Формирование регулятивных УУД на уроках математики
Оценка 4.6

Формирование регулятивных УУД на уроках математики

Оценка 4.6
Контроль знаний +1
docx
математика
5 кл—8 кл
21.03.2019
Формирование регулятивных УУД на уроках математики
Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормальной адаптации в обществе, а также профессионального роста. Но как вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться? Как же это воплотить практически и продемонстрировать? Этот вопрос и является целью данной статьи: познакомить с приёмами формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики и как можно диагностировать уровень развития регулятивных УУД. В данной статье рассматриваются различные виды заданий, для формирования регулятивных УУД
Формирование регулятивных УУД на уроках математики.docx
Формирование регулятивных УУД на уроках математики Уважаемые коллеги!  ­     Моё выступление мне бы хотелось начать с высказывания  Герберта Спенсера «Великая   цель   образования   –   это   не   знания,   а   действия».   В   настоящее   время   учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»..           Важное   место   в   формировании   умения   учиться   занимают   регулятивные универсальные   учебные   действия,   которые   обеспечивают   организацию,   регуляцию   и коррекцию учебной деятельности.     Умение   учиться   необходимо   для   каждого   человека.   Это   залог   его   нормальной адаптации   в   обществе,   а   также   профессионального   роста.  Но   как   вовлечь   учащихся   в процесс   формирования   умения   учиться?   Как   же   это   воплотить   практически   и продемонстрировать? Этот вопрос и является целью моего  выступления:  познакомить  с приёмами формирования регулятивных универсальных учебных действий на своих уроках и как я диагностирую уровень развития регулятивных УУД. (Слайд) Целеполагание  как   постановка   учебной   задачи   на   основе   соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с   учетом   конечного   результата,   составление   плана   и   последовательности действий. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. Контроль  –   сличение   способа   действий   и   его   результата   с   заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коррекция  –   внесение   необходимых   дополнений   и   корректив   в   план,   и способ действия. Оценка – осознание уровня и качества усвоения. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. Для  формирования  регулятивных  универсальных   учебных   действий   на    своих уроках я использую следующие виды заданий:  Постановка учебной задачи, проблемная задача.  Формулирование цели и темы урока.  Решение текстовых задач (в соответствии с алгоритмом, приведенным ниже).  Преднамеренная ошибка.  Задания на самоконтроль и взаимоконтроль.  Задание «оцени результат», «выполни прикидку».  Работа с учебником.  Подведение итогов урока.  Дискуссия. Проблемная   задача.  Проблемные   ситуации   практически   всего   курса     математики строятся на затруднении в выполнении нового задания. То есть учащиеся сначала получают задание   решить   задачу,   которую   они   могут   решить.   Затем   дается   задача,   похожая   на предыдущую, но при этом измененная так, что у детей  возникают затруднения. Возникает вопрос «а почему мы не можем ее решить?». После этого возникает  вопрос «а как ее решить?». Например, на уроке по теме «Раскрытие скобок» в 7 классе можно предложить следующий этап постановки учебной задачи. Задание 1. Решить уравнения: 8 – (5 – х ) = ­2; ­5 (х + 3) = 10. Учащиеся решают эти уравнения. 8 – (5 – х ) = ­2, 5 – х = 8 – (­2), 5 – х = 8 + 2, 5 – х = 10, х = 5 – 10, х = ­5. Ответ: ­5. ­5 (х + 3) = 10, х + 3 = 10 : (­5), х + 3 = ­2, х = ­2 – 3, х = ­5. Ответ: ­5. Задание 2. Решить уравнения: х – (5 – х ) = ­2 и 5х – 5 (х + 3) + х = 10. Дети испытывают затруднение,   так   как   они   умеют   решать   уравнения   только   с   помощью   связи   между компонентами   действий,   а   в   этих   уравнениях   больше   одного   неизвестного   компонента действия. С помощью наводящих вопросов учителя учащиеся формулируют цели и тему урока. В конце урока необходимо вернуться к этим уравнениям и решить их, применив знания, приобретенные на уроке. «Преднамеренные ошибки» Найти ошибки и исправить их. Объясните, незнание, какого материала их повлекло. Подумайте, как можно избежать таких ошибок. Саша и Катя решали уравнение.  Саша решил так:                       Катя решила так:   (853 – у) +18 = 358 (853 – у) + 18 = 358   853 – у + 18 = 358 853 – у = 358 ­ 18 853 – у = 340   872 – у = 358 у = 853 – 340                              у = 872 – 358 у = 513    у = 514 Найди верное решение и объясни свой выбор Работа с учебником. В формировании регулятивных и познавательных УУД возможно применение такого приема, как работа с учебником. Приведу пример некоторых заданий, которые можно выполнять по тексту учебника: 1. Найти задание по оглавлению. 2. Обдумать заголовок (ответить на вопросы:«О чем пойдет речь?», «Что мне предстоит узнать?», «Что я уже знаю об этом?»). 3. Прочитать содержание пункта параграфа; выделить все непонятные слова и выражения, выяснить их значение (в Интернете, справочнике, словаре). 