Разработка урока по литературе в 9 классе на тему " Александр Блок - трагический тенор эпохи"
Оценка 4.6

Разработка урока по литературе в 9 классе на тему " Александр Блок - трагический тенор эпохи"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
03.06.2019
Разработка  урока по литературе  в 9 классе на тему " Александр Блок - трагический тенор эпохи"
Цели урока: - Заинтересовать учащихся личностью и ранним творчеством А. Блока; - подготовить девятиклассников к восприятию лирики А. Блока, показать своеобразие лирики и особенности поэтики; - показать связь проблем, поднятых в начале 20 века с проблемами нашей современной жизни; - развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста - способствовать развитию художественного вкуса подростков. - показать связь музыки и литературы, художественного творчества.
9 кл.Александр Блок..docx
Урок-конспект на тему « Александр Блок – трагический тенор эпохи». Эпиграф к уроку: « Поэты ходят пятками по лезвию ножа И режут в кровь свои босые души». Владимир Высоцкий.  Цели урока: ­  Заинтересовать  учащихся личностью и  ранним творчеством А. Блока; ­ подготовить девятиклассников  к восприятию лирики А. Блока, показать своеобразие лирики и особенности поэтики; ­  показать связь проблем, поднятых в начале 20 века с проблемами нашей современной жизни; ­ развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста ­ способствовать развитию художественного вкуса подростков. ­ показать связь музыки и литературы, художественного творчества.  Задачи: ­ Научить учащихся самостоятельному критическому мышлению. ­ Размышлять, опираясь на знание фактов биографии поэта, делать  обоснованные выводы. ­ Принимать самостоятельные аргументированные решения. ­ Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли. Тип урока: интегрированный урок.                      ­   по   характеру   деятельности   –   проблемно­диалогический   с элементами образовательной системы «Школа 2100»;     ­ по ведущему методу –  урок­размышление 11. Формы работы учащихся: групповая и индивидуальная работа.   (Детям дано опережающее групповое задание по творчеству поэта.  Ученики разделены на группы). 12. Оформление урока: портреты  А. А. Блока , выставка книг поэта.   13. Оборудование урока:  проектор, компьютер. 14. Используемые ЭОР:   презентация «Александр Блок – трагический тенор эпохи», записи песен на стихи поэта. Ход урока: Организационный  момент.                                                                                            Звучит запись песни на стихи Блока «Незнакомка». Вступительное слово учителя. ­   Здравствуйте,   дорогие   ученики   и   все   присутствующие.  Мы   с   вами продолжаем изучать традиции Серебряного века и художников слова, творивших в это исторически непростое время..  Сегодня     мы   будем   говорить   о   жизни   и   творчестве   одного   из   самых загадочных поэтов  двадцатого  века Александра Александровича Блока.  Еще с античных времен жизнь лирического поэта сопровождают легенды, догадки, предрассудки ­   и это не случайно. Если в эпическом произведении нам   интересен   мир,   воссозданный   автором,   то   в   лирике   на   первый   план выступает   роль   автора   в   этом   произведении.     Почему   же   мы   обязательно изучаем жизнь и творчество авторов лирических произведений? Да потому, что тайна творчества часто заложена в самой личности поэта, его биографии. Поэтому   и   возникает   необходимость   обращаться   к   биографии   самого художника слова. Запись эпиграфа и комментарии к нему. Фронтальный опрос: ­ Темой  урока  мы  взяли  высказывание   Анны  Ахматовой, современницы Блока. Почему она назвала его « трагическим тенором эпохи»? ­ Как вы поняли слова Владимира Высоцкого: почему поэты  « режут в кровь свои босые души»?  Целеполагание и формулирование темы: Запись темы урока  учениками в тетрадях, (тема открывается на слайде). ­ Ответьте, пожалуйста, на вопрос, каковы наши цели? Сформулируйте их. Ученик: ­ Изучить жизнь и творчество А. Блока, расследовать своеобразие лирики   и  особенности   поэтики;   узнать   о   личности   и   творчестве   Блока  по биографии; исследовать нить жизни, ведущую проблемы начала 20­го века  к проблемам нашей современной жизни; умение провести анализ поэтического текста,   развивая   художественный   вкус,   а   также   развитие   речи   через выразительное чтение наизусть лирики А. Блока. Индивидуальный опрос: 1.       