ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +1
Взрослым
12.04.2018
В условиях трансформации российского общества существенные изменения претерпевает система ценностных ориентаций всех сторон социальной жизни, всех социальных институтов, в том числе и института семьи и брака. Ценностные ориентации, как и сами социальные ценности, являясь продуктом деятельности людей, в то же время самым непосредственным образом связаны с социально-экономической, социально-политической природой общества и объективными условиями предметной деятельностью, а также с социальными установками, соотносимыми с целостностью образа жизни, в сравнении с установками на частные социальные объекты и ситуации, отдельные поступки. Они являются отражением фундаментальных интересов, выражают и субъективную общественную позицию людей, их мировоззрение и нравственные принципы.
ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.doc
ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Е.В. Кузнецова
Формирование системы ценностных ориентаций в отношении семьи и брака у
студенческой молодежи представляется сегодня актуальным в контексте происходящих в
стране и мире сложных процессов, свидетельствующих о переоценке культурных ценностей
предыдущих поколений, нарушении преемственности в передаче социокультурного опыта.
Именно позитивные, традиционные ценности семьи и брака нуждаются в глубоком
исследовании и популяризации среди всех социальных групп, а особенно среди молодежи.
В условиях трансформации российского общества существенные изменения
претерпевает система ценностных ориентаций всех сторон социальной жизни, всех
социальных институтов, в том числе и института семьи и брака. Ценностные ориентации, как
и сами социальные ценности, являясь продуктом деятельности людей, в то же время самым
непосредственным образом связаны с социальноэкономической, социальнополитической
природой общества и объективными условиями предметной деятельностью, а также с
социальными установками, соотносимыми с целостностью образа жизни, в сравнении с
установками на частные социальные объекты и ситуации, отдельные поступки. Они являются
отражением фундаментальных интересов, выражают и субъективную общественную позицию
людей, их мировоззрение и нравственные принципы.
Формирование установок, ориентаций и культурных идеалов населения определяется,
прежде всего, социальной политикой государства и деятельностью федеральных и
региональных органов, органов местного самоуправления. Выход современного российского
общества из состояния социальной аномии напрямую связан с утверждением
общечеловеческих духовнонравственных ценностей и традиций, повышением уровня
культурного развития населения и, прежде всего, молодежи и студенчества. Успешная
реализация социальных проектов в рамках организации жизнедеятельности общества и
культурной политики, в частности, зависит от знания внутренних механизмов становления,
функционирования и развития института семьи и брака, придания им особой значимости.
Молодежь и студенчество как особые социальнодемографические группы являются
наиболее динамичной частью общества и характеризуются специфической ролью и местом в системе общественного воспроизводства. Поэтому изучение проблем этих групп общества
является актуальным, поскольку будущее каждой страны во многом зависит от ее молодого
поколения, тех ценностных ориентиров, которые преобладают в его миропонимании. В связи с
этим возникает необходимость решения важнейших вопросов укрепления авторитета и
поддержки семьи на основе базовых семейных ценностей, в то же время и определения
«болевых точек» функционирования и развития российской семьи.
Формирование инновационного социокультурного потенциала общества связано с
потребностью активной жизненной позиции молодой семьи, которая как сложный
социокультурный феномен характеризуется специфическим набором ценностных
приоритетов и жизненных стратегий ее членов. В условиях современных социальных
трансформаций, молодая семья, в первую очередь, испытывает на себе как позитивные, так и
негативные последствия таких изменений.
морально
психологические трудности, с которыми сталкивается молодая семья, предопределяют ее
Социальноэкономические,
незащищенность и ущемленность. Это влияет на социальное самочувствие молодых супругов,
на их самореализацию в профессиональной деятельности. В этой связи акцентируется
внимание научного сообщества на необходимости всестороннего изучения всех, в особенности
социокультурных аспектов жизнедеятельности молодых семей.