4. Задать по ходу чтения вопросы и ответить на них (О чем здесь говорится? Что мне уже известно об этом? Что именно об этом сообщается? Чем это можно объяснить? Как это соотносится с тем, что я уже знаю? С чем это нужно не перепутать? Что из этого должно получиться? К чему это можно применить?). 5. Выделить основные понятия в тексте. 6. Выделить основные теоремы или правила. 7. Изучить определения понятий, теорем (правил). 8. Изучить теоремы (правила). 9. Разобрать конкретные примеры в тексте и придумать свои. 10. Придумать и задать себе вопросы. И другие. Царь – колокол, стоящий сейчас в Московском Кремле, имеет массу12327 пудов 19 фунтов. Выразите  массу в килограммах и граммах.   Недостающую информацию найдите в учебнике, справочнике, Интернете На   уроках   обобщения   и   систематизации   знаний   использую   лист   учета ученика   для   формирования   поурочного   балла.   за   каждое   задание   выставляется определенное   количество   баллов,   суммируются   все   баллы   за   работу   на   уроке   и,   в соответствии   с   критериями   выставляется   поурочный   балл.   После   обобщения   и систематизации   на следующем уроке обучающиеся выполняют диагностическую работу (контрольную), заполняют лист самооценки, а я после проверки заполняю таблицу оценки предметных   умений   и   УУД,  после   подсчетов  выясняю   какой   уровень,   далее   создается индивидуальный   маршрут,   который   позволяет   обучающимся   самостоятельно   отобрать виды и количество упражнений для улучшения или закрепления тех или иных умений, уровень усвоения которых оказался недостаточно высоким,  затем создается карта знаний, которая   помогает   проследить   динамику   развития   не   только   регулятивных,     но   и   их общеучебных и математических умений в течении года. Примеры таблиц  вы видите на слайдах. ФИО ученика Класс Этапы I. Проверка   домашнего   задания   (работа   в   парах, взаимоконтроль) II. Проверка   знаний   формул   (работа   в   группах, самоконтроль) III. Отработка формул через решение задач. IV. Решение задач, повышенной сложности Ответы на дополнительные вопросы Итоговое количество баллов Оценка Задания Количество баллов №1 №2 №3 №4 №1 №2 №3 №4 №1 №2 №1 №2 Уровень усвоения не умею трудом, решаю   с умею Возникш ие трудности допускаю ошибки Лист самооценки Вводная диагностическая работа Умение Номе р задания  из к/р Читать   и записывать   числа   от нуля   до   миллиона десятичной   записью   и по разрядам Сравнивать и упорядочивать   числа,     знаки использовать сравнения Вычислять соотношения   между единицами   измерения однородных величин Делить с остатком Выполнять арифметические действия Устанавливать порядок   действий   в числовых   выражениях со   скобками   и   без. значение Находить   числового выражения Находить   площадь квадрата, прямоугольника Решать   текстовые задачи арифметическим способом Использовать законы арифметических находить действий;   неизвестный   компонент арифметического действия Распознавать изображение геометрических   фигур; находить площадь геометрической фигуры с Работать     табличной информацией, интерпретировать данные Таблица оценки предметных умений и универсальных учебных действий Вводная диагностическая работа Но Предметные умения и универсальные учебные действия мер задания предметные б познаватель б регулятивны б Рекоменд ации Читать и записывать   числа   от   нуля   до миллиона десятичной записью   и   по разрядам Сравнивать   и упорядочивать числа, использовать знаки сравнения Вычислять соотношения между   единицами измерения однородных величин Делить   с остатком Выполнять арифметические действия алл ные алл е алл Определять Принимать и способы действий рамках   в предложенных условий   и требований Определять способы действий   в рамках предложенных   условий требований и Определять способы действий рамках   в предложенных условий   и требований Определять способы действий   в рамках предложенных   условий требований и Определять способы действий рамках   в сохранять учебную   задачу. Выполнять учебные действия Принимать и сохранять учебную   задачу. Выполнять учебные действия Принимать и сохранять учебную   задачу. Выполнять учебные действия Принимать и сохранять учебную   задачу. Выполнять учебные действия Принимать и сохранять учебную   задачу. Выполнять предложенных условий   и учебные действия требований Устанавливат Создавать,   ь действий порядок в   числовых выражениях   со скобками   и   без. Находить значение числового выражения Находить площадь квадрата, прямоугольника Решать текстовые   задачи арифметическим способом Использовать законы арифметических действий; находить неизвестный компонент арифметического действия и применять преобразовывать   знаки и символы, модели   и   схемы   для учебных решения и   познавательных задач Осуществля   смысловое ть чтение и перевод задачной ситуации на язык изучаемого предмета Осуществля   смысловое ть чтение и перевод задачной ситуации на язык изучаемого предмета Применять эвристические приемы   при решении учебных   и предметных задач Самостояте льно   определять своей цель   