Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека
Оценка 4.9
Мероприятия
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
20.02.2018
Выступление по теме "Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека". Проблема профориентации младших школьников на сегодняшний день очень актуальна. С раннего возраста мы работаем над формированием у ребенка отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. И именно возраст младшего школьника наиболее благоприятен для такого формирования.
Профориентация в начальной школе.docx
Формирование первоначальных представлений у младших школьников о
разнообразии профессий, их роли в жизни человека.
Выступление учителя начальных классов МБОУ Емешевская СОШ
Бычковой Нины Нестеровны
Жизнь не стоит на месте: развивается современное производство, появляются
новые технологии, новые профессии, новый подход к жизни. Именно поэтому,
в течение последних лет я работаю более активно над
темой “Профориентационная работа в начальной школе”. Эта проблема на
сегодняшний день в педагогике, как вы понимаете, очень актуальна.
Мы в школе идем в ногу со временем и наша задача педагогов давать не
только знания, а мы учим детей жить не завтра, а жить здесь и сейчас. С
раннего возраста мы работаем над формированием у ребенка отношения к
себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. И именно
возраст младшего школьника наиболее благоприятен для такого
формирования.
Цель моей работы:
развивать познавательные способности учащихся на основе создания
максимально разнообразных впечатлений о мире профессий;
формировать учебновоспитательные мотивы;
дать возможность им испытать себя в приближенной к реальности
игровой ситуации;
формировать целостные знания, потребности в творческой
деятельности;
развивать интеллектуальные и творческие возможности.
Отсюда и вытекают основные задачи профессиональной ориентации в
начальной школе:
познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий; формировать конкретнонаглядные представления о существенных
сторонах профессии;
воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость
в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и
чужого труда;
понимание роли труда в жизни человека;
развитие интереса к различным профессиям.
Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо
познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего
окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети
наблюдают изо дня в день.
Возраст младшего школьника наиболее благоприятен для формирования
отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности,
но работа по профориентации должна быть построена так, чтобы ребенку
было интересно. А что интересно младшему школьнику? Это игра.
Поэтому знакомство с профессиями я провожу в форме ролевой игры и не
только на классных часах, семейных праздниках, экскурсиях, но и на всех
уроках. На каждом занятии рассматривается определенная профессия,
учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире
профессий, а также исследовать свои способности, применительно к
рассматриваемой профессии.
На уроках математики, чтения, окружающего мира использую ролевые игры,
направленные на решение обучающих и воспитательных задач. Это – игры:
“Магазин”, “Библиотека”, “Экскурсовод” и другие. Игровые упражнения не
только способствуют усвоению знаний, но и активизируют познавательные
процессы, стимулируют самостоятельность и самоконтроль.
На уроках технологии очень важно, чтобы ребенок захотел создать чтото
свое, неповторимое, непохожее на тот образец, что зачастую предлагаем мы
учителя. Дети учатся создавать объемные фигуры, что сделать не так то и
легко. Я, в свою очередь, стараюсь дать представление о том, в какой
профессии могут пригодиться подобные умения.
при
рассмотрении профессии “архитектор” уделяется внимание развитию
Например, способностей, связанных с наблюдательностью, глазомером, пространственно
образным, творческим мышлением.
Живой интерес и творческий подход к такому виду трудовой деятельности
позволяет мне сделать вывод, что такие профессии, как дизайнер, модельер,
архитектор интересуют ребят уже сейчас, а некоторые из них даже видят себя
в этих профессиях.
Первые профессии, о которых узнает ребенок, это профессии
родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной
жизни: воспитатель, врач, продавец, кассир в магазине, водитель автобуса,
диктор телевидения. Ребенок ежедневно наблюдает, как работают люди, что
они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в
самых общих чертах, не перегружая ребенка лишней информацией, поэтому
случайные детали иногда представляются существенной чертой
профессиональной деятельности родителей.
С детьми младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на
свете есть множество профессий и выбрать свое дело очень трудно. Можно
попробовать несколько разных профессий. Часто бывает так, что ребенок
продолжает заниматься тем, же чем занимались его родители «рабочая
династия». Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что
нравится делать и почему, хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых.
