Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили : “Как делаются открытия?” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие”. Конечно, это была лишь шутка. Но все же, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Может быть, он намекал в том числе и на собственное открытие более правильной и точной картины мироздания, изложенное им в знаменитой теории относительности. Может быть, он из озорства гения высказал серьезную мысль в шутливой форме. Дело не в том, чтобы “не знать”. Знать надо! А дело в том, чтобы “сомневаться”, не брать на веру все, чему учили деды. И вдруг появляется человек, которого не останавливаетинерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.
Формирование познавательных интересов в обучении.
Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили : “Как делаются открытия?”
Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой
человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие”. Конечно, это была
лишь шутка. Но все же, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Может
быть, он намекал в том числе и на собственное открытие более правильной и точной
картины мироздания, изложенное им в знаменитой теории относительности. Может
быть, он из озорства гения высказал серьезную мысль в шутливой форме. Дело не в
том, чтобы “не знать”. Знать надо! А дело в том, чтобы “сомневаться”, не брать на веру
все, чему учили деды. И вдруг появляется человек, которого не останавливаетинерция
привычных представлений. Вот он и делает открытие.
В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей,
которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача
заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент
его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала
ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо
остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной
деятельности.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления
окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным
стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям . Систематически
укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного
отношения к учению. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его
влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и
активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он
испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес
положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание
психических процессов мышления, воображения, памяти, внимания, которые под
влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес это один из важнейших для нас мотивов учения школьников.
Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного учебная работа даже у слабых
учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности
учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и
должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его
развитие.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения.
Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех учителя – быть
скучным”. Когда ребенок занимается изпод палки, он доставляет учителю массу хлопот и
огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем подругому.
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного
интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения
необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес
учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное
средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а
это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с
волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, аверный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы,
способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.
Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие
проявления личности.
Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он
будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки.
Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей
учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое
положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться.
Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.
К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников
гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если
мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должны
позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в
самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему
хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника,
развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.
Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по
двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметовсодержит в
себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной
деятельности учащихся.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые
знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала,
показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются
важнейшим звеном
формирования интереса к учению.
Каковы же пути осуществления этой задачи?
Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который
является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет
удивляться . Удивление сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь,
человек как бы стремится заглянуть в перед. Он находится в состоянии ожидания чегото
нового.
Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу узнают, что одна сова за год
уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова
живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.
Но познавательный интерес к учебному материалу не может подддерживаться все время
только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и
поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы
стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное
всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему
для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом
видеть новое.
Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений
окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на
уроках. И то, почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что
простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является
величайшим изобретением.
Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей
повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое,полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса
ученика к познанию.
Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто
житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире на уровень научных
понятий, обобщений, понимания закономерностей.
Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас,
больше чем когда либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с
основными направлениями научных поисков, открытиями.
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда
выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс
деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика
заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник
должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе
положительные заряды интереса.
Путь к нему лежит прежде всего через разнообразную самостоятельную работу учащихся,
организованную в соответствии с особенностью интереса.
Самостоятельная работа
Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества знаний,
умний и навыков ученика.
Организация самостоятельной работы – самый трудный момент урока. Дело в том что к
моменту проверки работы всегда находится в классе 810 учеников которые с заданием не
успели справиться, а ждать их – значит терять время. Поэтому учитель обычно начинает
проверять самостоятельные работу. Те кто выполнили задания, включаются в работу, а те,
кто не выполнил, фактически переписывают решения в тетради. Организуя таким образом
проверку, учитель в какойто мере помогает ученикам крторые не справились с заданием.
Но верный ли это путь? В конечном итоге в классе образуется группа, которая изо дня в
день полностью не справляется с самостоятельной работой и привыкает дописывать
задания во время проверки. Как научить ученика работать самостоятельно? Необходимо
использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными
заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование
заданий и наглядность.
ФРАГМЕНТ 1
Предлагаю классу решить самостоятельно задачу и записать ее решение по действиям :
Ученики должны подклеить 80 книг. Первое звено подклеило 16 книг, второе 18. Сколько
книг осталось подклеить ученикам?
Работу пишут все ученики. Через 5 минут вижу, что задачу решили не все. Я открываю на
доске краткую запись задачи:
Было80 кн.
Сделали 16 кн и 18 кн
Осталось?
Предлагаю ученикам, которые не успели выполнить задание, внимательно рассмотреть
краткую запись. Говорю, что запись поможет им справиться с решением задачи. Тем, кто
выполнил задание, предлагаю записать решение задачи выражением. Записываю на доске
выражение 80(16+18) и прошу 23 учеников, справившихся с заданием, объяснить его,
Другим ученикам даю карточки с заданиями:
1. Узнать сначала сколько всего книг подклеили два звена вместе …. + …. = ….