Выступление группы «Литературоведы». Александр Блок жил в городе, где происходили все революционные события России, но тем не менее, даже будучи  современником трех войн – ни разу не участвовал в бою. Если   даже   восстановить   по   памяти   его   биографию,   то   можно убедиться, что его жизнь совсем небогата событиями. Он дважды должен был пойти на дуэль, но обе дуэли были отменены. Какой   же   жизнью   жил   поэт?   Ходил   в   театры   и   кинематограф, влюблялся в актрис, играл роль Гамлета, где Офелией была его любимая девушка, дочь Менделеева, но семейная жизнь оказалась неудачной при всем том, что он очень любил выслушивать  « вечные» темы.  При всем кажущемся разнообразии жизни Александра Блока параллельно встает вопрос: среди   российских поэтов   двадцатого века жил ли кто­либо более насыщенной, интенсивной, более романтичной и духовной жизнью, чем Блок?  Сумел ли кто­либо из остальных поэтов того времени так воспринять судьбоносные   события   России   и   так     заглянуть   в   свою   душу,    как   Блок? Сочеталось   ли   в   любом   другом   поэте   в   такой   неограниченной   мере врожденное   чувство   справедливости   и   благородства   со   служением собственному духу и голосу?  И что еще не менее важно, кажущееся однообразие жизни Блока только в лишний   раз   подчеркивает   загадочность   и   харизму   его   личности. Исследователи творчества Александра Блока высказались о нем по­разному, но   их   объединяет   одно   чувство  –   восхищение   талантом   и   незаурядностью Блока.  Давайте поразмышляем над этим. Корней Иванович Чуковский: «  Он был Лермонтов нашей эпохи. И у него была та же тяжелая тяжба с миром, Богом, тот же роковой демонический ток, та   же   тяжесть,   не   умеющая   приспособиться   к   миру   души,   давящей,   как время». Анна Ахматова, как видно из темы нашего урока, назвала его  « трагическим тенором эпохи». Ю. Тынянов, сразу после смерти поэта, сказал, что как человек он остался загадкой для широкого литературного Петербурга. Но во всей России знают Блока как человека, и если случится кому увидеть хоть раз его портрет, то уже чувствует, что знает его досконально. 2. Выступление группы «Следаватели».  Работа с портретами. ­ Даже внешние   портретные данные   Александра Блока говорят о его   благородстве,   утонченности   души,   высоком   складе   ума, романтичности,   наблюдательности   и   некой отрешенности. Разве   человек,   который   пристально   вглядывается   в   нас, неинтересен?   чувственности, 3.       Самостоятельная работа со статьёй учебника. Выделение ключевых слов и фраз.  Групповое составление плана и обсуждение. Оценка планов. Анализ стихотворения А. Блока « Глушь родного леса» ( слайд).  Ученик выразительно читает стихотворение « Глушь родного леса». Учитель: ­ Какое время года изображено на картине? Ученик:   ­   Осень   со   своими   печалями   и   радостями,   со   своим   светом   и праздничностью. Учитель: ­ Из всех времен года обычно осень – любимое время многих поэтов. Каких русских художников – пейзажистов вы знаете? Назовите  их. ­   Художниками   очаровательных   осенних   пейзажей   являются     Поленов, Левитан, Остроухов, Куинджи. Учитель: ­ Давайте рассмотрим репродукции этих картин и скажем, каким же настроением они проникнуты. Ученик:   ­   Эти   картины   проникнуты   очень   разными   настроениями:   и унынием   ухода   времени,   и   радостью,   навеваемой   осенними   красками,   и грустью невозврата времени,  и восторгом таланта художников. Учитель: ­ Определите тип речи этого текста. Почему в первой строфе нет ни одного глагола? Учитель: ­ Какую тему затрагивает автор в этом стихотворении – тему природы или человеческих отношений? Ученик: ­ И то и другое. В этом стихотворении автор связывает с памятью пейзажные зарисовки. Но можно сказать и наоборот: связана память через пейзажные описания. Действительно загадочное стихотворение. Учитель:   ­   Давайте   мы   тоже   с   вами   постараемся     своим   пытливым бесстрастием, своей любовью постичь тайну поэзии А. Блока.   Мы с вами проанализируем первую строфу стихотворения. Созвучна ли картина, нарисованная поэтом, изображенным картинам художников? Ученик: ­ Нет. Хотя картина и краски одни и те же, но чувствуется что­то тревожное. Учитель:   ­   Использует   ли   автор   особые   лексические   ресурсы     в   этом тексте? Чего хочет он этим достичь? Ученик: ­ Да, использует для усиления эмоций устарелое слово « далече». Учитель: ­ Найдите в тексте повторы. Зачем такой прием? Ученик: ­ Повторы в тексте служат для усиления эмоций, выразительности речи. Синонимами  являются такие слова, как: поздние – запоздалые, их время прошло. Вместе с запоздалыми словами ушло, утекло что­то очень важное, сокровенное, что­то дорогое. А что дальше? Боль, ощущение потери – ведь память всегда жива! ­  Вот где гвоздь стихотворения! Учитель: ­ Как бы вы озаглавили это стихотворение? Ученики:­ На то и символизм, из­за  чего ответ наш будет неоднозначным. ( Варианты озаглавлений: « Осень», « Прощальное», « Живая память» и т.