ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Оценка 4.7

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +1
Взрослым
12.04.2018
ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
В условиях трансформации российского общества существенные изменения претерпевает система ценностных ориентаций всех сторон социальной жизни, всех социальных институтов, в том числе и института семьи и брака. Ценностные ориентации, как и сами социальные ценности, являясь продуктом деятельности людей, в то же время самым непосредственным образом связаны с социально-экономической, социально-политической природой общества и объективными условиями предметной деятельностью, а также с социальными установками, соотносимыми с целостностью образа жизни, в сравнении с установками на частные социальные объекты и ситуации, отдельные поступки. Они являются отражением фундаментальных интересов, выражают и субъективную общественную позицию людей, их мировоззрение и нравственные принципы.
ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.doc
ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Е.В. Кузнецова Формирование   системы   ценностных   ориентаций   в   отношении   семьи   и   брака   у студенческой молодежи представляется  сегодня актуальным в контексте происходящих в стране и мире сложных процессов, свидетельствующих о переоценке культурных ценностей предыдущих   поколений,   нарушении   преемственности   в  передаче   социокультурного   опыта. Именно   позитивные,   традиционные   ценности   семьи   и   брака   нуждаются   в   глубоком исследовании и популяризации среди всех социальных групп, а особенно среди молодежи. В   условиях   трансформации   российского   общества   существенные   изменения претерпевает   система   ценностных   ориентаций   всех   сторон   социальной   жизни,   всех социальных институтов, в том числе и института семьи и брака. Ценностные ориентации, как и сами социальные ценности, являясь продуктом деятельности людей, в то же время самым непосредственным   образом   связаны   с   социально­экономической,   социально­политической природой   общества   и   объективными   условиями   предметной   деятельностью,   а   также   с социальными   установками,   соотносимыми   с   целостностью   образа   жизни,   в   сравнении   с установками на частные социальные объекты и ситуации, отдельные поступки. Они являются отражением фундаментальных интересов, выражают и субъективную общественную позицию людей, их мировоззрение и нравственные принципы. Формирование установок, ориентаций и культурных идеалов населения определяется, прежде   всего,   социальной   политикой   государства   и   деятельностью   федеральных   и региональных органов, органов местного самоуправления. Выход современного российского общества   из   состояния   социальной   аномии   напрямую   связан   с   утверждением общечеловеческих   духовно­нравственных   ценностей   и   традиций,   повышением   уровня культурного   развития   населения   и,   прежде   всего,   молодежи   и   студенчества.   Успешная реализация   социальных   проектов   в   рамках   организации   жизнедеятельности   общества   и культурной политики, в частности, зависит от знания внутренних механизмов становления, функционирования и развития института семьи и брака, придания им особой значимости. Молодежь и студенчество как особые социально­демографические группы являются наиболее динамичной частью общества и характеризуются специфической ролью и местом в системе  общественного воспроизводства. Поэтому изучение проблем этих групп общества является актуальным, поскольку будущее каждой страны во многом зависит от ее молодого поколения, тех ценностных ориентиров, которые преобладают в его миропонимании. В связи с этим   возникает   необходимость   решения   важнейших   вопросов   укрепления   авторитета   и поддержки   семьи   на   основе   базовых   семейных   ценностей,   в   то   же   время   и   определения «болевых точек» функционирования и развития российской семьи. Формирование   инновационного   социокультурного   потенциала   общества   связано   с потребностью   активной   жизненной   позиции   молодой   семьи,   которая   как   сложный социокультурный   феномен   характеризуется   специфическим   набором   ценностных приоритетов   и   жизненных   стратегий   ее   членов.   В   условиях   современных   социальных трансформаций, молодая семья, в первую очередь, испытывает на себе как позитивные, так и негативные   последствия   таких   изменений.   морально­ психологические  трудности,  с которыми сталкивается  молодая  семья,  предопределяют  ее   Социально­экономические, незащищенность и ущемленность. Это влияет на социальное самочувствие молодых супругов, на   их   самореализацию   в   профессиональной   деятельности.   В   этой   связи   акцентируется внимание научного сообщества на необходимости всестороннего изучения всех, в особенности социокультурных аспектов жизнедеятельности молодых семей. Специфической   с   точки   зрения   социально­экономического   положения   и интеллектуального   потенциала,   выступает   студенческая   семья.   Необходимость   изучения вопросов минимизации трудностей студенческой семьи и активизации ее интеллектуально­ образовательного   потенциала,   оптимизации   духовных,   нравственных   основ   отношений   в молодых семьях, является актуальным не только для науки, но и для социальной практики. В отечественной   науке   в   последнее   время   значительно   активизировались   исследования, направленные   на   изучение   семейных   отношений,   их   образовательно­воспитательных возможностей, семейных духовно­нравственных ценностей и проблемы их формирования. Это объясняется   как   важностью   самой   проблематики,   так   и   интенсивными   процессами, происходящими с институтом семьи на современном этапе развития общества, породившими ряд   сложных   проблем   и   противоречий.   