Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока
Оценка 4.8

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Оценка 4.8
Контроль знаний
docx
Междисциплинарный 4
1 кл—4 кл
04.11.2017
Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока
В данной статье систематизированы и подробно описаны приёмы организации рефлексивно – оценочной деятельности младших школьников. Предложенная система контроля и оценки знаний рассмотрена на различных этапах контрольно-оценочной деятельности с 1 по 4 класс: безотметочное обучение, предрейтинговая оценка, традиционное отметочное обучение. На каждом из этих этапов рефлексия является одной из важнейших форм учебной деятельности младшего школьника и соответствует предложенной классификации видов рефлексии.В данной статье систематизированы и подробно описаны приёмы организации рефлексивно – оценочной деятельности младших школьников.
Формирование рефлексивных умений в условиях современного урока.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2 имени Героя Советского Союза Н.П.Белоусова Красноармейского района Волгограда» МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ   Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока Автор: учитель начальных классов Лавлинскова Елена Юрьевна Лавлинскова Елена Юрьевна, учитель начальных классов МОУ гимназии №2 г. Волгограда Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний  в условиях современного урока Цель работы – систематизация и подробное описание приёмов организации   рефлексивно – оценочной деятельности младших школьников.    Задачи : ­   изучить   психолого­педагогическую   литературу   по   проблемам   формирования   рефлексивных способностей у младших школьников; ­ определить место и назначение рефлексии в современной системе оценивания;  ­  проследить формирование и развитие рефлексивных способностей у младших школьников на каждом возрастном этапе; ­ рассмотреть формы организации рефлексивной деятельности; ­   подобрать   и   систематизировать   методы   и   приёмы   для   организации   рефлексии   в   системе контрольно – оценочной деятельности младших школьников. Применение опыта  в учебном процессе    В предложенной мною системе оценивания выделены следующие этапы: 1 класс – безотметочное обучение; 2 класс – предрейтинговая оценка; 3­4 классы – традиционное отметочное обучение.        На каждом из этих этапов рефлексия является одной из  важнейших форм контрольно – оценочной деятельности школьника и соответствует следующей классификации видов рефлексии: По форме деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная урока: после По типу усвоения ЗУН, ая, промежуточн контрольная, итоговая По цели: и ного настроения эмоциональ состояния, деятельнос содержания учебного материала ти, Рефлексия По содержани ю: устная, письменна я По функции: личностная, интеллектуаль коммуникативн ная, ая По способам проведения: вопрос,символ, таблица,ситуац анкета, ия, рисунок        Формирование рефлексивных умений состоит из трех этапов:    1) этап формирования коллективной рефлексии; 2) этап   формирования групповой рефлексии; РефлексияПо цели: настроения и эмоционального состояния, деятельности, содержания учебного материалаПо форме деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективнаяПо типу урока: после усвоения ЗУН, промежуточная, контрольная, итоговаяПо содержанию: устная, письменнаяПо функции: личностная, интеллектуальная, коммуникативнаяПо способам проведения: анкета, вопрос,символ, таблица,ситуация, рисунок 3) этап   становления индивидуальной рефлексии.                             Модель формирования рефлексии у младшего школьника   в учебной деятельности   Социальный заказ общества - воспитаниее личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию. Цель – формирование рефлексии у младшего школьника Компоненты деятельности учебной Этапы формирования рефлексии Мотивация Целеполагание Учебные действия Действие контроля Действие оценки Этап формирования коллективной рефлексии Этап формирования групповой рефлексии Этап формирования индивидуальной рефлексии                 В   предложенной   модели   прослеживается   связь   этапов   формирования   рефлексии   с компонентами учебной деятельности, из которой следует, что рефлексия может осуществляться на любом этапе урока.  Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности Этап учебной деятельности Этап организационног о   момента   и целеполагания Цель обеспечивает побуждение учащихся деятельности   к этапе   На актуализации ЗУН учащихся Это   своего   рода диагностический срез,   позволяющий Содержание Варианты вопросов Прочитайте   тему   урока   и попробуйте сформулировать задачи на урок. свои   С чего вы начнёте?       выражается   в   выборе цели индивидуальной рамках учащихся в   формирования как общеучебных, так   и специфических   умении   и навыков. каждый   ученик   для   себя определяет полноту знаний по   теме   и   самостоятельно В начале работы по   теме   урока содержательная рефлексия  На завершающем этапе     ученику   увидеть свой уровень подготовленности Помочь   учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить   знание   о границе своего знания и выдвинуть задачу: учебную   расширить   эти границы. Подвести   итоги работы,   поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой   оценивает выполнения задания   правильность самостоятельно   выбрать форму организации познавательной деятельности   Как поможет  вам работа в парах?                           осознание Происходит учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение.     ­   Что   дала   вам   работа   в парах?   ­   Помогла   вам   такая форма   работы   понять   и запомнить   степени сравнения прилагательных?   ­   Какие   трудности   вы встретили?   Как   с   ними справиться? «Что   нового   я   узнал   на уроке?», «Каким образом я получил   новые   знания?», «Каким   образом   я   смогу полученное   на   уроке использовать   в   будущей жизни?».            Остановлюсь подробнее на каждом этапе для того, чтобы определить место и назначение рефлексии в данной системе оценивания и обосновать методы и приёмы рефлексии на каждом из этапов. 1 этап – безотметочное обучение ( 1 класс) Начинать   и   заканчивать   урок   целесообразно   проведением  рефлексии   настроения   и эмоционального состояния  с целью установления эмоционального контакта с обучающимися (особенно это важно на этапе адаптации ребёнка к школе). Для такой рефлексии применяются карточки   с   изображением   лиц,   цветовое   изображение   настроения   (см.   приложение), эмоционально­художественное   оформление   (картина,   музыкальный   фрагмент),   четверостишья, вопросы…. Целесообразно  использовать такие приёмы рефлексии:  Приём №1. «Букет настроения». В   начале   урока   учащимся   раздаются   бумажные   цветы:   красные   и   голубые.   На   доске изображена ваза. В конце урока на доске учащиеся прикрепляют к вазе красный цветок. Если им понравилось на уроке или узнали что – то новое, а синий цветок, если им не понравилось на уроке. Приём№2. «Мой город» Подводя   итог   урока,   класс   «проектирует»   на   доске   город   из   разноцветных   домиков   в соответствии   со   своим   настроением:   красный   домик   –   если   настроение   в   конце   урока восторженное; оранжевый – радостное, тёплое; жёлтый – светлое, приятное; зелёный – спокойное; синий   –   грустное;   фиолетовый   –   тревожное,   напряжённое;   чёрный   –   упадок,   уныние.   На коллективном   проекте   прикрепляется   солнышко   (   если   настроение   у   большей   части   класса приподнятое), облака ( если настроение неровное), тучки ( если настроение плохое). Приём №3. «Разноцветье» Построен по принципу приема «Мой город». Тематика составляемых картин может быть разнообразной: цветочный луг, магазин игрушек, новогодняя ёлка и т.д. Приём №4. «Корзина цветов» В начале урока учащимся раздают бумажные цветы: красные, жёлтые и синие. В конце урока дети кладут (или ставят) в корзинку  цветок определённого цвета, который обозначает их настроение или степень их активности: красный – «мне понравилось на уроке и я был актив на», жёлтый   –   «   мне   понравилось   на   уроке,   но   я   был   недостаточно   активен»,   синий   –   «мне   не понравилось на роке». Приём №5. «Дерево чувств» В конце урока дети подходят к доске, на которой изображено дерево. Каждый прикрепляет к   дереву   листочек   одного   цвета:   красный   –   если   настроение     конце   урока   восторженное, оранжевый   –   радостное,   тёплое;   жёлтый   –   светлое,   приятное;   зелёный   –   спокойное;   синий   – грустное; фиолетовый – тревожное, напряжённое; чёрный – упадок, уныние.      Понимая, что ребёнку не в силах запомнить представленные фразы, есть очень простой выход. Собрать всё на одном листе, вложить в файл и на каждой парте постоянно будет лежать «Карта рефлексии урока». (см. приложение)   Этой картой можно пользоваться не только на уроке, но и при работе дома детей и их родителей.      Рефлексия деятельности  в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя  различные приемы. Приём №1.«Лесенка успеха»:   нижняя ступенька ­ у «человечка»  руки опущены ­  у меня  ничего не   получилось; средняя ступенька ­ у «человечка» руки разведены в стороны ­ у меня  были проблемы;  верхняя ступенька ­ у «человечка» руки подняты вверх ­ мне всё удалось. (см.  приложение). Приём №2. «Наряди ёлку»:   успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик  остался возле ёлки. Приём №3. «Дерево успеха»: зелёный лист – нет ошибок,  жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2­3 ошибки. (см. приложение) Приём №4 «Кирпичики» На кирпичиках написаны этапы урока. Детям предлагается раскрасить каждый этап разными цветами в зависимости от того, как они оценили свою деятельность на уроке: красный – я активно работал и выполнил все задания учителя; желтый – я выполнял все задания, но отвечал только тогда, когда меня спрашивал учитель; синий – мне не удалось запомнить новый материал, я часто отвлекался. Приём №5 «Украсить торт» (см. приложение) Я доволен своей работой на уроке – красный цвет. Я хорошо работал, но умею лучше – зелёный цвет. Работа не получилась, не доволен собой – синий цвет. Приём №6. «Поляна» На доске – поляна цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, минутка  чистописания и т.д.). Перед каждым ребёнком – бабочка. Учитель предлагает ученикам  прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего. Приём №7 «Поезд»           На  доске  поезд  с вагончиками,  на которых  обозначены  этапы  урока.  Детям  предлагают опустить   «веселое   личико»   в   тот   вагончик,   который   указывает   на   то   задание,   которое   было интересно   выполнять,   а   «грустное   личико»   в   тот,   который   символизирует   задание,   которое показалось   неинтересным.   Можно   использовать   только   один   жетон   усмотрению   ученика.  (см. приложение)   осознания содержания пройденного. В этом случае используется приём «Оценочная лесенка». Каждому из учеников предлагается лесенка (шкала) из 10 ступеней.     Они должны поставить человечка ( или «Солнышко»)   на той ступеньке, на которой они видят себя при выполнении задания.         