Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.
Оценка 4.8

Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Оценка 4.8
Памятки
doc
математика
2 кл
04.05.2018
Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.
Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Остановимся на некоторых из них: • замещение дошкольных видов деятельности занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни старшего дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития, произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению; • ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению; • резко возросшая информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной; • современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения; • ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов. Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения, ведь образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования - личностным, метапредметным и предметным. Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности. Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-информационных. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера. В ФГОС НОО метапредметные результаты - «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».
formirovanie_uud_v_ramkakh_vvedeniya_fgos_noo.doc
Формирование УУД в рамках введения ФГОС НОО Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость  разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась  ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные  проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Остановимся на некоторых  из них: ∙ замещение дошкольных видов деятельности занятиями учебного типа. Сюжетно­ролевая  игра не занимает в жизни старшего дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям  развития, произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не  обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению; ∙ ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно­ нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря  интереса к учению; ∙ резко возросшая информированность детей. Если раньше школа и уроки были  источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня  СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка,  причем не всегда положительной; ∙ современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу.  Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в  школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров;  несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и  воображения; ∙ ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто  оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет  усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов.   заложены в государственных стандартах второго поколения, ведь образование в начальной  школе является фундаментом всего последующего образования. Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы  начального общего образования ­ личностным, метапредметным и предметным. Реализовать эти  требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности. Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача  «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности,  который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. В редакции  Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего учебно­управленческих и учебно­ информационных. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников  метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных,  регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми  компетенциями, «составляющими основу умения учиться». На первый план сегодня выходят  образовательные результаты надпредметного,  общеучебного характера.  В ФГОС НОО  метапредметные результаты ­ «освоенные обучающимися универсальные учебные действия  (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми  компетенциями, составляющими основу умения учиться». Требования нового стандарта не являются чем­то абсолютно новым для практикующих  учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как  спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные  результаты? Какие из предложенных в учебнике задания целесообразно отобрать для урока?  Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в  традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все  вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС НОО. Понимаем, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса.  В пособии для учителя «Проектные задачи в начальной школе» под редакцией А.Б.Воронцова  говорится о необходимости создания разных образовательных пространств (урок как  коллективное действие; учебное занятие; урок – мастерская; урок – консультация; урок –  презентация; урок решения проектных задач). Этого требует системно­деятельностный подход,  который лежит в основе нового стандарта.  Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по­прежнему остаётся  урок,  но в соответствии с современными требованиями. Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. На его примере раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа, на котором идет работа над формированием УУД: Требования к Традиционный урок Урок современного типа уроку Объявление темы урока Сообщение целей и задач Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)   формулирует Учитель сообщает   учащимся, должны научиться   и   чему   сами Формулируют учащиеся, определив   границы   знания   и   незнания (учитель   подводит  учащихся   к осознанию целей и задач)   Универсальные учебные действия Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии Ведение проблемного диалога (автор  технологии Е.Л.Мельникова) Ведение проблемного диалога (автор  технологии Е.Л.