д.). Учитель: ­ Валерий Брюсов в своем предисловии ко второму выпуску  « Русских символистов» сказал: « Символизм можно назвать…» поэзией намеков». Дайте свое объяснение этому  определению. Ученик:­ Это значит, что одно слово или фраза символистов   означают больше, чем сказано.  4. Сопоставительный анализ лирических произведений. Учитель:   –   Молодцы,   ребята.   С   вами   интересно   работать.   А   теперь давайте проведем сопоставительный анализ  в употреблении одних и тех же цветовых эпитетов в лирике Александра Блока и Сергея Есенина ( перед учениками на партах готовые тексты). Очи синие бездонные  Цветут на дальнем берегу… Ты в синий плащ печально завернулась… Выйду на озеро в синюю гать, К сердцу вечерняя льнет благодать. Только синь сосет глаза. Синий туман. Снеговое раздолье, Тонкий лимонный лунный свет. Ученик: ­ Есенинский эпитет « очи синие бездонные» посвящен описанию цветов,   растущих   на   дальнем   берегу.   Эти   цветы   он   сравнивает   с   очами любимой девушки. А Блок в описании ухода любимой жены, завернувшейся в « синий плащ» хочет выразить боль души, смятение от такого ее поступка, то есть на сердце стало тоскливо, темно, им овладели безысходность и отчаяние( синий цвет плаща ассоциируется с темным настроением). Есенинское словосочетание в виде согласованного определения   « синяя гать» означает наступление сумерек, синонимичное « вечерней благодати». И следующая строка Сергея Есенина в виде метафоры « синь сосет глаза» означает   время   густых   сумерек,   возможно,   намек   на   смутное   время   для художников слова, о чем мы уже говорили. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. 5. Устно.   Игровой   момент   по   теме   «   Поэзия   Серебряного   века».   Игра проводится по командам, за которые отвечают капитаны. Учитель: ­ А теперь, ребята, мы с вами проведем игровой момент по теме поэзии Серебряного века. ­ Перечислите все известные вам течения конца 19­го начала 20­го   века ( модернизм, акмеизм, футуризм, символизм, имажинизм). ­ Перечислите все основные мотивы ранней лирики Сергея  . философская лирика       . любовная лирика     . тема России.   пейзажная Есенина: лирика. ­ Назовите стихотворения любовной тематики в лирике В. В. Маяковского Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», « Про это»). ­ Кого из перечисленных известных людей России Александр Блок считал своими учителями: . Вл. Соловьев  . В. А. Жуковский  . Н. А. Некрасов  .А. А. Фет  . А. С. Пушкин. ­ Какие образы символизируют Россию в лирике Блока:   . Незнакомка   . Прекрасная дама  . жена  . степная кобылица  . девушка в цветном платке. ­ Каковы основные мотивы лирики Анны Ахматовой:  .   гражданственные     .   любовные     .   мотив   смерти   и   вечности     .   мотив осмысления поэтического творчества. ­ Какие черты поэзии века выражает творчество Марины Цветаевой? Учитель:   Мы   продолжаем   с   вами   игровой   момент.     Напротив   каждого названия литературного течения перечислите представителей  этого течения: . символизм ­ . акмеизм ­  . футуризм ­ . модернизм – ­ Отметьте основные темы лирики А. А. Блока: . Незнакомка; . метель, вьюга; ­ вино; ­ кобылица; ­ снег. ­ Если символизм –   «поэзия намеков» ( В. Брюсов), то как по аналогии можно определить акмеизм и футуризм? ­ Как в творчестве Марины Цветаевой отражена трагическая история 20­го века? 6. Комплексный  анализ стихотворения А. Блока « Ожидание»  ( индивидуальная работа). На партах учеников – распечатка этого стихотворения. Учитель: ­ А теперь мы с вами, ребята, проанализируем одно из самых загадочных и  таинственных стихотворений А. Блока  «Ожидание». Учитель читает выразительно стихотворение. ­ Как бы вы озаглавили это стихотворение? О чем же оно? ­ Каким настроением оно овеяно? ­ Какой символ скрывается в выражении « речной залив»? ­   Как   бы   вы   объяснили   смысл   названия   стихотворения?     Только   ли   « речного залива» ожидает автор этого стихотворения? ­   Есть   ли   в   тексте   ключевые   слова?     