2. Затем узнай, сколько книг осталось подклеить ученикам: … … = …Такая организация работы способствует самостоятельному выполнению задания всеми
учащимися в классе.
ФРАГМЕНТ 2
Самостоятельно решить задачу разными способами:
Купили 4 книги по 20 руб. каждая, и 4 альбома по 10руб. каждый. Сколько стоила вся
покупка?
Тем, кто справился самостоятельно, предлагается составить задачу на выражение (4+3)*2
Тем ученикам, которые решили задачу только одним способом, предлагается рассмотреть
рисунок к задаче
20
10
20
10
20
10
20
10
20 20 20 20
10 10 10 10
И ответить, как можно узнать, сколько уплатили за все покупку.
Ученикам которые справились с заданием, предложить карточку с вопросами:
Узнай, сколько стоит 1 книга и 1 альбом вместе.
Узнай, сколько стоят 4 таких комплекта.
Запиши решение задачи: (…+…)*…=…
Вспомни, как можно сумму умножить на число.
Запиши решение вторым способом …*…+…*…=…
Наглядная интерпретация задачи, опора на знание свойств арифметических действий, объяснение готового
решения – все эти приемы обеспечили самостоятельное решение задачи всеми учащимися
Опорные схемы
Овладение новыми, более совершенными способами познавательной деятельности
содействует углублению познавательных интересов в большей мере тогда, когда это
осознается учащимися. Именно это и является источником радости.
Проблемное обучение
Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда
вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом
находить ее.
В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопроспроблема, содержащий в
себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности.
Например, перед изучением деления столбиком многозначного числа на однозначное на
доске пишу несколько примеров для устного счета на изученные ранее правила: 90:6, 360:6,
960:4 т например 12765:3.
Предлагаю объяснить прием вычисления. Когда учащиеся подходят к последнему примеру,
наступает тишина, даже сильные ребята не могут сразу дать ответ. Напряжение передается
и слабым. Все активно включаются в работу. Начинают думать, рассуждать, открывать для
себя новое. У каждого возникает вопрос КАК?, а раз есть подобный вопрос, значит,
появляется желание узнать, научиться. А это желание – залог успешного освоения нового.
Сильные ученики справляются с заданием, заменяя делимое удобным слагаемыми.
Естественно, я поощряю этих учеников, но отмечаю, что они затратили много времени на
нахождение результата, а пример решить очень быстро и справиться с решением может
каждый. Как? Глаза у всех горят любопытством. В эти напряженную минуту я быстро
решаю пример на доске столбиком, не задерживая их внимания на объяснении. Важна
быстрота получения ответа. Дети не ожидали, что так быстро можно решить сложный
пример. А вот для объяснения приема решения тоже нужно выбрать удобный момент илисоздать ситуацию, когда учащиеся поймут, что им необходимо послушать, и послушать
внимательно. Вернусь к этому уроку математики.
После АХ! Я спросила: ПРОСТО? Все радостно заулыбались. Я не стала объяснять прием
решения, так как поняла, что должного внимания не будет. Решение стерла.
Дети верили, что все они поняли и решать подобные примеры очень просто. Я предложила
им сразу же решить пример самостоятельно. Они с радостью взялись за дело, веря в
быстрый успех. Наблюдаю: одни глаза смотрят на меня вопросительно, другие, третьи … И
так большая часть класса, и главное – у всех в глазах вопрос А КАК? Почему не
получается, хотя показалось так просто?
У детей появляется желание поскорее найти ответ на вопрос. Настало время для
объяснения. Внимание полное. После объяснения опять даю самостоятельное задание,
чтобы вызвать у детей желание еще и еще раз послушать объяснение.
В конце урока показываю микрокалькулятор, с помощью которого за несколько секунд
можно произвести сложные вычисления, и обязательно подчеркиваю, что эту умную
машину изобрел человек.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения.
Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка
увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к
учению.
Для развития познавательных интересов важно усложнение познавательных задач.
Для этого интересно использовать предварительную подготовку к восприятию нового. Например:
1 Заселите домик числами
10
4
5
3
2
1
2 Решить удобным способом
(40+10)7
(60+10)4
После записи решения на доске детям дается задание: Найдите, чем похожи суммы в этих
примерах. А получив ответ: Вторые слагаемые одинаковы – число 10, дети обводят
указанные слагаемые красным мелом
(40+10)7
(60+10)4
Вывод можно зафиксировать наглядно, соединив дугой число 10 и то число, которое
вычитается.
