Формирование познавательной активности студентов медицинского вуза как средство подготовки к инновационной деятельности
Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +1
Взрослым
31.03.2018
Динамичные перемены, происходящие в жизни людей, общества, государства, ход научно-технического прогресса меняют представления о существе образовательной практики, которая все больше ориентируется на переход к концепции «многократного» образования человека на протяжении всей его активной жизни. В связи с этим на первый план выступает проблема обеспечения качества образования за счет развития познавательной активности каждого человека, который в процессе образования не только овладевает определенным стандартом современных знаний, но и учится их применять в реальной жизни. Он постоянно находится в режиме инновационного познавательного поиска необходимой информации с целью применения ее в существующих социально-экономических, интеллектуально-культурных условиях окружающей его жизни.
Формирование познавательной активности студентов.docx
Формирование познавательной активности студентов медицинского вуза как средство
подготовки к инновационной деятельности
Е.В. Кузнецова
Динамичные перемены, происходящие в жизни людей, общества, государства, ход
научнотехнического прогресса меняют представления о существе образовательной
практики, которая все больше ориентируется на переход к концепции «многократного»
образования человека на протяжении всей его активной жизни.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г»
подчеркивается, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные,
нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные
решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными
специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны» .
В связи с этим на первый план выступает проблема обеспечения качества
образования за счет развития познавательной активности каждого человека, который в
процессе образования не только овладевает определенным стандартом современных
знаний, но и учится их применять в реальной жизни. Он постоянно находится в режиме
инновационного познавательного поиска необходимой информации с целью применения ее
в существующих социальноэкономических, интеллектуальнокультурных условиях
окружающей его жизни.
Формирование современного специалиста неотъемлемо связано со становлением его
как целостной, гуманной, всесторонне развитой личности, а также его профессиональной
подготовкой, осуществляемой в системе высшего образования.
Именно поэтому вопросы формирования познавательной активности,
профессионального саморазвития специалистов и определения организационно
педагогических условий, в рамках которых эти процессы оказываются наиболее
эффективными, приобретают свою особую актуальность.
Изменения в области производственных технологий обусловливают необходимость
формирования у специалиста «особых над профессиональных, точнее экстра
функциональных знаний, умений и навыков, свойств, качеств и способностей,
обеспечивающих его профессиональную мобильность, конкурентоспособность и
социальную защищенность». Для развития перечисленных качеств, необходим высокий
уровень сформированности познавательной активности человека. Профессиональное мастерство определяется как интегративное,
четко
структурированное качество личности специалиста, позволяющее ему наиболее
эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность, а также способствующее
его самообразованию и самосовершенствованию в профессиональной деятельности.
Компонентами такого качества являются профессиональные знания, умения специалиста,
уровень творческого оперирования ими.
В процессе формирования профессионального мастерства можно выделить два
этапа вузовский и послевузовский. На вузовском этапе профессиональное становление
специалистов обеспечивается через развитие их познавательной активности и
формирование
Послевузовский этап
характеризуется самостоятельной профессиональной деятельностью, в процессе которой у
профессиональной подготовленности.
специалиста профессиональное мастерство развивается до высшего уровня
профессионализма, базой для которого является его познавательная активность,
активизированная в период профессиональной подготовки в вузе.
Познавательная активность оказывает влияние на становление личности обучаемого,
на его отношение к самому себе, к другим людям, к работе. В то же время познавательная
активность является основой для формирования у студентов готовности к личному
самоопределению в последующей профессиональной деятельности. Сформированная
познавательная активность является важнейшим условием успешности обучения
студентов, характеризующим отношение к содержанию и процессу учения, стремление к
эффективному овладению знаниями, умениями, навыками, мобилизацию нравственно
волевых усилий на достижение учебнопознавательных целей, формирование умений
получать эстетическое наслаждение от их достижений.
В процессе формирования познавательной активности важная роль отводится
формированию ценностной сферы обучаемого, являющейся регулятором социального
поведения личности, где центральное место должна занять познавательная деятельность.
Рассматривая проблему формирования познавательной активности студента вуза,
мы исходим из целей и содержания высшего медицинского образования. Профессиональное
мастерство врача включает в себя три составляющие: теоретическую, практическую и
психологическую. Теоретическая составляющая обеспечивает целостное представление о
профессиональной деятельности как об активном процессе. Практическая составляющая
определяет подготовленность врача к решению профессиональных задач. Психологическая составляющая характеризует личностные качества врача, необходимые для выполнения
профессиональной деятельности.
Процесс формирования познавательной активности протекает эффективно, в том
случае, если формы, методы и средства обучения, адекватны поставленным целям. В этой
связи особое внимание необходимо уделить методам формирования компонентов
познавательной активности.
Таким образом, в решении проблемы формирования познавательной активности
учащихся в процессе обучения в вузе заключены значительные резервы для повышения
качества профессиональной подготовки высококвалифицированного специалиста.
Развитие познавательной активности способствует формированию позитивного
отношения к теоретическому знанию, к учебной и профессиональной деятельности,
освоению практических умений, формированию профессиональноличностных качеств
студентов, их мотивационной, когнитивной и организационной готовности к
профессиональному самообразованию, созданию основы для развития индивидуального
стиля профессиональной деятельности, что способствует обеспечению профессиональной
мобильности будущего специалиста, его готовности к инновационной деятельности.
Формирование познавательной активности студентов медицинского вуза как средство подготовки к инновационной деятельности
Формирование познавательной активности студентов медицинского вуза как средство подготовки к инновационной деятельности
Формирование познавательной активности студентов медицинского вуза как средство подготовки к инновационной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.