога, произносятся в начале следующего. Например: «Огоньки сверкают». Исполняется: ого­пьки све­рка­ют. Если согласный звук находится в конце слова, то его нельзя тянуть. Например: «Ах, какой хороший добрый   Дед   Мороз».   Согласные   в   конце   слова   нельзя «проглатывать»,   их   надо   обязательно   произносить.   Некоторые согласные в конце слов меняют свое звучание. Например, пишется – листопад,   а   поется   –   листо­пат   (песня   М.   Красева   «Падают листья»).   Другие   правила,   которые   применяются   в   речевом произношении,   обычно   употребляются   и   в   певческой   дикции. Например, поют што, а не что, хочецца, а не хочется, снек, а не снег, отчего, а не отчего, рынка, а не рыбка. Условием   хорошей   дикции,   выразительного   пения   является понимание   детьми   смысла   слов,   музыкального   образа   песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении. Правильному произношению слов способствуют:  выразительное чтение педагогом текста песни в процессе ее разучивания; применяется во всех группах;  коллективное пропевание текста нараспев, негромко, на высоком   звучании,   в   умеренном   темпе,   –   так,   чтобы   все   слова звучали ясно, выразительно. В старшей и подготовительной к школе группах рекомендуется прием   коллективного   произнесения   текста   шепотом   на   высоком звучании   в   ритме   песни.   Этот   прием   особенно   полезен   при разучивании   песен,   исполняемых   в   быстром   темпе,   например, «Голубые   санки»   М.   Раухвергера.   Дети   и   младшего,   и   старшего возраста часто неправильно произносят окончания слов, приставки. В таких случаях уместно предложить как отдельным детям, так и всей группе произносить слова по слогам. Вышеуказанными   приемами   следует   пользоваться   очень осторожно,   чтобы   уточнение   и   усвоение   текста   усиливало эмоциональное восприятие песни и углубляло музыкальный образ, а не превращалось в сухую формальную тренировку. Чистота вокальной интонации Это интонационно точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации зависит от степени развитости музыкального слуха и от объема слуховых представлений. Для достижения чистой интонации огромное   значение   имеет   правильное   дыхание,   умение сосредоточиться на мелодии, различать и воспроизводить голосом звуки разной высоты. В   каждой   возрастной   группе   встречаются   дети,   поющие фальшиво.   Причины   этого   различны:   у   одних   –   не   в   порядке голосовой   аппарат,   другие   –   плохо   слышат   после   перенесенных инфекционных   заболеваний,   третьи   –   застенчивы,   четвертые   –   не обладают   устойчивым   вниманием.   Часто   у   детей   бывает   слабо развит музыкальный слух, голос (маленький диапазон). Некоторым детям мешают нарушения в артикуляционном аппарате, неумении извлечь звук. Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребенка. Для достижения чистоты интонации необходимо:  выбирать песни, удобные по диапазону для данной группы детей;   с   короткими   фразами,   между   которыми   можно   брать дыхание; давать   детям   слушать   песни   в   хорошем   исполнении взрослых и детей;     систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения; петь   детям   не   только   всем   вместе,   но   и   небольшими подгруппами и по одному, тогда дети лучше слышат себя и друг друга;  вырабатывать  у детей  умение  себя слушать,  осознавать качество своего исполнения;  фальшиво поющим детям уделять особое внимание; для этого их лучше размещать на музыкальных занятиях так, чтобы они сидели ближе к музыкальному руководителю, лучше слышали его исполнение, наблюдали за его артикуляцией, слышали чисто поющих детей, сидящих сзади (в работе с такими детьми полезно отмечать, поощрять каждое достижение); транспонировать   мелодию   в   ту   тональность,   в   которой детям   удобно   петь,   и   постепенно,   по   полутонам,   довести   ее   до нужного уровня. Для достижения более высокого звучания кроме репертуарных песен   можно   давать   детям   короткие   упражнения   на   небольших интервалах   (секунда,   терция,   кварта)   в   виде   подражания   пению кукушки   («ку­ку»),   крику   гусей   («га­га»),   игре   на   дудочке   («ду­ ду»), балалайке («ля­ля») и т. д. Проводя индивидуальные занятия, музыкальный руководитель учитывает   особенности   каждого   ребенка.   Одному   он   показывает, как надо протянуть звук «потоньше», «повыше», другому – какое положение придать губам, третьему предлагает спеть погромче или, наоборот, – мягче, тише. Ансамбль Стройное, чистое, согласованное пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором необходимо приучать детей слушать себя и других и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один  голос не выделялся. Это достигается   добросовестным  и кропотливым  разучиванием  песни, слушанием   хорошо   поющих   детей,   вниманием   педагога   к   тому, чтобы   дети   одновременно   по   его   знаку   вступали,   выдерживали общий темп, вместе начинали и заканчивали пение фраз. Большое влияние   на   стройность   и   согласованность   пения   оказывает объединяющее детей настроение. Чувство ансамбля вырабатывается постепенно.   Уже   на   занятиях   с   детьми   младшей   группы музыкальный   руководитель   должен   обучать   детей   простейшим умениям:   петь,   не   отставая   и   не   опережая   друг   друга,   не выкрикивать отдельных слов песни. Для   того   чтобы   научить   детей   стройному   согласованному пению,   необходимо   прежде   всего   перед   началом   пения сконцентрировать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, музыкальный руководитель подает знак – взмах рукой или кивок головой, чтобы дети начали петь одновременно, тотчас же после   сыгранного   вступления.   Если   такого   вступления   нет,   то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу),   а   иногда   и   всю   песню.   