Рефлексия   содержания   учебного   материала  используется   для   выявления   уровня Я все знаю, все умею Я ничего не знаю, не умею              Ребенок рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным, зная, что нижняя ступенька соответствует «Я ничего не знаю, ничего не умею», а верхняя – «Я все знаю, все умею». Чаще всего ребенок ставит себя на верхние ступеньки. Это работа – первый опыт ребенка по самооценке, которая впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке.               Предлагаю   некоторые   приёмы   рефлексии   содержания   учебного   материала,   которые целесообразно использовать на этапе безотметочного обучения. Приём №1. «Книжка – раскраска» Применяется при изучении новой лексики на этапе   устного вводного курса ( на уроках окружающего мира, информатики, иностранного языка, ИЗО): ребёнок сам делает вывод о том, запомнил   ли   он   те   или   иные   понятия   (термины).   Задания   могут   быть   разнообразными,   но предлагают раскрашивание картинок по определённой теме. Например: «Раскрась карандашами изображения   только   тех   детали,   которые   являются   частями   компьютера»   или   «Раскрась карандашами только те предметы, которые относятся к предмета природы». Приём №2. «Графическая рефлексия» Рядом с каждым выполненным задание поставить значок             ­ понравилось выполнять                                     ­ было трудно             ­ не очень понравилось                                         ­ не очень было трудно             ­ не понравилось вообще                                      ­ не трудно                     С помощью графической рефлексии можно оценивать не только   аспекты, которые отражают   уровень   овладения   детьми   учебного   материала,   но   и   такие,     как   аккуратность, внимание, умение слушать и слышать, высказывать свое мнение. Оценка учеником уже проверенной, но не оцененной учителем работы. Эффективна на Оценка учеником уже выполненной, но не проверенной учителем работы. Данная оценка                   При   использовании   данной   оценочной   шкалы   необходимо   использовать   3   варианта самооценки письменных работ: • способствует формированию самоконтроля и чаще всего используется учителем на уроке; • первом этапе формирования самооценки и контроля. • Прогностическая оценка – является наиболее важной и сложной, но именно она становится базой для формирования умения оценивать себя. Ребенок работает со шкалой непосредственно перед   выполнением   работы.   Чаще   всего   такой   способ   оценивания   применяется   на самостоятельных, контрольных работах.          Самое важное условие ­ самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение  этих  двух  оценок  влечет  за собой  особое  обсуждение,  в  котором  зарождаются объективные критерии оценивания. После решения любой учебной задачи ученик чертит на полях оценочные   шкалы   с   критериями   (каждая   шкала­линеечка   соответствует   одному   критерию)   и отмечает крестиком (или закрашивает) свое мнение о качестве выполненного задания (критерий – правильность) и его оформлении (критерий – красота или аккуратность). Критерии обозначатся специальными символами. После проверки такую же работу проделывает учитель. Если он был согласен с мнением ученика, то дублирует его отметку, если же не согласен – ставит на этой же шкале   свою   отметку:   ниже   –   задание   выполнено   хуже,   чем   оценил   ученик,   выше   –   задание заслуживает лучшей оценки. В случае больших разногласий необходимо обсудить правильность отметок, выставленных школьником, и найти варианты согласования.              К концу обучения в 1­м классе дети могут: – сравнить действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом; – по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя; –   предъявить   на   оценку   свои   достижения   по   заданному   или   назначенному   самим   ребенком критерию; – отделить известное от неизвестного в знаниях. 2 этап – предрейтинговая оценка (2 класс).      Предрейтинговая оценка – новая форма контроля учебных достижений младших школьников, обеспечивающая преемственность перехода от безотметочного обучения в 1 классе к оценочной системе, включая рейтинговое оценивание в последующих классах.       На этом этапе формирования рефлексивно – оценочной деятельности можно использовать те же приёмы, что и на первом. Тем более, что в 1 полугодии второго класса также   имеет место безотметочное   обучение.   А   значит,   условия   не   изменились.   Однако   в   течение   второго   года обучения появляется всё больше возможностей разнообразить приёмы рефлексии.                 Например,   для  поведения  рефлексии   настроения   и   эмоционального   состояния обучающихся целесообразно использовать «Словарь настроения» (см. приложение ) Словарь настроения я  распечатала на всех учащихся и применяю на любом уроке. Раздаю ребятам и задаю вопрос.  ­Прочитайте и соотнесите своё настроение с написанным.  (Даю время ознакомиться, затем ребята читают слова, которые они выбрали) Например, боязливое. ­ Объясни, как ты себя при этом чувствуешь? (боюсь, что не всё у меня получится) или доброжелательное – желаю всем добра. Эта игра имеет несколько целей:  Познавательная: 1) Развивает   речь   учащихся,   так   как   содержит   слова,   которые   дети   раньше   мало употребляли   или   совсем   не   употребляли   в   своей   речи.   Заставляет   задуматься   над   значением малознакомых слов, подбирать близкие по значению. Коммуникативная: 2) Даёт   возможность   учащимся   поделиться   с   учителем   своими     страхами   и неуверенностью и избавиться от них. Приобрести уверенность в своих силах. Личностная: 3) Несёт воспитательный момент. Формируется   внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, к людям, к жизни. В   конце   урока   полезно   вернуться   к   словарю.   