Создают   ли   они   атмосферу загадочности? Давайте найдем их. ­ Какие ассоциации пробуждает слово « светозарный»? Рассудите об этом без словаря. Подберите к этому слову антонимы, синонимы. ­ Определите стилистическую окраску слова « светозарный». ( высокий стиль ).  ­ Давайте сравним выражения первой строфы: дни идут, дни летят, дни текут.     В   каком   смысле   здесь   употреблен   глагол   «   текут»? (неспешность, однообразие). ­ Какое настроение привносит это стихотворение? Учитель: ­ Давайте проведем небольшую лингвистическую разминку. Разграничьте предложения  первой строфы. Ученик:   ­   Первое   предложение   простое,   двусоставное, распространенное, осложнено повтором « дни». По эмоциональной окраске   невосклицательное,   по   цели   высказывания повествовательное. Второе   предложение   тоже   простое,   односоставное,   по   типу   ­ определенно­личное.   Осложнено   обособленным   обстоятельством, выраженным   деепричастным   оборотом     совершенного   вида   « притаившись в тени». Третье  предложение   и   составляет   всю  вторую   строфу:   простое, грамматическая   основа   предложения   –   все   обманы   унеслись. Предложение   распространенное,   по   эмоциональной   окраске   – невосклицательное, по цели высказывания – повествовательное. таинственная   Учитель:   ­   Достаточно.   А   теперь   найдите   в   предложениях словосочетания,   представьте   их   в   именительном   падеже   и определите их типы. Ученик: ­ Словосочетаний всего в тексте несколько: « непонятные дни,  речной  разлив,  отдаленные страны,  сероватая  высь,  былые   песня,   обманы,     светозарные   дни».   Эти   все словосочетания – типы согласования. Учитель:   ­   И   последний   вопрос   по   лингвистике:   Что   придает суффикс – оват­  в прилагательном « сероватые»? ( неполноту цвета). Учитель:   ­   Как   вы   думаете,   всегда   ли   психическое   или физиологическое   состояние     оказывает     влияние   на   выражение мысли?  Почему Блок написал такое непонятное стихотворение? Ученик: ­ Это стихотворение написано Блоком в состоянии сильной влюбленности, даже, по его мнению, это была не любовь, а « выше всякой любви». 7. Художественный анализ стихотворений А. А. Блока. Учитель:   ­   Давайте   прослушаем   фонохрестоматию   и   ответим,   какое впечатление   оставило   то   или   иное   стихотворение   у   вас.   (   Ученики кратко анализируют и высказывают свое мнение). Стихотворение А. Блока « Предчувствую тебя. Года проходят мимо». Ученик: ­  Конечно, это стихотворение мистическое и самое загадочное, потому   что   здесь   описано   мистическое   ожидание,   когда   небесная возлюбленная явится в облике … земной девы). Учитель: ­  Стихотворение « Бегут неверные дневные тени». Ученик: ­ Здесь как будто звучит завораживающая музыка, чувствуется власть мелодии. Это тоже одно из направлений символизма. Учитель: ­ Стихотворение « Я долго ждал, ты вышла поздно». Ученик: ­ Как и в предыдущих стихотворениях, здесь тоже томительное ожидание   и   появление   объекта   любви   поэта,   сопровождаемое   ярким светом. Помните у Шекспира:  Становится великолепной тьма, Когда в нее ты входишь светлой тенью. Итак, возлюбленная появилась – и начинается у литературного героя редкий праздник души и сердца. Но в последнюю строфу автор привнес прием неожиданности, фантастики. Такой прием используется автором для передачи головокружительного восторга, опьянения счастьем. Учитель: ­ А теперь, дорогие мои, проделаем словарную работу.  8. Словарь урока: Символизм – литературное направление конца 19 – начала 20 в.в. Серебряный   век   русской   поэзии   –(1895­1917)   –   эпоха   возрождения духовности и культуры. Мистика – вера в сверхъестественное, таинственное. Рефлексия. Содержание рефлексии: ­ Что я знал (а) о Серебряном веке, и насколько пополнились мои знания на этом уроке. ­ Что бы я предложил (а)  внести нового  в этапы урока. ­ Чем понравился ( не понравился)  урок. Новая тема: « Александр Блок – трагический тенор эпохи»  ( продолжение). Слово учителя. – Мы с вами продолжаем изучать  « непостижимое»  в лирике и  творчестве Александра Блока. Начнем новую  тему  с того,  что  однажды  Блок  сказал:  «  В моей душе лежит сокровище». Что же побудило Блока стать символистом:   дань   моде,   стремление   от   незавершенных стремлений от пошлости, уродливых общественных явлений к полноте счастья, к воплощенности, к истине? А может быть, все это вместе взятое? Вопросов много, а ответов…Все ответы – в его лирике. Давайте проведем небольшой исторический экскурс  в конец 19­ го века.  1880   –й   год   –   год   рождения     Александра   Блока.   