В   некоторых   случаях   можно сконцентрировать внимание детей, сыграв первый интервал песни или ее первый звук! Дети пропевают его тихо на слог «ту» или с закрытым   ртом,   а   затем   начинают   петь   мелодию   по   знаку музыкального руководителя. В практической работе применяется и дирижирование детским хором. К дирижерскому жесту прибегают в тех   случаях,   когда   пение   проводится   без   инструментального сопровождения   или   когда   в   общем   пении   участвуют   несколько групп детей. Однако дирижированием не следует злоупотреблять. Надо   научить   детей   чувствовать   характер   музыкального произведения и передавать его без помощи дирижера. В первой младшей группе в начале года дети включаются в пе­ ние   лишь   после   того,   как   вступит   воспитатель   или   музыкальный руководитель,   а   в   конце   года   они   начинают   песню   после музыкального вступления самостоятельно. Bсe   певческие   навыки   (звукообразование,   дикция,   дыхание, чистота интонации, чувство ансамбля) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно с выделением какого­либо одного навыка. Обучать   детей   пению   следует   на   разных   по   содержанию   и музыкальному стилю песнях – народных, композиторов­классиков и современных композиторов. ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЕНИЮ Музыкальный слух – способность воспринимать ладовые и зву­ ковысотные соотношения. Он формируется в процессе музыкальной деятельности ребенка на основе имеющихся у него задатков. И от того,   насколько   благоприятны   условия   для   их   развития,   зависит успешность формирования музыкального слуха. Собственно говоря, процесс   формирования   музыкального   слуха   есть   повторяющийся акт восприятия. По   определению   психолога   Б.М. компонентами музыкального слуха являются:   Теплова   главными звуковысотный слух; тембровый; гармонический; мелодический; динамический.      Важнейшее   проявление   музыкального   слуха   –   восприятие высоты звука. Формирование   музыкального   слуха   –   это   процесс   его первоначального становления. Он отличается от процесса развития музыкального слуха, так как развивать можно только то, что уже имеется   (например,   можно   развивать   у   детей   точность   реакции, скорость   реакции).   Развитие   слуха   зависит   и   от   многих немузыкальных   факторов.   Например,   от   состояния   умственных способностей,   наличия   здорового   или   больного   голосового аппарата, даже от состояния здоровья ребенка. Согласно исследованию педагога­музыканта И.П. Гейнрихса, в группах детского сада всегда есть дети, которые:  могут   спеть   чисто   данный   звук   (конечно,   в   объеме   их диапазона); у этих детей слух сформировался очень рано, может быть даже незаметно для окружающих под влиянием условий жизни или на основе очень хороших задатков;  большинство звуков поют правильно, а отдельные звуки неверно; у таких детей формирование слуха близко к завершению; поют то интонационно точно, то фальшиво; все звуки поют неверно; верхние   и   нижние   звуки   поют   фальшиво,   а   средние   –     интонационно точно дети со средним диапазоном голоса; поют   в   широком   диапазоне,   но   вне   всякой   связи   с заданными звуками. В последних четырех случаях имеет место несформированный музыкальный слух. Педагог должен проверить с этой точки зрения каждого   ребенка,   выделить   детей   с   несформированным музыкальным слухом и начать с ними работу. Уже   отмечалось,   что   формирование   слуха   связано   с неоднократным   восприятием   музыкальных   звуков.   Учеными­ физиологами   Алмазовым   Е.И.,   Блиновым   М.П.,   Егоровым   А.М., Мальцевой   Е.А.,  Морозовым В.П.,  Овчинниковой  О.В.,  Эрбштейн М.С.,   использовавшими   в   своих   исследованиях   специальную аппаратуру,   доказано,   что   как   у   детей,   так   и   у   взрослых   при восприятии музыки наблюдается движение голосовых связок. Они являются в некотором роде органом восприятия. И на первом этапе формирования   у   ребенка   музыкального   слуха   главным   условием восприятия   звуков   является   воспроизведение   их   голосом,   т.   е. двигательное   отражение   звука.   Если   дети   с   низкими   голосами   – «гудящие»,   у   которых   нарушена   координация   слуха   и   голоса, адекватно воспримут звуки, – они их воспроизведут. Следовательно, процесс восприятия определяется как рефлекторное установление временных нервных связей в коре головного мозга, его слуховых и двигательных сферах. Принимая   это   во   внимание,   педагоги,   обучающие   пению, направляют   процесс   воспроизведения   детьми   звука   путем подстраивания  воспроизводимой  высоты к заданной. Ребенок при помощи   педагога   находит   нужную   высоту   –   наступает   момент восприятия. Затем ребенок воспроизводит мелодию, однако скорее неосознанно, физиологически ощущая унисон. Педагог помогает этому процессу – словом поощряет ребенка, который получает удовольствие от достижения цели. В его мозгу образуется   связь   между   концами   двигательного   и   слухового анализаторов.   Конечно,  в   первое  время  эта   связь  является   очень хрупкой,   быстро   нарушается.   Закрепляется   она   только   путем неоднократного повторения акта подстраивания певческого голоса ребенка к данной высоте мелодии. Формируя   музыкальный   слух,   необходимо   помнить,   что имеются три фактора, тормозящие этот процесс. А именно:    болезненное состояние голосового и слухового аппарата; ослабленное общее физическое состояние организма; неспособность мозга к образованию нервных связей и их закреплению. В процессе формирования музыкального слуха нужно выяснить, что   именно   мешает   тому   или   иному   ребенку   достичь   должных результатов. Для   того,   чтобы   дети   правильно   воспроизводили   звуки, необходимо   сформировать   и   закрепить   в   их   памяти   слуховое представление   об   унисоне,   заниматься   расширением   диапазона голоса,   развивать   его   гибкость   и   пластичность.   Предлагаем практические рекомендации. Для   того,   чтобы   сформировать   у   ребенка   представление   об унисоне,   педагогу   необходимо   подбирать   материал   с   учетом   тех звуков, которые есть в его диапазоне. Определить диапазон голоса каждого ребенка. Начинать петь на тех   звуках,   которые   воспроизводятся   детьми   легко.   Для   этого подобрать   нужные   попевки   (например,   «Гуси   шли   домой»)   и транспонировать их в удобную для голоса тональность (ми мажор, ре   мажор).   Активизировать   процесс   дыхания   (активный,   но бесшумный вдох – постепенный выдох). Расширять диапазон голоса ребенка путем пения по полутонам вверх. Если ребенок остановился на определенном звуке, то следует сразу взять более высокий звук. Бывают   случаи,   когда   ребенок   соло   поет   верно,   а   в   хоре неверно.   Тогда   необходимо   с   ним   индивидуально   работать   на каждом   занятии   в   течение   нескольких   секунд,  проводить   как   бы индивидуальную подстройку.