Сравнить:   у   кого   осталось   такое   же настроение, а у кого изменилось и в какую сторону, стало лучше или наоборот. Приём №2. Игра «Поймай птицу стремления»   Проводится в начале урока. Показываю слайд и задаю вопрос: ­ Какую птицу «Стремления» вы бы хотели поймать сегодня на уроке.  Дети с удовольствием называют и расшифровывают, например, (Я хочу поймать птицу «Красота в тетради» т. е. я хочу красиво написать классную работу в тетради. или Я хочу поймать птицу «Бонус» т. е. хочу получить поощрение, подарок, оценку.) Эта   игра   даёт   возможность   детям   наметить   основные   цели   урока   и   стремиться   к   их достижению. Приём №3. «Музыкальный фрагмент» В   начале   урока   дети   слушают   два   фрагмента   из   двух   музыкальных   произведений (   желательно   указать   композитора   произведения).   Звучит   тревожная   музыка   и   спокойная, восторженная.   Учащиеся   выбирают   музыкальный   фрагмент,   который   соответствует   их настроению. В конце урока слушание повторить и выяснить, изменилось настроение и почему. Приём№4. «Радуга настроений»:  Ощущал(а) себя на уроке.....  Красный – комфортно         Оранжевый — уверено                      Желтый – хорошо Зеленый – смело       Голубой – неуверенно    Синий ­ испуганно Фиолетовый ­ грустно Приём №5.  «Солнышко и тучка» :     Мое настроение похоже на      солнышко; солнышко с тучкой;              тучку; тучку с дождиком;    тучку с молнией.                      Рефлексия деятельности   во втором классе нацелена на   возможность осмысления учениками способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем, например, на этапе проверки домашнего задания, при   защите проектных работ.  Использование  рефлексии деятельности в конце урока дает  возможность  оценить активность  каждого  на  разных  этапах урока,  используя, например, «Листы самооценки»   (см. приложение ) Листы самооценки по разным предметам, а так же по разным   разделам   и   темам   будут   различаться   своим   содержанием.     Второй   столбик   в   листе самооценки – моя деятельность – разделён на три части:  – как я был готов к уроку,  ­ как я работал на уроке с новым материалом, ­ подвожу итог моей работы на уроке. Дети продумывают, вспоминают каждый этап урока, а некоторые в течение всего урока постепенно заполняют   в таблице   каждую строчку и подводят итог. Лист покрываем скотчем, поэтому он многоразовый. Приём № 1. «Лист обратной связи». Учитель в конце урока раздаёт учащимся листы для обратной связи и просит их ответить на   предложенные   вопросы.   В   зависимости   от   вида   вопросов   учащиеся   могут   либо   ставить крестики, либо записывать ответы. Вопросы могут относиться к изучаемой теме урока и помогать уяснить собственную точку зрения или затруднения, возникшие при изучении темы, либо давать оценку работы на уроке и взаимодействию в парах и группах.(см. приложение 12) Приём№2. «Блиц» В конце урока учитель может дать учащимся высказаться по поводу проведённого урока. Например: ­ Правился ли вам сегодняшний урок? ­Что понравилось? ­ Что не понравилось?  ­ Почему? ­ Что получилось? ­ Не получилось? Почему? Приём №3. «Координаты» В конце урока учащимся предлагается показать на осях координат, изображённых на доске, как   они   оценивают   прошедший   урок.   Учащиеся   могут   ставить   крестики   или   воспользоваться клейкими   кружочками   малого   диаметра.   Рисуя   оси   координат,   не   следует   задавать   никаких точных   параметров,   так   как   речь   идёт   только   о   передаче   своих   впечатлений   и   чувств.   Во избежание влияния оценок одних учащихся на принятие решения другими, ставящими крестик позже, вес учащиеся должны вначале поставить крестики на индивидуальных лисах. Было интересно Не работал на уроке Работал  активно Было неинтересно         Во втором классе для  рефлексии содержания учебного материала эффективен прием незаконченного   предложения,   тезиса,   подбора   афоризма,   рефлексия     достижения   цели   с использованием «Древа целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей  (высказывания Я не знал… ­ Теперь я знаю…).     На последнем этапе занятия можно организовать рефлексию детей, которая связана с целью урока, в словесной форме учащимся предлагается оценить свою работу:  1. Короткая беседа в конце урока: Чем мы сегодня занимались? Что мы для этого делали? Что у нас получилось хорошо? Что нам пока не удается? 2.  Если перед уроком на доске   были записаны цели,  вопросы могут быть иными. Что мы делали для достижения поставленных целей? Довольны ли мы результатом? Можно ли это было сделать иначе? Какой вариант лучше? Где нам пригодится это умение? 3.  Закончить (устно или письменно) некоторые из предложений. Сегодня на уроке я   … Больше всего мне понравилось   … Самым интересным сегодня на уроке было  ... Самым сложным для меня сегодня было  …. Сегодня на уроке я почувствовал   ... Сегодня я понял  ... Сегодня я научился   .. . Сегодня я задумался  … . 4.Определить уровень понимания поможет следующий вариант:  3 балла ­ я все очень хорошо понял, мне было интересно; 2 балла ­ мне все понятно, но материал не всегда интересен; 1 балл ­ я не все понял, но мне было интересно; 0 баллов ­ я ничего не понял и на уроке скучал.  4. Анкета «Да/нет», дающая количественную и качественную оценку уроку (см.  приложение ). 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется      активно / пассивно     доволен / не доволен     коротким / длинным     не устал / устал     стало лучше / стало хуже     понятен / не понятен     полезен / бесполезен     интересен / скучен     легким / трудным     интересно / не интересно  5.  