ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Оценка 4.6

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русская литература
9 кл
23.06.2019
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Определение воспитания как процесса целенаправленного, организованного, управляемого и контролируемого взаимодействия воспитателей и воспитанников, имеющего конечной целью формирование личности нужной и полезной обществу, стало аксиоматичным. Данная статья рассказывает о том, как формировать патриотические чувства у молодого поколения, что так необходимо в наше неспокойное время.
Статья 1.docx
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Л.Н. Лагуточкина, учитель русского языка и литературы, ГБОУ Школа №1251, Москва Определение воспитания как процесса целенаправленного, организованного, управляемого и контролируемого взаимодействия воспитателей и воспитанников, имеющего конечной целью формирование личности нужной и полезной обществу, стало аксиоматичным. В современном обществе приоритетным направлением образования становится гражданское образование. Его необходимость закреплена в международно-правовых актах российского законодательства. Образование должно обеспечивать формирование человека- гражданина. Гражданское образование не должно ограничиваться только специальными дисциплинами (такими, как история, обществознание). Оно возможно и даже необходимо как на других школьных предметах, так и во внеурочной деятельности. Литература и русский язык располагают для этого большими возможностями. Материал уроков позволяет влиять на формирование личности обучающегося, развивать у него умения и навыки, связанные с изучением других предметов. Урок – это главная форма организация обучения и воспитания обучающихся. Однако это не значит, что урок – нечто застывшее и нерушимое. Существуют большие возможности для его совершенствования и модернизации. Только творческий подход к уроку с учётом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта способен обеспечить высокий уровень преподавания. Целесообразно использовать различные формы организации урока: урок-монолог, урок-лекцию, урок-беседу, урок-дискуссию, урок жизни, урок-журнал, урок-анализ, урок ученика, урок - заочную экскурсию, библиотечный и музейный уроки, уроки развития речи. Уроки любого типа позволяют вести разговор о патриотизме и гражданственности. Так, цикл уроков русского языка по теме «Сложносочиненные предложения» можно посвятить знаменитому человеку. Урок по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным», посвящённый творчеству А.С. Пушкина, даёт прекрасную возможность для комплексного анализа текстов, для изучения нового материала и для воспитания гражданских чувств. Например. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА (1)Пушкин явился основоположником реалистической прозы, развитие которой в русской литературе XIX века ознаменовано величайшими художественными достижениями. (2) Пушкин предпринял первые значительные опыты в области художественной прозы, когда стал уже известным поэтом. (3) К 1822 году относится критическое эссе, в котором Пушкин формулирует свои требования к прозе: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы». (4) Состояние русской прозы Пушкину представлялось малоудовлетворительным. (5) Признав, что лучшей является проза Карамзина, Пушкин замечает: «Это ещё похвала небольшая». ЗАДАНИЯ 1. Прочитайте отрывок из биографии А.С. Пушкина. 2. Определите стиль и тип текста. 3. Укажите номера СПП с придаточным определительным. 4. Составьте схему предложения 2. 5. Объясните значение слова основоположник. 6. Из предложении 1 выпишите все словосочетания со связью согласование. 7. Устно подготовьте небольшое сообщение на тему «Роль творчества А.С. Пушкина в культурном развитии России». Создать условия для гражданского воспитания и сделать учебный курс значимым для обучающихся способная также краеведческая деятельность, поскольку она позволяет придать процессу обучения характер поиска и исследования, выводит школьников за рамки урока, за пределы школы, в окружающую действительность. Краеведение требует интеграции разных учебных предметов (в узком смысле) и наук (в широком), даёт прекрасные возможности для воспитания гражданственности и патриотизма. Одним из ведущих методов формирования гражданского сознания является метод личностно ориентированного обучения, при котором обучающийся самостоятельно определяет объект и форму деятельности, способ представления полученной информации. Не менее важным является метод педагогического стимулирования и развития коммуникативной активности, то есть «совокупность средств и приёмов, побуждающих воспитанника к определённым действиям». Из форм работы, стимулирующих развитие коммуникативной компетенции обучающихся на уроках, можно назвать следующие: проведение заочной экскурсии, составление вопросов для интервью, защита иллюстраций, приглашение к чтению. Разнообразны и формы внеклассной работы данного метода: встречи- праздники с родителями, проведение экскурсий, ролевые игры, написание статей (например, для школьной газеты); полевые сборы и экспедиции, работа с архивными документами и материалами в районных и краевых архивах. Целесообразно использование проектно-исследовательского метода, на основе которого строится любая исследовательская деятельность обучающихся. В соответствии с личностно ориентированным методом деятельность учащихся может быть как индивидуальной, так и групповой. Рассмотрим, например, исследование по теме «В.Я. Ерошенко: образы и символы, созданные в его произведениях», которое было организованно и проведено на базе нашей школы несколькими группами учащихся в марте-мае 2009 года. Сначала группы совместно составили план исследования. Затем учащиеся объединились в две группы: одна группа занималась сбором информации в Доме-музее В.Я. Ерошенко в с. Обуховка Старооскольского района, другая – в архивных источниках. Из этих групп выделилась пара учащихся, которые отобрали и систематизировали материал, создали текст научного уровня, подготовили тезисы и доклад, а публичное выступление и ответы на вопросы оппонентов доверили еще одному члену группы. При такой реализации исследования были учтены и интересы учащихся, и их психологические особенности, и взаимные симпатии, организована взаимопомощь и взаимообучение школьников разного возраста. Каждый из участников смог, с одной стороны, реализовать свои способности, а с другой – попробовать себя в новом качестве. Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. Сейчас школьники продолжают работу над долгосрочным образовательным исследовательским проектом: собирают материал о поэтах и писателях, составивших славу родной Белгородчины, чтобы по-новому зазвучали знакомые имена. Плодотворными для формирования гражданского самосознаниям у школьников являются не только тексты учебника, хорошо организованный образовательный процесс или исследовательская деятельность. Личность учителя также имеет большое значение. Чтобы быть хорошим учителем, необходимо приносить пользу своим ученикам, идти в ногу со временем: развиваться, обучаться, изучать новые методы и формы работы; быть современным; быть для учеников старшим другом, а не начальником. Быть своим – не значит опуститься на ступеньку ниже. Это значит – найти общий язык и понять интересы другого поколения, стать лучше, мудрее, опытнее. И тогда воспитанники станут кораблями, идущими за путеводной звездой, за учителем. ЛИТЕРАТУРА 1. Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности, учащихся на уроках русского языка / Русский язык в школе. – 2004. - №2. 2. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Режим доступа: http . ru / window :// window . edu _ catalog / files 3. Проблемы преподавания русского языка и литературы в школе и вузе. Взаимодействие академической науки и практики филологического образования: Материалы междунароной научно- практической конференции от 14 ноября 2008 г. / отв. ред. П.Ю. Федорченко. – Белгород : Политера, 2009.

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2019