Мельникова) Познавательные общеучебные, коммуникативные Регулятивные целеполагания, коммуникативные Планирование Учитель   сообщает   учащимся, какую   работу   они   должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование   учащимися   способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Регулятивные планирования Практическая деятельность учащихся Под   руководством   учителя учащиеся   выполняют   ряд практических   (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) задач   Учащиеся   осуществляют   учебные действия   по   намеченному   плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует   Познавательные, регулятивные, коммуникативные Осуществление контроля Учитель   осуществляет   контроль за   выполнением   учащимися практической работы Учащиеся   осуществляют   контроль (применяются   формы   самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные Работа с картой урока, с  интерактивным плакатом (например, в   программе  PowerPoint) Групповая, парная, индивидуальная  формы организации деятельности  учащихся. Работа по решению проектных задач. Проведение ролевых игр. Работа с учебником (учёт вариативной  и инвариантной части). Применение словарей, справочников,  ИКТ – технологий. Применение методики безотметочного  обучения (автор Г.А.Цукерман) Работа по само­ и взаимоконтролю  устных и письменных ответов (по  заранее определённым критериям, Осуществление коррекции Оценивание учащихся Учитель в ходе выполнения и по итогам   выполненной   работы учащимися осуществляет коррекцию     Учитель осуществляет оценивание   работы   учащихся   на уроке       советует, Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель   консультирует, помогает Учащиеся дают оценку деятельности по её (самооценка, оценивание   результатов   деятельности товарищей), учитель консультирует Проводится рефлексия   результатам   Коммуникативные, регулятивные коррекции образцам). Использование памяток. Организация взаимопомощи. Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Регулятивные саморегуляции, коммуникативные Познавательные, регулятивные, коммуникативные Применение методики безотметочного  обучения (автор Г.А.Цукерман) Работа по само­ и взаимооцениванию  устных и письменных ответов (по  заранее определённым критериям). Проведение рефлексии с применением:  вопросов, символов – кружков в листах обратной связи, смайликов, приёма  «ладошка» Дифференциация заданий. Применение творческих заданий,  практико­значимых заданий. Итог урока Учитель   выясняет   у   учащихся, что они запомнили Домашнее задание   объявляет Учитель и Учащиеся   могут   выбирать   задание   из предложенных   учителем   с   учётом комментирует   (чаще   –   задание одно для всех) индивидуальных возможностей   Данная   таблица   позволяет   сделать   вывод:   различается,   прежде   всего,   деятельность   учителя   и   учащихся   на   уроке.   Ученик   из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.  «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» ­ слова К.Д. Ушинского  отражают  суть  урока  современного   типа,  в  основе   которого  заложен   принцип системно­деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.  Актуальность приобретают теперь слова:           «Посредственный учитель излагает.                                                                          Хороший учитель объясняет.                                                                          Великий учитель вдохновляет».  Выдающийся учитель показывает.                                                                      Уильям Уорд Одним словом, учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Таким образом, результатом обучения в начальной школе архиважным должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т.е. формирование универсальных учебных действий, позволяющих в дальнейшем решать различные задачи и не только учебные.  Для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД), необходимо: 1) вначале сформировать первичный опыт выполнения действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию к  его самостоятельному выполнению; 2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или  структуры учебной деятельности в целом); 3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин (математики, русского языка, окружающего мира и т. д.), организовать самоконтроль его  выполнения и при необходимости − коррекцию; 4) в завершении организовать контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование  в образовательной практике как на уроках, так и во внеурочной деятельности Главное для учителя ­ помнить,  что все учащиеся ­ звезды, маленькие и большие,  близкие и далекие,  но одинаково красивые.  Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета.  Каждая звездочка мечтает сиять.  И наша задача ­ помочь ученикам в этом. Методики для проведения диагностики сформированности УУД обучающихся: Методика «Беседа о школе»  Проба на познавательную инициативу  Методика «Кто я?»  Рефлексивная самооценка учебной деятельности  Шкала выраженности учебно­познавательного интереса  Опросник мотивации  Методика выявления характера атрибуции успеха / неуспеха  Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи  Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы Анкета «Оцени поступок» модифицированный вариант Нежновой, Эльконина, Венгера «Незавершённая сказка» модификация методики М.Куна по Г.Ю.Ксензовой  модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006  по Э.Туриелю ­  Список литературы: 1. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли», пособие для учителя / под ред. А.Г.        Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с. 2.   Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006       3.   Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. ­ практ. жур.         «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С. 46­54.      4.    О воспитании человека и организации общества: Афоризмы и поучительные изречения в мировой литературе. – Новосибирск:              Издательство СО РАН. Научно – издательский центр ОИГГМ СО РАН, 1997.      5.     Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010.      6.     Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.      7.     Пилипко П.Н., Громова М.Ю., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология             учителю. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.     8.     Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.     9.     Цукерман Г.А. Оценка без отметки: http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm   10.     Статья Юлии Михеевой, учителя начальных классов средней школы имени В.М. Комарова с углублённым изучением английского языка             Звёздного городка Московской области «Из опыта работы»    11.    Материалы с сайта

Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.
Скачать файл