Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека
Оценка 4.9

Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
20.02.2018
Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека
Выступление по теме "Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека". Проблема профориентации младших школьников на сегодняшний день очень актуальна. С раннего возраста мы работаем над формированием у ребенка отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. И именно возраст младшего школьника наиболее благоприятен для такого формирования.
Профориентация в начальной школе.docx
Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека. Выступление учителя начальных классов МБОУ Емешевская СОШ  Бычковой Нины Нестеровны Жизнь не стоит на месте: развивается современное производство, появляются новые технологии, новые профессии, новый подход к жизни. Именно поэтому, в   течение   последних   лет   я   работаю   более   активно   над темой “Профориентационная  работа в начальной школе”. Эта проблема на сегодняшний день в педагогике, как вы понимаете, очень актуальна. Мы в школе идем в ногу со временем и наша задача педагогов давать не только знания, а мы учим детей жить не завтра, а жить здесь и сейчас. С раннего возраста мы работаем над формированием у ребенка отношения к себе   как   к   субъекту   будущей   профессиональной   деятельности.   И   именно возраст   младшего   школьника   наиболее   благоприятен   для   такого формирования. Цель моей работы:  развивать познавательные способности учащихся на основе создания  максимально разнообразных впечатлений о мире профессий;  формировать учебно­воспитательные мотивы;  дать возможность им испытать себя в приближенной к реальности  игровой ситуации;  формировать целостные знания, потребности в творческой  деятельности;  развивать интеллектуальные и творческие возможности. Отсюда   и   вытекают основные   задачи профессиональной   ориентации   в начальной школе:  познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;  формировать   конкретно­наглядные   представления   о   существенных сторонах профессии;  воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда;  понимание роли труда в жизни человека;  развитие интереса к различным профессиям. Чтобы   ребенок   осознанно   сделал   выбор   во   взрослой   жизни,   его   надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения,   т.е.   с   профессиями   людей   хорошо   знакомых,   чей   труд   дети наблюдают изо дня в день. Возраст   младшего   школьника   наиболее   благоприятен   для   формирования отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, но   работа   по  профориентации   должна   быть   построена  так,  чтобы  ребенку было интересно. А что интересно младшему школьнику? Это игра. Поэтому знакомство с профессиями я провожу в форме ролевой игры и не только на классных часах, семейных праздниках, экскурсиях, но и на всех уроках.   На   каждом   занятии   рассматривается   определенная   профессия, учащиеся   имеют   возможность   расширить   свои   представления   о   мире профессий,   а   также   исследовать   свои   способности,   применительно   к рассматриваемой профессии. На уроках математики, чтения, окружающего мира использую ролевые игры, направленные на решение обучающих и воспитательных задач. Это – игры: “Магазин”, “Библиотека”, “Экскурсовод” и другие. Игровые упражнения не только   способствуют   усвоению   знаний,   но   и   активизируют   познавательные процессы, стимулируют самостоятельность и самоконтроль. На уроках технологии очень важно, чтобы ребенок захотел создать что­то свое, неповторимое, непохожее на тот образец, что зачастую предлагаем мы учителя. Дети учатся создавать объемные фигуры, что сделать не так то и легко.   Я,   в   свою   очередь,   стараюсь   дать   представление   о   том,   в   какой профессии   могут   пригодиться   подобные   умения.   при рассмотрении   профессии   “архитектор”   уделяется   внимание   развитию   Например, способностей, связанных с наблюдательностью, глазомером, пространственно­ образным, творческим мышлением. Живой интерес и творческий подход к такому виду трудовой деятельности позволяет мне сделать вывод, что такие профессии, как дизайнер, модельер, архитектор интересуют ребят уже сейчас, а некоторые из них даже видят себя в этих профессиях.                    Первые профессии, о которых   узнает ребенок, ­ это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, врач, продавец, кассир в магазине, водитель автобуса, диктор телевидения. Ребенок ежедневно наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребенка лишней информацией, поэтому случайные   детали   иногда   представляются   существенной   чертой профессиональной деятельности родителей.        С детьми младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете есть множество профессий и выбрать свое дело очень трудно. Можно попробовать   несколько   разных   профессий.   Часто   бывает   так,   что   ребенок продолжает   заниматься   тем,   же   чем   занимались   его   родители   ­   «рабочая династия». Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых. Радостно   живется   тому,   кто   любит   трудиться,   любит,   когда   работа получается хорошо и приносит радость другим.  «Кем быть?», «Куда пойти учиться после школы?».  Младшие школьники пока   затрудняются   ответить   или   дают   неуверенные   ответы.   Проблема   в начальной   школе   состоит   в   том,   что   уроки   знакомства   с   профессиями   в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Поэтому задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы познакомить учащихся с различными профессиями во внеурочной деятельности и внеклассной работе.  Возрастные и психологические особенности младших школьников позволяют уже   с   1­го   класса   проводить   определенную   работу   по   расширению   их представлений о труде, знакомить с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Цели и задачи профориентационной     работы   в  1  классе   состоят   в  формировании   первых умений   и   навыков   общего   труда   на   пользу   людям,   культуры   труда,   в расширении   знаний   о   производственной   деятельности   людей,   о   технике,   в воспитании   уважения   к   людям   труда,   понимание   значения   труда   в   жизни человека.  Примерные виды и формы работы в 1 классе  Сентябрь  Экскурсия на школьный участок. Беседа «Труд людей осенью»  Октябрь  Экскурсия в школьный кабинет технологии. Проведение беседы по материалам экскурсии  Ноябрь  Экскурсия ни строительство жилого дома. Встреча со  строителями  Декабрь  Беседа «Уважение к людям труда» (рассказы родителей о своем труде)  Январь  Экскурсия на почту. Знакомство с работниками почтового  отделения  Февраль  Экскурсия на животноводческую ферму. Беседа по материалам  экскурсии  Март  Экскурсия по селу. Апрель  Беседа. Д/ф «Весенние работы в саду, огороде, поле»  Май  Беседы на тему «Бережное отношение к природе».  Выращивание цветочно­декоративных растений. Экскурсия в  сад Цели и задачи профессиональной работы во 2 классе: продолжать знакомство школьников   с   трудом   окружающих   людей,   углублять   их   представления   о разных   профессиях.   Второклассники   учатся   устанавливать   отношения   в трудовых   группах,   осваивать   различные   умения   и   навыки   трудовой деятельности.  Примерные виды и формы работы во 2 классе  Сентябрь  Беседа «Труд людей осенью». Беседы о профессиях  тракториста, шофера, комбайнера, овощевода  Октябрь  Экскурсия в торговый центр. Ноябрь  Работа автоинспектора. Беседа «Будь внимателен на улице»  Декабрь  Знакомство с профессией портнихи.  Январь  Работа технического персонала школы. Оказание помощи в  уборке  Февраль  Профессии наших пап  Март  Знакомство с профессиями наших мам  Апрель  Экскурсия в библиотеку. Беседа о характере работы  библиотекаря  Май  Работа на пришкольном участке и выращивание комнатных  растений из черенков  Цели и задачи профориентационной работы в 3 классе: продолжение развития общетрудовых знаний, умений и навыков, знакомство с трудом окружающих людей   и   их   профессиями,   выработка   первых   навыков   организации   своей работы и работы товарищей. Проявлять активность и инициативу в поисках полезных   дел.   Воспитывается   чувство   ответственности   за   качество выполняемой работы.  Примерные виды и формы работы в 3 классе  Сентябрь  Работа на пришкольном участке. Профессия цветовода  Октябрь  Беседы о профессиях каменщика, штукатура, маляра, плотника. Встреча с выпускниками школы  Ноябрь  Экскурсия в овощехранилище к Бабушкину А.А.  Декабрь  Просмотр диафильма «Будь осторожен с огнем». Беседа, о  профессии пожарного  Январь  Наши магазины. Работники магазина. Экскурсия в магазин  Февраль  Я мастер. Сделай своими руками подарки папам  Март  Профессии наших мам. «Мамы всякие нужны, мамы всякие  важны»  Апрель  Знакомство с профессией повара  Май  Работа на пришкольном участке  Цели и задачи профориентационной работы в 4 классе: обобщая и развивая представления   о   труде,   полученные   учащимися   в 1­3  классах,   продолжать воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда. Расширять и углублять представления о различных профессиях. Примерные виды и формы работы в 4 классе  Сентябрь  Экскурсия в автохозяйство. Знакомство с профессией шофера  Октябрь   Работа на пришкольном участке.  Ноябрь  Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с профессией  повара.  Декабрь  Экскурсия в мед. пункт. Знакомство с профессиями  здравоохранения.  Январь  Профессия моих родителей (встречи, беседы)  Февраль  Экскурсия в дом культуры. Март  Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца,  кассира  Апрель  Просмотр диафильма «Весенние работы в саду, в поле, на  огороде»  Май  Беседа «Чем я могу помочь дома»  Ученик,   владеющий   информацией   о   мире   профессий,   заинтересованный   в развитии своих способностей, т.к. на занятиях имел возможность попробовать свои   силы   в   различных   областях   взрослой   деятельности,   умеющий самостоятельно  добывать   новую  информацию   при  помощи  дополнительной литературы. При  планировании  занятий   учитываю  возрастные  особенности  учащихся.  