Самооценка каждого этапа урока (пример)       Оцените свою работу, заполнив таблицу   (+ ­ ) Этапы урока Моя оценка Оценка учителя М\чистописания Звуко­буквенная зарядка Умею выделять корень слова Умею работать со словарем Активно работал на уроке Общая оценка (в баллах) 6.  Карточка самооценки Всё правильно  сделал Допустил    1  ошибку Допустил  много ошибок 1 задание 2 задание 3 задание            На конец второго этапа формирования рефлексивно – оценочных действий   школьники могут: – определить возможные «ошибкоопасные» места; –   установить   возможные   причины   возникших   ошибок   и   наметить   план   их   индивидуальной ликвидации и коррекции; –   установить   границу   применимости   того   или   иного   способа   действия,   выделить   из   группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения; – классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы; – формализовать оценку своих действий с помощью, например, баллов на основе суммы разных умений (по совокупности критериев). 3 этап – отметочное обучение (3­4 класс).         Именно в 3­4 классах в период отметочного обучения   ведущее место в обучении занимает рефлексивный   контроль   и   рефлексивно­прогностическая   оценка  в   новых,   нестандартных ситуациях.                 Приёмы рефлексии на этом возрастном этапе усложняются, становятся комбинированными. Поэтому удобно использовать «Лист рефлексии»  (Ф. И.)_________________________ №п.п Вопрос  Ответ (+;­)  1 2 3 4 5 Комфортно ли вам было на уроке? Поняли ли вы тему урока? Смогли ли вы выполнить самостоятельно: Каточку № 1, Технологическую карту № 1, Каточку № 2, Требовалась ли вам помощь: а) учителя, б) учебника, в) соседа по парте? Оцените свою работу на уроке по пятибалльной  системе. Универсальные приёмы рефлексии:         Приём №1  «Солнышко»           На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много   интересной   информации;   голубого   цвета   –   занятие   не   интересное,   не   было   никакой полезной информации. Приём №2«Яблоня»            На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: красные – я считаю, что сделал всё отлично, у меня хорошее настроение; зелёные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.          Приём №3«Градусник»  Используя такой символ можно определить состояние эмоций, новизну материала, урока,  оригинальность и т.д. Приём №4«Звездочки»  На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д. Приём №5 «Корзина идей»  Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку,   мешок),   затем   выборочно   учителем   зачитываются   мнения   и   обсуждаются   ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно. Приём №6«Светофор»  Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось). Приём №7 «Дело в шляпе»  Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее. Приём№8 «Анкета самоанализа» "Каким было общение на уроке?.  ­ занимательным ­ познавательным ­ интересным ­ игровым ­ необычным ­ скучным ­радостным ­дружелюбным Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать… Мне больше всего удалось… За что ты можешь себя похвалить? За что ты можешь похвалить одноклассников? Что приобрёл? Что меня удивило? Для меня было открытием то, что… Что на ваш взгляд удалось? Что на ваш взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее? Мои достижения на уроке… Сегодня на уроке я: ­ научился ­ было интересно ­ было трудно Чему вы научились на занятии? Какие задания вам понравились больше всего? Мне показалось важным… Я понял, что… Урок ­заставил задуматься… ­навёл меня на размышления… Что нового вы узнали на уроке? Что вы считаете нужным запомнить? Над чем ещё надо поработать? Своей работой на уроке я: ­ доволен ­ не совсем доволен, Я недоволен, потому что… Я выбрал эти задания на уроке, потому что: ­они мне нравятся больше остальных; ­ я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями ­они легче остальных заданий. Приём №13. «Точка зрения» Цель: анализ и оценка эффективности занятия. В   конце   урока   учащиеся   выходят   к   доске,   где   на   полу   учитель   выкладывает   из   карточек своеобразную   «розу   ветров»,   к   примеру   с   такими   суждениями:   очень   хорошо,   очень   плохо, научился   многому,   не   научился   ничему.   Учащиеся,   занимая   определённое   место   внутри размеченной   «розы   ветров»,   могут   дать   понять,   какими   были   их   самочувствие   и   их образовательный успех на уроке. ОЧЕНЬ ПЛОХО НАУЧИЛСЯ МНОГОМУ НЕ НАУЧИЛСЯ НИЧЕМУ ОЧЕНЬ ХОРОШО Приём №9 “Если бы я был...” Ребятам задается такой вопрос: “Если бы я был волшебником, то сегодня я бы...”: • • • • Исправил... Сделал... Добавил... Похвалил... Рефлексия настроения и эмоционального состояния Приём №1 «Пик взаимопонимания»  Настроение изображено в виде ступеньки .Первая ­ настроение крайне скверное. Вторая ­ плохое. Третья ­ хорошее. Четвертая ­ уверен в силах. Пятая – отличное. В конце урока, дня ученик ставит себя на ту ступеньку, какое у него настроение. Приём №2 «Солнышко»  Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащимся предлагается выбрать солнышко, которое соответствует их настроению. Приём №3«Карта настроения» (см. (приложение 15) В   конце   занятия   ребята   заполняют   карточки   эмоционального   состояния,   в   которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии. Приём №4. «Моё состояние» Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.                                                                                                               