Специфической с точки зрения социальноэкономического положения и
интеллектуального потенциала, выступает студенческая семья. Необходимость изучения
вопросов минимизации трудностей студенческой семьи и активизации ее интеллектуально
образовательного потенциала, оптимизации духовных, нравственных основ отношений в
молодых семьях, является актуальным не только для науки, но и для социальной практики. В
отечественной науке в последнее время значительно активизировались исследования,
направленные на изучение семейных отношений, их образовательновоспитательных
возможностей, семейных духовнонравственных ценностей и проблемы их формирования. Это
объясняется как важностью самой проблематики, так и интенсивными процессами,
происходящими с институтом семьи на современном этапе развития общества, породившими
ряд сложных проблем и противоречий. Анализ научной литературы показывает, что в
социальнопедагогических функциях семьи произошли большие изменения, как на глобальном
уровне, связанном с общими социальноэкономическими тенденциями, так и на национальном
уровне, связанном с изменениями, происходящими в нашей стране на протяжении последних
двух десятилетий. Новые социальноэкономические условия, демографический кризис в России породили
множество проблем в сфере семейных отношений, а также в воспитании и подготовке
подрастающего поколения к осознанному родительству, формированию собственной семьи.
Особенно перспективной в формировании ценности семьи является студенческая
молодежь, стоящая на пороге жизненного самоопределения, так как ценнейшим социально
психологическим приобретением юности является открытие своего внутреннего мира,
приобретение жизненно важных ценностей и взаимоотношений с окружающими, близкими,
самим собой. Проблема ценности семьи сегодня стоит очень остро, потому, что в настоящее
время происходит переоценка жизненных ценностей, ломаются стереотипы в сознании людей.
Можно выделить несколько факторов, которые оказывают непосредственное влияние на
формирование ценности семьи и брака:
микрофакторы, влияние ближайшего семейного окружения человека, а также
референтных групп сверстников;
мезофакторы: деятельность различных образовательных и культурных учреждений,
занимающихся проблемами оптимизации семьи и, в целом, обучением и воспитанием
личности;
макрофакторы: матримониальные традиции и инновации страны, этноса, общества,
государства, которые влияют на развитие социокультурной сущности человека семьянина.
Современная российская молодежь как социальная группа неоднородна по своему
составу. Особое положение в структуре молодежи занимает студенчество, которое, являясь
составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу,
характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и
психологией, системой ценностных ориентаций. Студенческие годы это не только время для
получения высшего образования, но и благоприятная пора для создания семьи по многим
причинам. Широкие возможности выбора брачного партнера (особенно в вузах, где
сбалансированная половая структура), общность многих жизненных целей, схожесть
ценностных ориентаций, оптимальный возраст супругов для рождения ребенка все эти
факторы способствуют образованию потенциально устойчивых и перспективных семей.
Исследования В. Т. Лисовского, Т. Г. Поспеловой обнаруживают высокую ориентацию
значительной части первокурсников на брак в студенческие годы, которая сохраняется в
процессе всего обучения.
В вузе (кроме обучения) следует воспитывать в процессе социокультурной
деятельности и базовые черты характера личности молодых, их позитивноценностные качества: трудолюбие, великодушие, уважение, готовность к сопереживанию (эмпатия),
добросердечность, отзывчивость. Эти качества личности актуализируют потенциал,
охватывают все сферы личности (когнитивную, экзистенциальноэмоциональную и
поведенческую) и формируются на основе правильного выбора ценностей, вкус и
избирательность к которым также необходимо постоянно прививать.
Образовательная среда вуза обладает аксиологическими возможностями: она способна
обеспечить передачу культурных ценностей от поколения к поколению и способствует
формированию социальных установок, в том числе и брачносемейных.
Таким образом, в настоящее время в России остро стоит вопрос об изменении
отношения к институту семьи, а именно необходимости рассматривать семью как
социальную и личностную ценность. В связи с этим возникают противоречия между
необходимостью организации процесса и обеспечения педагогических условий для
формирования ценности семьи у студенческой молодежи и недостаточной разработанностью
теоретикометодических и технологических основ ее формирования; между объективной
социальной потребностью общества и государства в формировании у подрастающего
поколения ценности семьи и реально занимаемым статусом семьи в современном обществе,
снижением роли родительской семьи, социальных институтов общества и образовательных
учреждений в процессе ее формирования с учетом новых социальноэкономических условий;
между субъектной активностью самого студента в формировании ценности семьи и низким
уровнем педагогической грамотности родителей и профессиональной готовности педагогов,
их совместной деятельности по организации исследуемого процесса.
В настоящее время в современном российском обществе сложилась ситуация, которую
можно охарактеризовать как состояние определенного идейномировоззренческого вакуума,
когда одни социальные ценности и идеалы уже в прошлом, а другие еще не сформировались. В
сложившихся обстоятельствах особую остроту и актуальность сегодня приобретает изучение
изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Определено, что большой
интерес для общества и практическое значение представляет отношение современной
молодежи к браку и семье.
ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.