В своей работе использую различные виды деятельности: Сюжетно – ролевые игры, связанные с профессией Игра,   богатая   различными   положительными   эмоциональными переживаниями, оставляет в душе ребенка глубокий след. Поэтому её широко использую   в   профориентационной   работе   с   младшими   школьниками   в качестве одного из основных средств. Профессиографическое исследование Н.Н.Войткевич   разработала   методику   проведении   профессиографических исследований, которая предусматривает работу со старшеклассниками.   Эта работу я провожу в 4 классе. Проводя профессиографическое исследование, учащиеся   самостоятельно   собирают   информацию   о   профессии   (изучают литературу,   находят   информацию   в   сети   Интернет,   беседуют   с представителями   профессий),   собирают   необходимые   наглядные   пособия, узнают о содержании профессий, условиях работы, системой подготовки. Результатом   исследования   являются:   реферат,   доклад   на   уроке,   создание презентации, проведение экскурсий в качестве экскурсовода. Беседы с приглашенными специалистами Специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаюсь к родителям, которые могут прийти и рассказать о своей профессии. Рисуночные методики Для того чтобы оценить, насколько учащиеся усвоили основные элементы  профессии, прошу нарисовать, как они себе представляют человека,  выполняющего эту работу.  Оформление уголка профессии в пространстве класса В этом уголке размещаю книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией.   В   процессе   проведения   занятия   к   этому   уголку   постоянно обращаемся Организация экскурсий на предприятия района. Систематически   проводим   экскурсии   на   предприятия   района   с   целью знакомства с профессиями нашего родного района. Просмотр и обсуждение видеосюжетов В сети Интернет с учащимися просматриваем и обсуждаем видеосюжеты о профессиях. Подготовка   детей   к   будущей   трудовой   деятельности,   воспитание   у   них уважения к людям труда возможны только в том случае, если данной работой будет   пронизан   любой   урок,   будь   то   чтение,   окружающий   мир,   трудовое обучение, русский язык. И на уроках математики есть возможность уделить несколько   минут   профессии,   о   которой   говорится   в   тексте   задачи   или упражнения.   Именно   поэтому   организация   вне   учебной   и   учебной профориентационной   работы   в   начальной   школе   требует   комплексного, системного   подхода,   когда   каждая   из   форм   воздействия   закладывает фундамент последующей, одно мероприятие вытекает из другого, является его продолжением, но уже большим по объему и содержанию. При изучении звуков и букв на уроке литературного чтения во 2 классе использую   презентацию   Power   Point   «Назови   профессию»,   «Профессии», «Д.Родари. “ Ремесла”, кроссворды о профессиях. На уроке математики при проведении   устного   счета   по   теме   «   Счет   до   10»   использую   презентацию Power Point «Какая профессия самая важная». Для проведения внеклассной работы разработан конспект внеклассного занятия «Все профессии нужны, все профессии важны» и мультимедийное пособие «Алфавит профессий». Все эти формы работы помогут в дальнейшем сделать правильный выбор  профессии нашим ученикам. Позволю закончить свое выступление словами великого поэта Ф. Тютчева Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется Посеять в душу благодать, Увы, не всякий раз дается. Но мы обязаны мечтать О дивном времени, о веке, Когда цветком прекрасным стать, Сумеет личность человека. И мы обязаны творить, Презрев все тяготы мирские, Чтоб истин светлых заложить, Зачатки в души молодые, Чтоб верный путь им указать, Помочь в толпе не раствориться… Нам не дано предугадать, Но мы обязаны стремиться !

Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека

Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека

Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека

Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека

Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека

Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека

Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека

Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека

Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека

Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека

Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека

Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека

Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека

Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека

Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека

Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека

Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека

Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека

Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека

Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018