В этом обобщении фиксируется основа вычислительного приема для случая 306
Следующие задания предлагаются с целью закрепить умение выделять в круглыхдесятках
один десяток, т.е. представлять круглые десятки в виде суммы, в которой одно из
слагаемых равно числу 10
3 Вставить числа в окошки по данному образцу
40 = 30 + 10
60 = 50 + 10
80 = … + 10
50 = … + …При подытоживании проделанной работы необходимо сказать о том, что умения заменять
круглые десятки суммой со вторым слагаемым 10, находить удобный способ вычитания из
такой суммы несколько единиц и знания состава числа 10 пригодятся ученикам в
дальнейшем при изучении нового вычислительного приема. Все это нацеливает детей на
изучение нового материала. И детям интересно решать пример вида 30 – 6 т.к. они сами
при его решении устанавливаюти закономерность, используя ранее приобретенные знания.
Задачи на применение знаний и умений также способствуютразвитию познавательных
интересов. С одной стороны эти задачи позволяют ученикам оперировать знаниями,
повседновно убеждаться в их полезности. С другой стороны, сам процесс оперирования
умениями позволяет им делать лестные для себя заключения о продвижении.
Особенно развивают интерес творческие работы учащихся, которые связаны с работой
воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями и умениями. Для
этой цели использую опорные схемы:
? на ? больше
? на ? меньше
= .
Было
Взяли
Осталось
.
.
.
Занимательный материал
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность.
Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство
удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный
материал.
В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные
упраждения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические
действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия
поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным,
ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества личности. На своих уроках
постоянно использую такие игры : ЛЕСЕНКА, МОЛЧАНКА, ДЕСАНТНИКИ, “ПРОДОЛЖАЙ, НЕ
ЗЕВАЙ”,ТОЧНО ПО КУРСУ, ПОЕЗД, КОМУ ПОДАЕТСЯ МЯЧ, и многие другие.Геометрический
материал
Развитию познавательных интересов способствует использование геометрического
материала.
1 Вывешиваю плакат с рисунком, составленным из геометрических фигур.
Спрашиваю
Из каких фигур состоит рисунок кошки?
Какой фигурой представлено туловище?Измерь и найди площадь этой фигуры, сумму длин ее сторон
2 Раздаю детям геометрические фигуры и даю задание – составить из данных фигур домик, елочку, кораблик
и т.д.
Задания, направленные на развитие внимания
Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, надо использовать
средства, вызывающие у ученика ощущение, сознание собственного роста.
Составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное, поищи
иной способ решения задачи – эти и многие другие приемы, побуждающие ученика осмыслить свою
деятельность, неуклонно ведут к формированию стойкого познавательного интереса.
Развитие познавательных способностей
В процессе учебной деятельности школьника, большую роль , как отмечают психологи, играет уровень
развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления.
Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной
работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Внимание – это форма организации познавательной деятельности во многом зависит от
степени сформированости такого познавательного процесса как внимание.
В учебный материал включаю содержательнологические задания, направленные на развитие различных
характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на
другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.
1 Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах
2 Пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами
3 Отыскание чисел по таблицам Шульте
4 Быстрее нарисуй
5 Найди, кто спрятался
6 Найди сходство и различие
7 Прочитай рассыпанные слова
Задания, направленные на развитие восприятия и воображения.
Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения
действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы
чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого
человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе.
Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации
восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом
становится более глубоким.
В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в
наблюдение.1. Подбери заплатку к сапожку
2. Собери разбитый кувшин, вазу, чашки, тарелки
3. Упражнение Геометрические фигуры
4. Упражнение Треугольники
5. 100клеточная таблица с графическими изображениями
6. Таблица с геометрическими фигурами разной формы
7. Таблица с геометрическими фигурами разного размера
8. Таблица с геометрическими фигурами не только разной формы, но и белого и черного
цвета
100клеточная таблица, заполненная цифрами
9.
Задания, направленные на развитие логического мышления
Логическое мышление
Интеллект человека . в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а
высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необходимо
научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в
результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного
мира.
Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом
ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается
математическая логика.
1. Задачи на смекалку
2. Задачи шутки
3. Числовые фигуры
4. Задачи с геометрическим содержанием
5. Логические упражнения со словами
6. Математические игры и фокусы
7. Кроссворды и ребусы
8. Комбинаторные задачи
Задания, направленные на развитие памяти.
Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину
матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути
дела перестает быть человеком. Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью. Например,
академик А.Ф.Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Но следует знать и о том, что хорошая
память не всегда гарантирует ее обладателю хороший интеллект. Психолог Т.Рибо описал слабоумного
мальчика, способного легко запомнить ряды чисел. И всетаки память – это одно из необходимых условий
для развития интеллектуальных способностей.
У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают
конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.
Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, поэтому
необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения,
доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений,
мы способствуем развитию их мышления.
1. Запомни двузначные числа.
2. Запомни математические термины.
3. Цепочка слов.
4. Рисуем по памяти узоры.5. Запомни и воспроизведи рисунки
6. Зрительные диктанты
7. Слуховые диктанты
способствует математическому развитию,
Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на
развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор младших
школьников,
повышает качество математической
подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях
окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учебе, к
знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы
учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета
богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся
разнообразными, творческими, продуктивными.