ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русская литература
9 кл
23.06.2019
Определение воспитания как процесса целенаправленного, организованного, управляемого и контролируемого взаимодействия воспитателей и воспитанников, имеющего конечной целью формирование личности нужной и полезной обществу, стало аксиоматичным.
Данная статья рассказывает о том, как формировать патриотические чувства у молодого поколения, что так необходимо в наше неспокойное время.
Статья 1.docx
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И
ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Л.Н. Лагуточкина, учитель русского языка и литературы, ГБОУ Школа
№1251, Москва
Определение воспитания как процесса целенаправленного,
организованного, управляемого и контролируемого
взаимодействия воспитателей и воспитанников, имеющего
конечной целью формирование личности нужной и полезной
обществу, стало аксиоматичным.
В современном обществе приоритетным направлением образования
становится гражданское образование. Его необходимость закреплена в
международно-правовых актах российского законодательства.
Образование должно обеспечивать формирование человека-
гражданина.
Гражданское образование не должно ограничиваться только
специальными дисциплинами (такими, как история, обществознание).
Оно возможно и даже необходимо как на других школьных предметах,
так и во внеурочной деятельности.
Литература и русский язык располагают для этого большими
возможностями. Материал уроков позволяет влиять на формирование
личности обучающегося, развивать у него умения и навыки, связанные
с изучением других предметов.
Урок – это главная форма организация обучения и воспитания
обучающихся. Однако это не значит, что урок – нечто застывшее и
нерушимое. Существуют большие возможности для его
совершенствования и модернизации. Только творческий подход к уроку
с учётом новых достижений в области педагогики, психологии и
передового опыта способен обеспечить высокий уровень преподавания.
Целесообразно использовать различные формы организации урока:
урок-монолог, урок-лекцию, урок-беседу, урок-дискуссию, урок жизни,
урок-журнал, урок-анализ, урок ученика, урок - заочную экскурсию,
библиотечный и музейный уроки, уроки развития речи. Уроки любого
типа позволяют вести разговор о патриотизме и гражданственности.
Так, цикл уроков русского языка по теме «Сложносочиненные
предложения» можно посвятить знаменитому человеку. Урок по теме
«Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным»,
посвящённый творчеству А.С. Пушкина, даёт прекрасную возможность
для комплексного анализа текстов, для изучения нового материала и
для воспитания гражданских чувств. Например. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
(1)Пушкин явился основоположником реалистической прозы,
развитие которой в русской литературе XIX века ознаменовано
величайшими художественными достижениями. (2) Пушкин
предпринял первые значительные опыты в области
художественной прозы, когда стал уже известным поэтом. (3) К
1822 году относится критическое эссе, в котором Пушкин
формулирует свои требования к прозе: «Точность и краткость –
вот первые достоинства прозы». (4) Состояние русской прозы
Пушкину представлялось малоудовлетворительным. (5) Признав,
что лучшей является проза Карамзина, Пушкин замечает: «Это
ещё похвала небольшая».
ЗАДАНИЯ
1. Прочитайте отрывок из биографии А.С. Пушкина.
2. Определите стиль и тип текста.
3. Укажите номера СПП с придаточным определительным.
4. Составьте схему предложения 2.
5. Объясните значение слова основоположник.
6. Из предложении 1 выпишите все словосочетания со связью
согласование.
7. Устно подготовьте небольшое сообщение на тему «Роль
творчества А.С. Пушкина в культурном развитии России».
Создать условия для гражданского воспитания и сделать учебный курс
значимым для обучающихся способная также краеведческая
деятельность, поскольку она позволяет придать процессу обучения
характер поиска и исследования, выводит школьников за рамки урока,
за пределы школы, в окружающую действительность. Краеведение
требует интеграции разных учебных предметов (в узком смысле) и наук
(в широком), даёт прекрасные возможности для воспитания
гражданственности и патриотизма.
Одним из ведущих методов формирования гражданского сознания
является метод личностно ориентированного обучения, при котором
обучающийся самостоятельно определяет объект и форму
деятельности, способ представления полученной информации.
Не менее важным является метод педагогического стимулирования и
развития коммуникативной активности, то есть «совокупность средств
и приёмов, побуждающих воспитанника к определённым действиям».
Из форм работы, стимулирующих развитие коммуникативной
компетенции обучающихся на уроках, можно назвать следующие:
проведение заочной экскурсии, составление вопросов для интервью,
защита иллюстраций, приглашение к чтению. Разнообразны и формы внеклассной работы данного метода: встречи-
праздники с родителями, проведение экскурсий, ролевые игры,
написание статей (например, для школьной газеты); полевые сборы и
экспедиции, работа с архивными документами и материалами в
районных и краевых архивах.
Целесообразно использование проектно-исследовательского метода, на
основе которого строится любая исследовательская деятельность
обучающихся.
В соответствии с личностно ориентированным методом деятельность
учащихся может быть как индивидуальной, так и групповой.
Рассмотрим, например, исследование по теме «В.Я. Ерошенко: образы и
символы, созданные в его произведениях», которое было
организованно и проведено на базе нашей школы несколькими
группами учащихся в марте-мае 2009 года. Сначала группы совместно
составили план исследования. Затем учащиеся объединились в две
группы: одна группа занималась сбором информации в Доме-музее В.Я.
Ерошенко в с. Обуховка Старооскольского района, другая – в архивных
источниках. Из этих групп выделилась пара учащихся, которые
отобрали и систематизировали материал, создали текст научного
уровня, подготовили тезисы и доклад, а публичное выступление и
ответы на вопросы оппонентов доверили еще одному члену группы.
При такой реализации исследования были учтены и интересы
учащихся, и их психологические особенности, и взаимные симпатии,
организована взаимопомощь и взаимообучение школьников разного
возраста. Каждый из участников смог, с одной стороны, реализовать
свои способности, а с другой – попробовать себя в новом качестве.
Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство
патриотизма, гордости за свой народ. Сейчас школьники продолжают
работу над долгосрочным образовательным исследовательским
проектом: собирают материал о поэтах и писателях, составивших славу
родной Белгородчины, чтобы по-новому зазвучали знакомые имена.
Плодотворными для формирования гражданского самосознаниям у
школьников являются не только тексты учебника, хорошо
организованный образовательный процесс или исследовательская
деятельность. Личность учителя также имеет большое значение. Чтобы
быть хорошим учителем, необходимо приносить пользу своим
ученикам, идти в ногу со временем: развиваться, обучаться, изучать
новые методы и формы работы; быть современным; быть для учеников
старшим другом, а не начальником.
Быть своим – не значит опуститься на ступеньку ниже. Это значит –
найти общий язык и понять интересы другого поколения, стать лучше, мудрее, опытнее. И тогда воспитанники станут кораблями, идущими за
путеводной звездой, за учителем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой
деятельности, учащихся на уроках русского языка / Русский язык
в школе. – 2004. - №2.
2. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной
педагогике. – Режим доступа:
http
. ru / window
:// window
. edu
_ catalog
/ files
3. Проблемы преподавания русского языка и литературы в школе и
вузе. Взаимодействие академической науки и практики
филологического образования: Материалы междунароной научно-
практической конференции от 14 ноября 2008 г. / отв. ред. П.Ю.
Федорченко. – Белгород : Политера, 2009.
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.