познавательной деятельности Формулиров ать, аргументировать и   свою   отстаивать точку зрения Самостояте льно планировать пути достижения целей познавательной деятельности Принимать и сохранять учебную   задачу. Выполнять учебные действия Распознавать Выявлять изображение геометрических фигур;   находить площадь геометрической фигуры Работать   с табличной информацией, интерпретировать данные существенные   и несущественные признаки объектов познавательной деятельности Применять эвристические приемы   решении учебных   предметных при и задач Корректиро вать   действия свои   в соответствии   с изменяющейся задачной ситуацией Формулиров ать, аргументировать и   отстаивать точку свою   зрения Общее   количество баллов Уровень сформированности предметных   умений   и универсальных действий   учебных Карта знаний Умения Анализировать   текст   математической задачи и моделировать её условие Различать   различные   математические объекты, описывать их свойства Ясно,   точно   и   грамотно   излагать   свои мысли   при   решении   задач,   выстраивать аргументацию и приводить примеры Работать   с   математическим   текстом, грамотно   применять   математическую Сентябрь Учен Учите Май Учени Учите ик ль к ль терминологию и символику Исследовать   и   описывать   свойства геометрических фигур, используя наблюдение, измерение и моделирование Выдвигать   гипотезы   при   решении математических   задач, проверку или находя опровержение   осуществляя   их Действовать   предложенным алгоритмом в   соответствии   с Понимать и использовать математические таблицы,   наглядности(схемы,   средства диаграммы) Проявлять   активность   при   решении различных математических задач Строить логическую цепочку рассуждений при решении математических задач Критически   оценивать   результат   решения задачи, осуществлять самоконтроль Рационально   распределять   время   при организации математической деятельности Понимать   смысл   домашнего   задания   и самостоятельно осуществлять его выполнение Находить   в   различных   источниках информацию, необходимую для осуществления математической деятельности Контролировать процесс и результат своей учебной математической деятельности Осуществлять   самооценку   и   самоанализ   математической учебной собственной   деятельности Исходя из полученных ответов  рассчитывается процент качества знаний: M:16*100%, М­количество «плюсов» в таблице Итог развития регулятивных универсальных учебных действий: Выпускник научится: • целеполаганию,   включая   постановку   новых   целей,   преобразование   практической задачи в познавательную; • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; • планировать пути достижения целей; • устанавливать целевые приоритеты;  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; • осуществлять   констатирующий   и   предвосхищающий   контроль   по  результату   и   по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые   коррективы   в   исполнение   как   в   конце   действия,   так   и   по   ходу   его реализации; • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. Выпускник получит возможность научиться: • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; • построению жизненных планов во временной перспективе; • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;  • выделять   альтернативные   способы   достижения   цели   и   выбирать   наиболее эффективный способ; • основам   саморегуляции   в   учебной   и   познавательной   деятельности   в   форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; • осуществлять   познавательную   рефлексию   в   отношении   действий   по   решению учебных и познавательных задач; • адекватно   оценивать   объективную   трудность   как   меру   фактического   или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; • основам саморегуляции эмоциональных состояний; • прилагать   волевые   усилия   и   преодолевать   трудности   и   препятствия   на   пути достижения целей.

Формирование регулятивных УУД на уроках математики

Формирование регулятивных УУД на уроках математики

Формирование регулятивных УУД на уроках математики

Формирование регулятивных УУД на уроках математики

Формирование регулятивных УУД на уроках математики

Формирование регулятивных УУД на уроках математики

Формирование регулятивных УУД на уроках математики

Формирование регулятивных УУД на уроках математики

Формирование регулятивных УУД на уроках математики

Формирование регулятивных УУД на уроках математики

Формирование регулятивных УУД на уроках математики

Формирование регулятивных УУД на уроках математики

Формирование регулятивных УУД на уроках математики

Формирование регулятивных УУД на уроках математики

Формирование регулятивных УУД на уроках математики

Формирование регулятивных УУД на уроках математики

Формирование регулятивных УУД на уроках математики

Формирование регулятивных УУД на уроках математики

Формирование регулятивных УУД на уроках математики

Формирование регулятивных УУД на уроках математики

Формирование регулятивных УУД на уроках математики

Формирование регулятивных УУД на уроках математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2019