Радостно живется тому, кто любит трудиться, любит, когда работа
получается хорошо и приносит радость другим.
«Кем быть?», «Куда пойти учиться после школы?». Младшие школьники
пока затрудняются ответить или дают неуверенные ответы. Проблема в
начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в
рамках школьной программы занимают незначительную часть. Поэтому задача
учителя начальных классов состоит в том, чтобы познакомить учащихся с
различными профессиями во внеурочной деятельности и внеклассной работе.
Возрастные и психологические особенности младших школьников позволяют
уже с 1го класса проводить определенную работу по расширению их
представлений о труде, знакомить с наиболее популярными профессиями в
промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Цели и задачи
профориентационной работы в 1 классе состоят в формировании первых
умений и навыков общего труда на пользу людям, культуры труда, в расширении знаний о производственной деятельности людей, о технике, в
воспитании уважения к людям труда, понимание значения труда в жизни
человека.
Примерные виды и формы работы в 1 классе
Сентябрь Экскурсия на школьный участок. Беседа «Труд людей осенью»
Октябрь
Экскурсия в школьный кабинет технологии. Проведение беседы
по материалам экскурсии
Ноябрь
Экскурсия ни строительство жилого дома. Встреча со
строителями
Декабрь
Беседа «Уважение к людям труда» (рассказы родителей о своем
труде)
Январь
Экскурсия на почту. Знакомство с работниками почтового
отделения
Февраль
Экскурсия на животноводческую ферму. Беседа по материалам
экскурсии
Март
Экскурсия по селу.
Апрель
Беседа. Д/ф «Весенние работы в саду, огороде, поле»
Май
Беседы на тему «Бережное отношение к природе».
Выращивание цветочнодекоративных растений. Экскурсия в
сад Цели и задачи профессиональной работы во 2 классе: продолжать знакомство
школьников с трудом окружающих людей, углублять их представления о
разных профессиях. Второклассники учатся устанавливать отношения в
трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой
деятельности.
Примерные виды и формы работы во 2 классе
Сентябрь Беседа «Труд людей осенью». Беседы о профессиях
тракториста, шофера, комбайнера, овощевода
Октябрь
Экскурсия в торговый центр.
Ноябрь
Работа автоинспектора. Беседа «Будь внимателен на улице»
Декабрь
Знакомство с профессией портнихи.
Январь
Работа технического персонала школы. Оказание помощи в
уборке
Февраль
Профессии наших пап
Март
Знакомство с профессиями наших мам
Апрель
Экскурсия в библиотеку. Беседа о характере работы
библиотекаря
Май
Работа на пришкольном участке и выращивание комнатных
растений из черенков
Цели и задачи профориентационной работы в 3 классе: продолжение развития
общетрудовых знаний, умений и навыков, знакомство с трудом окружающих
людей и их профессиями, выработка первых навыков организации своей работы и работы товарищей. Проявлять активность и инициативу в поисках
полезных дел. Воспитывается чувство ответственности за качество
выполняемой работы.
Примерные виды и формы работы в 3 классе
Сентябрь Работа на пришкольном участке. Профессия цветовода
Октябрь
Беседы о профессиях каменщика, штукатура, маляра, плотника.
Встреча с выпускниками школы
Ноябрь
Экскурсия в овощехранилище к Бабушкину А.А.
Декабрь
Просмотр диафильма «Будь осторожен с огнем». Беседа, о
профессии пожарного
Январь
Наши магазины. Работники магазина. Экскурсия в магазин
Февраль
Я мастер. Сделай своими руками подарки папам
Март
Профессии наших мам. «Мамы всякие нужны, мамы всякие
важны»
Апрель
Знакомство с профессией повара
Май
Работа на пришкольном участке
Цели и задачи профориентационной работы в 4 классе: обобщая и развивая
представления о труде, полученные учащимися в 13 классах, продолжать
воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда. Расширять и углублять
представления о различных профессиях. Примерные виды и формы работы в 4 классе
Сентябрь Экскурсия в автохозяйство. Знакомство с профессией шофера
Октябрь
Работа на пришкольном участке.