Комфортно                                                                Уверен в своих силах                                                Хорошо                                Плохо Крайне скверно Приём №5. «Мишень настроения» День – это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (прикрепляется) кружок­попадание в одной из цветовых зон.  Внутри – дата и мотивация. В конце недели вся мишень «прострелена». Приём №6. Роза настроения.  “Роза”   делится   на   секторы   –   по   количеству   дней.   Заполняется   “роза”   в   конце   дня.   Дети, совещаясь, решают, какой цвет соответствует наиболее полно настроению в течение прожитого дня:   жёлтый   цвет   –   радостное,   светлое,   хорошее   настроение;   зелёный   цвет   –   спокойное, уравновешенное; синий цвет – грустное, печальное, тоскливое. Возможны разные варианты этого приёма: «Лента настроения”, “Роза настроения”, “Сердечное настроение”,   “Мишень   настроения”,   “Облако   настроения”,   “Ваза   настроения”,   “Паровозик настроения”,  “Гусеница   настроения”,   “Гора   настроения”,   “Лестница   настроения”,   “Кинотека настроения”,   “Домик   настроения”, “Строительство   настроения”,   “Мелодия   настроения”,   “Корзина   настроения”,   “Клубничное настроение”, “Ромашка настроения”, “Пазлы настроения”, “Аквариумное настроение”   “Звездопад   настроения”,   “Поляна   настроения”, Рефлексия деятельности.  Приём №1»Ответь на вопросы» 1. • Что на вас произвело наибольшее впечатление?  • Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?  • Что нового вы узнали на уроке?  • Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше?  2.  * что я делаю?  * зачем я делаю?  * как я делаю?  * что нового я узнал?  * каким способом я это узнал? * чему я научился? Приём №2«Мишень»  Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая  свою деятельность.  День – это один выстрел. В какую область он попал сегодня?(у меня всё получалось, я активно работал; я старался, но у меня не всё получалось; я был пассивен). В зависимости от этого рисуется (прикрепляется) кружок­попадание в одной из цветовых зон.  Внутри – дата и мотивация. В конце недели вся мишень «прострелена». Приём №3"Дерево предсказаний"  Правила  работы  таковы:  ствол  дерева  – тема,  вид  деятельности,  ветви  ­ утверждения, которые ведутся по направлениям ­ "да" и "нет" (количество "ветвей" не ограничено), и "листья" ­ обоснование этих утверждений (аргументы в пользу того или иного мнения, фамилии, оценки, результаты и т.д.).    Приём №4.  Выбери верное утверждение:                1) Я сам не смог справиться с затруднением;                2) У меня не было затруднений;                3) Я только слушал предложения других;                4) Я выдвигал идеи…. Приём №5. “Светофор” Дети сигналят карточками: • • • Для   организации  рефлексии   содержания   учебного   материала  можно   использовать прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Зелёной – побольше таких дел, поучительно, Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно, Красной – дело не понравилось, скучно.        Приём   №1.   Синквейн  (стихотворение   из   пяти   строк,   каждая   из   которых   имеет определённый смысл и определённую форму): 1­я строка — существительное, задаёт тему стихотворения; 2­я строка — два прилагательных к этому существительному; 3­я строка — три глагола к существительному; 4­я строка — ёмкая фраза; 5­я строка — одно заключительное слово, определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному. Приём №2. «Рефлексивный экран»  Цель: подведение  итогов урока,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает  свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.   Содержание:  Ребята   по   кругу   высказываются   одним   предложением,   выбирая   начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…       Приём №3. Игра «Химс»  Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.  Время: 15 мин.  Численность: Все ученики  Материал: лист большого формата, фломастеры.  Проведение:  Этот метод помогает выяснить впечатления от урока по следующим вопросам:  • Хорошо…  • Интересно…  • Мешало…  • Возьму с собой…  Каждый участник должен откровенно ответить на вопросы, включая вопросы о своём  самочувствии, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.  Приём №4 Игра «Уборка в доме»  Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным.  Время: 15 мин.  Численность: Все ученики  Материал: три листа большого формата с рисунками, фломастеры.  Проведение:  К стене прикрепляются три больших листа на первом нарисован чемодан, на втором­ мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка.  На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять.  На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.  На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.  Приём №5  «Плюс­минус­интересно».  Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда­нибудь пригодиться) Содержание:  Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» ­ «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких­то целей. В графу «М» ­ «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по   мнению   ученика,   оказалась   для   него   не   нужной,   бесполезной   с   точки   зрения   решения жизненных ситуаций. В графу «И» ­ «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. + ­ интересно ­ученик записывает то , чем  ему понравился урок, чему  новому он научился  ­ ученик записывает то, что ему не понравилось на уроке,  показалось скучным или  информация была ненужной ­ ученик записывает все, что  его особенно заинтересовало  по теме, возникшие к учителю  вопросы      Приём №6. «Комплимент» Цель: оценить свою активность и качество работы. Содержание:   учащиеся  оценивают  вклад друг друга  в урок и благодарят друг друга (Комплимент­похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный   урок.   