Формирование основных певческих навыков и музыкального слуха в процессе обучения детей пению

Формирование основных певческих навыков и музыкального слуха в процессе обучения детей пению

Формирование основных певческих навыков и музыкального слуха в процессе обучения детей пению

Формирование основных певческих навыков и музыкального слуха в процессе обучения детей пению

Формирование основных певческих навыков и музыкального слуха в процессе обучения детей пению

Формирование основных певческих навыков и музыкального слуха в процессе обучения детей пению

Формирование основных певческих навыков и музыкального слуха в процессе обучения детей пению

Формирование основных певческих навыков и музыкального слуха в процессе обучения детей пению

Формирование основных певческих навыков и музыкального слуха в процессе обучения детей пению

Формирование основных певческих навыков и музыкального слуха в процессе обучения детей пению

Формирование основных певческих навыков и музыкального слуха в процессе обучения детей пению

Формирование основных певческих навыков и музыкального слуха в процессе обучения детей пению

Формирование основных певческих навыков и музыкального слуха в процессе обучения детей пению

Формирование основных певческих навыков и музыкального слуха в процессе обучения детей пению

Формирование основных певческих навыков и музыкального слуха в процессе обучения детей пению

Формирование основных певческих навыков и музыкального слуха в процессе обучения детей пению

Формирование основных певческих навыков и музыкального слуха в процессе обучения детей пению

Формирование основных певческих навыков и музыкального слуха в процессе обучения детей пению

Формирование основных певческих навыков и музыкального слуха в процессе обучения детей пению

Формирование основных певческих навыков и музыкального слуха в процессе обучения детей пению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018