Ноябрь
Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с профессией
повара.
Декабрь
Экскурсия в мед. пункт. Знакомство с профессиями
здравоохранения.
Январь
Профессия моих родителей (встречи, беседы)
Февраль Экскурсия в дом культуры.
Март
Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца,
кассира
Апрель
Просмотр диафильма «Весенние работы в саду, в поле, на
огороде»
Май
Беседа «Чем я могу помочь дома»
Ученик, владеющий информацией о мире профессий, заинтересованный в
развитии своих способностей, т.к. на занятиях имел возможность попробовать
свои силы в различных областях взрослой деятельности, умеющий
самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной
литературы.
При планировании занятий учитываю возрастные особенности учащихся. В
своей работе использую различные виды деятельности:
Сюжетно – ролевые игры, связанные с профессией Игра,
богатая различными положительными эмоциональными
переживаниями, оставляет в душе ребенка глубокий след. Поэтому её широко
использую в профориентационной работе с младшими школьниками в
качестве одного из основных средств.
Профессиографическое исследование
Н.Н.Войткевич разработала методику проведении профессиографических
исследований, которая предусматривает работу со старшеклассниками. Эта
работу я провожу в 4 классе. Проводя профессиографическое исследование,
учащиеся самостоятельно собирают информацию о профессии (изучают
литературу, находят информацию в сети Интернет, беседуют с
представителями профессий), собирают необходимые наглядные пособия,
узнают о содержании профессий, условиях работы, системой подготовки.
Результатом исследования являются: реферат, доклад на уроке, создание
презентации, проведение экскурсий в качестве экскурсовода.
Беседы с приглашенными специалистами
Специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям.
Обычно, в первую очередь, обращаюсь к родителям, которые могут прийти и
рассказать о своей профессии.
Рисуночные методики
Для того чтобы оценить, насколько учащиеся усвоили основные элементы
профессии, прошу нарисовать, как они себе представляют человека,
выполняющего эту работу.
Оформление уголка профессии в пространстве класса
В этом уголке размещаю книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с
профессией. В процессе проведения занятия к этому уголку постоянно
обращаемся
Организация экскурсий на предприятия района.
Систематически проводим экскурсии на предприятия района с целью
знакомства с профессиями нашего родного района. Просмотр и обсуждение видеосюжетов
В сети Интернет с учащимися просматриваем и обсуждаем видеосюжеты о
профессиях.
Подготовка детей к будущей трудовой деятельности, воспитание у них
уважения к людям труда возможны только в том случае, если данной работой
будет пронизан любой урок, будь то чтение, окружающий мир, трудовое
обучение, русский язык. И на уроках математики есть возможность уделить
несколько минут профессии, о которой говорится в тексте задачи или
упражнения. Именно поэтому организация вне учебной и учебной
профориентационной работы в начальной школе требует комплексного,
системного подхода, когда каждая из форм воздействия закладывает
фундамент последующей, одно мероприятие вытекает из другого, является
его продолжением, но уже большим по объему и содержанию.
При изучении звуков и букв на уроке литературного чтения во 2 классе
использую презентацию Power Point «Назови профессию», «Профессии»,
«Д.Родари. “ Ремесла”, кроссворды о профессиях. На уроке математики при
проведении устного счета по теме « Счет до 10» использую презентацию
Power Point «Какая профессия самая важная». Для проведения внеклассной
работы разработан конспект внеклассного занятия «Все профессии нужны,
все профессии важны» и мультимедийное пособие «Алфавит профессий».
Все эти формы работы помогут в дальнейшем сделать правильный выбор
профессии нашим ученикам.
Позволю закончить свое выступление словами великого поэта Ф. Тютчева
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется
Посеять в душу благодать,
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать,
Сумеет личность человека. И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить,
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться…
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться !
Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека
Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека
Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека
Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека
Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека
Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека
Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека
Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека
Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека
Формирование первоначальных представлений у младших школьников о разнообразии профессий, их роли в жизни человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.