Такой   вариант   окончания   урока   дает   возможность   удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. Выбери утверждение: всё понял, могу помочь другим; всё понял; могу, но нужна помощь; ничего не понял; интересный; хороший; отличный; запомню надолго; однообразный; неинтересный; скучный. Ощущал себя: хорошо; уверенно; смело; гордо; комфортно; глупо; неуверенно; испуганно; сердито; грустно. Приём №7.«Поездок».  Цель: оценка содержания урока Содержание: На парте перед каждым ребенком  два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам   было   интересно   выполнять,   а   «грустное   личико»   в   тот,   который   символизирует   задание, которое показалось  не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика. Приём №8. Прием незаконченного предложения. • Сегодня на уроке я.... • Научился... • Было интересно.. • Было трудно... • Мои ощущения... • Этот урок дал мне для жизни.... • Больше всего понравились задания... Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало. Приём№9.“Мудрые совы” Содержание: школьникам предлагается самостоятельно поработать над содержанием текста. Читая, дети делают пометки: “ + ” ­ знаю, “ ­ ” ­ не знаю, “ ! ”­ узнал новое, “ ? ” ­ удивило • • • • После работы с текстом задаю вопросы: ­ Выберите ту информацию, которая вам знакома. ­ А какая информация ранее была неизвестна? ­ Есть ли в тексте сведения, факты, которые оказались для вас неожиданными? ­ У кого возник вопрос? Кто из одноклассников может его объяснить? ­ Что бы вы еще хотели узнать? Приём № 10. «Карта активности» Для оценки учащимися активности и качества своей работы на уроке предлагаю детям на листе условно обозначать ответы: «V» — ответил по просьбе учителя, но ответ был неправильным; «W» — ответил по просьбе учителя, ответ правильный; «|» — ответил по собственной инициативе, но ответ был неправильным; «+» — ответил по собственной инициативе, ответ правильный; «0» — не ответил. Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся могут объективно оценить свою активность и качество работы.  Приём №11. «Критический анализ урока» Учитель просит учащихся, проанализировав прошедший урок, записать его положительные и негативные моменты, а также пожелания и на будущее. Учащиеся работают индивидуально, записывая результаты анализа в виде ключевых слов на карточки трёх цветов. Затем карточки собираются,   учитель   вывешивает   карточки   под   соответствующими   заголовками: «Положительное», «Недостатки», «Пожелания». Потом результат обсуждается. Приём №12 «Письмо самому себе» В конце урока по ознакомлению с новой большой темой каждый учащийся пишет письмо самому себе. Очень коротко он описывает то, что узнал на этом уроке и что хотел бы применить на практике. Письмо кладётся в конверт с адресом и сдаётся учителю. В конце изучения всей темы учитель возвращает письмо ученику. Приём №13 «Разговор на бумаге» В конце урока учащимся раздаются листы бумаги с написанными на каждом из них одним  вопросом­началом предложения. Учащиеся читают вопрос, пишут ответ и передают лист  следующему ученику, затем работают со следующим листом. Коллективное обсуждение сделаны  учениками записей будет конец работы. Использование этого приёма поможет узнать о  настроении коллектива, получить предложения для внесения изменений в работу на уроке.          В своей работе я постаралась систематизировать виды и приёмы работы по организации рефлексивно – оценочной деятельности для каждого возрастного этапа с учётом  этапа учебной деятельности. Особых «секретов» у меня нет: все используемые виды и приемы работы описаны в методической   литературе.   Однако   достичь   результатов   можно   только   в   процессе   системной работы, изучив особенности развития своих учеников. В первом классе ребенок способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. На данном этапе важна индивидуальная работа учителя с ребенком по коррекции формирования умений.             Во втором  классе  учащиеся при правильной работе учителя способны самостоятельно определять критерии по учебной деятельности, определять готовность и предъявлять результат своей   деятельности.   Ученик   может   определить   границу   своих   возможностей,   границу   своего «знания – не знания» через прогностическую оценку.       В третьем классе ребенок может определить соответствие своих знаний заявленным уровнем и определить те критерии, которые его подвели в том или ином виде деятельности. Ученик по тексту   работы   может   определить   сформированность   каких   умений   проверяет   эта   работа, подобрать   материал   для   отработки   тех   умений,   уровень   оценки   которых   не   соответствует высокому.        Четвертый класс дает возможность совершенствовать контрольно­оценочную деятельность ребенка по отслеживанию своего роста.          1. Аракчеева И.В. Формирование рефлексивных умений младших школьников [Электронный Список литературы и электронных ресурсов. ресурс]. – Режим доступа: http://www.zavuch.info 2. Белолюбская   Н.Н.   Рефлексивная   деятельность   как   важнейшее   условие   становления   –   Режим   [Электронный   ресурс]. субъектности   у   младших   школьников   доступа:http://festival.1september.ru  3. Воронцов,   А.   Б.   Педагогическая   технология   контроля   и   оценки   учебной   деятельности (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)/ А. Б. Воронцов/ – М.:Издатель: Рассказов А.И., 2002.­2003с.) 4. Головкина   Е.В.   Подведение   итогов   урока.   Рефлексия   [Электронный   ресурс].­   Режим доступа:  http://www.ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka 5. Гопанович   О.С.   