Формирование познавательных интересов в обучении.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили : “Как делаются открытия?” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие”. Конечно, это была лишь шутка. Но все же, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Может быть, он намекал в том числе и на собственное открытие более правильной и точной картины мироздания, изложенное им в знаменитой теории относительности. Может быть, он из озорства гения высказал серьезную мысль в шутливой форме. Дело не в том, чтобы “не знать”. Знать надо! А дело в том, чтобы “сомневаться”, не брать на веру все, чему учили деды. И вдруг появляется человек, которого не останавливаетинерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.
Иконка файла материала Формирование познавательных интересов в обучении.doc
Формирование познавательных интересов в обучении. Однажды известного физика Альберта Эйнштейна  спросили : “Как делаются открытия?” Эйнштейн ответил:  “А так: все знают, что вот  этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие”. Конечно, это была лишь шутка. Но все же, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Может быть, он намекал в том числе и на собственное открытие более правильной и точной картины мироздания, изложенное им в знаменитой теории относительности. Может быть, он из озорства гения высказал серьезную мысль в шутливой форме. Дело не в том, чтобы “не знать”. Знать надо! А дело в том, чтобы “сомневаться”, не брать на веру все, чему учили деды. И вдруг появляется человек, которого не останавливаетинерция привычных представлений. Вот он и делает открытие. В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют  талантливыми,  гениальными  – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия,  наконец,  использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании  которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро   в   последние   годы   стал   вопрос   о   формировании   общих   приемов   познавательной деятельности.  Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие   действительность.   Эта   направленность   характеризуется   постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям . Систематически укрепляясь   и   развиваясь   познавательный   интерес   становится   основой   положительного отношения   к   учению.   Познавательный   интерес   носит   (поисковый   характер).   Под   его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает   эмоциональный   подъем,   радость   от   удачи.   Познавательный   интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических   процессов   ­   мышления,   воображения,   памяти,   внимания,   которые   под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Познавательный интерес   ­ это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный   интерес   при   правильной   педагогической   организации   деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.  Познавательный   интерес   выступает   перед   нами   и   как   сильное   средство   обучения. Классическая   педагогика   прошлого   утверждала   –   ”   Смертельный   грех   учителя   –   быть скучным”. Когда ребенок занимается из­под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений,   когда   же   дети   занимаются   с   охотой,   то   дело   идет   совсем   по­другому. Активизация   познавательной   деятельности   ученика   без   развития   его   познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся   и   как   важный   мотив   учения,   и   как   стойкую   черту   личности,   и   как   мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, аверный   его   союзник.   В   интерес   включены,   следовательно,   и   волевые   процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности. Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности. Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже   желают ему хорошей учебы   и  отличных   оценок.  Первое   время   сама   позиция   ученика,   желание   занять  новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться   о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.  Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении. Формирование   познавательных   интересов   учащихся   в   обучении   может   происходить   по двум основным каналам, с одной стороны само содержание  учебных предметовсодержит в себе   эту   возможность,   а   с   другой   –   путем   определенной   организации   познавательной деятельности учащихся. Первое,   что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ   богатства,   заключенного   в   научных   знаниях,   являются     важнейшим   звеном формирования интереса к учению. Каковы же пути осуществления этой задачи? Прежде   всего,   интерес   возбуждает   и   подкрепляет   такой   учебный   материал,   который является   для   учащихся   новым,   неизвестным,   поражает   их   воображение,   заставляет удивляться . Удивление ­ сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть в перед. Он находится в состоянии ожидания чего­то нового. Ученики   испытывают   удивление,   когда   составляя   задачу  узнают,   что   одна  сова   за   год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба. Но познавательный интерес к учебному материалу не может подддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое. Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего   мира   множество   удивительных   сторон,   о   которых   он   сможет   узнать   на уроках. И то, почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим изобретением. Все   значительные   явления   жизни,   ставшие   обычными   для   ребенка   в   силу   своей повторяемости,   могут   и   должны   приобрести   для     него   в   обучении   неожиданно   новое,полное   смысла,   совсем   иное   звучание.   И   это   обязательно   явится   стимулом   интереса ученика к познанию. Именно   поэтому   учителю   необходимо   переводить   школьников   со   ступени   его   чисто житейских,   достаточно   узких  и   бедных   представлений     о   мире   ­     на   уровень  научных понятий, обобщений, понимания закономерностей. Интересу   к   познанию   содействует   также   показ   новейших   достижений   науки.   Сейчас, больше чем когда либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями. Далеко   не   все   в   учебном   материале   может   быть   для   учащихся   интересно.   И   тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит прежде всего через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. Самостоятельная работа Самостоятельное   выполнение   задания   –   самый   надежный   показатель   качества   знаний, умний и навыков ученика. Организация самостоятельной работы – самый трудный момент урока. Дело в том что к моменту проверки работы всегда находится в классе 8­10 учеников которые с заданием не успели справиться, а ждать их – значит терять время. Поэтому учитель обычно начинает проверять самостоятельные работу. Те  кто выполнили задания, включаются в работу, а те, кто не выполнил, фактически переписывают решения в тетради. Организуя таким образом проверку, учитель в какойто мере помогает ученикам крторые не справились с заданием. Но верный ли это путь? В конечном итоге в классе образуется группа, которая изо дня в день   полностью   не   справляется   с   самостоятельной   работой   и   привыкает   дописывать задания во время проверки. Как научить ученика работать самостоятельно? Необходимо использовать   подготовительные   упражнения,   карточки   с   дифференцированными заданиями,   продуманную   последовательность   заданий,   вариантность,   комментирование заданий и наглядность. ФРАГМЕНТ  1  Предлагаю классу решить самостоятельно задачу и записать ее решение по действиям : Ученики должны подклеить 80 книг. Первое звено подклеило 16 книг, второе 18. Сколько  книг осталось подклеить ученикам?  Работу пишут все ученики. Через 5 минут вижу, что задачу решили не все. Я открываю на  доске краткую запись задачи:  Было­80 кн.  Сделали­ 16 кн и 18 кн  Осталось­? Предлагаю   ученикам,   которые   не   успели   выполнить   задание,   внимательно   рассмотреть краткую запись. Говорю, что запись поможет им справиться с решением задачи. Тем, кто выполнил задание, предлагаю записать решение задачи выражением. Записываю на доске выражение 80­(16+18) и прошу 2­3 учеников, справившихся с заданием, объяснить его,  Другим ученикам даю карточки с заданиями:  1. Узнать сначала сколько всего книг подклеили два звена вместе …. + …. = …. 2. Затем узнай, сколько книг осталось подклеить ученикам: … ­ … = …Такая организация работы способствует самостоятельному выполнению задания всеми  учащимися в классе. ФРАГМЕНТ 2 Самостоятельно решить задачу разными способами: Купили 4 книги по 20 руб. каждая, и 4 альбома по 10руб. каждый. Сколько стоила вся  покупка? Тем, кто справился самостоятельно, предлагается составить задачу на выражение (4+3)*2 Тем ученикам, которые решили задачу только одним способом, предлагается рассмотреть  рисунок к задаче 20 10 20 10 20 10 20 10                    20                                           20                                          20                                          20                    10                                           10                                          10                                          10 И ответить, как можно узнать, сколько уплатили за все покупку. Ученикам которые справились с заданием, предложить карточку с вопросами: Узнай, сколько стоит 1 книга и 1 альбом вместе. Узнай, сколько стоят 4 таких комплекта. Запиши решение задачи: (…+…)*…=… Вспомни, как можно сумму умножить на число. Запиши решение вторым способом …*…+…*…=… Наглядная интерпретация задачи, опора на знание свойств арифметических действий, объяснение готового решения – все эти приемы обеспечили самостоятельное решение задачи всеми учащимися  Опорные схемы Овладение новыми, более совершенными способами познавательной деятельности  содействует углублению познавательных интересов в большей мере тогда, когда это  осознается учащимися. Именно это и является источником радости. Проблемное обучение Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос­проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности. Например, перед изучением деления столбиком многозначного числа на однозначное на доске пишу несколько примеров для устного счета на изученные ранее правила: 90:6, 360:6, 960:4 т например 12765:3. Предлагаю объяснить прием вычисления. Когда учащиеся подходят к последнему примеру, наступает тишина, даже сильные ребята не могут сразу дать ответ. Напряжение передается и слабым. Все активно включаются в работу. Начинают думать, рассуждать, открывать для себя  новое.  