Анализ   научной   литературы   показывает,   что   в социально­педагогических функциях семьи произошли большие изменения, как на глобальном уровне, связанном с общими социально­экономическими тенденциями, так и на национальном уровне, связанном с изменениями, происходящими в нашей стране на протяжении последних двух десятилетий. Новые социально­экономические условия, демографический кризис в России породили множество   проблем   в   сфере   семейных   отношений,   а   также   в   воспитании   и   подготовке подрастающего поколения к осознанному родительству, формированию собственной семьи. Особенно   перспективной   в   формировании   ценности   семьи   является   студенческая молодежь, стоящая на пороге жизненного самоопределения, так как ценнейшим социально­ психологическим   приобретением   юности   является   открытие   своего   внутреннего   мира, приобретение жизненно важных ценностей и взаимоотношений с окружающими, близкими, самим собой. Проблема ценности семьи сегодня стоит очень остро, потому, что в настоящее время происходит переоценка жизненных ценностей, ломаются стереотипы в сознании людей. Можно   выделить   несколько   факторов,   которые   оказывают   непосредственное   влияние   на формирование ценности семьи и брака:  ­   микрофакторы,   влияние   ближайшего   семейного   окружения   человека,   а   также референтных групп сверстников;  ­ мезофакторы: деятельность различных образовательных и культурных учреждений, занимающихся   проблемами   оптимизации   семьи   и,   в   целом,   обучением   и   воспитанием личности;  ­ макрофакторы: матримониальные традиции и инновации страны, этноса, общества, государства, которые влияют на развитие социокультурной сущности человека ­ семьянина. Современная   российская   молодежь   как   социальная   группа   неоднородна   по   своему составу. Особое положение в структуре молодежи занимает студенчество, которое, являясь составной   частью   молодежи,   представляет   собой   специфическую   социальную   группу, характеризующуюся   особыми   условиями   жизни,   труда   и   быта,   социальным   поведением   и психологией, системой ценностных ориентаций. Студенческие годы ­ это не только время для получения высшего образования, но и благоприятная пора для создания семьи по многим причинам.   Широкие   возможности   выбора   брачного   партнера   (особенно   в   вузах,   где сбалансированная   половая   структура),   общность   многих   жизненных   целей,   схожесть ценностных   ориентаций,   оптимальный   возраст   супругов   для   рождения   ребенка   ­   все   эти факторы способствуют образованию потенциально устойчивых и перспективных семей.  Исследования В. Т. Лисовского, Т. Г. Поспеловой обнаруживают высокую ориентацию значительной  части   первокурсников   на  брак   в  студенческие   годы,  которая  сохраняется  в процессе всего обучения. В   вузе   (кроме   обучения)   следует   воспитывать   в   процессе   социокультурной деятельности   и   базовые   черты   характера   личности   молодых,   их   позитивно­ценностные качества:   трудолюбие,   великодушие,   уважение,   готовность   к   сопереживанию   (эмпатия), добросердечность,   отзывчивость.   Эти   качества   личности   актуализируют   потенциал, охватывают   все   сферы   личности   (когнитивную,   экзистенциально­эмоциональную   и поведенческую)   и   формируются   на   основе   правильного   выбора   ценностей,   вкус   и избирательность к которым также необходимо постоянно прививать. Образовательная среда вуза обладает аксиологическими возможностями: она способна обеспечить   передачу   культурных   ценностей   от   поколения   к   поколению   и   способствует формированию социальных установок, в том числе и брачно­семейных. Таким   образом,   в   настоящее   время   в   России   остро   стоит   вопрос   об   изменении отношения   к   институту   семьи,   а   именно   ­   необходимости   рассматривать   семью   как социальную   и   личностную   ценность.   В   связи   с   этим   возникают   противоречия   между необходимостью   организации   процесса   и   обеспечения   педагогических   условий   для формирования ценности семьи у студенческой молодежи и недостаточной разработанностью теоретико­методических   и   технологических   основ   ее   формирования;   между   объективной социальной   потребностью   общества   и   государства   в   формировании   у   подрастающего поколения ценности семьи и реально занимаемым статусом семьи в современном обществе, снижением роли родительской семьи, социальных институтов общества и образовательных учреждений в процессе ее формирования с учетом новых социально­экономических условий; между субъектной активностью самого студента в формировании ценности семьи и низким уровнем педагогической грамотности родителей и профессиональной готовности педагогов, их совместной деятельности по организации исследуемого процесса. В настоящее время в современном российском обществе сложилась ситуация, которую можно охарактеризовать как состояние определенного идейно­мировоззренческого вакуума, когда одни социальные ценности и идеалы уже в прошлом, а другие еще не сформировались. В сложившихся обстоятельствах особую остроту и актуальность сегодня приобретает изучение изменений,   происходящих   в   сознании   современной   молодежи.   Определено,   что   большой интерес   для   общества   и   практическое   значение   представляет   отношение   современной молодежи к браку и семье.

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2018