Интересные   способы   проведения   рефлексии   в   начальных   классах    // Коллеги   –   педагогический   журнал   Казахстана.   Раздел   «Учительские   университеты» [Электронный ресурс]­ Режим доступа:  http://collegy.ucoz.ru 6. Грибкова В.А. Современные подходы к контрольно­оценочной деятельности в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru  7. Давыдов В.В Виды общения в обучении. ­ М.,1972, ­ 424с. 8. Енжевская М. В. Формирование контрольно­оценочной деятельности младших школьников в   условиях   безотметочного   оценивания     (система   Д.Б.   Эльконина   –   В.В.   Давыдова) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.jeducation.ru 9. Ильченко   Н.Д.   Формирование   рефлексивных   умений   учащихся   в   начальной   школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru  10. Карнаухова   Л.О.   Модное   слово   «Рефлексия»   .   Что   это   такое   и   как   её   организовать [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://imcluga.ru  11. Кондикова   Е.В.   Формирование   оценочной   деятельности   детей   в   начальной   школе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ipk.ulstu.ru/ 12.Константинова   Н.В.   Этапы   формирование   действий   контроля   и   оценки   в   начальной доступа: школе[Электронный http://school25.admsurgut.ru/win/download/1767/ ресурс].  Режим –       13. Контрольные работы по системе Л.В.Занкова. / Сост. С.Г.Яковлева.­ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008. 14.Корешкова В. Мотивация учения и система оценивания учебных достижений школьников как   педагогические   условия   развития   обучающихся   [Электронный   ресурс]   –   Режим доступа:. http://www.amur-iro.ru 15. Кочеткова   Л.М.   Контрольно­оценочная   деятельность   в   дидактической   системе   Л.В. Занкова [Электронный ресурс].­ Режим доступа: http://festival.1september.ru/ 16. Кузнецова   Т.   Б.   Приёмы   проведения   рефлексии   на   уроках   в   начальной   школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://kordkish.ucoz.ru  17. Кулакова   Н.И.   Рефлексивная   методика   «Линеечка   успеха»   [Электронный   ресурс]  .   – Режим доступа: http://verniedruzaj.ucoz.ru 18. Маркова   Е.   В.   Основания   построения   системы   контрольно­оценочной   деятельности   в начальной   школе,   специфика   организационно­содержательной   модели   образовательного учреждения [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://school25.admsurgut.ru  19. Мишина   А.П.   Рейтинговая   оценка   в   системе   уровневой   дифференциации   обучения младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nauka­pedagogika.com 20. Найдёнова   Л.В.   Развитие   рефлексивных   способностей   школьников.   //   Коллеги   – педагогический   журнал   Казахстана.   Раздел   «Учительские   университеты»  [Электронный ресурс]­ Режим доступа:  http://collegy.ucoz.ru  21. Никитина С. Некоторые приемы рефлексии учебной деятельности  [Электронный ресурс]­ Режим доступа: http://www.calameo.com  22. Организация   контрольно­оценочной   деятельности   учащихся,   обучающихся   по   ФГОС. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://гурьевск11школа.рф  23. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М. : Просвещение, 2009. — 216с.. 24. ПОЛОЖЕНИЕ о системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной   программы   начального   общего   образования   в   соответствии   с требованиями ФГОС НОО, об учете динамики индивидуальных достижений учащихся 25. муниципального   бюджетного   общеобразовательного   учреждения     средней общеобразовательной школы № 5 г. Липецка им. Героя Советского Союза С.Г.Литаврина [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://school5­lip.ru  26. Полина С.Ф. Приемы формирования рефлексии Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://festival.1september.ru  27. Предеина Анастасия Максимовна. Оценка проектной деятельности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uchportal.ru 28. Приёмы самоконтроля работы на уроках математики при формировании рефлексивных .   –   Режим   доступа:  [Электронный   ресурс]  умений   учеников   начальной   школы   http://www.bibliofond.ru  ее 29. Сульженко Ю. А. Педагогическое представление о рефл ксии   [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru  30. Ульянова   И.А. Формирование   контрольно­оценочных   действий   обучающихся   в   первом классе   в   рамках   новых   ФГОС   /   Методические   рекомендации  [Электронный   ресурс].   – Режим доступа: http://www.kriroipk.com 31. Ушакова Л. В. Развитие у учащихся готовности к рефлексивно­оценочной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru  32. Халимова Н. Ф. Организация контрольно­оценочной деятельности на уроках  33. русского   языка   и   литературы  [Электронный   ресурс].   –   Режим   доступа:  http://irorb­ ru.1gb.ru  34. Цукерман  Г.А. и др. Оценка без отметки. – Москва–Рига, 1999. – 133 с. 35. Цыпуштанова   Л.   В.   Формирование   оценочной   деятельности   младших   школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru  36. Черных Г.М. Использование рефлексивных технологий в начальной школе .[Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://sorobr1.ru 37. Шевцова Н.Ю. Формирование УУД на уроках в начальной школе /Методические рекомендации для учителя [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://nsportal.ru 38. Шнайдер   Н.   М.   Формирование   рефлексивных   способностей   младших   школьников. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://nsportal.ru

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока

Формирование рефлексивных умений на этапе контроля знаний в условиях современного урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2017