У  каждого   возникает   вопрос  КАК?,    а  раз  есть  подобный  вопрос,  значит, появляется желание узнать, научиться. А это желание – залог успешного освоения нового. Сильные   ученики   справляются   с   заданием,   заменяя   делимое   удобным   слагаемыми. Естественно, я поощряю этих учеников, но отмечаю, что они затратили много времени на нахождение результата, а пример решить очень быстро и справиться с решением может каждый. Как? Глаза у всех горят любопытством. В эти напряженную минуту я быстро решаю пример   на доске  столбиком,   не задерживая   их  внимания  на объяснении.   Важна быстрота получения ответа. Дети не ожидали,  что так быстро можно решить сложный пример. А вот для объяснения приема решения тоже нужно выбрать удобный момент илисоздать ситуацию, когда учащиеся поймут, что им необходимо послушать, и послушать внимательно. Вернусь к  этому уроку математики. После АХ! Я спросила: ПРОСТО?  Все радостно заулыбались. Я не стала объяснять прием решения, так как поняла, что должного внимания не будет. Решение стерла. Дети верили, что все они поняли и решать подобные примеры очень просто. Я предложила им   сразу   же   решить   пример   самостоятельно.   Они   с   радостью   взялись   за   дело,   веря   в быстрый успех. Наблюдаю: одни глаза смотрят на меня вопросительно, другие, третьи … И так   большая   часть   класса,   и   главное   –   у   всех   в   глазах   вопрос   А   КАК?   Почему   не получается, хотя показалось так просто? У   детей   появляется   желание   поскорее   найти   ответ   на   вопрос.   Настало   время   для объяснения.   Внимание   полное.   После   объяснения   опять   даю   самостоятельное   задание, чтобы вызвать у детей желание еще и еще раз послушать объяснение. В конце урока показываю микрокалькулятор, с помощью которого за несколько секунд можно   произвести   сложные   вычисления,   и   обязательно   подчеркиваю,   что   эту   умную машину изобрел человек. Проблемное   обучение   вызывает   со   стороны   учащихся   живые   споры,   обсуждения. Проблемное   обучение   вызывает   к   жизни   эмоции   учеников,   создается   обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Для развития познавательных интересов важно усложнение познавательных задач. Для этого интересно использовать предварительную подготовку к восприятию нового. Например: 1 Заселите домик числами 10 4 5 3 2 1 2 Решить удобным способом (40+10)­7 (60+10)­4 После записи решения на доске детям дается задание: Найдите, чем похожи суммы в этих примерах.   А   получив   ответ:   Вторые   слагаемые   одинаковы   –   число   10,   дети   обводят указанные слагаемые красным мелом (40+10)­7 (60+10)­4 Вывод   можно   зафиксировать   наглядно,   соединив   дугой   число   10   и   то   число,   которое вычитается. В этом обобщении фиксируется основа вычислительного приема для случая  30­6 Следующие задания предлагаются с целью закрепить умение выделять в круглыхдесятках один   десяток,   т.е.   представлять   круглые   десятки   в   виде   суммы,   в   которой   одно   из слагаемых равно числу 10 3 Вставить числа в окошки по данному образцу 40 = 30 + 10 60 = 50 + 10 80 = … + 10 50 = … + …При подытоживании проделанной работы необходимо сказать о том, что умения заменять круглые десятки суммой со вторым слагаемым 10, находить удобный способ вычитания из такой   суммы   несколько   единиц   и   знания   состава   числа   10   пригодятся   ученикам   в дальнейшем при изучении нового вычислительного приема. Все это нацеливает детей на изучение нового материала. И детям интересно решать пример вида 30 – 6 т.к. они сами при его решении устанавливаюти закономерность, используя ранее приобретенные знания. Задачи   на   применение   знаний   и   умений   также   способствуютразвитию   познавательных интересов.   С   одной   стороны   эти   задачи   позволяют   ученикам   оперировать   знаниями, повседновно убеждаться в их полезности. С другой стороны, сам процесс оперирования умениями  позволяет им делать лестные для себя заключения о продвижении. Особенно   развивают   интерес   творческие   работы   учащихся,   которые   связаны   с   работой воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями и умениями. Для этой цели использую опорные схемы: ? на ? больше ? на ? меньше =                        .    Было Взяли Осталось  ­                        .    ­                        .    ­                        .    Занимательный материал Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность.  Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство  удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный  материал. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные  упраждения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические  действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия  поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным,  ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества личности. На своих уроках  постоянно использую такие игры : ЛЕСЕНКА, МОЛЧАНКА, ДЕСАНТНИКИ, “ПРОДОЛЖАЙ, НЕ  ЗЕВАЙ”,ТОЧНО ПО КУРСУ, ПОЕЗД, КОМУ ПОДАЕТСЯ МЯЧ, и многие другие.