Начинают крушиться,   как   карточные   домики,   устаревшие   идеалы, понятия   нормы,   морали,   поддаются   сомнению   многие духовные ценности, рушится святое понятие о представителях власти « голубых кровей», начинается много непонятного. Нет установившихся новых принципов, старые рухнули… Кому   и   чему   верить?   Во   что   верить?   Воспримет   ли   душа   такие новшества,   привнесенные   временем,   где   и   в   чем   найти   применение   душе? Начался,   естественно,   хаос   жизни,   из   которого   каждый   старался выкарабкиваться   по­своему.   Раздался   стон   народа,   зато   муза   Некрасова зазвучала   смело,   энергично.     Как   грибы   после   дождя,   начали   слагаться литературные течения  того времени, в таком русле появились и первые стихи поэтов­символистов.   На   рубеже   19­20   веков   начался   Серебряный   век.   И Александр Блок начинает свой путь как символист  ( просмотр слайда). Теоретик символизма Валерий Брюсов определял цели символизма так: «…рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, Моя задача сегодня – дать лишь представление о символизме, потому вызвать в нем известное настроение». что свой поэтический путь Блок начал как символист.   Итак, на смену традиционной поэтике пришла нарочитая эскизность, отрывочность, невнятность. В конце концов, традиционная поэтика сменилась отрывочностью,   отсутствием   четкой психологической мотивировки.   нарочитой   эскизностью,   Естественно, все это вызывало возмущение старшего поколения. Даже Лев Николаевич Толстой воскликнул по поводу одного стихотворения поэта­ символиста: « Кто вышел, кто пришел, кто умер?». То же самое, наверняка, он сказал бы, если ему попались ненаписанные строки Блока:  Вздыхал о чем­то я, чего­то было жалко, Какою­то мечтой горела голова… Философия   и   эстетика   символизма   складывались   под   влиянием различных учений, главным средством которого было передать созерцаемые тайны,   смыслы,   категорию   музыки,   мифотворчество.   Плодотворными оказались   их   поиски   в   сфере   поэтической   фонетики:   мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Итак, поэзия символистов понятна только посвященным.  По­новому на фоне традиции строились в символизме отношения между поэтом и его аудиторией. Поэт­ символист не стремился быть общепонятным, потому что такое понимание основано на обычной логике. Он обращался не ко всем: не к читателю­потребителю, а только   к читателю­творцу, читателю­ соавтору.   Стихотворение   должно   было   не   столько   транслировать   мысли   и чувства автора,  сколько пробуждать в читателе его собственные, помочь ему в   «   духовном     восхождении   от   «   реального»   к   «   реальнейшему»,   т.   е.   в самостоятельном постижении « высшей реальности». Символистская   лирика     будила   «   шестое   чувство»   в   человеке, обостряла и утончала его восприятие, развивала родственную художническую интуицию. Для   этого   символисты   старались   максимально   эксплуатировать ассоциативные   возможности   слова,   подключали   к   восприятию   мотивы   и образы разных культур, широко пользовались явными и скрытыми цитатами. Излюбленным   источником   художественных   реминисценций     для   них была   греческая   и   римская   мифологическая   архаика.   Именно   мифология стала   в   их   творчестве   арсеналом   универсальных   психологических   и философских моделей, удобных и для постижения глубинных особенностей человеческого   духа   вообще,   и   для   воплощения   современной   духовной проблематики. Таким образом, символисты не только заимствовали  готовые мифологические сюжеты, но и творили собственные мифы. Символизм   обогатил   русскую   поэтическую   культуру   множеством открытий.   Символисты   придали   поэтическому   слову   неведомую   прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма,  символисты на заре   нового   века   по­новому   поставили   вопрос   об   общественной   роли художника, начали движение к  созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. По закреплению новой темы: ­ Какими принципами руководствовались символисты? Расскажите. ­ Какие качества восприятия мира ценили символисты? Учитель: ­ Спасибо огромное за урок и плодотворное сотрудничество. А теперь открыли дневники и записываем домашнее задание. Домашнее   задание:   Блок   однажды   написал:   «Только   влюбленный имеет   право   на   звание   Человека…»   Как   вы   понимаете   эти   слова? Напишите небольшое эссе на эту тему ( сильные учащиеся) Выучите понравившееся стихотворение наизусть.