Геометрический  материал Развитию познавательных интересов способствует использование геометрического  материала. 1 Вывешиваю плакат с рисунком, составленным из геометрических фигур. Спрашиваю Из каких фигур состоит рисунок кошки? Какой фигурой представлено туловище?Измерь и найди площадь этой фигуры, сумму длин ее сторон 2 Раздаю детям геометрические фигуры и даю задание – составить из данных фигур домик, елочку, кораблик  и т.д. Задания, направленные  на развитие внимания Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, надо использовать средства, вызывающие у ученика ощущение, сознание собственного роста. Составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное, поищи иной   способ   решения   задачи   –   эти   и   многие   другие   приемы,   побуждающие   ученика   осмыслить   свою деятельность, неуклонно ведут к формированию стойкого познавательного интереса. Развитие познавательных способностей В   процессе   учебной   деятельности   школьника,   большую   роль   ,   как   отмечают   психологи,   играет   уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Внимание – это форма организации познавательной деятельности во многом зависит от  степени сформированости такого познавательного процесса как внимание. В   учебный   материал   включаю   содержательно­логические   задания,   направленные   на   развитие   различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности. 1 Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах 2 Пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами 3 Отыскание чисел по таблицам Шульте 4 Быстрее нарисуй 5 Найди, кто спрятался 6 Найди сходство и различие 7 Прочитай рассыпанные слова Задания, направленные  на развитие восприятия и воображения. Восприятие   –   это   основной   познавательный   процесс   чувственного   отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном  действии на органы чувств.   Оно   является   основой   мышления   и   практической   деятельности   как   взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем  мире, в обществе. Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия   и   воспитания   наблюдательности   является   сравнение.   Восприятие   при   этом становится более глубоким. В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.1. Подбери заплатку к сапожку 2. Собери разбитый кувшин, вазу, чашки, тарелки 3. Упражнение Геометрические фигуры 4. Упражнение Треугольники 5. 100­клеточная таблица с графическими изображениями 6. Таблица с геометрическими фигурами разной формы 7. Таблица с геометрическими фигурами разного размера 8. Таблица с геометрическими фигурами не только разной формы, но и белого и черного  цвета 100­клеточная таблица, заполненная цифрами 9. Задания, направленные на развитие логического мышления Логическое мышление Интеллект человека . в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить   детей   анализировать,   сравнивать   и   обобщать   информацию,   полученную   в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира. Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее   изучения   являются   отвлеченные   понятия   и   закономерности,   которыми   в   свою   очередь   занимается математическая логика. 1. Задачи на смекалку 2. Задачи шутки 3. Числовые  фигуры 4. Задачи с геометрическим содержанием 5. Логические упражнения со словами 6. Математические игры и фокусы 7. Кроссворды и ребусы 8. Комбинаторные задачи Задания, направленные на развитие памяти. Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью. Например, академик А.Ф.Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Но следует знать и о том, что хорошая память   не   всегда   гарантирует   ее   обладателю   хороший   интеллект.   Психолог   Т.Рибо   описал   слабоумного мальчика, способного легко запомнить ряды чисел. И все­таки память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Но в начальной школе необходимо готовить  детей к обучению в среднем звене, поэтому необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления. 1. Запомни двузначные числа. 2. Запомни математические термины. 3. Цепочка слов. 4. Рисуем по памяти узоры.5. Запомни и воспроизведи рисунки 6. Зрительные диктанты 7. Слуховые диктанты   способствует   математическому   развитию, Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие   познавательных   возможностей   и   способностей,   расширяет   математический   кругозор     младших школьников,   повышает   качество   математической подготовленности,   позволяет   детям   более   уверенно   ориентироваться   в   простейших   закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Чтобы ребенок учился  в полную силу своих способностей,  стараюсь вызвать у него  желание к учебе,  к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности. Мастерство   учителя   возбуждать,   укреплять   и   развивать   познавательные   интересы учащихся   в   процессе   обучения  состоит   в   умении   сделать   содержание   своего   предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.