Разработка урока по литературе в 9 классе на тему " Александр Блок - трагический тенор эпохи"

Разработка  урока по литературе  в 9 классе на тему " Александр Блок - трагический тенор эпохи"

Разработка урока по литературе в 9 классе на тему " Александр Блок - трагический тенор эпохи"

Разработка  урока по литературе  в 9 классе на тему " Александр Блок - трагический тенор эпохи"

Разработка урока по литературе в 9 классе на тему " Александр Блок - трагический тенор эпохи"

Разработка  урока по литературе  в 9 классе на тему " Александр Блок - трагический тенор эпохи"

Разработка урока по литературе в 9 классе на тему " Александр Блок - трагический тенор эпохи"

Разработка  урока по литературе  в 9 классе на тему " Александр Блок - трагический тенор эпохи"

Разработка урока по литературе в 9 классе на тему " Александр Блок - трагический тенор эпохи"

Разработка  урока по литературе  в 9 классе на тему " Александр Блок - трагический тенор эпохи"

Разработка урока по литературе в 9 классе на тему " Александр Блок - трагический тенор эпохи"

Разработка  урока по литературе  в 9 классе на тему " Александр Блок - трагический тенор эпохи"

Разработка урока по литературе в 9 классе на тему " Александр Блок - трагический тенор эпохи"

Разработка  урока по литературе  в 9 классе на тему " Александр Блок - трагический тенор эпохи"

Разработка урока по литературе в 9 классе на тему " Александр Блок - трагический тенор эпохи"

Разработка  урока по литературе  в 9 классе на тему " Александр Блок - трагический тенор эпохи"

Разработка урока по литературе в 9 классе на тему " Александр Блок - трагический тенор эпохи"

Разработка  урока по литературе  в 9 классе на тему " Александр Блок - трагический тенор эпохи"

Разработка урока по литературе в 9 классе на тему " Александр Блок - трагический тенор эпохи"

Разработка  урока по литературе  в 9 классе на тему " Александр Блок - трагический тенор эпохи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2019